дизайн1

РАЗДЕЛ 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
В современном обществе с каждым годом усиливается роль дизайна, который
приобретает все большее значение в жизни каждого человека. Гармоничный дизайн
становится неоспоримым условием и предметным выражением духовной и
материальной жизни человека. Он формирует ценностную картину мира,
поддерживает традиции, вырабатывает новые тенденции, создает комфорт и уют,
придает жизни стабильность и одновременно приводит ее в движение.
Дополнительная
художественной

общеразвивающая
направленности.

обучающихсяхудожественного

программа

«Дизайн»-

Онаориентирована

вкуса,

на

программа
развитие

объемно-пространственного

у

дизайнерского

мышления, творческого потенциала и формирование практических навыков по основам
дизайна.
Уровеньсложности

программы-

базовый.По

форме

организациисодержания

программа комплексная, так каквключает в себя не только основы дизайна, но и основы
изобразительного искусства.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

№ 273-Ф3;
-

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
-

Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 года «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Постановление

04.07.2014г.

№

41

Главного
«Об

государственного

утверждении
2

СанПиН

санитарного

врача

2.4.4.3172-14

РФ

от

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для

-

детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. №
11);
Методические

-

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ, включая разноуровневые Письмо Минобрнауки России №
09-32-42 от 18.11.2015
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных

-

образовательных
реабилитации,

программ,

способствующих

профессиональному

социально-психологической

самоопределению

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом

их особых

образовательных потребностей. (Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016г, №ВК
641-09)
Актуальность.Приобретая
художественного

творчества,

практические
учащиеся

умения

получают

и

навыки

возможность

в

области

удовлетворить

потребность в созидании,реализовать желание создавать нечто новое своими силами,
своими руками.
Значимость программы «ДИЗАЙН»позволяет решать ряд социально-значимых и
образовательных задач• Помогатьдетям выбрать то, что близко их природе, что отвечает их
потребностям, что им интересно.
• Помогать ребенку в определении и выборе будущей профессии.
• Развивать увлеченность делом, занимательность.
авторскую поделку.

3

Стремление изготовить свою

Новизна программы- в определении и выборе будущей профессии необходимо
пробовать все направления искусства. Разнообразные решения задач, исполнение одной
темы в разных вариантах и разными материалами развивает мышление.
Формирование готовности к быстрой смене фантазии в применении разных
материалов, не однозначности решения помогает детям формироваться в личность
разностороннюю.
Отличительные особенности программы.Дополнительная общеразвивающая
программа«Основы дизайна»разработана на основе личного опыта работы в сфере
дизайна, а также изученных материалов по реализации образовательных программ по
дизайну многих педагогов-практиков.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она
общедоступна, поскольку, разработана для детей, желающих обучиться искусству
дизайна без ограничений, независимо от их способностей в условиях дополнительного
образования.
Программа «Дизайн» является продолжением ознакомительной дополнительной
общеразвивающей программы «Азбука дизайна», реализуемой в изостудии МБОУ ДО
«ДТ «Юлдаш», что позволяет обеспечить принцип непрерывности и преемственностив
накоплении знаний и развитии умений обучающихся.
Программа предполагает возможность вариативного содержания- в зависимости от
особенностей мотивации и творческого развития учащихся педагог может вносить
изменения в содержание блоков и занятий, дополнять практические задания новыми
изделиями, а также предложить на выбор темп, форму обучения, тему дизайн-проекта и
материал для выполнения работы.
Программа позволяет в условиях дополнительного образования не только
расширить возможности ребенка в области художественного творчества, но и расширить
свои представления о художественных профессиях, познакомиться с особенностями
профессии дизайнер, что может стать основой для дальнейшего профессионального
самоопределения.
4

При

изучении

основных

разделов

программы

легко

осуществляются

межпредметные связи с Общеобразовательной школой, связи с предметами:
Межпредметные связи

№№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Содержание

Предмет

Растительный и животный мир родного
края. Городской пейзаж. Транспорт.
Космос. Праздники.
Вертикальные, горизонтальные линии.
Круг, овал, конус, полуокружность, дуга.
Стихи,
загадки,
поговорки.
Сказки. Эпос.
Прослушивание музыкальных
композиций.
Конструирование подвижных игрушек.
Организация рабочего места.
Национальные традиции. История
народов РБ.
Физкультминутки. Беседы и рисование
композиций на тему «Спорт».

Окружающий мир

Геометрия
Литература
Музыка
Труд
Культура родного края
Физическое воспитание

Программа построена таким образом, что на первом году обучения учащиеся
изучаютначальные знания по изобразительным видам деятельности (рисованию,
живописи, пластилинографии, аппликации, бумагопластики).
Основные результаты образовательного процесса:
• уметь организовать рабочее место;
• правильно держать карандаш, кисть, ножницы;
• работать всей плоскостью кисти, кончиком кисти, выполнять «примакивание»;
уметь тонировать лист;
• смешивать две краски, получая дополнительный цвет, знать основные и
составные цвета;
• изображать предметы, в основу которых входят круг, овал, прямоугольник;
• в лепке уметь формировать шарик, овал, конус. На основе этих форм изображать
предмет, персонаж;
5

•
•
•
•
•

уметь вырезать из бумаги прямые и круглые формы, аккуратно их приклеивать;
вырезать сложные формы, складывать бумагу для оригами, пользоваться клеем;
композиционно правильно располагать предметы на листе;
использовать различные приемы работы кистью;
уметь пользоваться гуашевыми, акварельными красками, восковыми мелками,
цветными карандашами, фломастерами, пластилином, цветной бумагой;
изображать предметы с натуры;
• передавать пластический образ в лепке (движение, пропорции, характерные
особенности);
• уметь оценивать свою работу, находить ошибки, исправлять их;
• во взаимодействии со
сверстниками
и
взрослыми проявлять
доброжелательность, уважение, коммуникабельность.
Задачи программы
Метапредметные(связаны с овладением учащихся основами изобразительной
деятельности):
• знакомить с жанрами изобразительного искусства;
• обучать работе с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
• формировать умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Предметные (связаны с совершенствованием общих способностей учащихся и
приобретением обучающимися общеучебных умений и навыков, обеспечивающих
освоение содержания программы):
• развивать у учащихся чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
• способствовать развитию моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера;
• формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать
свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке
своё рабочее место);
• развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать
конфликтные ситуации).

6

Личностные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу,
другим людям, самому себе):
• способствовать воспитанию терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
способствовать воспитанию аккуратности, культуры общения, поведения.
• Способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
Основной акцент обучения делается на практическую деятельность учащихся:
рисованию, живописи, пластилинографии, аппликации, бумагопластики.В конце курса
обучения проводится отчетная выставка.
Практико-ориентированность данной программы позволяет учащимся участвовать в
оформлении своего жизненного пространства,например,пополнять фонд изостудии
наглядными пособиями, творческими

работами, которые принимают участие

в

районных и городскихвыставках детского творчества.
Адресат программы.Программа ориентирована надетей в возрасте-от 5 до 14 лет..
Психологический портрет детей 5-9 лет
Психоэмоциональные качества:
Подвижность,

любознательность,

конкретность

мышления,

большая

впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать
свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок
естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются
очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для
детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Психологический портрет детей 9-10лет
Психоэмоциональные качества: Отличаются большой жизнерадостностью,
внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено
поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение.
Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со
7

стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая
им при этом выпадает. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск,
они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и
символам. Они охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся
с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие
взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
Психологический портрет детей 10-14лет
Психоэмоциональные качества: Резко возрастает значение коллектива, его
общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и
действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в
коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости,
возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются
абстрактные

формы

мышления.

Часто

он

не

видит

прямой

связи

между

привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно
проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к
романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли
старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное
мнение.
Таким образом, музыкальное развитие младшего школьника тесно связано с
общим ходом его развития под влиянием обучения в вокальных студиях, занятие
хоровым пением, на уроках в школе и т.
Объем и сроки реализации программы.
Программарассчитана на 1 год. Общее количество:144 часа
Формы обучения.Форма обучения – очная и возможен дистанционный формат
обучения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

8

Расписание составлено с учетом пожеланий детей и родителей (законных
представителей).
Особенности организации образовательного процесса.Образовательный процесс
осуществляется на русском языке в соответствии с учебным планом и календарным
учебным графиком в объединении, сформированном в группы обучающихсяодного
возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
Программой

предусмотрены

занятий(комбинированное

занятие,

традиционные

формы

мастер-класс,выставка,

проведения

учебных

конкурс),

атакже

современные формы такие как занятие-квест.
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание которых
соответствует требованиям развивающего обучения с учетом физиологических и
возрастных особенностей детей.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с основными
понятиями, закономерностями и принципами организации объекта дизайна.Подача
теоретического материала сопровождается видеоматериалом, демонстрацией плакатов,
авторских работ.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в материале
и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы, пользование
инструментами.
В программе используются различные образовательные технологии–традиционные
и инновационные, активные и интерактивные, а так же различные методы и формы
обучения: практические занятия с педагогом, самостоятельная работа обучающихся,
предполагает выполнение кейс-заданий, творческих работ и проектов.
Для активизации образовательной деятельности используются методы- проблемное обучение – стимулирование детей к самостоятельному поиску знаний,
необходимых для решения конкретной дизайнерской проблемы;
9

-контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний путем
выявления связей между конкретным знанием и его применением;
-обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности учащихся за
счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
-межпредметное обучение – использование знаний из разных областей, их
группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
-индивидуализация обучения–использование внутригрупповой дифференциации по
уровням познавательного интереса и художественных способностей.
Программа может быть реализована с применением дистанционных форм обучения
с

учетом

Положения

об

дистанционныхобразовательных

электронном
технологий

обучении

при

и

реализации

использовании
дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ», утвержденным педагогическим
советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционном формате используются
социальная сеть «В контакте», приложение WatsApp, электронная почта. Обучение в
дистанционном формате предусматриваетонлайн и оффлайн обучение в зависимости от
технических возможностей обучающихся.
Дистанционное

обучение,

осуществляемое

с

помощью

компьютерных

телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат – занятие.
В дистанционном обучении используется кейс–технология..
В программе предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и итоговой
аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации обучающихся МБОУ
ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и периодичность проведения
аттестации обучающихся.
Программа может быть адаптирована для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом особенностейих психофизического
развития.

10

2. Цель и задачи Цель
программы:
Задачи программы:
Личностные:
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к обучению и
развитие мотивации к освоению основ дизайнерской деятельности;
формирование и развитие ответственности за результаты освоения программы;
развитие художественного вкуса и системы ценностных ориентаций;
воспитание аккуратности и дисциплинированности при выполнении работы;
воспитание чувства гордости за отечественные достижения в современном дизайне.
Метапредметные:
формирование у учащихся проектного мышления, культуры восприятия дизайна;
развитие образного мышления;
развитие творческих способностей учащихся образного, объёмно - пространственного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;
развитие навыков самоопределения и самоорганизации.
Предметные:
формирование практических навыков изготовления и декорирования изделий;
формирование навыков применения основных композиционных приёмов (выявление
центра, статика, динамика), навыков в построении композиций на объёме ;
формирование знаний о принципах цветной гармонизации в прикладных композициях;

11

№

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации
/контроля

1.

Введение «Профессия дизайнер»

2

1

1

Беседа

Правила техники безопасности
2.

Народные промыслы.

3.

Изобразительные
рисования в дизайне.

средства

3.1 Виды графики. Чѐрно-белая
линейная графика: линии, штрихи,
точки.

4

2

2

Беседа

38

12

26

Наблюдение,
Кроссворд,

8

2

6

выставка
творческих
работ по

Цвет как элемент композиционного
творчества.

10

3.3 Виды орнаментов. Построение
орнамента в полосе, квадрате, круге

6

2

4

3.4 Ритм, статика, динамика, хаос в
композиции дизайна

8

2

6

3.2

Тестирование

4

6

построению
композиции

12

3.5 Основы формообразования. Дизайн
и форма. Композиция «Портрет».

6

2

4

формирование базовых понятий по основным видам дизайна, по ключевым
особенностям дизайн-проектирования, дизайн-аналитики и генерации идей;
формирование базовых навыков ручного макетирования .
3. Содержание программы
Учебный (тематический ) план-.

13

22

8

14

Наблюдение,

4.1 Шрифт как выразительное средство
художественного проекта.

6

2

4

Викторина,

4.2 Шрифт в книжном дизайне

6

2

4

творческих работ

4.3 Дизайн открытки.

10

4

6

«Буквицы»

26

8

18

Наблюдение,

4

5

Пластилинография.

Подарки своими руками

выставка

5.1 Объем букв на плоскости

6

2

4

5.2 Зрительные иллюзии в дизайне

8

2

6

5.3 Перспектива в дизайне

12

4

8

38

14

24

6.1 Техники декорирования объектов
дизайна

18

4

14

6.2 Изготовление и дизайн сувенирных
изделий (шкатулок, рамок для фото,
поделок, новогодних композиции)

20

8

12

8

3

9

6

7.

Бумагопластика..Декорирование
объектов дизайна.

Игрушка как объект дизайна.

Викторина
выставка работ

Наблюдение,
выставка,
защита
творческого
проекта по
декорированию

Турнирвикторина,

7.1 Этапы дизайн-проектирования.

2

7.2 Создаем игрушки сами.

6

2

2

8

Быт и традиции народов РБ

4

1

4

9

Подведение итогов

2

-

2

14

защита
дизайнпроекта
Тестирование
Конкурсвыставка

Итого:

144

47

97

4.Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие. (2 ч.)
Теория: Знакомство с детьми. Правила техники безопасности.
Практика: Знакомство с материалами и инструментами.
2. Народные промыслы. (4 ч.)
Теория: «Синие краски гжели» - беседа. Дымковская игрушка» - беседа. Музыкальная
композиция «Кострома».
Практика: Рисование всей плоскостью и кончиком кисти. «Рисование лошадки.
«Матрёшка» - беседа. Семеновская, Загорская, Майдановская матрёшки. Роспись
шаблона матрешки.
3. Изобразительные средства рисования. (38 ч.)
Теория: -Сказка о Полосатой стране, Беседа на тему «Береги природу».
Практика: Вертикальные и горизонтальные линии путем нажатия кисти-Коврики и дома
в Полосатой стране. Овощи. Вертикальные и горизонтальные линии (карандаш)
Тонирование фона. Контрастные цвета. Рисование всей плоскостью кисти и способом
«примакивание».. Цветочная полянка. Птицы в небе. Весна.
Рисование масляными карандашами и акварельными красками.
Косые линии- Дождь. Весенняя капель.
4.Пластилинография. (22 ч.)
Теория: Все о пластилине, Загадки по теме. Беседа на тему «Береги природу».
Практика: Рисование пластилином. Бабочка. Цветы в вазе. Елка.
Лепка объемных форм: круглых, конусообразных, плоских. Соотношение природных и
геометрических форм. Раскатывание «колбасок». Закручивание спирали. Насечки
15

стекой. Соединение частей в единое целое. Гусеница. Улитка. Котик. Зайчики. Ёлочка.
Тортик. Розочки на «Валентинку». Сказочные герои. Рыбы.
5. Подарки своими руками. (26 ч.)
Теория: «8марта – международный женский день» - беседа.
Возможности изготовления с помощью разных приемов
Практика: Поздравительная открытка свои руками. Вырезывание симметричных форм.
Для детей с признаками одаренности усложненные задания.
Складывание бумаги. Вырезывание симметричных форм. Вырезывание ровных полос.
Ромашка из полосок. «День матери» - беседа. «Традиционный праздник – Новый год» беседа. 23 февраля – День защитника Отечества – беседа. Контрастные цвета.
«Валентинки». Вырезывание неправильных форм.
6.Бумагопластика. Декорирование объектов дизайна. (38 ч.)
Теория: Правила пользования острыми предметами, возможности ножниц.
Практика: Вырезывание по прямой и кривой линиям правильных и неправильных форм.
Вырезывание окружности, овала, прямоугольника, полосы. Симметричные формы.
Техника «рваной бумаги».
Овощи в вазе. Гирлянда из осенних листьев. Шары на праздник. Цветы в вазе. Ромашки.
Теремок.
7.Игрушка как объект дизайна. Создаем игрушки сами.(8ч.)
Теория: Этапы дизайн-проектирования.
Практика: Композиция. Выделение главного. Добавление второстепенных деталей.
Цветовое решение.
8.Быт и традиции народов РБ. (4 ч.)
Теория: Башкирский орнамент. Башкирский национальный костюм. Беседа «День
Республики». Эпос «Урал – Батыр».
Практика: Композиция на тему. Выделение главного. Фигура человека в движении.

16

12. Итоговое занятие. (2 ч.)
Теория: Работа по собственному замыслу. Свободная техника.
Практика: Свободный выбор материала. Выставки учебных и творческих работ
учащихся к праздничным мероприятиям. «Золото осени», «Зимние узоры», «8Марта»,
«Здравствуй, школа!».

5.Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и методы
работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс реально
осуществляется в двух направлениях: – основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
План воспитательной работы объединения на год размещен в Приложении №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее
результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры
(корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих
составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
17

– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи,
культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным
условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия,
прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым
для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает
целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное
место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности
обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании,
создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами
(выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к
получению профессионального анализа результатов совей работы; – создает условия
для развития творческих способностей обучающегося. Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа,
диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие
ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение
действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Направления:
18

Профориентация- С учетом психологических и возрастных особенностей
обучающихся детских объединений можно выделить следующие этапы
профориентационной работы:
7-10 лет: формирование у детей ценностного отношения к труду, понимание его роли в
жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной
деятельности, основанной на практической направленности в различные ее виды, в том
числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
11-14 лет: развитие у подростков личностного смысла в приобретении познавательного
опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных
интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального
опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве,
медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение
учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной
деятельностью к человеку.
Направления и формы работы.
Профориентационная работа в организации дополнительного образования может
строиться по следующим основным направлениям:
Информационно-просветительское;
Информационно-просветительское направление
Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий через
изучение профессиограмм — кратких описаний профессий, справочной литературы,
информационно-посиковые системы, профессиональную рекламу и агитацию,
экскурсии, встречи со специалистами, познавательные и просветительские лекции,
профориентационные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование СМИ,
различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ
основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и
осмысленный профессиональный выбор.
Информационно-просветительская работа должна проводиться с использованием
новейших информационных технологий. Учащиеся получают сведения о мире
профессий и рынке труда из периодических изданий и специальной научной литературы
с использованием Интернет-ресурсов и новейших компьютерных технологий.

19

Формы- знакомстсво с Атласом профессий в форме профориентационых уроков,
ролевых игр по Атласу профессий.

Гражданско-патриотическое включает в себя следующие направления:
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
•

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими
моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм,
соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество,
любовь к Родине и своему народу;

•

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

•

формирование социальной активности, направленной на служение интересам
своего Отечества;

•

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу
достижения успеха в жизни;

•

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание
активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие
асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

-культурно-историческое направление, предполагает:
•

воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её
замечательным людям;

•

вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических
памятников боевой и трудовой славы;

•

формирование чувства национальной гордости, национального самосознания,
способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Формы проведения:
1. Проведение памятных дней:
20

•

День Победы;

•

День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:
•

«Солдатские письма»;

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
•

«Веселые старты»;

«Папа, мама и я – спортивная семья!»;
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
•

•

встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

•

проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, квестов.

5. Изучение родного края:
•

изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с
природой и использованием ее богатств(викторина,беседа)

6. Организация конкурсов:
•

«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;

•

конкурс рисунков «Защитники Отечества».

РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1Календарный учебный график
Начало учебного года –первый год обучения – 07.09.2021
Окончание учебного года -31.05.2022
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни:11 октября -День Республики Башкортостан 4 ноябряДень народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы 7 января Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 марта- Международный
женский день 1 мая - Праздник Весны и Труда 9 мая - День Победы 13 мая-Ураза
Байрам.
21

Количество часов в год:144 ч.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.

2.2Условия реализации программы Для
успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором, клавиатурой
(или ноутбук) и колонками, флипчарт с комплектом листов/маркерная доска,
соответствующий набор письменных принадлежностей Рабочее место обучающегося:
стол, стул Расходные материалы:
бумага А4 для рисования и распечатки;
бумага А3 для рисования;
набор простых карандашей различной твердости (Т, ТН, М, 2Т, 2М)
набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся;
цветная бумага различной фактуры, картон;
гуашь, акварельные, гуашевые, масляные краски;
клей;
пластилин.
Информационное

обеспечение:

единая

сеть

Wi-Fi.,

выход

в

интернет,

презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог должен иметь
педагогическое и профильное образование, владеть педагогическими технологиями
продуктивного, дифференцированного и

дистанционного

обучения, реализации

компетентностного подхода, развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.

22

2.3Формы контроля и аттестации
Подведение итогов и контроль освоения дополнительной общеразвивающей
программы

«Дизайн»

обеспечивает

оперативное

управление

образовательным

процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе предусмотрено проведение
трех видов контроля: текущий, промежуточный и итоговый, а также различные формы
проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и оперативный.
Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы) программы с целью
выстраивания индивидуального подхода к обучающимся на основе контроля их уровня
теоретической и практической подготовки. Оперативный контроль проводится с целью
объективной

оценки

результатов

освоения

содержания

программы,

а

также

стимулирования работы на занятиях.
Основные формы текущего контроля: просмотр и выставка практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся проводится в форме
промежуточных выставок в течение года.
Лучшие творческие работы представляются на отчётную выставку.
Итоговая аттестация проводится по окончании образовательной программы
(май) в форме: выставки творческих работ.
Для фиксации результатов контроля освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Дизайн» используются:
- грамоты и дипломы;
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио учащегося.
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих
проектов, открытое занятие, конкурс, фестиваль.

23

2.4Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной программы, а
именно: метапредметные, личностные предметные результаты.
По результатам

оценивания определяетсяуровень освоения

программы

«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической карте
(листе оценки).
Способы и критерии оценки личностных результатов и метапредметных
результатов: наблюдение, портфолио, выставки.
Качества
личности

Степень проявления (уровень)
высокий

средний

Метапредметные результаты

24

низкий

Регулятивные
умения

самостоятельно

организовывает

готовит

рабочее место,

рабочее

место и планирует

планирует

свою

организовывает

работу

убирает

за

и

собой

работу

при

самостоятельно;

поддержке

безразличен

педагога ;

квнешней

оценке

(деятельность

не

изменяется)
адекватно оценивает
свою работу;

и

эмоционально
реагирует на оценку
взрослого (при
похвале – радуется,
темп работы
увеличивается, при
критике – сникает,
деятельность
замедляется или вовсе
прекращается; оценка
ребёнком созданного
им изображения
завышенная или
заниженная.

25

испытывает серьезные
затруднения
при
организации
своего
рабочего места, при
планировании
и
организации
работынуждается
в
постоянном контроле и
помощи
педагога;
безразличен к оценке
взрослого;
оценка
ребёнком созданного им
изображения отсутствует

Коммуникативны
е умения

внимателен,
адекватно
воспринимает
информацию;
самостоятельно
готовит информацию,
выступая перед
аудиторией, свободно
владеет и подает
информацию;
самостоятельно
участвует в
дискуссии, логически
обоснованно
предъявляет

воспринимает

с трудом

учебную

воспринимает учебную
информацию; перед

информацию

при

напоминании

и

аудиторией не

готовит

выступает, но

контроле;
информацию
выступает

и
перед

аудиторией

при

испытывает серьезные
затруднения при
подготовке и подаче

поддержке педагога;

информации; участие в

участвует

дискуссиях не

в

дискуссии, защищает

принимает, свое мнение

свое

не защищает, либо

мнение

при

поддержке педагога

испытывает серьезные
затруднения в ситуации
дискуссии

доказательства,
убедительно
аргументирует свою
точку зрения.

Познавательная и
творческая
активность

Активен, нацелен на
процесс и результат
деятельности,
проявляет
самостоятельность
при выполнении
заданий различной
сложности, задает
оригинальные
вопросы, предлагает
оригинальные
решения, добивается
высоких результатов.

активен, проявляет
интерес к одним и
пассивен к другим
заданиям; Вопросы
задает, исходя из
практических
потребностей;
сосредоточен в
основном на процессе
и действии не всегда
самостоятелен при
выполнении
творческих заданий.

Личностные результаты
26

малоактивен, наблюдает
за деятельностью других,
Отсутствует стремление
к

качественному

выполнению задания.
Работает по образцу.
Результативность низка.

Самоопределение и
смыслообразование

адекватно оценивает Не
свои

всегда

способности, адекватно

может адекватно

оценить оценить

свои

свои способности и способности и мотивы

мотивы
Способен

может Не

делать мотивы деятельности; деятельности

выбор, независимо от большая
внешнего
«давления»,
проявляет постоянно
инициативу,
самостоятельность,
проявляет
устойчивый интерес к
занятиям, упорство и
настойчивость

при

выполнении трудной
задач

степень Выбор делает с трудом,
самостоятельности в
только с
помощью
решении и поиске
взрослых.
способов
учебной
не
проявляет
задачи;
испытывая
инициативности
и
трудности
самостоятельности
в
обращается
за
процессе
занятий,
помощью,
задает
утрачивает интерес к ним
вопросы; проявляет
при
затруднениях,
активность и интерес
проявляет отрицательные
к
занятиям
в
эмоции
зависимости от
настроения

Нравственность,

имеет нравственные

стремление к

27

неясное, расплывчатое

гуманность

убеждения

пониманию

понимание

;поступкам присуща

нравственно-

необходимости

нравственная

этических норм;.

соблюдения

культуры;

Недостаточно

нравственных норм в

аргументировано

устойчиво реализует

общении с людьми. В

может обосновать

нравственные нормы

деятельности и

поступки на

в поведении.

поступках проявляется

основании этических

Рефлексивные

центрированность на

переживаний

навыки

себе.

сформированы
недостаточно.
Эстетическая

Систематизированны

недостаточная

преобладают

воспитанность

е, глубокие знания об

осведомленность об

разрозненные,

эстетической об

основных

несистематизированные

основных

эстетических

знания об эстетической

эстетических

категориях,

культуре, об основных

категориях,

неустойчивая

эстетических категориях;

устойчивые

способностью к

проявления

эстетической оценке

эстетических

и рефлексии,

потребностей,

ограниченный

развита способность

диапазон

к эстетическому

эмоциональной

мировосприятию.

отзывчивости и
эмпатического
восприятия

.
Критерии оценки практической подготовки учащихся:
соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;
свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;
качество выполнения практического задания, творческие навыки.

28

3.Методические материалы
В основу дополнительной общеразвивающей программы «название программы»
положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает, что учащийся не
только овладевает системой знаний по основам изобразительной деятельности,
декорирования и дизайна, но осваивает универсальные способы действий, овладевает
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшей
ценностью является личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда личный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов могут быть
образовательные технологии и формы обучения, включенные в программу.
Технология интегрированного обучения, реализуемая через арт-интеграцию,
объединяющая различные вида искусства иосвоение различных видов художественной
деятельности, художественных материалов и техник, а также широкое использование
межпредметных связей (история, математика, символика, экология, эстетика, этикет и
др.), что позволяет создавать у обучающегося целостное представлениео дизайне,
находить общие платформы сближения знаний из различных содержательных областей.
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение, когдапрактически
все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они взаимодействуют
как с педагогом, так и друг с другом. В этой связи используются такие формы обучения
на занятиях как: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры,
экскурсии, соревнования, выставки, работа с наглядными пособиями, видеоматериалами,
«обучающийся в роли педагога «каждый учит каждого», разрешение проблем (мозговой
штурм).
Технология дифференциации обучения, основанная на различии индивидуальных
уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); в программе она
осуществляетсякак в традиционной форме учета индивидуальных особенностей так в
форме системы уровневой дифференциации содержания обучения.
29

В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения учебных
занятий:
отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях с
использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
поддержка альтернативности и множественности мнений;
развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и ощущению
эмоционального удовлетворения;
занимательность и эмоциональный тон занятия;
педагогически

целесообразная

дифференциация

обучающихся

по

учебным

возможностям;
уважительное отношение к мнению каждого;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
включенность в практическую деятельность, формирующую около профессиональные
навыки;
Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при этом
решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем определяется
предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос, как эту цель можно
достигнуть (выбор способов действий, технологий). И, наконец, выбранная технология
реализуется, в результате чего формируются соответствующие умения.
На занятиях используются также традиционные педагогические методы:-словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж);
-наглядные (демонстрация картины, репродукции, таблицы, схемы, карты, видеофильмы,
презентации,

модели,

макеты,

диаграммы,

натуральные

объекты,

рисунок

(художественный, технический, эскиз); -практические (упражнения, практические
работы).

30

Применяются

различные

типы

учебных

занятий:

вводное,

контрольное,

практическая работа, комбинированное, изучения нового материала, обобщающее,
занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др..
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить
активность учащихся и их интерес в течении всего периода обучения.
4.Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимы следующие
дидактические материалы:

- дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна»;
- дидактические и развивающие игры, творческие задания;
- таблица по цветоведению;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным работам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
- таблицы, иллюстрирующие основы дизайна;

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в
Российской

Федерации»

(извлечения)

//

Нормативно-методические

материалы

образовательной организации дополнительного образования образования: сборник /
составители Фадеева С.А., Боровская Е.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79.
2.Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696-з), с
внесёнными изменениями от 22 июня 2018 года N 648-з - npa.bashkortostan.ru/?
show=1&seed=4189
3.Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09. 11. 2018 г «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» [интернет-источник]
31

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/#ixzz5YcbWUkGE
4.Концепция развития дополнительного образования детей // Нормативно-методические
материалы образовательной организации дополнительного образования образования:
сборник / составители ФадееваС.А., БоровсуаяЕ.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей //
Нормативно-методические материалы образовательной организации дополнительного
образования образования: сборник / составители 5.
ФадееваС.А., БоровсуаяЕ.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство российской Федерации
в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004 – 48 с. 7.Постановление
Администрации городского округа город Уфа РБ № 1833 от
22.11.2019 г. «О внедрении системы персонифицированного финансирования.
8.Приложение №3 к Письму Управления Роспотребнадзора по РБ от 10.08.2020 « О
подготовке образовательных

организаций к

новому

2020-2021 учебному

году.

9.Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с применением
дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного образования
РБ: Министерство образования и науки РБ ГАУ ДПО
ИРО РБ-Уфа,2020.

Список литературы для педагога
1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в
детском саду — М., «Мозаика-Синтез», 2010 г. - 206 с.
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная
группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации» 2014г.
3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7лет УМК «Цветные ладошки» 2014г.
4. Швайко Г.С. «Занятия изобразительной деятельностью в детском саду»2008г.
5. Гаврилова В.В. «Декоративное рисование с детьми 5-7лет. Рекомендации,
планирование, конспекты занятий». 2014г.
32

6. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 2010г. 7.
Вербенец А.М. «Образовательная область. Художественное творчество» 2013г.
Дополнительная литература
1. Педагогика (под ред. П.И. Пидкассистого) М., «Педагогическое наследие России»,
2006г.
2. И.П. Подласый, Педагогика М.,2006г.
3. Педагогика (под ред. В.А.Сластенина) М., «Академия», 2006г.
4. Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» М., «Народное
образование» 2006г.
5. Конвенция ООН «О правах ребёнка» М.,2000г.
6. «О внесении изменений и дополнений в закон об образовании» М.,2004г.
7. Концепция и программа развития башкирского национального образования. Уфа,
2000г.
8. Концепция и программа «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 20072011г.г., Уфа, 2007г.
9. Программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения». Уфа,
2004г.
10.Программа развития системы дополнительного образования детей в Республике
Башкортостан на 2007-2011г.г. Уфа, 2007г.
11.А.А.Волкова «Психология и педагогика». М., Педагогика 2004г
12.Т.Г.Казакова «Детское изобразительное творчество» М., «Просвещение», 1998г.
13.Т.С.Комарова «Как научить ребёнка рисовать» М., «Столетие» 1998г.
14.И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет. Творческий центр Сфера. М.,2007г.
15.Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области
«Искусство» (педагогические технологии и механизмы художественно-творческого
развития детей, интегрированные формы обучения. - М, Издательский дом
Российской академии образования, 2006г.
16.Юдина Е.П., Степанова Г.Б., Педагогическая диагностика в детском саду. - М.,
Просвещение,2003г.
Литература для родителей учащихся
1. Лыкова И.А. Лепим с мамой - М., Карапуз-Дидактика, 2005,2006, 2007г.
2. Лыкова И.А. Белый пароход (аппликация из бумаги)- М., Карапуз-Дидактика, 2004г.
3. Лыкова И.А. Букеты и приветы (конструирование из природного материала). - М.,
Карапуз - Дидактика, 2005г.
33

4. Лыкова
И.А.
Серия
«Наш
вернисаж»
(знакомство
с
народным
декоративноприкладным искусством) М., Карапуз - Дидактика.2007г.
5. Лыкова И.А. Серия книг «Цветные ладошки» -М., Карапуз, 2005г.
6. Лыкова И.А. Серия книг для детского творчества «Делаю книжку сам» М., Карапуз
2000г.
7. Лыкова И.А. Прописи для дошколят с элементами рисования. М., Карапуз, 2004г.

Интернет-ресурсы
1. Risuem.net
2. Scott-eaton.com
3. Posemaniacs.com
4. Linteum.ru
5. 1000videourokov.ru
6. Wacom.ru
7. Марчелло Баренги
8. Art-character.ru
9. Ketka.ru
10. Comics.com.ua
11. Render.ru
12. Artdrawing.ru
13. Мастерская художников
14. Draw.demiart.ru
15. Drawmaster.ru
.

34

Приложение №1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ДТ «ЮЛДАШ»
______________ А.Ш. Баймуратова
Рассмотрена на МС:
Протокол № от « »08. 2022 г.
Приказ № от « » 08. 2022 г.
.

Календарный учебный график
6-14 лет
2 раза в неделю по 2 часа
1 группа
№
п/
п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1.

Знакомство с ножницами. Бабочка.

2

03.09.22

2.

Большое небо. Заливка акварелью.

2

05.09.22

3.

Полосатая страна. Штриховка

2

10.09.22

4.

Деревья осенью

2

12.09.22

5.

Волшебное лукошко.

2

17.09.22

6.

Облака и тучи.

2

19.09.22

7.

Городской осенний пейзаж

2

24.09.22

Дата
фактическо
го
проведения

8.

Портрет бабушек и дедушек.

2

26.09.22

9.

Цветы из салфеток

2

01.10.22

10. Букет учителю

2

03.10.22

11. Животные Красной книги

2

08.10.22

12. Портрет папы

2

10.10.22

13. Игрушки из конуса.

2

15.10.22

14. Поделки из втулки.

2

17.10.22

15. Зима в окно стучится

2

22.10.22

16. Прогулка по лесу

2

24.10.22

17. Дружба народов

2

29.10.22

18. Игры во дворе

2

31.10.22

19. Сокровища Черного моря

2

05.11.22

20. Кто как зимует

2

07.11.22

21. Зверята на качелях

2

12.11.22

22. Букет для мамы.

2

14.11.22

23. Портрет Мамы

2

19.11.22

24. Мой любимый медведь

2

21.11.22

25. Органайзер

2

26.11.22

26. Звери зимой

2

28.11.22

27. Новогодняя мастерская

2

03.12.22

28. Зимние узоры.

2

05.12.22

29. Елочка Нарядная.

2

10.12.22

30. Магнит на холодильник

2

12.12.22

31. Открытка к Новому Году

2

17.12.22
36

32. Символ Нового года.

2

19.12.22

33. Дедушка Мороз

2

24.12.22

34. Снегурочка

2

26.12.22

35. Гирлянда на елку

2

31.12.22

36. Зимний домик.

2

09.01.23

37. Пингвины.

2

14.01.23

38. Зимний город.

2

16.01.23

39. Зима в лесу

2

21.01.23

40. Снеговики .

2

23.01.23

41. Машины на улицах города.

2

28.01.23

42. Снегири на ветке.

2

30.01.23

43. Снежинки.

2

04.02.23

44. Собачки из бумаги

2

06.02.23

45. Театр из ложек

2

11.02.23

46. Вьюга за окном.

2

13.02.23

47. Открытка для папы.

2

18.02.23

48. Портрет папы, дедушки.

2

20.02.23

49. Самолеты в небе.

2

25.02.23

50. Цветы в букете

2

27.02.23

51. Портрет мамы, бабушки

2

04.03.23

52. Открытка для мамы.

2

06.03.23

53. Кошка на окошке.

2

11.03.23

54. Жители океанов и морей

2

13.03.23

55. Галчонок из конуса.

2

18.03.23

56. Весенний пейзаж.

2

20.03.23
37

57. Домашний цветочек

2

25.03.23

58. Домашние птицы

2

27.03.23

59. Поделки из ладошек.

2

01.04.23

60. Веселые клоуны

2

03.04.23

61. Красота космоса

2

08.04.23

62. Ракета и космонавты

2

10.04.23

63. Курочки и петушки

2

15.04.23

64. Мир на ладошке

2

17.04.23

65. Пасхальная корзинка

2

22.04.23

66. Птицы прилетели

2

24.04.23

67. Солдаты

2

29.04.23

68. Салют Победы

2

06.05.23

69. Военная техника

2

08.05.23

70. Бабочки и пчелы

2

13.05.23

71. Деревья в цвету

2

15.05.23

72. Подведение итогов. Вручение призов

2

20.05.23

73. Конкурсы мастерства «Я так могу!»

2

22.05.23

74. «Игра разума»

2

27.05.23

75. «Умное чаепитие»

2

29.05.23

ИТОГО

150 часов.

38

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ДТ «ЮЛДАШ»
______________ А.Ш. Баймуратова
Рассмотрена на МС:
Протокол № от « »08. 2022 г.
Приказ № от « » 08. 2022 г.

Календарный учебный график
9-13 лет 2 раза в
неделю по 2 часа
2 группа
№
п/п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1

Знакомство с ножницами. Бабочка.

2

05.09.22

2

Большое небо. Заливка акварелью.

2

07.09.22

3

Полосатая страна. Штриховка

2

12.09.22

4

Деревья осенью

2

14.09.22

5

Волшебное лукошко.

2

19.09.22

6

Облака и тучи.

2

21.09.22

7

Городской осенний пейзаж

2

26.09.22

8

Портрет бабушек и дедушек.

2

28.09.22
39

Дата
фактическог
о проведения

9

Цветы из салфеток

2

03.10.22

10

Букет учителю

2

05.10.22

11

Животные Красной книги

2

10.10.22

12

Портрет папы

2

12.10.22

13

Игрушки из конуса.

2

17.10.22

14

Поделки из втулки.

2

19.10.22

15

Зима в окно стучится

2

24.10.22

16

Прогулка по лесу

2

26.10.22

17

Дружба народов

2

31.10.22

18

Игры во дворе

2

02.11.22

19

Сокровища Черного моря

2

07.11.22

20

Кто как зимует

2

09.11.22

21

Зверята на качелях

2

14.11.22

22

Букет для мамы.

2

16.11.22

23

Портрет Мамы

2

21.11.22

24

Мой любимый медведь

2

23.11.22

25

Органайзер

2

28.11.22

26

Звери зимой

2

30.11.22

27

Новогодняя мастерская

2

05.12.22

28

Зимние узоры.

2

07.12.22

29

Елочка Нарядная.

2

12.12.22

30

Магнит на холодильник

2

14.12.22

31

Открытка к Новому Году

2

19.12.22

32

Символ Нового года.

2

21.12.22

33

Дедушка Мороз

2

26.12.22

34

Снегурочка

2

28.12.22
40

35

Гирлянда на елку

2

09.01.23

36

Зимний домик.

2

11.01.23

37

Пингвины.

2

16.01.23

38

Зимний город.

2

18.01.23

39

Зима в лесу

2

23.01.23

40

Снеговики .

2

25.01.23

41

Машины на улицах города.

2

30.01.23

42

Снегири на ветке.

2

01.02.23

43

Снежинки.

2

06.02.23

44

Собачки из бумаги

2

08.02.23

45

Театр из ложек

2

13.02.23

46

Вьюга за окном.

2

15.02.23

47

Открытка для папы.

2

20.02.23

48

Портрет папы, дедушки.

2

22.02.23

49

Самолеты в небе.

2

27.02.23

50

Цветы в букете

2

01.03.23

51

Портрет мамы, бабушки

2

06.03.23

52

Открытка для мамы.

2

13.03.23

53

Кошка на окошке.

2

15.03.23

54

Жители океанов и морей

2

20.03.23

55

Галчонок из конуса.

2

22.03.23

56

Весенний пейзаж.

2

27.03.23

57

Домашний цветочек

2

29.03.23

58

Домашние птицы

2

03.04.23

59

Поделки из ладошек.

2

05.04.23
41

60

Веселые клоуны

2

10.04.23

61

Красота космоса

2

12.04.23

62

Ракета и космонавты

2

17.04.23

63

Курочки и петушки

2

19.04.23

64

Мир на ладошке

2

24.04.23

65

Пасхальная корзинка

2

26.04.23

66

Птицы прилетели

2

03.05.23

67

Солдаты

2

08.05.23

68

Салют Победы

2

10.05.23

69

Военная техника

2

15.05.23

70

Бабочки и пчелы

2

17.05.23

71

Деревья в цвету

2

22.05.23

72

Подведение итогов. Вручение призов

2

27.05.23

73

Конкурсы мастерства «Я так могу!»

2

29.05.23

74

«Игра разума»

2

31.05.23

ИТОГО

146 часов

42

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ДТ «ЮЛДАШ»
______________ А.Ш. Баймуратова
Рассмотрена на МС:
Протокол № от « »08. 2022 г.
Приказ № от « » 08. 2022 г.
Календарный учебный график
9-13 лет 2 раза в
неделю по 2 часа
3 группа
№
п/п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1

Знакомство с ножницами. Бабочка.

2

05.09.22

2

Большое небо. Заливка акварелью.

2

07.09.22

3

Полосатая страна. Штриховка

2

12.09.22

4

Деревья осенью

2

14.09.22

5

Волшебное лукошко.

2

19.09.22

6

Облака и тучи.

2

21.09.22

7

Городской осенний пейзаж

2

26.09.22

8

Портрет бабушек и дедушек.

2

28.09.22

9

Цветы из салфеток

2

03.10.22

10

Букет учителю

2

05.10.22

11

Животные Красной книги

2

10.10.22
43

Дата
фактическог
о проведения

12

Портрет папы

2

12.10.22

13

Игрушки из конуса.

2

17.10.22

14

Поделки из втулки.

2

19.10.22

15

Зима в окно стучится

2

24.10.22

16

Прогулка по лесу

2

26.10.22

17

Дружба народов

2

31.10.22

18

Игры во дворе

2

02.11.22

19

Сокровища Черного моря

2

07.11.22

20

Кто как зимует

2

09.11.22

21

Зверята на качелях

2

14.11.22

22

Букет для мамы.

2

16.11.22

23

Портрет Мамы

2

21.11.22

24

Мой любимый медведь

2

23.11.22

25

Органайзер

2

28.11.22

26

Звери зимой

2

30.11.22

27

Новогодняя мастерская

2

05.12.22

28

Зимние узоры.

2

07.12.22

29

Елочка Нарядная.

2

12.12.22

30

Магнит на холодильник

2

14.12.22

31

Открытка к Новому Году

2

19.12.22

32

Символ Нового года.

2

21.12.22

33

Дедушка Мороз

2

26.12.22

34

Снегурочка

2

28.12.22

35

Гирлянда на елку

2

09.01.23

36

Зимний домик.

2

11.01.23
44

37

Пингвины.

2

16.01.23

38

Зимний город.

2

18.01.23

39

Зима в лесу

2

23.01.23

40

Снеговики .

2

25.01.23

41

Машины на улицах города.

2

30.01.23

42

Снегири на ветке.

2

01.02.23

43

Снежинки.

2

06.02.23

44

Собачки из бумаги

2

08.02.23

45

Театр из ложек

2

13.02.23

46

Вьюга за окном.

2

15.02.23

47

Открытка для папы.

2

20.02.23

48

Портрет папы, дедушки.

2

22.02.23

49

Самолеты в небе.

2

27.02.23

50

Цветы в букете

2

01.03.23

51

Портрет мамы, бабушки

2

06.03.23

52

Открытка для мамы.

2

13.03.23

53

Кошка на окошке.

2

15.03.23

54

Жители океанов и морей

2

20.03.23

55

Галчонок из конуса.

2

22.03.23

56

Весенний пейзаж.

2

27.03.23

57

Домашний цветочек

2

29.03.23

58

Домашние птицы

2

03.04.23

59

Поделки из ладошек.

2

05.04.23

60

Веселые клоуны

2

10.04.23

61

Красота космоса

2

12.04.23

62

Ракета и космонавты

2

17.04.23
45

63

Курочки и петушки

2

19.04.23

64

Мир на ладошке

2

24.04.23

65

Пасхальная корзинка

2

26.04.23

66

Птицы прилетели

2

03.05.23

67

Солдаты

2

08.05.23

68

Салют Победы

2

10.05.23

69

Военная техника

2

15.05.23

70

Бабочки и пчелы

2

17.05.23

71

Деревья в цвету

2

22.05.23

72

Подведение итогов. Вручение призов

2

27.05.23

73

Конкурсы мастерства «Я так могу!»

2

29.05.23

74

«Игра разума»

2

31.05.23

ИТОГО

146 часов

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ДТ «ЮЛДАШ»
______________ А.Ш. Баймуратова
Рассмотрена на МС:
Протокол № от « »08. 2022 г.
Приказ № от « » 08. 2022 г.
46

Календарный учебный график
9-13 лет 2 раза в
неделю по 2 часа
4 группа
№
п/п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1

Знакомство с ножницами. Бабочка.

2

05.09.22

2

Большое небо. Заливка акварелью.

2

07.09.22

3

Полосатая страна. Штриховка

2

12.09.22

4

Деревья осенью

2

14.09.22

5

Волшебное лукошко.

2

19.09.22

6

Облака и тучи.

2

21.09.22

7

Городской осенний пейзаж

2

26.09.22

8

Портрет бабушек и дедушек.

2

28.09.22

9

Цветы из салфеток

2

03.10.22

10

Букет учителю

2

05.10.22

11

Животные Красной книги

2

10.10.22

12

Портрет папы

2

12.10.22

13

Игрушки из конуса.

2

17.10.22

14

Поделки из втулки.

2

19.10.22

15

Зима в окно стучится

2

24.10.22

16

Прогулка по лесу

2

26.10.22

17

Дружба народов

2

31.10.22
47

Дата
фактическог
о проведения

18

Игры во дворе

2

02.11.22

19

Сокровища Черного моря

2

07.11.22

20

Кто как зимует

2

09.11.22

21

Зверята на качелях

2

14.11.22

22

Букет для мамы.

2

16.11.22

23

Портрет Мамы

2

21.11.22

24

Мой любимый медведь

2

23.11.22

25

Органайзер

2

28.11.22

26

Звери зимой

2

30.11.22

27

Новогодняя мастерская

2

05.12.22

28

Зимние узоры.

2

07.12.22

29

Елочка Нарядная.

2

12.12.22

30

Магнит на холодильник

2

14.12.22

31

Открытка к Новому Году

2

19.12.22

32

Символ Нового года.

2

21.12.22

33

Дедушка Мороз

2

26.12.22

34

Снегурочка

2

28.12.22

35

Гирлянда на елку

2

09.01.23

36

Зимний домик.

2

11.01.23

37

Пингвины.

2

16.01.23

38

Зимний город.

2

18.01.23

39

Зима в лесу

2

23.01.23

40

Снеговики .

2

25.01.23

41

Машины на улицах города.

2

30.01.23

42

Снегири на ветке.

2

01.02.23
48

43

Снежинки.

2

06.02.23

44

Собачки из бумаги

2

08.02.23

45

Театр из ложек

2

13.02.23

46

Вьюга за окном.

2

15.02.23

47

Открытка для папы.

2

20.02.23

48

Портрет папы, дедушки.

2

22.02.23

49

Самолеты в небе.

2

27.02.23

50

Цветы в букете

2

01.03.23

51

Портрет мамы, бабушки

2

06.03.23

52

Открытка для мамы.

2

13.03.23

53

Кошка на окошке.

2

15.03.23

54

Жители океанов и морей

2

20.03.23

55

Галчонок из конуса.

2

22.03.23

56

Весенний пейзаж.

2

27.03.23

57

Домашний цветочек

2

29.03.23

58

Домашние птицы

2

03.04.23

59

Поделки из ладошек.

2

05.04.23

60

Веселые клоуны

2

10.04.23

61

Красота космоса

2

12.04.23

62

Ракета и космонавты

2

17.04.23

63

Курочки и петушки

2

19.04.23

64

Мир на ладошке

2

24.04.23

65

Пасхальная корзинка

2

26.04.23

66

Птицы прилетели

2

03.05.23

67

Солдаты

2

08.05.23

68

Салют Победы

2

10.05.23
49

69

Военная техника

2

15.05.23

70

Бабочки и пчелы

2

17.05.23

71

Деревья в цвету

2

22.05.23

72

Подведение итогов. Вручение призов

2

27.05.23

73

Конкурсы мастерства «Я так могу!»

2

29.05.23

74

«Игра разума»

2

31.05.23

ИТОГО

146 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
педагога дополнительного образованияКаледина Н.В.
Деятельность объединения «Эстрадное пение» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся объединения «__60__» человек.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5__ до 14__ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, эстетически ориентированной и
нравственно достойной личности, патриотично настроенной, способной на сознательный выбор жизненной
позиции средствами : - для обучающихся 7-9 лет целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения
обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут, и в частности
Дома творчества « Юлдаш»;
50

-для обучающихся 10-14 лет -приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально- значимых
отношений обучающихся.
Задачи:
использовать воспитательные возможности индивидуальной работы с обучающимися и разного уровня и
направленностей мероприятий
поддерживать активное участие детей в жизнедеятельности ДТО, традиции коллективного планирования,
организации, проведения и анализа мероприятий;
использовать в воспитании учащихся возможности учебных занятий, используя интерактивные формы работы с
обучающимися, связь учебного материала с жизнью, привлекая материал исторического и культурного наследия
всей страны, акцентируя учебный материал на ценностных и нравственных аспектах, учитывая потребности,
интересы, способности каждого ребёнка;
использовать в воспитании учащихся возможности профориентационной работы;
организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на
совместное решение проблем личностного развития детей.
№

Наименование мероприятия

Дата
проведения

Форма проведения

сентябрь

Игровая программа

Участие в мероприятях Юлдаша
1.

День знания

51

Примечания

2.

День пожилых людей

октябрь

Урок-концерт

3.

День учителя

октябрь

Марафон поздравлений

4.

День Республики

октябрь

квест

5.

День матери

ноябрь

концерт

6.

Новый год

декабрь

представление

7.

День защитника Отечества

февраль

квест

8

8 марта

март

концерт

9

Масленица

март

Игровая программа

10

День космонавтики

апрель

Интеллектуальная
программа

11

9 мая

май

концерт

12

День защиты детей

июнь

Игровая программа

Гражданско-патриотическое воспитание
1.

День Республики

октябрь

квест

52

2.

Улицы Черниковки:

В течение года Цикл бесед

текст беседы см.

-Первомайская (ноябрь)

папку в

-Черниковская (февраль)

Документах
МОвоспит.работа ПДО

-Свобода (апрель)
3

Уфа-город боевой и трудовой славы

Осенние и
весенние

Пешие
эскурсии
памятным и

каникулы

историческим местам

февраль

Просмотр видеофильма

4

В жизни есть место подвигам

5

Знакомство
с историей, обычаями, В течение года Викторина.
традициями, природой родного края

6.

История
моей
страны-знакомство с Осенние и
весенние
героическими страницами.
каникулы

Тематические часы,

Духовно-нравственное воспитание
1

Этот мир одинаков для всех

сентябрь

Урок доброты

2.

Самый счастливый человек

октябрь

Урок доброты

3

Правила вежливости и хороших манер

ноябрь

Урок доброты
53

по

4.

Поздравления и пожелания

март

Урок доброты

5.

С чего начинается дружба и тд.

апрель

Урок доброты

Художественно-эстетическое воспитание
1

Знакомство с художниками России,
Башкирии, г. Уфы ( Мустафин ,
Лутфуллин и др.)

Декабрь

просмотр видео

Март
Апрель

Профориентационное воспитание
1.

Путешествие
в
возраст детей 5-14)

мир профессий(Если Осенние,
весенние
каникулы

Профориентационные
уроки в формате игры,
викторины

Зож , безопасность,пдд
1.

Всероссийский урок безопасности-действия сентябрь
при ЧС

Беседа

текст беседы см.
папку в
Документах
МОвоспит.работа ПДО

3

Всероссийский урок-действия при пожаре

май

Беседа

54

4.

Здоровое питание-отличное настроение

Октябрь;

Режим дня-основа жизни

Декабрь; Март.

Уроки здоровья в форме
беседы, викторины

текст беседы см.
папку в
Документах
МОвоспит.работа ПДО

Здоровым быть модно
Работа с родителями
1

« Ваш ребенок пришел в творческое
объединение»;

02,03.09-2021

Родительское собрание

2

« Успех каждого ребенка»

май

Родительское собрание

3

Индивидуальная работа

В течение года

Индивидуальные беседы Вести учет в журнале–
отмечая тему,
оценивать
результативность

4

Совместные мероприятия

(,участие в выставке «
Талантливые родители)

ноябрь

Работа с одаренными детьми
Составление портфолио(Володина
Анастасия)

В течение года

Электронный
и
распечатанный вариант

Диагностика воспитательной работы
55

1

Уровень воспитанности учащегося

октябрь

таблица

2.

Уровень воспитанности

май

таблица

3.

Самоанализ воспитательной работы в
объединении

май

отчет

Руководитель объединения, педагог дополнительного образования Каледина Надежда Владимировна _____________

56

57

58

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».