МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ЮЛДАШ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа_2022 года «юлдлш» о т /< < * III. Баймуратова 1» августа 2022 ■ СОГЛАСОВАНО Родительским комитетом Протокол № 1 от «31 августа»2022 г. СОГЛАСОВАНО Общим собранием работников Протокол № 1 от «31 августа» 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В МБОУ ДО «ДТ «ЮЛДАШ» Уфа-2022 1. Общие положения 1. Настоящ ее П олож ение об организации образовательной деятельности по дополнительны м общ еобразовательным общ еразвиваю щ им образовательным программам (далее П олож ение) разработано в соответствии Ф едеральным законом «Об образовании в Российской Ф едерации» от 29.12.2012 г. № 273 (с изменениями), приказом М инистерства просвещения Российской Ф едерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении П орядка организации и осущ ествления образовательной деятельности по дополнительны м общ еобразовательным программам». 2. О бразовательная деятельность по дополнительны м общ еразвиваю щ им образовательным программам в учреждении направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальны х потребностей обучаю щ ихся в интеллектуальном, нравственном, худож ественно-эстетическом развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания обучающихся; гражданско-патриотического, выявление, развитие и поддержку талантливых обучаю щ ихся, а также лиц, проявивш их вы даю щ иеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучаю щихся к жизни в обществе; ф ормирование общей культуры обучаю щихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучаю щ ихся, не противоречащ их законодательству Российской Федерации. I. О бразовательны й процесс осуществляется в соответствии с учебными планами в объединениях (группах) по интересам, сформированных в группы обучаю щ ихся одного или разных возрастных категорий 2. 3. 4. 5. 6. 7. (разновозрастные группы), являю щ иеся о сн о в н ы м составом объединения, а также индивидуально. В образовательном процессе допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения: очная, очно-заочная, заочная. Количество обучаю щ ихся в объединениях (группах), их возрастные категории, а такж е продолж ительность учебных занятий в объединениях зависят от направленности дополнительны х общ еобразовательных программ и определяются Полож ением о режиме занятий обучающихся. К аж ды й обучаю щ ийся имеет право заниматься в нескольких объединениях (группах), переходить в процессе обучения из одного объединения (группы), в другое в пределах одной образовательной программы. Обучение в учреж дении ведется на русском языке. Д ополнительное образование детей мож ет быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общ еобразовательной программой и в порядке, установленном Ф едеральны м законом об образовании. Педагогическая деятельность по реализации дополнительны х общ еобразовательны х программ осуществляется лицами, имеющ ими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствую щ им направлениям дополнительны х общ еобразовательны х программ) и отвечаю щ ими квалификационным требованиям, указанным в квалификационны х справочниках, и (или) п р о ф е с с и о и а л ь н ы м с т а нд ар та м . 10. Учреж дение вправе привлекать к реализации дополнительны х общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ лиц, получаю щ их высш ее или среднее проф ессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае реком ендации аттестационной комиссии и соблю дения требований, предусмотренных квалификационны ми справочниками. 11. У чреж дение проводит промежуточную аттестацию (контроль освоения дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей программы) обучаю щихся в соответствии с Полож ением о порядке и периодичности проведения промеж уточной аттестации (контроля освоения дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей программы) обучаю щихся. 12. Учреж дение мож ет организовывать работу с обучаю щ имися в течение всего календарного года, включая праздничные дни в Российской Федерации. 13. У чреж дение мож ет оказывать платные образовательны е услуги (на договорной основе) в соответствии с Положением об организации и оказании платных дополнительны х услуг. 2. Ф орм ирование объединений (групп). 1. Объединения (группы), комплектуются в соответствии с Положением о приеме, Полож ением о порядке перевода, отчисления, исключения, восстановления обучаю щ ихся в учреждении. 2. О бучаю щ ем уся, достигш ему 18 летнего возраста, предоставляется возможность закончить учебный год и пройти процедуру аттестации по пройденному объему дополнительной общ еразвиваю щ ие образовательной программе. 3. О бъединения (группы), формируются на весь период реализации дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей программы. Возмож но формирование долгосрочных и краткосрочных объединений для реализации долгосрочных и краткосрочных программ. 4. Численный состав объединений (групп), определяется Полож ением о режиме занятий обучаю щихся, с учетом санитарноэпидемиологических правил и нормативов, места дислокации объединения (группы), психологической и педагогической целесообразности, характера деятельности, дополнительной образовательной общ еразвиваю щ ей программы, наличия материальной базы. 5. Занятия в объединениях (группах), могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (группы). 6. В дни ш кольных каникул, в летний период, в актированные дни допускается работа объединений (групп), с меньш им численным составом. 7. У чреж дение вправе на основе договора о сотрудничестве создавать объединения (группы), в других образовательны х учреждениях, предприятиях и организациях (внеш ние базы), осуществлять совместные образовательные проекты и программы. 8. С обучаю щ им ися с ограниченными возмож ностями здоровья, талантливым и обучаю щ имися, а также обучаю щ им ися проявивш ими вы даю щ иеся способности, обучаю щ имися, заним аю щ имися учебно исследовательской деятельностью, мож ет быть организовано как групповое, так и индивидуальное обучение. 9. В работе объединений (групп), совместно с обучаю щ имися могут участвовать родители (законные представители), без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя учреждения. 3. Реализация дополнительны х общ еобразовательны х программ 1. Содерж ание дополнительны х общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ и сроки обучения по ним определяю тся образовательной программой, разработанной и утвержденной учреждением. 2. Д ополнительны е общ еобразовательные общ еразвиваю щ ие программы разрабаты ваю тся по профилю деятельности, с учетом методических рекомендаций по проектированию программ и санитарноэпидемиологических правил, и нормативов. При разработке дополнительны х общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ учитываю тся направленность, возраст, наличие условий (оборудованные рабочие места, наличие техники и оборудования в учебных кабинетах), требования современной педагогической науки, иные компоненты, а также оценочные и методические материалы. 3. Д ополнительны е общ еобразовательные общ еразвиваю щ ие программы, разработанные учреж дением, обсуждаю тся и принимаются на педагогическом совете, утверждаются экспертны м советом и приказом директора учреждения. 4. Д ополнительные общ еобразовательные общ еразвиваю щ ие программы могут реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 5. Д ополнительны е общ еобразовательные общ еразвиваю щ ие программы могут реализовываться как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 6. При разработке и реализации дополнительны х общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционны е образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осущ ествляю щ им и образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционны х образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом М инистерства образования и науки Российской Ф едерации от 23 августа 2017 г. № 8 1 6 . 7. При реализации дополнительны х общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ мож ет применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содерж ания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствую щ их образовательных технологий. 8. При реализации дополнительны х общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 9. Использование при реализации дополнительны х о б щ е о б р а зо в а те л ь н ы х общ еразвиваю щ их программ методов и средств обучения и воспитания, образовательны х технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучаю щихся, запрещается. 10. Д ополнительны е общ еобразовательные общ еразвиваю щ ие программы ежегодно обновляю тся с учетом развития экономики, технологий и социальной сферы. науки, техники, культуры, 11. Количество часов в неделю по дополнительны м общ еобразовательным общ еразвиваю щ им программам различной определяется Полож ением о режиме занятий обучаю щ ихся. 12. При реализации дополнительны х направленности общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, создаваться условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей). 13. Занятия в объединениях (группах), могут проводиться по дополнительны м общ еобразовательные общ еразвиваю щ им образовательны м программам различной направленности худож ественной, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной. 14. Продолж ительность и последовательность учебных занятий определяется расписанием. 15. Расписание занятий объединений (групп), составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отды ха обучаю щихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучаю щихся, родителей (законных представителей) несоверш еннолетних обучаю щ ихся и возрастных особенностей обучающихся. 16. Расписание утверж дается приказом директора учреж дения, согласуется в установленном порядке. Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия администрации, оформляется документально и отражается в журнале дополнительного образования детей. 17. Расписание целесообразности, занятий с загруженности учетом учебных учета занятий обеспечения кабинетов, в системе педагогической учебного плана, соблю дения санитарных правил и нормативов составляется в академических часах. В расписание занятий в течение года могут вноситься изменения, которые оф ормляю тся документально. 18. П едагогическим работникам запрещается изменять расписание, место проведения занятий, график работы без письменного согласования с директором учреждения. 19. Все вы ходы педагогических работников с обучаю щ имися за пределы учреждения в рамках образовательной деятельности осуществляются по согласованию с директором учреждения и оформляю тся документально. 4. У частники образовательного процесса. 1. У частниками образовательного процесса в учреж дении являются обучаю щ иеся, педагогические работники, родители (законные представители), адм инистративно-управленческий персонал. 2. Взаимоотнош ения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общ ечеловеческих ценностей. 3. У чреж дение обеспечивает права каждого обучаю щ егося в соответствии с К онвенцией о правах ребенка и действую щ им законодательством. 4. О бучаю щ им ся гарантируется: охрана жизни и здоровья, защ ита от психического насилия, защ ита их достоинства; всех форм физического и удовлетворение в эмоционально-личностном общении; развития их творческих способностей и интересов; получение дополнительного образования, услуг; предоставление оборудования; 1. О бучаю щ иеся в учреждении имею т право на: получение дополнительны м направленности; бесплатного дополнительного общ еобразовательным образования программам по различной свободу вы бора объединений по интересам, обучение в одном или нескольких объединениях (группах), переход из одного объединения в другое, в пределах одной образовательной программы; обучение по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения; свободное посещ ение мероприятий, организуемых для обучаю щ ихся в учреждении; развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях; получение дополнительны х (в том числе платных) образовательных услуг; участие в управлении учреждения: вносить предложения по улучш ению работы объединения, учреж дения в целом; свободу выражения своего мнения, идеи, взглядов и убеждений; уваж ение человеческого достоинства, свободу совести. 1. О бучаю щ иеся в учреждении обязаны: соблю дать устав и локальные акты учреждения; выполнять правила внутреннего распорядка учреждения; добросовестно осваивать дополнительную общ еобразовательную программу, вы полнять индивидуальный учебный план; береж но относиться к имущ еству учреж дения, соблю дать санитарноэпидемиологические правила и нормативы, чистоту и порядок в учебных кабинетах, пом ещ ениях учреждения и на его территории; соблю дать технику безопасности; заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосоверш енствованию ; выполнять обоснованные требования педагогов учреждения, других работников, распорядка; деж урны х педагогов по соблю дению правил внутреннего уваж ать честь и достоинство других обучаю щ ихся и р аб отн и к о в учреждения. 1. О бучаю щ имся запрещается: приносить, передавать или использовать в учреж дении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества, вещества, способные привести к взрывам и возгоранию, электронные сигареты, вейпы, снюсы; применение физической силы, оскорблений по отнош ению к другим участникам образовательного процесса. 1. Педагогические работники учреждения имеют право на: участие в управлении учреж дением в порядке, определяемом уставом учреждения; защ иту профессиональной чести и достоинства; разработку дополнительны х общ еобразовательны х программ, методических материалов и иных компонентов программы; осущ ествление научной, творческой, исследовательской деятельности, разработку и внедрении инноваций; свободу выбора и использования форм, средств, методов воспитания и обучения, учебны х пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся; аттестацию на соответствую щ ую квалификационную категорию; повы ш ение квалификации в высших проф ессиональных образовательных учреждениях, а такж е в учреж дениях системы переподготовки и повышения квалификации. 1. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается приказом директора учреж дения исходя из количества часов по учебному плану и дополнительны м общ еразвиваю щ им образовательным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в учреж дении. 10. У становленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не мож ет быть уменьш ен в течение учебного года по инициативе администрации, за исклю чением случаев уменьш ения количества часов по учебным планам и программам, сокращ ения количества групп (объединений), сокращения численности обучаю щ ихся в группе на 30% и более. 11. В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников мож ет быть разной в первом и втором учебных полугодиях. 12. П едагогические работники учреждения обязаны: соблю дать устав учреждения; вы полнять Правила внутреннего трудового трудового договора и долж ностную инструкцию; распорядка, условия соблю дать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям проф ессиональной этики; проходить в соответствии с действую щ им законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры; осущ ествлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваем ы х дисциплин в соответствии с учебны м планом; повы ш ать свой профессиональный уровень, изучать психологию детского коллектива и отдельного ребенка в целях правильного выбора форм и методов обучения и воспитания; вести аналитическую работу для соверш енствования образовательного процесса, качества образования в объединении, исследовательскую работу по актуальной педагогической теме, представлять свой опыт работы педагогическому сообществу; развивать самостоятельность, у обучаю щихся познавательную инициативу, творческие способности, гражданскую позицию, способность безопасного образа жизни; , к труду, • активность, формировать культуру- здорового воспитывать нравственные качества личности обучаю щихся; и заботиться о защ ите п р ав и свобод обучаю щ ихся, у в аж ать честь и достоинство обучаю щ ихся и других участников образовательны х отношений; проводить занятия согласно теме, плану и дополнительной общ еобразовательной программе; обеспечивать учебную дисциплину; участвовать в проблемных групп. работе методических объединений, творческих и 13. Педагогическим работникам учреждения запрещается: применять методы воспитания и обучения, связанные с физическим или психическим насилием над личностью, а также, у ниж аю щ ие человеческое достоинство; использовать образовательную деятельность для политических агитаций, для разж игания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; появляться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; отменять занятия, увеличивать либо сокращ ать их продолж ительность без согласия с директором; удалять обучаю щ ихся с занятий. 14. Родители (законные представители) имеют право: защ ищ ать права и законные интересы обучаю щихся; принимать участие в управлении учреж дением в форме, определяемой уставом учреждения; знаком иться с содерж анием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательны ми технологиями, успеваемостью; присутствовать на откры тых занятиях, мероприятиях учреждения; знакомиться с уставом учреждения, настоящ им Полож ением и другими документами, реглам ентирую щ им и организацию образовательного процесса в учреждении; участвовать в работе объединения совместно с детьми, без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя учреждения. 15. Родители (законные представители) обязаны: залож ить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, ввиду того, что они имею т преимущ ественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другим и лицами; соблю дать устав и требования локальных актов учреждения; уваж ать честь и достоинство обучаю щ ихся и работников учреждения; создавать необходимы е дополнительного образования; возм ещ ать условия материальны й для ущерб, получения обучаю щ имися нанесенный обучаю щ имся учреждению, в соответствии с законодательством. 5. Заклю чительн ы е положения 1. Все изменения в П олож ение вносятся и утверж даю тся в том же порядке и в той же форме, что и само Положение. Прошито, пронумеровано , ero&J