дизай и мода1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
В современном обществе с каждым годом усиливается роль дизайна,
который приобретает все большее значение в жизни каждого человека.
Гармоничный дизайн становится неоспоримым условием и предметным
выражением духовной и материальной жизни человека. Он формирует
ценностную картину мира, поддерживает традиции, вырабатывает новые
тенденции, создает комфорт и уют, придает жизни стабильность и
одновременно приводит ее в движение.
Дополнительная общеразвивающая программа «Дизайн и мода» программа социально-гуманитарной направленности. . Она ориентирована на
развитие у обучающихся художественного вкуса, объемнопространственного
дизайнерского мышления, творческого потенциала и профориентацию по
профессиям швея и дизайнер.
Уровень сложности программы – базовый, включает в себя не только
основы дизайна, но и основы изобразительного искусства.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
-

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-Ф3;
- Концепция развития
детей

дополнительного

образования

(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
-

Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 года «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014г.

№

41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
2

организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
-

Паспорт

приоритетного

проекта

"Доступное

дополнительное

образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
-

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ, включая разноуровневые Письмо
Минобрнауки России № 09-32-42 от 18.11.2015
-

Методические

дополнительных

рекомендации

образовательных

социальнопсихологической

по

реализации
программ,

реабилитации,

адаптированных
способствующих

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо
Минобрнауки России от 29 марта 2016г, №ВК 641-09)
Актуальность. В ней подчеркивается важность художественного
образования, использования познавательных и воспитательных возможностей
предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у
обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический
вкус, нравственность.
Значимость программа «Дизайн и мода» позволяет решать ряд
социально-значимых и образовательных задач- Образовательные задачи:
•

•

•
•
•
•
•

Изучить
основы
различных техник
декоративноприкладного творчества;
овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и
декорирования изделий.
обучить основам дизайна;
познакомить с основными законами композиции;
научить пользоваться законами цветоведения;
формировать художественно-образное мышление;
формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и
изобразительного творчества.
3

Воспитательные задачи:
•
воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
•
воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур,
чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего
народа;
•
воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от
результата труда. Развивающие задачи:
•
развивать художественно-эстетический вкус при составлении
композиции костюма и объектов предметного дизайна;
•
формировать творческое отношение к качественному осуществлению
трудовой деятельности;
•
развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной
культуры;
Новизна программы - заключается в том, что программа дает возможность
не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но
и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов
одежды, интерьера, и всего, что так или иначе окружает нашу жизнь.
Отличительные особенности данной программы от других программ по
дизайну заключаются в том, что ОП “Дизайн и мода” предполагает
обязательное использование моделирования и дизайна одежды для кукол, а
также изучение различных способов изготовления самих кукол, изготовление
и дизайн игрушек, поделок, сувениров, аксессуаров. Особенно ценно, при
реализации данной программы, самостоятельное изготовление коллекции
одежды для кукол, объектов предметного дизайна с использованием
изученных техник декоративно-прикладного искусства.
Особенностью программы “Дизайн и мода” является также интеграция с
рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история,
технология, что является средством разностороннего развития способностей
детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний
по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует,
расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. Обучение
по программе первого года построено по принципу “ от простого – к
сложному”. От вырезания простых и симметричных форм – к составлению
сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке
объемных форм.
Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс
осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема подается в течение
длительного периода времени с возрастанием степени сложности.
Принцип системности проявляется в том, что в результате реализации
программы у учащихся формируются целостные представления о разных
4

видах
декоративно-прикладного
творчества
как
самостоятельных
технологических процессах, с одной стороны, и целостные представления о
том, как использовать ту или иную технику в различных видах дизайна для
создания общей работы, с другой стороны.
В
процессе
обучения
используются
следующие
методы:
объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
деятельный,
эвристический, исследовательский.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое
упражнение под руководством педагога по закреплению определенных
навыков, самостоятельное.
Основным видом деятельности являются практические занятия.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте-8-14 лет
Младшие школьники:
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой
отвлекаемостью. Эта особенность внимания является одним из оснований для
включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм
деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются
активностью,
стремлением
к
достижению
успеха,
большей
самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не
уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают
слушать других, а не включаться в обсуждение.
Средние школьники. Это возраст перемен, противоречий и контрастов. Все
что возможно, пусть делают сами. Необходимо чаще их ставить в ситуации
ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще прислушиваться к
их мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые подросткам
занятия должны быть достаточно серьезными и общественно-значимыми. С
ними надо много говорить обо всем, что их интересует, в чем они пытаются
разобраться. Все это предусмотрено в программе «Дизайн и мода»
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 3
года. Общее количество 432 часа по 144 часа в год.
Формы обучения. Форма обучения – очная и возможен дистанционный
формат обучения.
Режим занятий. Два раза в неделю по два часа. Расписание составлено
с учетом пожеланий детей и родителей (законных представителей).
Особенности

организации

образовательного
5

процесса.

Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком в объединении,
сформированном в группы обучающихся одного возраста или разных
возрастных категорий (разновозрастные группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных
занятий (комбинированное занятие, мастер-класс, занятие-путешествие,
выставка, конкурс), а также современные формы такие как занятие-квест,
образовательный челендж (социальная акция, хакатон, флешмоб, марафон).
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом
физиологических и возрастных особенностей детей.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с
основными понятиями, закономерностями и принципами организации объекта
дизайна. Подача теоретического материала сопровождается видеоматериалом,
демонстрацией плакатов, авторских работ.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в
материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов
работы, пользование инструментами.
В программе используются различные образовательные технологии–
традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а так же
различные методы и формы обучения: практические занятия с педагогом,
лекции с использованием ПК и мультимедиа, семинарские занятия (чтение
докладов, демонстрация презентаций); самостоятельная работа обучающихся,
предполагает выполнение кейс-заданий, творческих работ и проектов.
Для активизации образовательной деятельности используются методы:
-

проблемное обучение – стимулирование детей к самостоятельному

поиску знаний, необходимых для решения конкретной дизайнерской
проблемы;
6

контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний

-

путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
обучение

-

на

основе

опыта

–

активизация

познавательной

деятельности учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с
предметом изучения;
межпредметное обучение – использование знаний из разных

-

областей, их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой
задачи;
-

индивидуализация

обучения–использование

внутригрупповой

дифференциации по уровням познавательного интереса и художественных
способностей.
При реализации программы могут предусматриваться как аудиторные,
так и внеаудиторные занятия (воспитательные мероприятия и праздники).
Программа может быть реализована с применением дистанционных форм
обучения с учетом Положения об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ»,

утвержденным

педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционном формате используются
социальная сеть «В контакте», Телеграмм. Обучение в дистанционном
формате

предусматривает онлай и оффлайн обучение в зависимости от

технических возможностей обучающихся.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат – занятия,
форум-занятия

—

дистанционные

занятия,

конференции,

практикумы и др..
В дистанционном обучении используется кейс–технология.

7

семинары,

В программе предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и
итоговой аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и
периодичность проведения аттестации обучающихся.
Программа может быть адаптирована для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом особенностей их
психофизического развития.
2. Цель и задачи Цель
программы:
Задачи программы:
Личностные
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
обучению и развитие мотивации к освоению основ дизайнерской
деятельности;
формирование и развитие ответственности за результаты освоения программы;
развитие художественного вкуса и системы ценностных ориентаций;
воспитание аккуратности и дисциплинированности при выполнении работы;
воспитание чувства гордости за отечественные достижения в современном
дизайне.
Метапредметные
формирование у учащихся проектного мышления, культуры восприятия
дизайна;
развитие образного мышления;
развитие творческих способностей учащихся образного, объёмно
пространственного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;
развитие навыков самоопределения и самоорганизации.
Предметные
8

-

формирование практических навыков изготовления и декорирования изделий;
формирование навыков применения основных композиционных приёмов
(выявление центра, статика, динамика), навыков в построении композиций на
объёме;
формирование знаний о принципах цветной гармонизации в прикладных
композициях;
формирование базовых понятий по основным видам дизайна, по ключевым
особенностям дизайн-проектирования, дизайн-аналитики и генерации идей;
формирование базовых навыков ручного макетирования.
3. Содержание программы Учебный
(тематический ) план
№

(первый год обучения)
Кол-во
часов
Название раздела, темы

Формы аттестации
/контроля

2

Тестирование Беседа

2.

Вводное занятие. Инструменты и
материалы. Беседа по ТБ
Дизайн. Виды дизайна.

2

3.

Поделки из природных материалов.

8

5.

Оригами. Кошки, мышки…

4

6

Подарки и открытки к празднику.

12

Беседа, практическая
работа
выставка творческих
работ
Наблюдение, выставка,
защита
творческого
проекта
по
декорированию

7.

Режем полоски.

4

8.

Вырезание по выкройке.

2

9.

Аппликация.

8

10.

Пластилинография.

14

1.

9

Практическая работа

11.

Мастерская Деда Мороза.

16

12.

Моделирование и конструирование
объемных и плоских игрушек из
картона.

16

13.

Плетение из нитей.

12

14.

Поделки из бросового материала.

14

15.

Аппликация из ткани.

10

16.

Кукла-закрутка.

4

17.

Рисуем по шагам.

14

18.

Итоговое занятие
Шляпника».

«В

гостях

у

Всего

2

Наблюдение, выставка,
защита
творческого
проекта
по
декорированию
Турнир-викторина, защита
дизайн-проекта

Наблюдение, выставка,
защита
творческого
проекта
по
декорированию

Тестирование Конкурсвыставка

144

4.Содержание программы
Вводное занятие
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Беседа по ТБ
Техника безопасности: расположение инструментов и материалов на столе,
освещение рабочего места. Правильная осанка ученика. Физкультурные
разминки. Организация рабочего места. Расположение инструментов и
материалов для работы. Соблюдение санитарно-гигиенических норм,
расположение источника света. Работа с острыми предметами. Знакомство с
программой обучения. Игра «Знакомство».
Дизайн. Виды дизайна.
Теория: Основные понятия дизайна. Объекты и предметы дизайна. Дизайн
интерьера. Ландшафтный дизайн. Дизайн костюма. Фитодизайн.
Практика: Разработка эскиза дизайна футболки, эскиза интерьера одной
комнаты по выбору, эскиза ландшафтного дизайна, эскиз коллекции одежды
для кукол. Составление композиции из засушенных листьев, цветов, семян.
Материалы:
10

Бумага, наклейки, ножницы, булавки, линейка, образцы садовых цветов,
листьев, семян , образцы готовых изделий, цветная бумага, клей ПВА,
кисточки, краски, сухоцветы, рамка, пластилин, пенопласт, скотч.
Поделки из природных материалов
В развитии ребенка важным фактором является его знакомство с окружающей
средой. Осенние листья, плоды, шишки, желуди, веточки, ракушки – это
неиссякаемый источник для творчества. Идеи и нюансы изготовления.
Практическая работа: выполнение плоской и объемной работы из природного
материала. Пластилинография
Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования. В
пластилиновых рисунках сочетается аппликация и лепка, получается
полуобъемное изображение, используются рарные техники работы с таки
материалом,
как пластилин. Возможно дополнить работу другими
материалами. Очень развивает воображение и мелкую маторику.
Практическая работа: рисование животного, пейзажа, портрета в технике
пластилинография. Оригами. Кошки, мышки…
Фетр – несыпучий материал. Его предшественник – войлок использовался с
древности для полезных, уютных и теплых изделий. Фетр представляет собой
плотный материал из валеной шерсти или из синтетических волокон. Он
бывает разной толщины и разныхцветов. Фетр прост в обработке, не мнетсяу
него нет лицевой и изнаночной стороны и поэтому изделия из него выглядят
аккуратно и красиво. Особенности работы с фетром. Сувениры из фетра.
Подстаканники, значкт, броши. Футляры для телефона. Простые игрушки из
фетра.
Практическая работа: создание эскиза, выкраивание деталей, сборка и
украшение сувениров из фетра.
Технология изготовления мягкой игрушки
История возникновения, материалы для мягкой игрушки- от ситца до бархата,
натуральный и искуственный мех, нитки, наполнители. Разнообразие игрушек
– пальчиковые куклы, подушки игрушки, интерьерные куклы, подушкизверушки. Виды швов – «назад иголку», «вперед иголку», потайной шов, шов
через край.
Практическая работа: раскрой деталей с помощью трафарета, сшить детали,
вывернуть, набить синтепоном, зашить отверстие, пришить дополнительные
детали.
Украшение готовых форм в технике «декупаж»
В современном мире, где большинство вещей однообразны, хочется иметь чтонибудь индивидуальное и неповторимое. Декупаж (франц. «вырезать»)
способен преобразить любую типовую и стандартную вещь, выполненную из
практически из любых материалов в неповторимое произведение ручного
творчества. Материалы, инструменты, используемые при выполнении техники
11

выполнении техники «декупаж», выбор декупажных карт, салфеток, краски,
лака и т.д.
Практическая работа: украшение всевозможных имеющихся предметов в
технике «декупаж».
Композиция в технике «папье маше»
Папье-маша – простая техника изготовления объемных предметов с помощью
бумаги и клея ПВА. Материалы и инструменты, техника выполнения,
композиционные решения
Практическая работа: изготовление масок, фигурок, рамок,шкатулок,
элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов, кукол.
Технология машинных швов
Безопасность при работе на швейной машине, Составные части швейной
машины. Заправка нити. Машинные швы: стачной, запошивочный, зигзаг,
декоративные строчки.
Практическая работа: заправить машинку швейной нитью, прошить изделие
стачным швом, швом зигзаг, декоративными строчками.
Полезные мелочи из текстиля
Виды тканей: х/б, лен, шерсть, шелк, синтетические. Особенности работы с
ними. Долевая нить. Особенности при раскрое ткани. Подготовка ткани –
глажение, усадка. Основы лоскутного шитья. Воды швов, способы соединения
лоскутов ткани. Особенности при сшивании. Вшивание застежки «молния»
Косметички,чехлы для телефонов из ткани, особенности кроя. Обработка
изделия после сшивания. Безопасность работы с электрическим утюгом.
Практическая работа: подбор лоскутков с учетом цветового решения,
предварительная обработка лоскутков, построение выкроек изделия, сборка
лоскутного полотна. Пошив изделия с застежкой молния. Обработка сшитого
изделия.
Цветы из текстиля и фоамирана
Выбор материала зависит от назначения цветка. Чаще всего используется
батист, натуральный и искуственный шелк, атлас, капрон. В последнее время
очень популярен для изготовления цветов фоамиран. Материалы: проволока,
желатин, клей, краски, пастель, нитки.Подготовка ткани, изготовление лекал
и крой. Подготовка проволоки. Изготовление тычинок. Обработка лепестков и
их сборка. Цветы из фоамирана, область применения.
Практическая работа: выбор модели цветка, подбор материала, раскрой
лепестков, изготовление серединки, листьев, обработка и сборка цветка.
Тематическая работа
«Подарки и открытки к празднику»
Особенности
празднования
различных
праздников,
праздничное
оформление, подарки, открытки: День Учителя, Новый год, День защитника
Отечества, 8 Марта, Пасха.
12

Творческая работа
Поиск интересной идеи, подбор вариантов рисунка на интересующую тему,
выбор оптимального варианта, оценка собственных ресурсов, подбор
цветового решения, технике выполнения, исполнение работы.
Защита творческой работы
Презентация и защита соей творческой работы перед своей группой и членами
жюри из числа педагогов Дома творчества.
Итоговое занятие
Подведение итогов. Награждение грамотами. Выставка работ.

3. Содержание программы

№

Учебный (тематический ) план (второй
год обучения)
Формы аттестации
Кол-во
часов
Название раздела, темы
/контроля

1. Вводное занятие. Инструменты и
материалы. Беседа по ТБ.

2

Тестирование
Беседа

2. Народная кукла в культуре и
традиции народов России.
Инструменты и приспособления.
3. Кукла-закрутка.

2

12

Наблюдение, выставка,
защита
творческого
проекта
по
декорированию.

4. Тряпичная кукла в одежде.

6

Практическая работа

5. Кукла-тильда.

9

6. Кукла в технике «Грунтованный
текстиль»..
7. Ватная кукла

6

Наблюдение, выставка,
защита
творческого
проекта
по
декорированию

9

13

8. Технология
выполнения
машинных швов.
9. Лоскутное шитье.

6

Практическая работа

3

Практическая работа

10. Стежка и фигурные строчки.

15

11. Полезные мелочи из текстиля.

15

Тестирование
Конкурс.
Практическая работа

12. Творческая работа.

2

13. Защита творческой работы.

2

14. Итоговое занятие.

2

15. ИТОГО

Наблюдение, выставка,
защита творческого
проекта
по
декорированию
Тестирование Конкурсвыставка

144

4.Содержание программы
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Беседа по ТБ
Техника безопасности: расположение инструментов и материалов на столе,
освещение рабочего места. Правильная осанка ученика. Физкультурные
разминки. Организация рабочего места. Расположение инструментов и
материалов для работы. Соблюдение санитарно-гигиенических норм,
расположение источника света. Работа с острыми предметами. Знакомство с
программой обучения. Игра «Знакомство».
Народная кукла в культуре и традиции народов России. Инструменты и
приспособления.
Теория: Народная кукла в культуре и традициях народов России. Инструменты
и приспособления для шитья. Виды тканей и их применение в шитье.
Сочетание цвета, пропорции. Виды ручных швов. Кукла-закрутка «Ангел»,
«Хороводница»,
«Кубышка-травница»,
«Крупеничка»,
«Богач»,
«Неразлучники» и их роль в быту. Показ готовых изделий. Техника
безопасности с режущими и колющими предметами. Практика: Упражнения
по: работе с иглой и ножницами, технике выполнения ручных швов. Работа с
цветовым кругом. Выполнение швейных работ народных кукол .
«Желанница», «Кубышка-травница». Этапы изготовления изделия: Подбор
материала. Крой деталей. Изготовление куклы. Обработка изготовленных
кукол. Материалы: Ножницы, иголки, нитки, ткань, синтепон, картон.
3. Тряпичная кукла в одежде.

14

Теория: История зарождения тряпичной куклы. Шитая кукла в одежде. Показ
работ мастериц (модели кукол). Подбор и изготовление эскиза тряпичной
куклы. Подбор материала. Изготовление выкройки основы и одежды куклы.
Перенос чертежа на ткань.
Крой и сметывание деталей. Советы по шитью одежды для куклы. Показ
изготовленных изделий. Техника безопасности с ручными швейными
инструментами. Практика: Технология выполнения швейных работ тряпичной
куклы. Этапы изготовления изделия: Подбор и изготовление эскиза куклы и
одежды. Подбор материала. Изготовление выкройки тряпичной куклы и
одежды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Пошив и
набивка синтепоном туловища, рук, ног и головы. Пришивание волос.
Рисование лица куклы. Сбор основы куклы. Пошив и обработка внутренних
швов. Примерка. Изготовление украшений одежды для куклы. Изготовление
аксессуаров, обуви. .Материалы: Ножницы, иголки, нитки, ткань, синтепон,
пряжа, гелевые ручки.
4.Кукла-тильда.
Теория: «Кто придумал игрушки-тильды?». Подбор и изготовление эскиза
куклы-тильды «Модистка» и одежды. Изготовление выкройки основы и
одежды куклы-тильды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей.
Беседа-опрос пройденного материала с показом изготовленных кукол.
Техника безопасности с режущими и колющими предметами.
Практика: Технология выполнения швейных работ куклы-тильды. Этапы
изготовления изделия: Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Подбор
материала. Изготовление выкройки куклы и одежды. Перенос чертежа на
ткань. Крой и сметывание деталей. Пошив и набивка синтепоном туловища,
рук, ног. Пришивание волос и вышивка лица. Сбор основы куклы. Пошив и
обработка внутренних швов одежды. Примерка. Обработка готового изделия.
Материалы: ткань, нитки, ножницы, иголки, синтепон, нитки мулине, пряжа.
Современная текстильная кукла.
Теория: Текстильная кукла - разновидность декоративно – прикладного
творчества. Показ иллюстраций авторских работ текстильных кукол.
Принадлежности и подбор материал для изготовления текстильной куклы.
Изготовление выкройки основы и одежды текстильной куклы. Техника
безопасности с колющими и режущими инструментами. Практика:
Технология выполнения швейных работ текстильной куклы. Этапы
изготовления изделия: Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Подбор
материала. Изготовление выкройки куклы и одежды. Перенос чертежа на
ткань. Крой и сметывание деталей. Придание формы лица и туловища кукле.
Пришивание глаз, волос. Гримирование лица. Обработка куклы . Технология
выполнения швейных работ текстильной куклы . Этапы изготовления изделия:
15

Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Подбор материала.
Изготовление выкройки куклы и одежды. Перенос чертежа на ткань. Крой и
сметывание деталей. Изготовление и придание формы головы из капрона.
Придание формы лица и туловища кукле. Пришивание глаз и изготовление рук
куклы. Пришивание головы, рук к туловищу куклы. Набивка синтепоном
туловища. Обработка куклы . Материалы: ткань, нитки, ножницы, иголки,
синтепон, глазки, ресницы, грим. Технология выполнения швейных работ
текстильной куклы.
Подготовка к выставке творческих работ. Технология
машинных швов.
Безопасность при работе на швейной машине, Составные части швейной
машины. Заправка нити. Машинные швы: стачной, запошивочный, зигзаг,
декоративные строчки.
Практическая работа: заправить машинку швейной нитью, прошить изделие
стачным швом, швом зигзаг, декоративными строчками.
Лоскутное шитье.
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика
(также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид
рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из
кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым
цветовым решением, узором, иногда фактурой.
Практическая работа: выполнение изделия в стиле лоскутного шитья.

Полезные мелочи из текстиля.
Настоящие рукодельницы знают, что обрывки лент, бусины, обрезки кожи и
ткани, лента, но и кружево, хлопок и даже трикотаж выбрасывать ни в коем
случае нельзя! Они ведь еще могут пригодиться и стать вполне
самостоятельным украшением или аксессуаром.
Практическая работа: создания аксессуара, бижутерии из ткани.
Шитье сумки
Для того, что бы сшить сумку из ткани своими руками не нужно слишком
много умения и мастерства, самое главное ваше желание, и знание некоторых
не больших нюансов. Например, для того что бы сшить сумку из ткани не
используйте слишком толстый материал или толстую кожу, можно шить
сумку из шерсти, грубого льна, плотного коттона. Если нужно, что бы сумка
держала форму можно использовать фетр. Для того чтобы сшить сумку из
16

ткани своими руками пойдут в ход старые куртки, пальто и даже из старых
джинсов можно сшить сумку .
Практическая работа: выполнение выкройки, выбор ткани, раскрой, пошив
сумки. Печать по ткани.
Печать на ткани акриловыми красками при помощи штампов или кубовая
набойка, как это называлось на Руси. Печатать штампами люди придумали
давно и процесс печати в разных странах очень похож. Сейчас это искусство
вновь стало актуальным.
Практическая работа: используя готовые штампы и акриловую краску
украшаем в технике «печать по ткани» текстильное изделие.
Творческая работа.
Поиск интересной идеи, подбор вариантов рисунка на интересующую тему,
выбор оптимального варианта, оценка собственных ресурсов, подбор
цветового решения, техники выполнения, исполнение работы.
Защита творческой работы.
Презентация и защита соей творческой работы перед своей группой и членами
жюри из числа педагогов Дома творчества
Посещение выставок, мастер-классов.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение грамотами. Выставка работ

5.Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и
методы работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс
реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания.
План воспитательной работы объединения на год размещен в Приложении
№2.
Профессиональное
воспитание
учащихся включает в
формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
17

себя

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее
результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития
культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры
речи, культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок
приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и
эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей
работы;
18

– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ,
беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Направления:
Профориентация- С учетом психологических и возрастных особенностей
обучающихся детских объединений можно выделить следующие этапы
профориентационной работы:
7-10 лет: формирование у детей ценностного отношения к труду, понимание
его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к
учебнопознавательной деятельности, основанной на практической
направленности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую,
игровую, исследовательскую.
11-14 лет: развитие у подростков личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование
образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах
социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,
сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение
учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные
возможности
с
требованиями,
предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
Направления и формы работы.
Профориентационная работа в организации дополнительного образования
может

строиться

по

следующим

Информационно-просветительское;
Обучающее (формирующее).
19

основным

направлениям:

Информационно-просветительское направление
Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий
через изучение профессиограмм — кратких описаний профессий, справочной
литературы, информационно-посиковые системы, профессиональную
рекламу и агитацию, экскурсии, встречи со специалистами, познавательные и
просветительские лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы и
видеофильмы, использование СМИ, различные ярмарки профессий и их
модификации и т.п.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и
конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем
сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.
Информационно-просветительская
работа
должна
проводиться
с
использованием новейших информационных технологий. Учащиеся получают
сведения о мире профессий и рынке труда из периодических изданий и
специальной научной литературы с использованием Интернетресурсов и
новейших компьютерных технологий.
Формы- знакомстсво с Атласом профессий в форме профориентационных
уроков, ролевых игр по Атласу профессий.
Обучающее (или формирующее) направление:
В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд
определенных компетенций:
•
•

•

умение анализировать мир профессий;
умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации
профессионального выбора;
владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации
и поиска работы.

Формы: деловые и ролевые игры.
Гражданско-патриотическое включает в себя следующие
направления
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей
такими моральными качествами, как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему
поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
20

формирование социальной активности, направленной на служение
интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости,
главному способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и
духовное здоровье нации.
-культурно-историческое направление, предполагает:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю,
её замечательным людям;
• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и
исторических памятников боевой и трудовой славы;
• формирование
чувства
национальной
гордости,
национального самосознания, способности жить с людьми других
культур, языков и религий.
Формы проведения:1 Проведение спортивно-массовых мероприятий:
•
«А ну-ка, парни!»;
•
«Веселые старты»;
•
«Папа, мама и я – спортивная семья!»;
•
смотр строя и песни;
•
проведение спортивных секций;
•
работа кружков «ЮИД», «Юные пожарные».
2. Участие в акции «Вахта памяти»:
• встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
• организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших
воинов при исполнении служебных обязанностей;
• проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, квестов.
3. Изучение родного края:
• экскурсии в музеи;
• туристические поездки;
• экскурсии по родному краю;
• изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора,
связанных с природой и использованием ее богатств;
уход
за
памятником.
4. Организация конкурсов:
• «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого
человека;
•

21

Результат воспитания:
У обучающегося младшего школьного возраста происходят изменения в
осознании базовых ценностей, норм поведения в обществе стремится уважать старших, заботиться о младших
- выполняет посильную работу, доводит начатое дело до конца
- знает историю своей семьи, традиции ДТО, Центра, интересуется историей
страны
- проявляет миролюбие, не затевает конфликтов
- устанавливает хорошие отношения с другими людьми
-стремится узнать новое, узнает образцы культуры, ценит и бережёт ее
- умеет ставить перед собой цели и проявляет инициативу
У обучающегося 10-12 лет происходят изменения в ценностных установках,
убеждён в том, что:
семья-главная опора в жизни человека и источник его счастья
труд- основной способ достижения жизненного благополучия человека
важно гордиться, заботиться о процветании своего Отечества
мир - как главный принцип человеческого общежития
необходимо выстраивать
доброжелательные
и
взаимо
поддерживающие отношения
знания - как интеллектуальный ресурс, обеспечивающий будущее
человека
культура - как духовное богатство общества
человек - хозяин своей судьбы, самоопределяющаяся и
самореализующаяся личность, отвечающая за свое собственное будущее
Обучающийся 13-16 лет приобретает опыт:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, ДТО
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в социуме
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения
22

опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации

РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1Календарный учебный график

Начало

учебного года – первый год обучения – 04.09.2023 второй год обучения
– с 05.09.2023: третий год обучения – с 05.09.2023
Окончание учебного года 29.05.2024
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни:11 октября -День Республики Башкортостан 4
ноября- День народного единства 1- 6, 8 января - Новогодние каникулы 7
января - Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8
марта- Международный женский день, 1 мая - Праздник Весны и Труда , 5
мая – Ураза –байрам, 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 144 ч.

2.2Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором,
клавиатурой (или ноутбук) и колонками, доска. Рабочее место обучающегося:
стол, стул, швейные машинки Подольск, Чайка Расходные материалы:
бумага А4 для рисования и распечатки;
бумага А3 для рисования;
простой карандаш
цветная бумага различной фактуры, картон;
гуашь, акриловые краски;
лак акриловый;

23

клей ПВА, клей полимерный, клей карандаш, клей-пистолет;
нитки, швейные иглы ручные и машинные; рамки для
изделий.
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог
должен иметь педагогическое и профильное образование, владеть
педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и
дистанционного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.
2.3Формы контроля и аттестации
Подведение
итогов
и
контроль
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы «Дизайн и мода» обеспечивает оперативное
управление образовательным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы)
программы с целью выстраивания индивидуального подхода к обучающимся
на основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки результатов
освоения содержания программы, а также стимулирования работы на
занятиях.
Основные формы текущего контроля: тестирование, опрос, просмотр и
выставка практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся
проводится в форме промежуточной аттестации в конце первого года
обучения.
Основные формы промежуточной аттестации: просмотр, защита
дизайн-проектов, викторина, конкурс, фестиваль, выставка.
Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения по
окончании образовательной программы (май) в форме: защита
индивидуального, авторского или коллективного дизайн- проекта, выставки
творческих работ.
Для фиксации результатов контроля освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Дизайн и мода» используются:
24

- материалы анкетирования и тестирования
- диагностические карты
- грамоты и дипломы
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио
учащегося.
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, защита
творческих проектов, открытое занятие, конкурс, фестиваль.
2.4 Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной
программы, а именно: метапредметные, личностные предметные результаты.
По результатам оценивания определяется уровень освоения программы
«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической
карте (листе оценки)
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается
ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в
развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих
диагностических исследований и др.
Способы и критерии оценки личностных результатов и
метапредметных результатов: наблюдение, анкетирование, оценка
результатов рефлексии, портфолио, выставки.
3.Методические материалы
В основу дополнительной общеразвивающей программы «название
программы» положены метапредметный и личностный подходы. Это
предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний по основам
изобразительной деятельности, декорирования и дизайна, но осваивает
универсальные способы действий, овладевает ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. Важнейшей ценностью является
личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда личный опыт
каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов
могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в
программу:
Технология интегрированного обучения, реализуемая через артинтеграцию,
объединяющая различные вида искусства и освоение различных видов
художественной деятельности, художественных материалов и техник, а также
широкое использование межпредметных связей (история, математика,
символика, экология, эстетика, этикет и др.), что позволяет создавать у
25

обучающегося целостное представление о дизайне, находить общие
платформы сближения знаний из различных содержательных областей.
Технология деятельностного типа, реализуемая через проектную
деятельность.
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение, когда
практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой
связи используются такие формы обучения на занятиях как: творческие
задания, работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии, соревнования,
выставки,
работа с
наглядными пособиями,
видеоматериалами,
«обучающийся в роли педагога «каждый учит каждого», разрешение проблем
(мозговой штурм).
Технология дифференциации обучения, основанная на различии
индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и
другие); в программе она осуществляется как в традиционной форме учета
индивидуальных особенностей так в форме системы уровневой
дифференциации содержания обучения.
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения
учебных занятий:
отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях
с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
поддержка альтернативности и множественности мнений;
развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и
ощущению эмоционального удовлетворения;
занимательность и эмоциональный тон занятия;
педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным
возможностям;
уважительное отношение к мнению каждого;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
включенность в практическую деятельность, формирующую около
профессиональные навыки;
Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при
этом решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем
определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос,
как эту цель можно достигнуть (выбор способов действий, технологий). И,
наконец, выбранная технология реализуется, в результате чего формируются
соответствующие умения.
26

На занятиях используются также традиционные педагогические методы:
Словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж)
Наглядные (демонстрация картины, репродукции, таблицы, схемы, карты,
видеофильмы, презентации, модели, макеты, диаграммы, натуральные
объекты, рисунок (художественный, технический, эскиз)
Практические (упражнения, практические работы)
Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практической работы, комбинированное, изучения нового материала,
обобщающее, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др..
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода
обучения.
4.Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимы
следующие дидактические материалы:- У вас должны свои материалы,
- специализированная литература;
- дидактические разработки занятий для начинающих «Кейсы»;
- дидактические и развивающие игры, творческие задания;
- таблица по цветоведению;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным работам;
- таблицы «Народные костюмы и предметы быта».
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(извлечения)
//
Нормативнометодические
материалы
образовательной
организации
дополнительного образования образования: сборник / составители Фадеева
С.А., Боровская Е.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79.
2.Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696з), с внесёнными изменениями от 22 июня 2018 года N 648-з npa.bashkortostan.ru/? show=1&seed=4189
3.Приказ Министерства просвещения РФ № 629от 27. 07. 2022 г «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[интернет-источник]ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/#ixzz5YcbWUkGE
4.Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
//
Нормативнометодические
материалы
образовательной
организации
27

дополнительного образования образования: сборник / составители Фадеева
С.А., Боровсуая Е.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей // Нормативно-методические материалы образовательной
организации дополнительного образования образования: сборник /
составители 5. Фадеева С.А., Боровсуая Е.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство российской
Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004
– 48 с.
7.Постановление Администрации городского округа город Уфа РБ № 1833 от
22.11.2019 г.
«О внедрении системы персонифицированного
финансирования.
8.Приложение №3 к Письму Управления Роспотребнадзора по РБ от
10.08.2020 « О подготовке образовательных организаций к новому 20202021
учебному году.
9.Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с
применением
дистанционных образовательных технологий в условиях
дополнительного образования РБ: Министерство образования и науки РБ
ГАУ ДПО ИРО РБ-Уфа,2020. Литература для педагога Основная: 1.
Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред.
Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c
2.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И.
Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c
3. Мудрагель Л, Русская народная одежда. В образах авторских кукол.
Энциклопедия моды; Издательство Э, 2017 Дополнительная:
1.
2.
3.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004г.
Кузин В.С. Сиротин В.И. " Программно-методические материалы "
"Изобразительное искусство. 5-9 классы". М., Дрофа, 2000г 4.
Каминская М.В. История костюма – М., Легкая индустрия, 2000
Косинец И.Б. Дефекты швейных изделий. 2012 г.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма – М., Молодая гвардия,

5.
6.
2000
7.
Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 2001
8.
Ханус София. "Как шить?" – М.: Легкая промышленность и бытовой
обслуживание, 2001
9.
Черемных А.И. "Основы художественного конструирования женской
одежды". – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002
28

Шитье – мое хобби". – Оффенбург: Энне Бурда, 2000 Интернетресурсы:
https://zen.yandex.ru/girlsanddolls?lang=ru&hide_interest_header=1
https://vk.com/theatrealice
https://pandarina.com/viktorina/clothes
10.

https://youtu.be/A90nRaAzap4
https://stranamasterov.ru/technics Приложение 1:
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения (7-8 лет) 1 группа пн., ср.
Все Дата по Дата
№
Название темы
Форма
го
плану
по
контроля
час
фак
ов
ту
1. 1Вводное занятие
2
04.09.23
Инструктаж.
.
.Инструменты
и
материалы. Беседа по ТБ
2. 2Дизайн. Виды дизайна
2
06.09.23
Презентация и
.
выполнение
заданий.
3. 3Поделки из природного .
2
11.09.23
Беседа.
материала.
4. Поделки из природного
2
13.09.23
Практическая
материала.
работа.
5. Поделки из природного
2
18.09.23
Практическая
материала.
работа
6. Поделки из природного
2
20.09.23
Практическая
материала.
работа
7. Поделки из природного
2
25.09.23
Практическая
материала.
работа
8. Оригами. Кошки, мышки… 2
27.09.23
Практическая
работа
9. Подарки и открытки к
2
02.10.23
Беседа.
празднику.Открытка к
2
Практическая
Дню пожилых людей.
работа..
10. Подарки и открытки к
2
04.10.23
Практическая
празднику. Открытка к
работа
Дню учителя.

29

11. Подарки и открытки к
празднику. Открытка к
Дню отца.
12. Режем полоски. Забор.

2

09.10.23

Практическая
работа.

2

16.10.23

13. Режем полоски. Закладка

2

18.10.23

14. Вырезание по выкройке.
Фрукты.
15. Аппликация. Осенний лес.

2

23.10.23

2

25.10. 23

16. Аппликация. Аквариум.

2

30.10.23

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

17. Аппликация. Портрет
осени.
18. Аппликация. Осеннее
настроение.
19. Пластилинография.
Осенний листок.
20. Пластилинография.
Грибок.
21. Пластилинография. Герб
Уфы.
22. Пластилинография.
Осенний пейзаж.
23. Пластилинография.
Осенний пейзаж.
24. Пластилинография.
Портрет Осени.
25. Пластилинография. Город
моей мечты.
26. Мастерская Деда Мороза.
Символ года.
27. Мастерская Деда Мороза.
Елочная Гирлянда.
28. Мастерская Деда Мороза.
Снеговик.
29. Мастерская Деда Мороза.
Дед Мороз.

2

01.11.23

2

06.11.23

2

08.11.23

2

13.11.23

2

15.11.23

2

20.11.23

2

22.11.23

2

27.11.23

2

29.11.23

2

04.12.23

2

06.12.23

2

11.12.23

2

13.12.23

30

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

30. Мастерская Деда Мороза.
Елка.
31. Мастерская Деда Мороза.
Снегурочка.
32. Мастерская Деда Мороза.
Карнавальная маска.
33. Мастерская Деда Мороза.
Символ года.

2

18.12.23

2

20.12.23

2

25.12.23

2

27.12.23

34. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.
35. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.

2

10.01.24

2

15.01.24

Педагогическое
наблюдение.

36. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.
37. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.
38. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.
39. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.
40. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.
41. Моделирование конструи
рование объёмных и
плоскостных игрушек из
картона.

2

17.01.24

Практическая
работа.

2

22.01.24

Практическая
работа.

2

24.01.24

Практическая
работа.

2

29.01.24

Практическая
работа.

2

31.01.24

Практическая
работа.

2

05.02.24

Практическая
работа.

31

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Творческая
работа.
Практическая
работа.

42. Плетение из нитей.

2

07.02.24

43. Плетение из нитей.

2

12.02.24

44. Плетение из нитей.

2

14.02.24

45. Плетение из нитей.

2

19.02.24

46. Плетение из нитей.

2

21.02.24

47. Плетение из нитей.

2

26.02.24

48. Подарки и открытки к
празднику.
49. Поделки из бросового
материала.
50. Подарки и открытки к
празднику.
51. Поделки из бросового

2

28.02.24

2

04.03.24

2

06.03.24

2

11.03.24

материала.

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Творческая
работа. Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

52. Поделки из бросового
материала.
53. Поделки из бросового
материала.
54. Поделки из бросового
материала.
55. Поделки из бросового
материала.
56. Поделки из бросового
материала.
57. Аппликация из ткани.

2

13.03.24

2

18.03.24

2

20.03.24

2

25.03.24

2

27.03.24

2

01.04.24

58. Аппликация из ткани.

2

03.04.24

59. Аппликация из ткани.

2

08.04.24

60. Аппликация из ткани.

2

15.04.24

32

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.Практич
еская работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

61. Аппликация из ткани.

2

17.04.24

62. Кукла-закрутка.
Хороводница.
63. Кукла-закрутка. Сорока

2

22.04.24

2

24.04.24

64. Подарки и открытки к
празднику.
65. Рисуем по шагам. Салют

2

29.04.24

2

06.05.24

66. Рисуем по шагам. День
победы.

2

08.05.24

67. Рисуем по шагам. Весенний
дождь.
68. Рисуем по шагам. Семья.

2

13.05.24

2

15.05.24

69. Рисуем по шагам. Букет.

2

20.05.24

70. Рисуем по шагам. Портрет
мамы.
71. Рисуем по шагам. Лето.

2

22.05.24

2

27.05.24

72. Итоговое занятие «В
гостях у Шляпника»:
викторины, игры,
конкурсы.
Всего

2

29.05.24

Практическая
работа.
Беседа.Практич
еская работа.
Педагогическое
наблюдение.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Творческая
работа.
Проектная
деятельность.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Педагогическое
наблюдение.

144

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3 год обучения (9-14 лет) 3 группа вт., чт.
№
Название темы
Всего
Дата по Дата по
часов
плану
факту
1.
Вводное занятие.
2
05.09.23
Инструменты и
материалы. Беседа
по ТБ
2.
Вышивка.
2
07.09.23

33

Форма контроля
Инструктаж.
Беседа.
Презентация.
Беседа.
Практическая
работа.

3.

Вышивка.

2

12.09.23

4.

Вышивка.

2

14.09.23

5.

Вышивка.

2

19.09.23

6.

Вышивка.

2

21.09.23

7.

Вышивка.

2

26.09.23

8.

Вышивка.

2

28.09.23

9.

Лоскутное шитье.

2

05.10.23

10.

Лоскутное шитье.

2

10.10.23

11.

Лоскутное шитье.

2

12.10.23

12.

Лоскутное шитье.

2

17.10.23

13.

Лоскутное шитье.

14.

Лоскутное шитье.

2

24.10.23

15.

Лоскутное шитье.

2

26.10. 23

16.

«Умное чаепитие».
Викторины, игры,
конкурсы.
Текстильная кукла разновидность
декоративно –
прикладного
творчества.
Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».

2

31.10.23

Беседа.
Викторина.

2

02.11.23

Беседа.
Презентация.

2

07.11.23

Практическая
работа.

17.

18.

19.10.23

34

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа
Практическая
работа.
Педагогическое
наблюдение.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа. Викторин
а.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».
Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».
Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».
Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».
Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».
Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».
Технология
выполнения куклы в
технике
«Грунтованный
текстиль».
Технология
выполнения ватной
куклы.
Технология
выполнения ватной
куклы.

2

09.11.23

Практическая
работа.

2

14.11.23

Практическая
работа.

2

16.11.23

Практическая
работа.

2

21.11.23

Практическая
работа.

2

23.11.23

Практическая
работа.

2

28.11.23

Практическая
работа.

2

30.11.23

Практическая
работа.

2

05.12.23

Практическая
работа.

2

07.12.23

Практическая
работа.

35

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.
41.
42.

Технология
выполнения ватной
куклы.
Технология
выполнения ватной
куклы.
Технология
выполнения ватной
куклы.
Технология
выполнения ватной
куклы.
Технология
выполнения ватной
куклы.
«Путешествие в
Страну Чудес»
Беседа-опрос
пройденного
материала с показом
изготовленных
кукол.
Стежка и фигурные
строчки. Панно.
Стежка и фигурные
строчки. Панно.
Стежка и фигурные
строчки. Панно.
Стежка и фигурные
строчки. Панно.
Лоскутный жилет.
Джинсель.
Лоскутный жилет.
Джинсель.

2

12.12.23

Практическая
работа.

2

14.12.23

Практическая
работа.

2

19.12.23

Практическая
работа.

2

21.12.23

Практическая
работа.

2

26.12.23

Практическая
работа.

2

28.12.23

Педагогическое
наблюдение.

2

09.01.24

2

11.01.24

2

16.01.24

2

18.01.24

2

23.01.24

2

25.01.24

Творческая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Лоскутный жилет.
Джинсель.
Лоскутный жилет.
Джинсель.
Лоскутный жилет.
Джинсель.

2

30.01.24

2

01.02.24

2

06.02.24

36

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

43.
44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.
52.
53.
54.

55.

Лоскутный жилет.
Джинсель.
Технология
выполнения
машинных швов.
Сумка рюкзак.
Технология
выполнения
машинных швов.
Сумка рюкзак.
Технология
выполнения
машинных швов.
Сумка рюкзак.
Технология
выполнения
машинных швов.
Сумка рюкзак.
Технология
выполнения
машинных швов.
Сумка рюкзак.
Технология
выполнения
машинных швов.
Сумка рюкзак.
Технология
выполнения
машинных швов.
Сумка рюкзак.
«Зазеркалье» конкурс хозяек.
Шьем по готовым
выкройкам. Панама.
Шьем по готовым
выкройкам. Панама.
Шьем по готовым
выкройкам. Панама.

2

08.02.24

2

13.02.24

2

15.02.24

Практическая
работа.

2

20.02.24

Практическая
работа.

2

22.02.24

Практическая
работа

2

27.02.24

Практическая
работа.

2

29.02.24

Практическая
работа.

2

05.03.24

Практическая
работа.

2

07.03.24

2

12.03.24

2

14.03.24

2

19.03.24

Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Шьем по готовым
выкройкам. Панама.

2

21.03.24

37

Практическая
работа.
Практическая
работа.

Практическая
работа.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

«Турнир Красной и
Белой королевы»
конкурс мастерства.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Шьем по готовым
выкройкам.
Спортивный
костюм.
Творческая работа.
Снимаем мультики.

2

26.03.24

Педагогическое
наблюдение.

2

28.03.24

Практическая
работа.

2

02.04.24

Практическая
работа.

2

04.04.24

Практическая
работа.

2

09.04.24

Практическая
работа.

2

11.04.24

Практическая
работа.

2

16.04.24

Практическая
работа.

2

18.04.24

Практическая
работа.

2

23.04.24

Практическая
работа.

2

25.04.24

Практическая
работа.

2

30.04.24

Беседа.
Педагогическое
наблюдение

38

67.
68.
69.
70.
71.
72.

Творческая работа.
Снимаем мультики.
Творческая работа.
Снимаем мультики.
Творческая работа.
Снимаем мультики.
Творческая работа.
Снимаем мультики.
Защита творческой
работы
Итоговое занятие.
«В гостях у
Шляпника»:
викторины, игры,
конкурсы.
Всего

2

02.05.24

2

07.05.24

2

14.05.24

2

16.05.24

2

21.05.24

2

23.05.24

144

39

Творческая
работа.
Проектная
деятельность
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Проектная
деятельность
Педагогическое
наблюдение

Приложение №2
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО « ДТ « Юлдаш»

________________________ Е.М.Ильясова

__________________ А.Ш.Баймуратова

«____»___________________________2023

«_____»________________________2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Педагога ДО Горькавой Н.А.
Деятельность объединения «Я творю» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся объединения «Я творю» составляет 43 человека. Из них мальчиков 0, девочек 43 Обучающиеся
имеют возрастную категорию детей от 7 до 13 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.

Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, эстетически ориентированной и
нравственно достойной личности, патриотично настроенной, способной на сознательный выбор жизненной позиции
средствами художественного воспитания
- для обучающихся 7-9 лет целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут, и в
частностиДома творчества « Юлдаш».

для обучающихся 10-12 лет -приоритетом является создание благоприятных условий для развития социальнозначимых отношений обучающихся

для обучающихся 13-16 лет - создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
самоопределения и осуществления социально-значимых дел Задачи:
Использовать воспитательные возможности индивидуальной работы с обучающимися и разного уровня и
направленностей мероприятий
Поддерживать активное участие детей в жизнедеятельности объединения, в традициях коллективного планирования,
организации, проведения и анализа мероприятий;
Использовать в воспитании учащихся возможности учебных занятий, используя интерактивные формы работы с
обучающимися, связь учебного материала с жизнью, привлекая материал исторического и культурного наследия
всей страны, акцентируя учебный материал на ценностных и нравственных аспектах, учитывая потребности,
интересы, способности каждого ребёнка;
Использовать в воспитании учащихся возможности профориентационной работы
Организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал
Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на
совместное решение проблем личностного развития детей
№

Наименование мероприятия

Дата
Форма проведения
проведения

Участие в мероприятиях «ДТ «Юлдаш»
41

Примечания

1.

2.
3.
4.

5.

6.
7.

8

9
10
11

Конкурс детских рисунков на асфальте
«Будущее без терроризма, терроризм без
будущего»
Неделя национального костюма.
Видео марафон «Здоровая привычка»
Позитивное фото-акция "Мои года-моё
богатство", посвященная Дню пожилого
человека.
Интеллектуально-развлекательно шоу, по ПДД

сентябрь

октябрь
октябрь
октябрь

ноябрь

для школьников "Где
логика?"
Спортивно-игровая программа "Осенние
декабрь
забавы" в рамках программы «Каникулы».
Патриотический квест, посвященный Дню
февраль
народного единства "Мы едины-мы
непобедимы!" в рамках программы «Каникулы».
«Созвездие» - 1 этап фестиваля детского
март
творчества

Фото акция «Моя мама самая на свете»,
посвященная Международному Дню матери.
Концертная программа «С Днём матери».
9 мая

март
апрель
май
42

12

№

День защиты детей

июнь

Наименование мероприятия

Дата и время
проведения

Место
проведения

Ответственный за
проведение

Орг - массовая деятельность
1

Дни открытых дверей.

2

Родительское собрание – планирование
работы на год

3

Знакомство с правилами внутреннего
распорядка в ДТ «Юлдаш»
Беседы «Техника безопасности на
занятиях в объединении «Я творю»

4

01.09.2022
09.09.2022
29.08.2022
30.08.2022

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Он лайн

Горькавая Н.А.

В течение месяца ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

В течение года

Горькавая Н.А.

ДТ «Юлдаш»

Гражданско-патриотическое воспитание
1.

2

Беседа-викторина «Моя республика»,
посвящённая Дню Республики
Башкортостан
Беседа, посвященная Дню народного
единства «В дружбе - сила!».

10.10.2022

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

03.11.2022

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

43

Примечание

3
4

«День защитника Отечества» участие в
патриотическом квесте
Нравственно-патриотическая беседа ко
Дню Победы в ВОВ
«Мы – наследники Великой Победы!»,

Февраль 2023

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Май 2023

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Духовно-нравственное воспитание
1.
2
3
4
5

«Народная кукла-хороводница» мастеркласс
Мы едины-мы непобедимы
Информационный час «Новогодние и
рождественские традиции»
Беседа к 23 февраля «Защитники земли
русской»

сентябрь

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Ноябрь
Декабрь

ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.

Февраль

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

«Мамы всякие нужны, мамы всякие
важны» –К Дню матери- мероприятие в
объединении, участие в мероприятии
Дома творчества

Март

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Художественно-эстетическое воспитание
1

Беседа «Культура поведения в
общественных местах»

В течение года

44

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

2
3
4
5
6

Подготовка и участие в выставках
«Параскева Пятница –беседа о народных
куклах.
Проведение открытых уроков

В течение года
октябрь

ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.

Декабрь, май

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Участие в отчетных выставках
«Умное чаепитие», «Турнир Красной и
Белой королевы», «В гостях у Шляпника»
- мероприятия в объединении.

Май
В каникулы

ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.

Трудовое и профориентационное воспитание
1
2
3

«Я горжусь своей семьёй». Рассказать о Январь
профессии родителей.
«Кем я хочу стать». Рассказ, рисунок,
Январь
песня,..
Конкурсы мастерства «Я так могу!»
Один раз в
четверть

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Физическое воспитание и ЗОЖ
1

Месячник безопасности дорожного
движения «Внимание – дети!» Беседы
ПДД

сентябрь.

ДТ «Юлдаш»

45

Горькавая Н.А.

2
3
4
5
6
7
8
9

Неделя здоровья. Беседа «Здоровье
дороже золота»
Спортивно-игровая
программа
«Осенние забавы».
Спортивно-игровая программа «Зимние
забавы».
Техника безопасности при поездках и
экскурсиях
Беседы о личной гигиене, здоровом
питании;
Беседы о технике безопасности на
занятиях;
Познавательно-развлекательная игра
«Мой веселый светофор».
Конкурс рисунков «Моя безопасность
на дорогах».

октябрь

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Октябрь

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Декабрь

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

В течение года

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

В течение года

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

В течение года

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Апрель

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Май

ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.

Работа с родителями
1
2
3
4
5

Дни открытых дверей
Родительское собрание
Индивидуальные встречи с родителями
Анкетирование детей и родителей
Индивидуальные консультации для
родителей (по мере обращения родителей
к педагогу).

Сентябрь
Сентябрь
В течение года
Декабрь
В течение года

46

ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.

6
7

Поздравление мам с Днем 8 марта
Творческий отчет для родителей
Подведение итогов года.

Март
Май

ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»

Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.

Диагностика воспитательной работы
1
2
3
4
5
6

Наблюдение
Стартовая диагностика -тестирование
Рубежная диагностика
Итоговая диагностика
Участие в конкурсах
Итоговая работа. Анализ работы за год,
планирование работы на следующий год.

В течение года
Октябрь
Февраль
Май
В течение года
Май

ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»

Руководитель объединения, педагог дополнительного образования Горькавая Н.А.

47

Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.
Горькавая Н.А.

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».