грамотейка1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ 1.Пояснительная записка
Для успешного обучения в школе, важно сформировать у ребенка
психологическую и общеучебную готовность к школе.
Изменения в школьном образовании влекут за собой и изменения в
дошкольном уровне образования, предъявляя к нему всё более высокие
требования. В системе дошкольного образования происходят серьезные
процессы: обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от
жёстко регламентированных форм обучения, появление авторских программ и
методик, подталкивающих дошкольное образование «идти в ногу со
временем».
Главная отличительная черта этого возрастного этапа — формирование
универсальных человеческих способностей, без которых не может состояться
человек, как таковой. Именно поэтому данный этап имеет необходимое
значение для всего последующего развития человека. Отсюда возникает
задача

нового

типа обучения

дошкольников

индивидуально-ориентированного, обеспечивающего

—

развивающего,

максимальную

включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его
созидательным началом, миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую
к саморазвитию личности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка» - программа
социально-гуманитарной направленности.
Уровень сложности программы – базовый. По форме организации
содержания программа комплексная, так как включает в себя не только основы
чтения, обучения письму, но и основы математического счета.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:

2

1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об

образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2021);
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
6.

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден

на заседании проектного комитета по национальному проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);

3

8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии

оценки

качества

условий

деятельности

организациями,

деятельность

по

осуществления

осуществляющими

основным

образовательной
образовательную

общеобразовательным

программам,

образовательным программам среднего профессионального образования, 10
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ
Актуальность. Развитие речи, развитие математических и умственных
способностей имеют особое значение для подготовки детей к школьному
обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени
поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли
4

рассуждать, фантазировать, задавать вопросы, делать самостоятельные
выводы. То есть идет подготовка к систематическому обучению —
формированию умения учиться.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного образования, на принципе наглядности и
доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей
дошкольников, психологических особенностей в данной возрастной категории
(острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность
анализировать и обобщать), и на главных педагогических принципах:
• целостности;
• гуманизации;
• деятельного подхода;
• интеграции;
• возрастного и индивидуального подходов.
Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
• создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
• учет

уровня

развития

и

воспитанности

ребенка,

организация

воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
• обогащение

содержательной деятельности

включения культурно-исторического,

путем

духовно-нравственного,

социальнопсихологического и других компонентов;
• динамичность работы;
• учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
• объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных
институтов воспитания;
• совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
становление высоконравственных, этических норм поведения
5

Новизна программы -

программа составлена на основе собственных

многолетних разработок;
• предусмотрено

применение

элементов

театральной

педагогики

(урокинсценировка;
• в процессе обучения будут используются новые методы обучения метод
синквйна: кейс-технология, в дистанционном обучении-чатзанятие
,челлиндж;
• в работе используется интерактивная доска.
Отличительные особенности программы « Грамотейка»
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
она доступна для детей с разными способностями, задатками, с разным
уровнем начальных предметных умений и навыков. Среди учащихся есть и так
называемые «домашние» дети, и дети, посещающие дошкольные учреждения.
Программа «Грамотейка» является продолжением ознакомительной
дополнительной общеразвивающей программы «Грамотейка», реализуемой в
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш» в 2023-2024гг, что позволяет обеспечить принцип
непрерывности и преемственности в накоплении знаний и развитии умений
обучающихся.
Программа предполагает возможность вариативного содержания - в
зависимости от особенностей мотивации и творческого развития учащихся
педагог может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять
практические задания, новыми изделиями, а также предложить на выбор темп,
форму обучения.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 6-7
лет. Ребенку от шести до семи лет необходимо развитие разнообразных
психических функций (развитие и усовершенствование речевых навыков,
навыков общения). По мнению современных физиологов, психологов,
логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее
6

благоприятным для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.
Ребенок

в

старшем

дошкольном возрасте

физиологически

готов к

развивающему обучению, у него появляется желание учиться.
Старший дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения
знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является
сохранение и развитие одарённости. Перед педагогом стоит основная задача
— способствовать развитию каждой личности, поэтому через наблюдения
важно установить уровень способности и их разнообразие у наших детей, но
также не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Посещая занятия в объединении «Грамотейка», ребенок учится работать
в группе, принимать учебную задачу, предварительно планировать свою
деятельность, концентрироваться на выполнении задания, самостоятельно
получать результат, оценивать его и радоваться осуществлению своего
замысла.
Возраст учащихся и наполняемость групп: группы формируются для детей
6-7 лет. Наполняемость групп — до 15 человек. Программа дошкольной
подготовки составлена с учетом возрастных и психологических особенностей
детей.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1
год. Общее количество: 144 часа обучения.
Формы обучения. Форма обучения – очная и возможен заочный формат
обучения с применением дистанционных технологий.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия или 1
раз в неделю по 2 занятия: предметы «Развитие речи» и «Занимательная
математика». Продолжительность каждого занятия 30 минут.
Расписание составлено с учетом пожеланий детей и родителей (законных
представителей).
7

Особенности

организации

образовательного

процесса.

Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком в объединении,
сформированном в группы обучающихся одного возраста.
Занятия в объединениях по программе предусматривают групповую,
фронтальную деятельность, а также совместную деятельность педагога,
учащихся и родителей.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных
занятий как комбинированные занятия, занятия-путешествия, которые
охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в
себя:
-

разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
физкультминутки;

-

веселые дидактические игры;

-

самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;

-

игровые упражнения на развитие мелкой моторики и

координации движений руки.
Занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
-

анализ, классификация предметов;

-

обобщение по заданному признаку;

-

сравнение и выделение главного;

-

простые умозаключения;

-

действия по предложенной схеме-алгоритму.

Также программа включает современные формы занятий: чат-занятие,
образовательный челендж, флешмоб
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом
физиологических и возрастных особенностей детей.
8

В программе используются различные образовательные технологии–
традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а также
различные методы и формы обучения: практические занятия с педагогом,
демонстрация

презентаций,

самостоятельная

работа

обучающихся,

выполнение кейс-заданий, творческих работ.
Для активизации образовательной деятельности используются методы:
-

проблемное обучение – стимулирование детей к самостоятельному

поиску знаний, необходимых для решения конкретной дизайнерской
проблемы;
-

контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний

путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
-

индивидуализация

обучения–использование

внутригрупповой

дифференциации по уровням познавательного интереса и художественных
способностей.
При реализации программы могут предусматриваться как аудиторные,
так и внеаудиторные занятия (воспитательные мероприятия и праздники).
Дистанционное обучение. Программа может быть реализована с
применением дистанционных технологий обучения с учетом Положения об
электронном обучении и использовании дистанционных образовательных
технологий

при

реализации

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ», утвержденным педагогическим советом МБОУ
ДО «Дома творчества «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционной форме используются
социальная сеть «В контакте», чаты в социальной сети: «Телеграмм»,
образовательная платформа «Сферум», электронная почта.

9

Обучение

с

использованием

дистанционных

технологий,

осуществляется с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет
следующие формы занятий: чат – занятия.
Аттестация В программе предусмотрено проведение промежуточной и
итоговой аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «Дом творчества «Юлдаш», где определены формы,
порядок

и

периодичность

проведения

промежуточной

аттестации

обучающихся.
II.Цель и задачи
Цель

программы:

Овладение

речевой

культурой,

накопление

словарного запаса, обучение грамоте, интеллектуальное развитие старших
дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Задачи программы:
Для реализации данной программы выделены следующие задачи:
Метапредметные:
-формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, исключения;
-развитие умений говорения, слушания и чтения;
-обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
-развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на
речевой опыт ребенка — носителя языка;
-развития умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,
словосочетанием, предложением;
-овладение счетными операциями;
-формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
-сравнение количества предметов;

10

-освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое
внимание);
-решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Предметные:
-развитие

наглядно-образного

и

формирование

словесно-

логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
-развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения,
вариативности мышления;
-развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи
окружающих;
-развитие звуковой культуры речи; Личностные:
-развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, с
педагогом;
-развитие мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; воспитывать у детей уважение друг к другу, чувство взаимопомощи;
-способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за свою
Родину, культурное наследие;
-воспитывать уважение к народным традициям России, Башкортостана; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру, природе, людям.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный (тематический)план раздела «Развитие речи»
№

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теори
я

Вводное занятие

2

Формы
Практи
ка
2

аттестации
/контроля
Беседа

Раздел 1.
Буквы русского алфавита от А до Я

11

1.1

Ориентировка и овладение звуковой стороной
речи

16

4

12

Наблюдение,

1.2

Освоение знаковой системы языка

8

2

6

Беседа, наблюдение

1.3

Словесные игры

2

2

Наблюдение

1.4

Пересказы

4

3

Устный опрос

1.5

Стихи и рифмовки

2

2

Наблюдение Устный
опрос

1.6

Рассказы по картинкам

4

1

3

Наблюдение Устный
опрос

1.7.

Сочинение рассказов на предложенную тему

4

2

2

Наблюдение Устный
опрос

1.8.

Сочинение нового конца для известной сказки

4

2

2

Наблюдение
Устный опрос

1

Раздел 2.
Окружающий мир

2.1

Времена года, месяцы, основные приметы

Беседа
Наблюдение,
4
2

2
1

2
1

Беседа Наблюдение

2.2

Домашние животные и их детеныши

2.3

Дикие животные нашего края, жарких и
северных стран, их детеныши

2

1

1

Беседа Наблюдение

2.4

Птицы

2

1

1

Беседа Наблюдение

2.5

Овощи, фрукты

2

1

1

Беседа Наблюдение

2.6

Транспорт

2

1

1

Беседа Наблюдение

1

Беседа Наблюдение

Раздел 3.
Социально-личностное развитие
3.1

Народный фольклор (русские и башкирские
народные сказки, пословицы, поговорки,

2

1

загадки)
3.2

Нравственно-этические рассказы

2

1

1

Беседа
Наблюдение

3.3

Экологические беседы «Берегите природу»

2

1

1

Устный опрос

12

3.4

Социально-значимые праздники.

2

-

2

Беседа
Наблюдение

3.5

ОБЖ

2

1

1

Беседа
Устный опрос

3.6

Итоговое занятие

2

2

Устный опрос

Итого

72

23

49

Раздел 4«Занимательная математика»
4.1

Количество и счёт (1-10)

32

12

20

Устный опрос

4.2

Геометрические фигуры

14

4

10

Устный опрос
наблюдение

4.3

Определение величины

10

4

6

Устный опрос
наблюдение

4.4

Ориентировка во времени

8

2

6

Беседа
наблюдение

4.5

Логические задачи

6

2

4

Устный опрос
наблюдение

4.6

Итоговое занятие

2

2

Устный опрос

итого

72

24

48

Итого:

144

47

97

Содержание раздела «Развитие речи»
Вводное занятие Практика
(2 ч.).
Знакомство. Проходит в виде игры, т.к. дети должны познакомиться
друг с другом и педагогом. В ходе занятия применяются игры: «Давайте
познакомимся», «Глухой телефон», «Ты мне — я тебе», «Автопортрет». В
занимательной форме рассказываются правила поведения на занятиях,
переменках. Введение в предмет проходит через сказку «Страна Букв».
1.Буквы русского алфавита от А до Я (44 ч.).
1.1Ориентировка и овладение звуковой стороной речи (16 ч)
Теория (2)
13

Практика (14)
В начале занятий уточняется с детьми понятие об основных органах
артикуляционного аппарата (рот, губы, язык, нёбо) и основных движениях
(поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к уголкам рта). Используя
сказку М.Г. Геннинг и Н.А. Герман «О весёлом языке», дети узнают, что
слышим мы звуки, звуки — это часть нашей речи.
Речевой материал, предложенный на каждом занятии, способствует чёткому
и

правильному

произношению

изучаемого

звука

изолированно,

в

звукоподражательных словах («ква-ква», «му-у-у», «и-го-го»), в словах и во
фразовой речи.
При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых
изучаемый звук находится в ударном слоге (арбуз, утро, овощи). Они учатся
произносить его более чётко, длительно, т.е. вырабатывается умение
интонационно

выделять

звук.

демонстрируются

ребёнку

интонационному

выделению

Способы

взрослым,

что

согласных

произношения

подготавливает
звуков,

звуков

ребёнка

управлению

к

своей

артикуляцией.
Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, чётче, чем
другие звуки. Изучаемый звук должен находиться в позиции, позволяющей
услышать его в типичном звучании, в достаточно ясном и полном проявлении
характерных для него качеств.
[Т] — рот, твёрдый, пить, петь, шесть...
[Л] — мел, мель, лось, моль, кол, соль...
В каждое занятие вводятся такие традиционно занимательные приёмы, как
задания на «придумывание» своих примеров, «слов» с изучаемым звуком,
разучивание скороговорок, стишков. Выполняя игровые упражнения со
словами, ребёнок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат.
14

Для детей с одарённостью можно усложнять задание.
1.2. Освоение знаковой системы языка (8 ч.).
Теория (2)
Практика (6)
Наряду с изучением звуков называется буква в твёрдом и «чистом»
звучании, тем самым обеспечивается безболезненное усвоение детьми
процесса звукослияния. Показывается и написание каждой из букв в
«печатном варианте», относящихся к изучаемому звуку: большой, заглавной
буквы и маленькой печатной буквы.
Для запоминания букв используются приёмы: аналитического сравнения
буквы с другими буквами, из каких элементов состоит; образные запоминания
(О — бублик, сушка; У — рожки улитки); конструирование буквы из палочек,
карандашей; выгибание из мягкой проволоки; выщипывание контура из
бумаги; лепка из пластилина; печатание и разрисовка буквы в тетради. В
букварном тексте перечёркивает или подчёркивает букву изучаемого звука в
каждом слове и тем самым запоминают её в естественном окружении букв.
Эффективен для запоминания приём «полубуковок»: на доске печатаются
буквы, затем стирается или закрывается полоской бумаги нижняя часть буквы
и детям нужно правильно «прочитать» усечённую букву или буквы.
Ключевым

этапом

в

данном

процессе

обучения

грамоте

является

непосредственно работа по формированию первоначальных умений чтения и
письма, т.е. на выработку самого механизма чтения и письма.
1.3Словесные игры (2 ч.)
Практика (2ч)
Применение таких жанров, как скороговорки, дразнилки, считалки.
Привязанность скороговорки к изучаемой букве (М — Мышка мылом мыла
нос...). Сопровождение скороговорок движением, мимикой.
15

1.4. Стихи и рифмовки (2 ч.)
Практика (2) Разучивание коротких стихотворений и рифмовок, связанных с
темой занятия: это или буква, времена года, праздники:
Развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.
Заучивание стихотворения с опорой на сюжетный рисунок, движение
1.5. Пересказы текста (4 ч.)
Теория (1) Понятие о пересказе услышанного или прочитанного рассказа,
сказки Влияние пересказа на укрепление памяти, тренировка механизма
говорения.
Практика (3) Отработка навыков пересказа.
1.6. Рассказы по картинкам (4 ч.)
Теория (2) Рассказы по картинкам, выражающим тот или иной сюжет,
природу, животных или рисунки детей.
Практика (2) Тренировка словесного рисования. Ввод в свою речь слов и
оборотов речи, свойственных той или иной картине.
1.7. Сочинение рассказов на предложенную тему (4 ч.)
Теория (2) Упражнения для развития речи ребёнка
Практика (2) Темы для сочинений: «Моя семья», «Моя мамочка», «Как я
провёл лето», «Моя любимая игрушка» и другие.
1.8. Сочинение нового конца для известной сказки (4 ч.).
Теория (2) Сказка как жанр литературы. Роль сказки для развития речи.
Практика (2ч) Упражнение сочинение сказки на новый лад — это
рисунок по сюжету придуманной сказки.
Раздел 3. Окружающий мир, Окружающий мир (14 ч.).
3.1Времена года, месяцы, основные приметы (4 ч.).
Теории в работе используется интерактивная доска (2)

16

Осень. Закрепить названия осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Отметить

основные

приметы

каждого

осеннего

месяца

(листопад,

похолодание, появление инея на почве, затвердевание земли от заморозков,
заледенение луж и т.д.)
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе
(самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололёд).
Повторить названия зимних месяцев (декабрь, январь, февраль).
Весна. Расширить представления

дошкольников

о

весенних

изменениях в природе (чаще светит солнце, появление капели,
распускаются почки на деревьях и кустарниках, зацветают
подснежники, начинается ледоход, пробуждение ящериц, насекомых,
птицы вьют гнёзда, вылетают бабочки-крапивницы и т.д.). Повторить
названия весенних месяцев (март, апрель,май).
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в
природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко, ливневые дожди,
грозы, радуга). Вспомнить названия летних месяцев (июнь, июль, август), чем
они отличаются друг от друга. Объяснить, что летом наиболее благоприятные
условия для роста растений: они растут, цветут и плодоносят. Знакомить с
трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать
взрослым. К каждому из времён года применять народные приметы («Кошка
клубком свернулась — к морозу», «Радуга от дождя скоро исчезает — к ясной
погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились
опята — лето кончилось»).
Практика (2) Для закрепления материала дети рисуют времена года,
сочиняют рассказы по картинкам: «Дождь», «Перелётные птицы», собирают
гербарий, делают поделки из природного материала.
3.2. Домашние животные и их детёныши (2 ч.).
17

Теория (1) Расширение знаний детей о животных, живущих рядом с
человеком. Знакомство с особенностями их поведения и питания. Роль этих
животных в жизни человека.
Практика (1) Для закрепления материала дети рисуют домашних
животных, сочиняют рассказы по картинкам.
3.3 Дикие животные нашего края, жарких и северных стран, их
детёныши (2 ч.).
Теория (1) Расширение представлений о диких животных нашего края (лиса,
медведь, лось), жарких (лев, бегемот, жираф) и северных стран (олень, белый
медведь, песец) и их детёнышах.
Распознание животных на картинках, иметь представление об особенностях их
поведения и питания, формировать бережное отношение ко всем живущим на
нашей планете.
Практика (1) Для закрепления материала дети рисуют домашних
животных родного Башкортостана, сочиняют рассказы по картинкам
3.4. Птицы (2 ч.).
Теория (1) Знакомство с многообразием представителей класса птиц (какие
птицы перелётные, зимующие), как человек может помочь птицам в трудные
зимние месяцы.
Практика (1ч) Изготовление кормушек для птиц.
3.5. Овощи, фрукты (2 ч.).
Теория (1)

Внешний вид овощи (огурец, картофель), фрукта (яблоко,

груша, апельсин), ягоды (помидор, малина, смородина).
Практика (1) Игра на закрепление «Волшебные мешочек», где нужно
определять и назвать овощ или фрукт на ощупь. Пояснять полезность
употребления человеком овощей и фруктов в питании.
3.6. Транспорт (2 ч.).
18

Теория (1) Обогащение представлений о видах транспорта (наземный,
подземный, воздушный, водный). Использование человеком в жизни.
Практика (1) Подготовка сообщения о различных видах транспорта. Детям,
склонным к одарённости, можно предложить не только сообщения на
заданную тему, но и подобрать соответствующие картинки или слайд-шоу.
4. Социально-личностное развитие (12 ч.).
4.1.

Народный фольклор (русские и башкирские

народные сказки, пословицы, поговорки, загадки) (2 ч.).
Теория (1) Формирование у детей привычки слушать сказки, пословицы,
поговорки. Использование таких сказок: «Теремок», «Гусилебеди», «Финист
— ясный сокол» для воспитывания патриотического отношения к своему
народу, историческому прошлому, стране
Практика (1) Использование следующих приёмов: «Кто лучше всех
перескажет сказку», «Нарисуй и расскажи», рассказывание сказки по ролям,
театральная постановка небольших сказок или отрывков, использовать для
воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику,
жесты).
4.2.

Нравственно-этические рассказы (2 ч.).

Теория (1) Использование дидактического и иллюстрационного
материала («В мире мудрых пословиц») для объяснения таких понятий как
честь, совесть, достоинстве на примере литературных и сказочных
персонажей, через пословицы, выражающие определённую мудрость («Дал
слово — держи», «Нет друга — ищи, нашёл — береги», «В правде сила» и т.д.).
Практика (1) Обыгрывание жизненных ситуации с использованием
литературных и сказочных персонажей.
4.3Экологические беседы «Берегите природу» (2 ч.).

19

Теория (1) Объяснение взаимосвязи «человек и природа». Обучение
устанавлению причинно-следственных связей меду природными явлениями
(Что будет: если вырубать леса — зверям негде будет обитать и питаться,
уничтожаются «лёгкие» планеты; если человек не будет контролировать объём
выброшенного мусора; если исчезнут насекомые и др.).
Практика (1) Закрепить умений правильно вести себя в природной среде
(не оставлять мусор, не ломать кусты и ветви деревьев, не разжигать костры в
лесу и т. д.).
4.4Социально-значимые праздники (2 ч.).
Теория (1)
Понятие о праздниках. Новый Год, 8-ое марта и др,
Практика (1) Подготовка к празднику: разучивание стихов, песен.
Участие в тематическом празднике.
4.5. ОБЖ (2 ч.).
Теория (1) Беседы о правилах поведения на занятиях, во время перемен,
на дорогах, в общении с незнакомыми людьми, вызов телефонов службы
спасения (112 с мобильного телефона), полиции, скорой помощи и др.
Практика (1) Конкурс рисунка на экологическую тему: «Земля - наш
дом». Обыгрывание ситуации: общение с незнакомыми людьми, как позвонить
в службу спасения, как обратиться за помощью на улице.
Итоговое занятие (2 ч.).
Проводится в разных формах: урок — путешествие в страну знаний,
урок — контрольная, где выявляются положительные моменты, чему
научился ребёнок в течение учебного года по данной программе.
Содержание раздела «Занимательная математика»
1. Количество и счет (32 ч.).

20

Теория (12) (Знакомство с числами и цифрами от 0 до 10, их
графическими изображениями, с составом числа. Знакомство со знаками >, <,
= и их правильным использованием. Дать понятия «предшествующее число»,
«последующее

число»,

«числа-соседи», «слева»,

«справа»,

«вверху», «внизу».
Практика (20) Упражнения в решении простых задач на сложение и
вычитание. игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
2. Геометрические фигуры (14 ч.).
Теория (4) Дать понятия «квадрат», «треугольник», «прямоугольник»,
«прямая»,

«кривая»,

«ломаная»,

«многоугольник».

Развивать

умение

классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам.
Практика (10) (Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»
«Что общего и чем различаются фигуры»
«Найди предмет такой же формы»
3. Определение величины (10 ч.).
Теория (4) (развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких,
сыпучих и твёрдых тел, понятия «короче», «длиннее».
Практика (6) В работе по данному разделу использую игры–
эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Короче – длиннее»
4. Ориентировка во времени (8 ч.).
21

Теория (2) Определение времени по часам, знакомство с разными видами
часов: песочными, механическими, закрепляются понятия о
последовательности дней недели, месяцев года.
Практика (6) Используются следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Что перепутал художник?»
5. Логические задачи (6 ч.).
Теория (2) Знакомство обучающихся с приёмами мыслительной
активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Практика (4) В работе используются следующие дидактические игры:
«Найди лишний предмет, картинку»
«Запомни и нарисуй»
«Найди одинаковые картинки»
Итоговое занятие (2 ч.). урок «Путешествия в страну знаний»

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график Начало
учебного года – первый год обучения - с 01.09.2023г.
Окончание учебного года - 31.05.2024г.
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
22

Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни: 11 октября -

День Республики

Башкортостан; 4 ноября- День народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День
защитника Отечества; 8 марта- Международный женский день; 10 апреля Ураза Байрам; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 144 ч.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
2.2. Условия реализации программы Для
успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором,
клавиатурой

(или

листов/маркерная

ноутбук)

и

колонками,

флипчарт

доска,

соответствующий

с

набор

комплектом
письменных

принадлежностей .
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением. Для занятий
необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, доска на
магнитной основе с набором магнитных букв и цифр, ЖК-телевизор с
подключённым интернетом.
Часть кабинета свободна от мебели для подвижных игр и физкультминуток.
Дидактические материалы:
•

подборки игр, игрушек по разделам;

•

демонстрационный

и

раздаточный

иллюстративный материал;
•

кукольный театр;

•

образцы написания печатных букв и цифр;

•

слоговые таблицы Зайцева;
23

•

подборка художественной литературы;

•

раздаточный счётный материал;

•

наборы геометрических фигур.

На занятиях используются магнитная доска, ЖК-телевизор, интернет
ресурсы, счётные палочки, линейки, объёмные геометрические фигуры,
шаблоны из геометрических фигур, рабочие тетради по темам «Внимание,
память, мелкая моторика», «Запомни и зарисуй», «100 примеров до 20 и т.д.»,
«Работа по клеточкам и линейкам».
Рабочее место обучающегося: стол, стул
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог
должен

иметь

педагогическое

и

профильное

образование,

владеть

педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и
дистанционного

обучения,

реализации

компетентностного

подхода,

развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.
2.3. Формы контроля и аттестации
Подведение

итогов

и

контроль

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы «Грамотейка» обеспечивает оперативное
управление

образовательным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.
Основные формы текущего контроля: тестирование, письменный и
устный опрос.
24

Для фиксации результатов контроля освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Грамотейка» используются:
- материалы анкетирования и тестирования
- диагностические карты
- грамоты и дипломы
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио
учащегося.
Формы демонстрации образовательных результатов: открытое
занятие, конкурс
Формой оценки обучающихся при проведении аттестации в МБОУ
ДО «ДТ «ЮЛДАШ» принята система уровней: высокий, средний, низкий.
Поэтому, существует 3 этапа аттестации:
1. Начальная диагностика (проводится в начале учебного года при
поступлении ребенка в объединение).
2. Промежуточная аттестация (проводится в конце учебного года при
переходе ребенка на следующий учебный год).
3. Итоговая аттестация (проводится с целью проверки уровня усвоения
образовательной программы).
Критерии оценки результатов аттестации определяет педагог в
соответствии с ожидаемыми результатами, прописанными в образовательной
программе.
Формами фиксации результатов достижений детей являются протоколы
аттестации обучающихся установленного образца.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников
должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:
•

уровень достижения прогнозируемых результатов программы каждым
ребенком;
25

•

полноту выполнения образовательной программы;

•

обоснованность перевода на следующий год обучения.
2.4. Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения

обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной
программы, а именно: метапредметные, личностные предметные результаты.
По результатам оценивания определяется уровень освоения программы
«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической
карте (листе оценки)
Качества
личности

Степень проявления (уровень)
высокий

средний

низкий

Метапредметные результаты
Регулятивные
умения

самостоятельно
готовит рабочее
место и планирует
свою работу и
убирает за собой
самостоятельно;
безразличен к
внешней оценке
(деятельность не
изменяется)
адекватно оценивает
свою работу;

организовывает
рабочее место,
планирует и
организовывает
работу при
поддержке
педагога;
эмоционально
реагирует на оценку
взрослого (при
похвале – радуется,
темп работы
увеличивается, при
критике – сникает,
деятельность
замедляется или
вовсе прекращается;
оценка ребёнком
созданного им

испытывает серьезные
затруднения при
организации своего
рабочего места, при
планировании и
организации работы
нуждается в постоянном
контроле и помощи
педагога;
безразличен к оценке
взрослого; оценка
ребёнком созданного им
изображения
отсутствует

26

изображения
завышенная или
заниженная.

Коммуникативны
е умения

внимателен,
адекватно
воспринимает
информацию;
самостоятельно
готовит информацию,
выступая перед
аудиторией, свободно
владеет и подает
информацию;
самостоятельно
участвует в
дискуссии, логически
обоснованно
предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою
точку зрения.

воспринимает

с трудом

учебную

воспринимает учебную

информацию при

информацию; перед

напоминании и

аудиторией не

контроле; готовит

выступает, но

информацию и

испытывает серьезные

выступает перед

затруднения при

аудиторией при

подготовке и подаче

поддержке педагога;

информации; участие в

участвует в

дискуссиях не

дискуссии, защищает

принимает, свое мнение

свое мнение при

не защищает, либо

поддержке педагога

испытывает серьезные
затруднения в ситуации
дискуссии

Познавательная и
творческая
активность

Активен, нацелен на
процесс и результат
деятельности,
проявляет
самостоятельность
при выполнении
заданий различной
сложности, задает
оригинальные
вопросы, предлагает
оригинальные
решения, добивается
высоких результатов.

активен, проявляет
интерес к одним и
пассивен к другим
заданиям; Вопросы
задает, исходя из
практических
потребностей;
сосредоточен в
основном на процессе
и действии не всегда
самостоятелен при
выполнении
творческих заданий.

малоактивен, наблюдает
за деятельностью других,
отсутствует стремление к
качественному

выполнению задания.
Работает по образцу.
Результативность низка.

27

Личностные результаты
Самоопределение и
смыслообразование

адекватно оценивает Не
свои

всегда

способности, адекватно

может адекватно

оценить оценить

свои

свои способности и способности и мотивы

мотивы
Способен

может Не

делать мотивы деятельности;

деятельности

выбор, независимо от большая
внешнего
«давления»,
проявляет постоянно
инициативу,
самостоятельность,
проявляет
устойчивый интерес
к занятиям, упорство
и настойчивость при
выполнении трудной
задач

степень Выбор делает с трудом,
самостоятельности в
только с
помощью
решении и поиске
взрослых.
способов
учебной
не
проявляет
задачи;
испытывая
инициативности
и
трудности
самостоятельности
в
обращается
за
процессе
занятий,
помощью,
задает
утрачивает интерес к ним
вопросы; проявляет
при
затруднениях,
активность и интерес
проявляет отрицательные
к
занятиям
в эмоции
зависимости от
настроения

Нравственность,
гуманность

имеет нравственные
убеждения
;поступкам присуща
нравственная
культуры;
аргументировано
может обосновать
поступки на
основании этических
переживаний

стремление к
пониманию
нравственноэтических
норм; Недостаточно
устойчиво реализует
нравственные нормы
в поведении.
Рефлексивные навыки
сформированы
недостаточно.

неясное, расплывчатое
понимание
необходимости
соблюдения
нравственных норм в
общении с людьми. В
деятельности и
поступках проявляется
центрированность на
себе.

28

Эстетическая
воспитанность

Систематизированны
е, глубокие знания об
эстетической об
основных
эстетических
категориях,

недостаточная
осведомленность об
основных
эстетических
категориях,
неустойчивая

преобладают
разрозненные,
несистематизированные
знания об эстетической
культуре, об основных
эстетических категориях;

29

30

творчества
самостоятельно.

2.5.Методические материалы
Данная программа способствует решению проблемы социальной
адаптации.
Предмет «Развитие речи» включает два периода: первый —
ориентировка и овладение ребенком звуковой стороной речи, второй —
освоение знаковой системы языка. Большое внимание в программе уделяется
звуковой стороне языка. Ведь от того, как ребенок овладеет звуковой стороной
речи, зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения,
овладения им фонетикой и грамматикой. Путь дошкольников к грамоте лежит
через игры в звуки.
В раздел «Развитие речи» включены подразделы:
1. Развитие речи и окружающий мир, где идет обогащение словаря детей и
активизация словарного запаса.
2. Работа над грамматическим строем речи.
3. Формирование и развитие связной речи.
4. Социально-личностное развитие.
Разработка раздела «Развитие речи» программы «Грамотейка» основана на
исходном принципе системы дошкольного обучения грамоте по Эльконину
Д.Б., где знакомству и работе с буквами предшествует звуковой период. За
основу взята программа по обучению грамоте Н.С. Жуковой.
Отличительной особенностью раздела «Занимательная математика»
программы «Грамотейка» является ее комплексный характер, в ней соединены
в единое целое (математика, простые геометрические понятия, логика),
различные

направления

исполнительская,

и

виды

творческая,

деятельности

(игровая,

интеллектуальная,

общение,

познавательная,
31

практическая). За основу предмета «Занимательная математика» взят
практический курс математики для старших дошкольников Л.Г. Петерсон,
Н.П. Холиной «Раз ступенька, два ступенька». Также в работе используются
практические тетради прописи Колесниковой, Шевелева. Знакомство
обучающихся с

новым

материалом

осуществляется на

основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом
виде, а постигается путем

самостоятельного

анализа

сравнения, выявления существенных признаков.
Возрастные особенности обучающихся 6-7 лет требуют использования
игровой формы деятельности. Поэтому в рабочих тетрадях предложено
большое количество игровых упражнений.
Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд согласно своему темпу и с
постоянным успехом. Для решения этой задачи в программу включены
материалы разной степени сложности: от необходимого минимума до
возможного максимума.
Программа

обучения

раздела

«Игралочка:

Занимательная математика» включает в себя такие подразделы:
- количество и счет;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве; - логика.
В целях

реализации

программы

используются

элементы образовательных технологий:
• технология раннего и интенсивного обучения грамоте Зайцева Н.А.;
• технология раннего и интенсивного обучения основам математики
Петерсона Л.Г.;
• игровые технологии Никитина Б.П.;
32

• объяснительно-иллюстрационные технологии обучения Коменский
Я.А.
Содержание программы основывается на главных педагогических
принципах:
• целостности — в программе соблюдены единство обучения, воспитания
и развития с одной стороны и системность с другой;
• гуманизации — личностно-ориентированный подход в воспитании, учет
возрастных

особенностей,

атмосфера

доброжелательности

и

взаимопонимания;
• деятельного подхода — любые знания приобретаются ребенком во
время активной деятельности;
• интеграции — позволяет совместить в одной программе аспекты таких
научных и общечеловеческих знаний, как языкознание, окружающий
мир, элементы математики и др.;
• возрастного и индивидуального подходов — предполагает выбор
тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и
возрастом детей.
Обучение грамоте и развитие речи осуществляется звуковым аналитикосинтетическим методом. Данный метод базируется на следующих принципах:
• опоры на жизненный опыт самих обучающихся;
• неотрывности письма от чтения;
• опоры на живую речь обучающихся;
• обоснованности обучения грамоте через звук.
Большое значение уделяется всесторонней работе со звуками, буквами,
словами, предложениями. Важным направлением в занятиях является
развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму.

33

В

занятия

включаются

игровые

ситуации,

загадки,

занимательные

упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и
подвижные игры, развивающие творческие способности детей, их активность,
находчивость, быструю реакцию на слово.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами
соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют
специфику обучения дошкольников.
В занятиях используются также практический метод, наглядный метод,
словесный

метод,

работа

с

книгой,

видео-метод,

объяснительноиллюстративный метод, частично-поисковой (эвристический)
метод.
Одной из особенностей данной программы является применение
элементов театральной педагогики. На занятиях создается пространство,
которое позволяет извлечь ребенка из реального мира и перенести его в мир
сказки, путешествия, игры. Этому способствует использование реквизита и
кукол.
На занятиях практикуются:
• дидактические игры, развивающие речь, внимание, память, фантазию,
мышление;
• словесные игры, загадки, викторины, стихи, скороговорки, сказки,
потешки, перевёртыши, ребусы, пословицы и поговорки;
• игры-путешествия;
• сюжетно-ролевые игры.
Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный
подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия
реализуется основной принцип образования — принцип соблюдении
триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
34

Развитие проводится по основным направлениям:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие

интеллектуальных

функций

(мышления,

памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в
пространстве и во времени);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармонической личности.
Среди детей, которые поступают в объединение «Грамотейка»,
выявляются дети с признаками одарённости. С такими детьми, несомненно,
ведётся целенаправленная работа по творческому и интеллектуальному
развитию личности, её координации, так как именно раскрытый потенциал
одарённых детей будет определять будущее нашей Республики, страны.
Для детей, склонных к одарённости, предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковой;
- проблемный; - проектный.
Формы работы:
- работа в парах, в малых группах;
- разноуровневые задания;
- творческие задания; - дискуссии.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- конкурсы, викторины;
- словесные игры;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
35

- индивидуальные творческие задания.
Как правило, после использования таких форм и методов у детей с
одарённостью проявляются:
- высокая продуктивная деятельность;
- лёгкость ассоциирования; - способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Межпредметные связи:
• математика - цифры, геометрические фигуры;
• литература - знакомство с произведениями детских авторов, заучивание
стихотворений;
• ИЗО - рисование сюжетных рисунков;
• окружающий мир - признаки времен года, дикие и домашние животные,
птицы, транспорт;
• психология - игры на общение.
При изучении звуков используются традиционные занимательные приёмы,
такие, как: придумывание своих примеров слов с изучаемым звуков (в начале,
середине и конце слова), например, игра «Кто больше слов придумает?»;
отгадывание загадок на изучаемый звук; выделение изучаемого звука из
придуманных коротких сказок, сюжетов, в которых содержится ключевое
слово с заданным звуком; приём Корфа (выделение обучающимися с помощью
карандаша изучаемого звука в предложенном тексте); «полубуковок»
(распознавание букв по их верхней части, в то время, как нижняя часть закрыта
бумагой).
Основные способы проведения занятий.
Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов
дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже
у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощающейся нервной
системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется
36

словарный запас, прочнее усваиваются слогозвуковой анализ и синтез,
особенности

лексико-грамматического

строя

речи,

активизируется

самостоятельность мышления.
Предлагается разнообразное построение занятий: игра, занятие — спектакль,
дети — учителя, путешествие.
Используются литературные персонажи — перчаточные куклы, специальные
панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и
пейзажных картин.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и
поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая
организация занятий и разнообразие учебного материала способствует
спонтанному развитию связной
соответствует детским

речи, познавательных процессов и

психофизическим

данным,

так

как

в

игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Структура занятий включает:
1. Орг. момент с элементами релаксации, психогимнастики и
психофизическими упражнениями.
2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
3. На

каждом

занятии

ведется

работа

над

усвоением

лексикограмматического строя речи.
4. Физминутки несут речевую нагрузку.
5. Задания на словотворчество детей.
6. Обучение элементам грамоты.
7. Итог занятия.
Комплексно-игровой

метод

организации

фронтальных

занятий

дает

возможность добиться положительного результата в работе с детьми.
Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия,
37

приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают
понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «предлог», «буква»,
закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках,
участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Некоторые варианты организации занятий с использованием:
• сюжетов сказок;
• элементов фольклора;
• воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
• литературных персонажей;
• известных и придуманных игр;
• элементов сюжетно-дидактических игр;
• сюжетных и пейзажных картин;
• специально изготовленных пособий, рисунков, панно;
• настольно-печатных игр;
• сюжетов и героев мультфильмов.
В занятии вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза,
подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы,
голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий,
творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие
познавательных процессов, стихи, диалоги, чистоговорки, скороговорки.
В основу дополнительной общеразвивающей программы «Грамотейка»
положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает, что
учащийся не только овладевает системой знаний по основам грамоты, письма
и счета, но осваивает универсальные способы действий, овладевает
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшей ценностью является личность ребенка, ее самобытность,
самоценность, когда личный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования.
38

Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов
могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в
программу:
Технология интегрированного обучения, реализуемая через артинтеграцию,
объединяющая различные вида искусства и освоение различных видов
художественной деятельности, художественных материалов и техник, а также
широкое использование межпредметных связей (история, математика,
символика, экология, эстетика, этикет и др.), что позволяет создавать у
обучающегося целостное представление о дизайне, находить общие
платформы сближения знаний из различных содержательных областей.
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение, когда
практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой
связи используются такие формы обучения на занятиях как: творческие
задания, работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии, соревнования,
выставки,

работа

с

наглядными

пособиями,

видеоматериалами,

«обучающийся в роли педагога «каждый учит каждого», разрешение проблем
(мозговой штурм).
Технология

дифференциации

обучения,

основанная

на

различии

индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и
другие); в программе она осуществляется как в традиционной форме учета
индивидуальных

особенностей

так

в

форме

системы

уровневой

дифференциации содержания обучения.
Система творческих заданий, используемая в программе, является также
проявлением личностно-ориентированного подхода в образовании, т.к. при их
выполнении обучающийся проявляет не столько свои интеллектуальные
способности, сколько вынужден выражать личные отношения к чему - либо.
39

Включённой в деятельность оказывается вся эмоционально – чувственная
сфера.
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения
учебных занятий:
отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях
с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
поддержка альтернативности и множественности мнений;
развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и
ощущению эмоционального удовлетворения;
занимательность и эмоциональный тон занятия;
педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным
возможностям;
уважительное отношение к мнению каждого;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
включенность

в

практическую

деятельность,

формирующую

около

профессиональные навыки;
На занятиях используются также традиционные педагогические методы:
Словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж)
Наглядные (демонстрация картины, репродукции, таблицы, схемы, карты,
видеофильмы, презентации, модели, макеты, диаграммы, натуральные
объекты, рисунок (художественный, технический, эскиз)
Практические (упражнения, практические работы)
Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практической работы, комбинированное, изучения нового материала,
обобщающее, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др..
40

Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода
обучения.
Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении

программы необходимы

следующие дидактические материалы:
- специализированная литература;
- дидактические разработки занятий для начинающих
- презентационные материалы по тематике разделов;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об

образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2021);
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
41

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
6.

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден

на заседании проектного комитета по национальному проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных технологий

при реализации

образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
42

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии

оценки

качества

условий

деятельности

организациями,

деятельность

по

осуществления

осуществляющими

основным

образовательной
образовательную

общеобразовательным

программам,

образовательным программам среднего профессионального образования, 10
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ
Список литературы для педагога
1.

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания

и обучения в детском саду — М., «Мозаика-Синтез», 2016 г. - 206 с.
2.

Гильбух Ю.З. Внимание, одарённые дети — М., «Просвещение»,

2013 г. - 216 с.
3.

Жукова Н.С. Букварь — М., «ЭКСМО», 2017 г. - 95 с.

4.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст — М., «ЭКСМО»,

2015 г. - 220 с.
5.

Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте

детей 5-7 лет / Методическое пособие — М., «Творческий центр», 2017 г. - 95
с.
6.

Подласый Н.П. Педагогика — М., «Просвещение», 2015 г. - 465 с.

7.

Сластенин В.А. Общая педагогика — М., «Академия», 2015 г. - 571 с.

8.

Фесбкова Л.Б. В мире мудрых пословиц (беседы по картинкам) —

Харьков, «Ранок», 2015 г. - 59 с.
43

9.

Я развиваюсь (беседы по рисункам) / Демонстрационный материал —

Харьков, «Ранок», 2015 г. - 12 картинок.
10.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Практический курс математики для

дошкольников. Методика преподавания» М.: Ювента, 2017 г.
11.

Колесникова

Е.В.

«Развитие

математического

мышления

у

обучающихся 5-7 лет» М.: ЭКСМО, 2017 г.
12.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

М.: ЭКСМО, 2016 г.
13.

Бабушкина Т.М. «Математика. Нестандартные занятия» Изд. дом

«Корифей», 2016 г.
Список литературы для обучающихся и родителей
1.

Жукова Н.С. Букварь — М., «ЭКСМО», 2017 г. - 95 с.

2.

Колесникова Е.В. Весёлая грамматика для детей 5-7 лет — М.,
«Ювента», 2016 г.

3.

Петерсон Л.Г. Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька (часть 2-3)
— М., «Ювента», 2018 г.

4.

Рабочие тетради. Серии: «Солнечные ступеньки», «Обучение грамоте»
(1-2 части), «Внимание, память, мышление, мелкая моторика» (1-2
части). «Подготовка к письму» (1-2 части) — М., 2018 г.

5.

Фесбкова Л.Б. В мире мудрых пословиц (беседы по картинкам) —
Харьков, «Ранок», 2015 г. - 59 с.

6.

Я развиваюсь (беседы по рисункам) / Демонстрационный материал —
Харьков, «Ранок», 2016 г. - 12 картинок.

7.

Колесникова

Е.В.

«Развитие

математического

мышления

у

обучающихся 5-7 лет» М.: ЭКСМО, 2017 г.
8.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька.
Математика для обучающихся 5-6, 6-7 лет» Ювента, 2017 г.
44

Список дополнительной литературы
1.

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми — М.,

«Книголюб», 2016 г. - 64 с.
2.

Барташникова И.А. Учись, играя — Харьков, «Фолио», 2015 г. - 409

3.

Дубинина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольника —

с.

М., «Книголюб», 2016 г. - 64 с.
4.

Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» - М.,

«Мозаика-Синтез», 2017 г. - 52 с.
5.

Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду — М.,

«Совершенство», 2015 г. - 368 с.
6.

Федина О.В., Федин С.Н. Как научить ребенка читать? - М., «Айрис

Пресс», 2017 г. - 176 с.
Электронные источники
1. vscolu.ru/gramota/obuchenie-doshkolnikov-gramote.html
2. mapakids.net
3. nsportal.ru/detskii-sad
4. pedsovet.su

45

46

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Педагога Моховой Ирины Владимировны
Деятельность объединения «__Грамотейка_______» имеет социально-гуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения «____» составляет _75_ человек. Из них мальчиков___, девочек ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 6__ до _7_ лет. Формы работы – индивидуальные и
групповые.

Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, эстетически ориентированной и нравственно достойной
личности, патриотично настроенной, способной на сознательный выбор жизненной позиции средствами указать свое направление
воспитания
- для обучающихся 7-9 лет целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися
социальнозначимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут, и в частности Дома творчества « Юлдаш».
Задачи: Использовать воспитательные возможности индивидуальной работы с обучающимися и разного уровня и направленностей
мероприятий
Поддерживать активное участие детей в жизнедеятельности ДТО, традиции коллективного планирования, организации, проведения и
анализа мероприятий;

Использовать в воспитании учащихся возможности учебных занятий, используя интерактивные формы работы с обучающимися, связь
учебного материала с жизнью, привлекая материал исторического и культурного наследия всей страны, акцентируя учебный
материал на ценностных и нравственных аспектах, учитывая потребности, интересы, способности каждого ребёнка;
Использовать в воспитании учащихся возможности профориентационной работы
Организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал
Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное
решение проблем личностного развития детей

№

Наименование мероприятия

Участие в мероприятях Юлдаша
1. День знания

Дата
проведения

Форма проведения

Примечания

сентябрь

Игровая программа

План работы
оргмас. отдела

3.

День учителя

октябрь

Марафон поздравлений

4.

День Республики

октябрь

викторина

5.

День матери

ноябрь

Конкурс рисунков, стихов

6.

Новый год

декабрь

Представление

7.

День защитника Отечества

февраль

Конкурс стихов, рисунков

8

8 марта

март

Конкурс стихов, рисунков

9

Масленица

март

Игровая программа

11

9 мая

май

Конкурс стихов, рисунков

12

День защиты детей

июнь

Игровая программа

48

Гражданско-патриотическое воспитание
1.

« Гора самоцветов» к Дню Республики

октябрь

2.

В течение
года

3

Улицы Черниковки:
-Первомайская
-Черниковская
-Свобода
Уфа-город боевой и трудовой славы

4

В жизни есть место подвигам

5

Знакомство
с историей, обычаями, традициями, В течение
природой родного края
года

Осенние и
весенние
каникулы
февраль

Просмотр баш. сказок. Беседа о
традициях
Цикл бесед

Пешие экскурсии по памятным
историческим местам

См. NAS -Док-ты
МО-воспитат.
работа ПДО
и

Беседа, просмотр видеофильма
Викторина. просмотр видео, беседа

Духовно-нравственное воспитание
1.
2

Самый счастливый человек
Правила вежливости и хороших манер

ноябрь
март

3

Поздравления и пожелания

апрель

Уроки доброты

См. NAS -Док-ты
МО-воспитат.
работа ПДО

Художественно-эстетическое воспитание1.

Просмотр и обсуждение современного мультфильма

1раз в год

беседа

Профориентационно воспитание
1.

Путешествие в мир профессий

В
Профориентационные уроки в форме
каникулыосен. игры, викторины
весен.
49

ЗОЖ , безопасность, ПДД
1.

Всероссийский урок безопасности-действия при ЧС

сентябрь

Беседа, викторина, квест

2.

Всероссийский урок безопасности-гражданская оборона

октябрь

Беседа, викторина, квест

3.

Всероссийский урок-действия при пожаре

май

Беседа, викторина, квест

4.

Путешествие в страну здоровья.
Здоровое питание-отличное настроение

ноябрь
февраль

Урок здоровья в форме викторины
Урок здоровья в форме беседы

О привычках полезных и вредных

Урок здоровья в форме викторины

См. NAS -Док-ты
МО-воспитат.
работа ПДО

См. NAS -Док-ты
МО-воспитат.
работа ПДО

Работа с родителями
1

« Ваш ребенок пришел в творческое объединение»;

сентябрь

Родительское собрание

2

« Успех каждого ребенка»

май

Родительское собрание

3

Индивидуальная работа

В течение года
Индивидуальные беседы

4

Совместные мероприятия

1 раза в год

Вести учет в
журнале–
отмечая тему,
оценивать
результативность

(походы в кино, на выставку,
участие в выставках, совместных
концертах, акциях)

Работа с одаренными детьми

50

Составление портфолио( Михайлов Макар)

В течение года Электронный и распечатанный
вариант
Диагностика воспитательной работы

1

Уровень воспитанности учащегося

октябрь

таблица

2.

Уровень воспитанности

май

таблица

3.

Самоанализ воспитательной работы в объединении

май

отчет

Руководитель объединения, педагог дополнительного образования ___________________________Мохова И.В.

51

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».