конструирование1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ 1.Пояснительная записка
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который
предъявляет серьезные требования к ним. Организация деятельности опирается
на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с воспитанниками разного
возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование,
моделирование различных игрушек и поделок).
Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования,
которая позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к
самостоятельной трудовой деятельности.
Моделирование, конструирование помогает осознать значимость своего труда,
воспитывает ответственность, повышает самооценку.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой
деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике.
Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в
виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и
аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети
познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить,
осознать, а потом объяснить.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Конструирование»-

программа Художественно-технической направленности. Она ориентирована на
развитие у обучающихся художественного вкуса, объемнопространственного конструкторского мышления, творческого потенциала и
формирование практических навыков по основам конструирования дает основы
начального черчения.

2

Уровень

сложности

программы-базовый.

По

форме

организации

содержания программа комплексная, так как включает в себя не только основы
моделирования, но и основы конструирования.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
-

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-Ф3;
-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
-

Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 года «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014г.

№

41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
-

Паспорт

приоритетного

проекта

"Доступное

дополнительное

образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам,
протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
-

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ, включая разноуровневые Письмо Минобрнауки
России № 09-32-42 от 18.11.2015
-

Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных образовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
3

ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей. (Письмо Минобрнауки России от 29
марта 2016г, №ВК 641-09)
Актуальность. Приобретая практические умения и навыки в области
технического творчества, учащиеся получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами, своими руками.
Значимость

программы

«Конструирование»

позволяет

решать

ряд

социально-значимых и образовательных задач• Помогать детям выбрать то, что близко их природе, что отвечает их
потребностям, что им интересно.
• Помогать ребенку в определении и выборе будущей профессии.
• Развивать увлеченность делом, занимательность.

Стремление

изготовить свою авторскую поделку.
Новизна программы-

в определении и выборе будущей профессии

необходимо пробовать все направления искусства. Разнообразные решения
задач, исполнение одной темы в разных вариантах и разными материалами
развивает мышление.
Формирование готовности к быстрой смене фантазии в применении разных
материалов, не однозначности решения помогает детям формироваться в
личность

разностороннюю.

Начальное

техническое

моделирование

и

конструирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет
знания учащихся об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает
мелкую моторику. В процессе начального технического моделирования дети
создают различные по сложности конструкции, развивая тем самым свои
технические способности. К примеру, моделирование многогранников учит их

4

применять свои рационализаторские способности и развивает пространственное
мышление. Для школьника это очень важно.
Отличительные

особенности

программы.

Дополнительная

общеразвивающая программа «Конструирование» разработана на основе
личного опыта работы в сфере моделирования, а также изученных материалов по
реализации образовательных программ по Конструированию многих педагоговпрактиков.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она
общедоступна, например, поскольку, разработана для детей, желающих
обучиться искусству составления моделей без ограничений, независимо от их
способностей в условиях дополнительного образования.
Программа «Конструирование» является продолжением ознакомительной
дополнительной

общеразвивающей

программы

«Конструированиемоделирование», реализуемой в МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
на базе Лицея № 60, что позволяет обеспечить принцип непрерывности и
преемственности в накоплении знаний и развитии умений обучающихся.
Программа предполагает возможность вариативного содержания- в
зависимости от особенностей мотивации и творческого развития учащихся
педагог может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять
практические задания новыми изделиями, а также предложить на выбор темп,
форму обучения, тему дизайн-проекта и материал для выполнения работы.
Программа позволяет в условиях дополнительного образования не только
расширить возможности ребенка в области художественного творчества, но и
расширить свои представления о художественных профессиях, познакомиться с
особенностями профессии дизайнер, что может стать основой для дальнейшего
профессионального самоопределения.

5

При изучении основных разделов программы легко осуществляются
межпредметные связи с Общеобразовательной школой, связи с предметами:
Межпредметные связи
№№

Содержание

Предмет

3.

Растительный и животный мир родного края. Окружающий мир
Городской пейзаж. Транспорт. Космос.
Праздники.
Вертикальные, горизонтальные линии. Круг, Геометрия, черчение
овал, конус, полуокружность, дуга.
Стихи, загадки, поговорки. Сказки. Эпос.
Литература

4.

Прослушивание музыкальных композиций.

5.

Конструирование
подвижных
игрушек. Труд
Организация рабочего места.
Национальные традиции. История народов РБ.
Культура родного края

1.

2.

6.
7.

Музыка

Физкультминутки. Беседы и моделирование Физическое воспитание
композиций на тему «Спорт».

Программа построена таким образом, что

обучающиеся изучают

начальные знания по техническому моделированию. Благодаря взаимосвязи на
практических

занятиях

обучающиеся

узнают:

Основные

результаты

образовательного процесса:
• уметь организовать рабочее место;
• правильно держать карандаш, линейку, ножницы;
• работать всем кончиком карандаша, выполнять «штриховку»;
• уметь тонировать лист;
• изображать предметы, в основу которых

входят круг, овал,

прямоугольник;
• композиционно правильно располагать предметы в рисунке;
• использовать различные приемы работы карандашом;
• изображать предметы в объеме;
• уметь оценивать свою работу, находить ошибки, исправлять их;

6

• во

взаимодействии

со

сверстниками

и

взрослыми

проявлять

доброжелательность, уважение, коммуникабельность.
В процессе освоения программы «Конструирование» учащиеся закрепляют
знания.
Цель: Развитие творческой активности обучающихся посредством изучения
основ черчения, работы с бумагой, карандашами, линейками. Создание условий
для развития творческих способностей детей посредством освоения основ
Начально-технического моделирования
Задачи программы
Метапредметные

(связаны

с

овладением

учащихся

основами

начальнотехнического моделирования):
- освоить базовые термины и понятия при изучении схем;
-познакомить с основными принципами начального черчения;
-формировать знания об основах параллельности, плоскостной и объемной
перспективой,
- сформировать знания об основах начально-технического моделирования;
-дать простейшие знания о изучении схем и создания собственных изделий;
- углубление и расширение знаний об истории и развитии черчения;
-формирование
и

знаний

по

основам

композиции,

черчения

материаловедения;

- освоение техники конструирования.
Предметные (связаны с совершенствованием общих способностей
учащихся и приобретением обучающимися общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
• развивать у

учащихся чувственно-эмоциональных проявлений:

внимания, памяти, фантазии, воображения;

7

• способствовать развитию моторики, пластичности, гибкости рук и
точности глазомера;
• формировать

организационно-управленческие

умения

и

навыки

(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
• развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Личностные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к
обществу, другим людям, самому себе):
– привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия,
аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца,
взаимопомощи

при

выполнении

работы,

экономичного

отношения

к

используемым материалам, привитие основ культуры труда; -сформировать
ответственность за результаты своей деятельности;
-развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии,
творческих способностей, формирование эстетического и художественного
вкуса.
Основной акцент обучения делается на практическую деятельность
учащихся: прорисовка и построение объёмных предметов в альбомах, чтения
схем. В конце курса обучения проводится отчетная выставка.
Практико-ориентированность данной программы позволяет учащимся
участвовать в оформлении своего жизненного пространства, например;
пополнять фонд изостудии наглядными пособиями, творческими работами,
8

которые принимают участие в районных и городских выставках детского
творчества.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей возрасте- от 7 до
12 лет.
Психологический портрет детей 7-9 лет
Психоэмоциональные качества:
Подвижность,

любознательность,

конкретность

мышления,

большая

впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные
черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения
принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные
эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и
оценками самих детей.
Психологический портрет детей 9-10лет
Психоэмоциональные

качества: Отличаются

большой

жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением
к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в
психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста
весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и
охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им
при этом выпадает. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения,
поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни,
ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство педагога. К его
предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.
Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую
деятельность ребят, и вызывает их активность.
9

Психологический портрет детей 10-14лет
Психоэмоциональные

качества:

Резко

возрастает

значение

коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими
его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять
достойное

место

в

коллективе.

Заметно

проявляется

стремление

к

самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности,
формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он
не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности
и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где
можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их
тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он
выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри»
воздействовать на общественное мнение.
Таким образом, техническое развитие младшего школьника тесно связано
с общим ходом его развития под влиянием обучения в объединении
«Конструирование»
Объем и сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год. Общее количество:72 часа
Формы обучения. Форма обучения – очная и возможен дистанционный
формат обучения.
Режим занятий.2 раза в неделю по 1 часу.
Расписание составлено с учетом пожеланий детей и родителей (законных
представителей).
Особенности

организации

образовательного

процесса.

Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с
учебным планом и

календарным учебным графиком в объединении,
10

сформированном в группы обучающихся одного возраста или разных
возрастных категорий (разновозрастные группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или
всем составом объединения.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных
занятий (комбинированное занятие, мастер- класс, выставка, конкурс), а также
современные формы такие как занятие- квест.
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом
физиологических и возрастных особенностей детей.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с
основными понятиями, закономерностями и принципами организации объекта
моделирования.

Подача

теоретического

материала

сопровождается

видеоматериалом, демонстрацией плакатов, авторских работ.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в
материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов
работы, пользование инструментами.
В программе используются различные образовательные технологии–
традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а также различные
методы и формы обучения: практические занятия с педагогом, самостоятельная
работа обучающихся, предполагает выполнение кейс-заданий, творческих работ
и проектов.
Для активизации образовательной деятельности используются методы- проблемное обучение – стимулирование детей к самостоятельному поиску
знаний, необходимых для решения конкретной дизайнерской проблемы;

-

контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний путем
выявления связей между конкретным знанием и его применением;
11

-обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности
учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
-межпредметное обучение – использование знаний из разных областей, их
группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
обучения–использование

-индивидуализация

внутригрупповой

дифференциации по уровням познавательного интереса и художественных
способностей.
Программа может быть реализована с применением дистанционных форм
обучения с учетом Положения об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ»,

утвержденным

педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционном формате используются
социальная сеть «В контакте», электронная почта. Обучение в дистанционном
формате предусматривает онлайн и оффлайн обучение в зависимости от
технических возможностей обучающихся.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат – занятия.
В дистанционном обучении используется кейс–технология.
В программе предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и
итоговой аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и
периодичность проведения аттестации обучающихся.
Программа может быть адаптирована для обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья,

детей-инвалидов

психофизического развития.

12

с

учетом

особенностей

их

2. Цель и задачи
Цель

программы:

Развитие

творческой

активности

обучающихся

посредством изучения основ черчения, работы с бумагой, карандашами,
линейками.
Задачи программы:
Личностные:
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
обучению и развитие мотивации к освоению основ дизайнерской деятельности;
формирование и развитие ответственности за результаты освоения программы;
развитие художественного вкуса и системы ценностных ориентаций;
воспитание аккуратности и дисциплинированности при выполнении работы;
воспитание чувства гордости за отечественные достижения в современном
дизайне.
Метапредметные:
формирование у учащихся проектного мышления, культуры восприятия дизайна;
развитие образного мышления;
развитие

творческих

способностей

учащихся

образного,

объёмно

пространственного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;
развитие навыков самоопределения и самоорганизации.
Предметные:
формирование практических навыков изготовления и декорирования изделий;
формирование навыков применения основных композиционных приёмов
(выявление центра, статика, динамика), навыков в построении композиций на
объёме ;

13

-

формирование знаний о принципах цветной гармонизации в прикладных
композициях;
формирование базовых понятий по основным видам моделирования, по
ключевым особенностям конструктивно-проектирования,
конструированияаналитики и генерации идей;
формирование базовых навыков ручного макетирования.
3. Содержание программы
Учебный (тематический) план.
№

Количество часов
Всего Теория Практика

Название раздела, темы
1.

2.

Введение «Профессия ТехникКонструктор»
Правила техники безопасности
Штриховка- свойства, особенности,
возможности , стили, направления

1

1

Тестирование
Беседа

12

1

11

Наблюдение,
выставка, защита
творческого
проекта по
декорированию

16

1

15

Геометрические фигуры,
создания новых предметов

4

Цвет как элемент композиционного
творчества.

12

1

11

5.

Шрифт как выразительное средство
художественного проекта.
Виды орнаментов. Построение орнамента
в полосе, квадрате, круге

16

1

15

12

1

11

Подведение итогов

2

-

2

Итого:

72

47

97

5

объект

2

3

6.

как

Формы
аттестации
/контроля

Наблюдение,
выставка, защита
творческого
проекта по
декорированию
Тестирование
Конкурс-выставка

4.Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие. (2 ч.)
Теория: Ознакомление с предметом. Правила техники безопасности.
Практика: Знакомство с материалами и инструментами.
14

2. Штриховка. (12 ч.)
Теория: Правила нанесения, свойства, особенности, возможности, стили,
направления.
Практика: Рисунки на заданные темы с использованием приемов штриховок.
Возможности изготовления рисунков с помощью разных приемов.
3. Геометрические фигуры, как объект создания новых предметов в рисунках.
(16 ч.)
Теория: Разные шрифты Практика:
Оформление
4. Шрифт как выразительное средство художественного проекта. (16 ч.)
Теория: Разные шрифты
Практика: Оформление надписей на открытках
4.Виды орнаментов. (12 ч.)
Теория: Ознакомление с разными орнаментами.
Практика: Построение орнамента в полосе, квадрате, круге. Выделение
главного. Добавление второстепенных деталей. Цветовое решение.
12. Итоговое занятие. (2 ч.)
Теория: Работа по собственному замыслу. Свободная техника.
Практика: Свободный выбор материала. Выставки учебных и творческих работ
учащихся к праздничным мероприятиям. «Золото осени», «Зимние узоры»,
«8Марта», «Здравствуй, школа!»
5.Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и методы
работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс реально
осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания.

15

План воспитательной работы объединения на год размещен в Приложении
№2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее
результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития
культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих
составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры
речи, культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок
приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и
эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

16

Организуя

индивидуальный

процесс,

педагог

дополнительного

образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление
к получению профессионального анализа результатов совей работы; – создает
условия для развития творческих способностей обучающегося. Методы
воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ,
беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Направления:

17

Профориентация- С учетом психологических и возрастных особенностей
обучающихся детских объединений можно выделить следующие этапы
профориентационной работы:
7-10 лет: формирование у детей ценностного отношения к труду, понимание его
роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебнопознавательной
деятельности, основанной на практической направленности в различные ее виды,
в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
11-14 лет: развитие у подростков личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа
“Я”);

приобретение

первоначального

опыта

в

различных

сферах

социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском
хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися
профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные
возможности с

требованиями,

предъявляемыми профессиональной

деятельностью к человеку.
Направления и формы работы.
Профориентационная работа в организации дополнительного образования может
строиться по следующим основным направлениям:
Информационно-просветительское;
Информационно-просветительское направление
Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром
профессий через изучение профессиограмм — кратких описаний профессий,
справочной

литературы,

информационно-посиковые

системы,

профессиональную рекламу и агитацию, экскурсии, встречи со специалистами,
познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки,
учебные фильмы и видеофильмы, использование СМИ, различные ярмарки
профессий и их модификации и т.п.
18

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и
конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать
наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.
Информационно-просветительская

работа

должна

проводиться

с

использованием новейших информационных технологий. Учащиеся получают
сведения о мире профессий и рынке труда из периодических изданий и
специальной научной литературы с использованием Интернет-ресурсов и
новейших компьютерных технологий.
Формы- знакомстсво с Атласом профессий в форме профориентационых
уроков, ролевых игр по Атласу профессий.
Гражданско-патриотическое включает в себя следующие направления:
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
•

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей
такими моральными качествами, как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему
поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

•

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

•

формирование социальной активности, направленной на служение
интересам своего Отечества;

•

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному
способу достижения успеха в жизни;

•

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и
духовное здоровье нации.

-культурно-историческое направление, предполагает:
•

воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её
замечательным людям;
19

•

вовлечение

учащихся в

культурных
•

формирование

работу

по

сохранению

и исторических памятников боевой и трудовой славы;
чувства

национальной

гордости,

национального самосознания, способности жить с людьми других
культур, языков и религий.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Формы проведения:
1. Проведение памятных дней:
•

День Победы;

•

День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:
•

«Солдатские письма»;

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
•

«Веселые старты»;

•

«Папа, мама и я – спортивная семья!»;

4. Участие в акции «Вахта памяти»:
•

встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

•

проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, квестов.

5. Изучение родного края:
•

изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных
с природой и использованием ее богатств(викторина,беседа)

6. Организация конкурсов:
•

«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого
человека;

•

конкурс рисунков «Защитники Отечества».

20

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ 2.1Календарный учебный график
Начало учебного года – первый год обучения – 01.09.2023г.
Окончание учебного года -30.05.24г.
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни: 11 октября -

День Республики

Башкортостан; 4 ноября- День народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День
защитника Отечества; 8 марта- Международный женский день; 10 апреля - Ураза
Байрам; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 144 ч.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
2.2Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором,
клавиатурой

(или

листов/маркерная

ноутбук)
доска,

и

колонками,

соответствующий

флипчарт
набор

с

комплектом
письменных

принадлежностей
Рабочее место обучающегося: стол, стул Расходные
материалы:
Альбомы.
Цветные карандаши, точилка, резинка, линейка
Информационное обеспечение: выход в интернет, презентационное
оборудование с возможностью подключения к компьютеру

21

Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог должен
иметь педагогическое и профильное образование, владеть педагогическими
технологиями

продуктивного,

дифференцированного

и

дистанционного

обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, а
также ИКТ технологиями
2.3Формы контроля и аттестации
Подведение

итогов

и

контроль

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы «Конструирование» обеспечивает оперативное
управление

образовательным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы)
программы с целью выстраивания индивидуального подхода к обучающимся на
основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки результатов
освоения содержания программы, а также стимулирования работы на занятиях.
Основные формы текущего контроля: просмотр и выставка практических
работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся проводится в
форме промежуточных выставок в течение года.
Лучшие творческие работы представляются на отчётную выставку.
Итоговая аттестация проводится по окончании образовательной
программы (май) в форме: выставки творческих работ.
22

Для

фиксации

результатов

контроля

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы «Конструирование» используются:
- грамоты и дипломы;
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио учащегося.
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, защита
творческих проектов, открытое занятие, конкурс, фестиваль.
2.4Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной
программы, а именно: метапредметные, личностные предметные результаты.
По результатам оценивания определяется уровень освоения программы
«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической
карте (листе оценки)
Способы и критерии оценки личностных результатов и метапредметных
результатов: наблюдение, портфолио, выставки
Качества
личности

Степень проявления (уровень)
высокий

средний

низкий

Метапредметные результаты
Регулятивные
умения

самостоятельно
готовит рабочее
место и планирует
свою работу и
убирает за собой
самостоятельно;
безразличен
квнешней оценке
(деятельность не

организовывает
рабочее место,
планирует

и

организовывает
работу

при

поддержке
педагога ;
эмоционально
реагирует на оценку

23

испытывает серьезные
затруднения при
организации своего
рабочего места, при
планировании и
организации работы
нуждается в постоянном
контроле и помощи
педагога;

изменяется)
адекватно оценивает
свою работу;

Коммуникативны
е умения

внимателен,
адекватно
воспринимает
информацию;
самостоятельно
готовит информацию,
выступая перед
аудиторией, свободно
владеет и подает
информацию;
самостоятельно
участвует в
дискуссии, логически
обоснованно
предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою
точку зрения.

взрослого (при
похвале – радуется,
темп работы
увеличивается, при
критике – сникает,
деятельность
замедляется или вовсе
прекращается; оценка
ребёнком созданного
им изображения
завышенная или
заниженная.

безразличен к оценке
взрослого; оценка
ребёнком созданного им
изображения
отсутствует

воспринимает

с трудом

учебную

воспринимает учебную
информацию; перед

информацию

при

напоминании

и

аудиторией не

готовит

выступает, но

контроле;
информацию
выступает
аудиторией

и
перед
при

испытывает серьезные
затруднения при
подготовке и подаче

поддержке педагога;

информации; участие в

участвует

дискуссиях не

в

дискуссии, защищает

принимает, свое мнение

свое

не защищает, либо

мнение

при

поддержке педагога

испытывает серьезные
затруднения в ситуации
дискуссии

24

Познавательная и
творческая
активность

Активен, нацелен на
процесс и результат
деятельности,
проявляет

активен, проявляет
интерес к одним и
пассивен к другим
заданиям; Вопросы

малоактивен, наблюдает
за деятельностью других,
Отсутствует стремление
к качественному

самостоятельность
при выполнении
заданий различной
сложности, задает
оригинальные
вопросы, предлагает
оригинальные
решения, добивается
высоких результатов.

задает, исходя из
практических
потребностей;
сосредоточен в
основном на процессе
и действии не всегда
самостоятелен при
выполнении
творческих заданий.

выполнению задания.
Работает по образцу.
Результативность низка.

Личностные результаты
Самоопределение и
смыслообразование

адекватно оценивает Не
свои

всегда

способности, адекватно

внешнего
«давления»,
проявляет постоянно
инициативу,
самостоятельность,
проявляет
устойчивый интерес к
занятиям, упорство и
при

выполнении трудной
задач

оценить оценить

свои

делать мотивы деятельности; деятельности

выбор, независимо от большая

настойчивость

может адекватно

свои способности и способности и мотивы

мотивы
Способен

может Не

степень Выбор делает с трудом,
самостоятельности в
только с
помощью
решении и поиске
взрослых.
способов
учебной
не
проявляет
задачи;
испытывая
инициативности
и
трудности
самостоятельности
в
обращается
за
процессе
занятий,
помощью,
задает
утрачивает интерес к ним
вопросы; проявляет
при
затруднениях,
активность и интерес
проявляет отрицательные
к
занятиям
в
эмоции
зависимости от
настроения

25

Нравственность,
гуманность

имеет нравственные
убеждения
;поступкам присуща
нравственная
культуры;
аргументировано
может обосновать
поступки на

основании этических
переживаний

стремление к
пониманию
нравственноэтических
норм;. Недостаточно
устойчиво реализует
нравственные нормы в
поведении.

неясное, расплывчатое
понимание
необходимости
соблюдения
нравственных норм в
общении с людьми. В
деятельности и поступках
проявляется

Рефлексивные навыки центрированность на себе.
сформированы
недостаточно.

Эстетическая
воспитанность

Систематизированны

недостаточная

преобладают

е, глубокие знания об

осведомленность об

разрозненные,

эстетической об

основных

несистематизированные

основных

эстетических

знания об эстетической

эстетических

категориях,

культуре, об основных

категориях,

неустойчивая

эстетических категориях;

устойчивые

способностью к

проявления

эстетической оценке и

эстетических

рефлексии,

потребностей, развита ограниченный
способность к

диапазон

эстетическому

эмоциональной

мировосприятию.

отзывчивости и
эмпатического
восприятия

Критерии оценки практической подготовки учащихся:
соответствие

уровня

практических

умений

и

навыков

программным требованиям;
свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;
качество выполнения практического задания, творческие навыки
26

3.Методические материалы
В основу дополнительной общеразвивающей программы «название
программы» положены метапредметный и личностный подходы. Это
предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний по основам
изобразительной деятельности, декорирования и дизайна, но осваивает
универсальные способы действий, овладевает ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. Важнейшей ценностью является
личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда личный опыт каждого
сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов
могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в
программу.
Технология интегрированного обучения, реализуемая через артинтеграцию,
объединяющая различные вида искусства и освоение различных видов
художественной деятельности, художественных материалов и техник, а также
широкое

использование

межпредметных

связей

(история,

математика,

символика, экология, эстетика, этикет и др.), что позволяет создавать у
обучающегося целостное представление о дизайне, находить общие платформы
сближения знаний из различных содержательных областей.
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение, когда
практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания,
они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой связи
используются такие формы обучения на занятиях как: творческие задания,
работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии, соревнования, выставки,
работа с наглядными пособиями, видеоматериалами, «обучающийся в роли
педагога «каждый учит каждого», разрешение проблем (мозговой штурм).

27

Технология

дифференциации

обучения,

основанная

на

различии

индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и
другие); в программе она осуществляется как в традиционной форме учета
индивидуальных особенностей так в форме системы уровневой дифференциации
содержания обучения.
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения
учебных занятий:
отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях с
использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
поддержка альтернативности и множественности мнений;
развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и
ощущению эмоционального удовлетворения;
занимательность и эмоциональный тон занятия;
педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным
возможностям;
уважительное отношение к мнению каждого;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
включенность

в

практическую

деятельность,

формирующую

около

профессиональные навыки;
Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при
этом решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем
определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос, как
эту цель можно достигнуть (выбор способов действий, технологий). И, наконец,
выбранная

технология

реализуется,

соответствующие умения.
28

в

результате

чего

формируются

На занятиях используются также традиционные педагогические методы:Словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж)
Наглядные (демонстрация картины, репродукции, таблицы, схемы, карты,
видеофильмы, презентации, модели, макеты, диаграммы, натуральные объекты,
рисунок (художественный, технический, эскиз)

Практические (упражнения,

практические работы)
Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практической

работы,

комбинированное,

изучения

нового

материала,

обобщающее, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др..
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода обучения.

4.Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимыследующие
дидактические материалы:
- дидактические разработки занятий для начинающих «Конструирование и
моделирование»;
- дидактические и развивающие игры, творческие задания;
- таблица по цветоведению;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным работам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
- таблицы, иллюстрирующие основы дизайна;

29

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» (извлечения) // Нормативнометодические
материалы

образовательной

организации

дополнительного

образования

образования: сборник / составители Фадеева С.А., Боровская Е.В.
– Нижний Новгород, 2014. – 79.
2.Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696-з),
с внесёнными изменениями от 22 июня 2018 года N 648-з - npa.bashkortostan.ru/?
show=1&seed=4189
3.Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09. 11. 2018 г «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[интернет-источник] ГАРАНТ.РУ:
30

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/#ixzz5YcbWUkGE
4.Концепция

развития

Нормативнометодические

дополнительного
материалы

образования

образовательной

детей

//

организации

дополнительного образования образования: сборник / составители ФадееваС.А.,
БоровсуаяЕ.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей // Нормативно-методические материалы образовательной
организации дополнительного образования образования: сборник / составители
5. ФадееваС.А., БоровсуаяЕ.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство российской
Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004 –
48 с.
7.Постановление Администрации городского округа город Уфа РБ № 1833 от
22.11.2019 г. «О внедрении системы персонифицированного финансирования.
8.Приложение №3 к Письму Управления Роспотребнадзора по РБ от
10.08.2020 « О подготовке образовательных организаций к новому 2020-2021
учебному году.
9.Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с
применением

дистанционных

образовательных технологий в условиях

дополнительного образования РБ: Министерство образования и науки РБ ГАУ
ДПО ИРО РБ-Уфа,2020.
Список литературы для педагога
1. Агапова, И. 200 лучших игрушек из бумаги и картона / И. Агапова, М.
Давыдова. - М.: Лада, 2008. - 256 c..
2. Аппликации и поделки из бумаги. - М.: Стрекоза, 2012. - 477 c.
31

2. Галанова, Т. В. Вырезаем из бумаги / Т.В. Галанова. - М.: АСТ-Пресс СКД,
2010. - 411 c.
3. Карусель. Вышка. Объемные модели из бумаги. - М.: Проф-Пресс, 2010.
- 643 c.
4. Марен, Штайн Декоративные звезды. Украшения из бумаги / Штайн
Марен. - М.: Арт-Родник, 2012. - 844 c.
5. Вербенец А.М. «Образовательная область. Художественное творчество»
2013г.
Дополнительная литература
1. Педагогика (под ред. П.И. Пидкассистого) М., «Педагогическое наследие
России», 2006г.
2. И.П. Подласый, Педагогика М.,2006г.
3. Педагогика (под ред. В.А.Сластенина) М., «Академия», 2006г.
4. Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» М., «Народное
образование» 2006г.
5. Конвенция ООН «О правах ребёнка» М.,2000г.
6. «О внесении изменений и дополнений в закон об образовании» М.,2004г.
7. Концепция и программа развития башкирского национального образования.
Уфа, 2000г.
8. Концепция и

программа «Формирование гражданина

нового

Башкортостана» на 2007-2011г.г., Уфа, 2007г.
9. Программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения».
Уфа, 2004г.
10.Программа развития системы дополнительного образования детей в
Республике Башкортостан на 2007-2011г.г. Уфа, 2007г.
11.А.А.Волкова «Психология и педагогика». М., Педагогика 2004г

32

12.Т.Г.Казакова «Детское изобразительное творчество» М., «Просвещение»,
1998г.
13.Т.С.Комарова «Как научить ребёнка рисовать» М., «Столетие» 1998г.
14.И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет. Творческий центр Сфера. М.,2007г.
15.Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной
области

«Искусство»

(педагогические

художественнотворческого

развития

технологии

детей,

и

механизмы

интегрированные

формы

обучения. - М, Издательский дом Российской академии образования, 2006г.
16.Юдина Е.П., Степанова Г.Б., Педагогическая диагностика в детском саду. М., Просвещение,2003г.
Литература для родителей учащихся
1. Лыкова И.А. Лепим с мамой - М., Карапуз-Дидактика, 2005,2006, 2007г.
2. Лыкова И.А. Белый пароход (аппликация из бумаги)- М., КарапузДидактика,
2004г.
3. Лыкова И.А. Букеты и приветы (конструирование из природного материала).
- М., Карапуз - Дидактика, 2005г.
4. Лыкова

И.А.

Серия

«Наш

вернисаж»

(знакомство

с

народным

декоративноприкладным искусством) М., Карапуз - Дидактика.2007г.
5. Лыкова И.А. Серия книг «Цветные ладошки» -М., Карапуз, 2005г.
6. Лыкова И.А. Серия книг для детского творчества «Делаю книжку сам» М.,
Карапуз 2000г.
7. Лыкова И.А. Прописи для дошколят с элементами рисования. М., Карапуз,
2004г.
Интернет-ресурсы
1. Risuem.net
2. Scott-eaton.com
33

3. Posemaniacs.com
4. Linteum.ru
5. 1000videourokov.ru
6. Wacom.ru
7. МарчеллоБаренги
8. Art-character.ru
9. Ketka.ru
10. Comics.com.ua
11. Render.ru
12. Artdrawing.ru
13. Мастерская художников
14. Draw.demiart.ru
15. Drawmaster.ru

Приложение 1
Календарный учебный график
10-12 лет 2 раза в
неделю по 1 часу
1 группа

34

№
п/
п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1.

Полосатая страна. Штриховка

1

02.09.23

2.

Мои лучшие каникулы

1

05.09.23

3.

Дома и домики

1

09.09.23

4.

Городской осенний пейзаж

1

12.09.23

5.

Волшебное лукошко

1

16.09.23

6.

Усатые, хвостатые

1

19.09.23

7.

Ступеньки и лестницы

1

23.09.23

8.

Портрет бабушек и дедушек.

1

26.09.23

9.

Подарки в коробках

1

30.09.23

10. Букет учителю

1

03.10.23

11. Животные Красной книги

1

07.10.23

12. Портрет папы

1

10.10.23

13. Птицы

1

14.10.23

14. Перелетные птицы

1

17.10.23

15. Цилиндры и конусы

1

21.10.23

16. Роботы из геометрических фигур

1

23.10.23

17. Машины

1

28.10.23

18. Зима в окно стучится

1

31.10.23

19. Дружба народов

1

07.11.23

20. Снежинки в полете

1

11.11.23

21. Письмо Деду Морозу

1

14.11.23

22. Букет для мамы.

1

18.11.23

23. Портрет Мамы

1

21.11.23

24. Кошка на окошке.

1

25.11.23

25. Подарки в коробках

1

28.11.23

26. Зимние узоры.

1

02.12.23

27. Елочка Нарядная.

1

05.12.23

28. Новогодняя мастерская

1

09.12.23

29. Открытка к Новому Году

1

12.12.23

30. Символ Нового года.

1

16.12.23

31. Дедушка Мороз

1

19.12.23

32. Снегурочка

1

23.12.23

33. Гирлянда на елку

1

26.12.23

34. Зимний домик в лесу.

1

30.12.23

35. Пингвины.

1

09.01.24

36. Зимний город.

1

13.01.24

35

Дата
фактическо
го
проведения

37. Зима в лесу

1

16.01.24

38. Снеговики .

1

20.01.24

39. Машины на улицах города.

1

23.01.24

40. Снегири на ветке.

1

27.01.24

41. Цирк

1

30.01.24

42. Собачки большие и малые

1

03.02.24

43. Театр

1

06.02.24

44. Посуда

1

10.02.24

45. Вьюга за окном

1

13.02.24

46. Открытка для папы.

1

17.02.24

47. Портрет папы, дедушки.

1

20.02.24

48. Самолеты в небе.

1

24.02.24

49. Цветы в букете

1

27.02.24

50. Портрет мамы, бабушки

1

02.03.24

51. Открытка для мамы.

1

05.03.24

52. Жители океанов и морей

1

10.03.24

53. Фигурки из конуса.

1

12.03.24

54. Весенний пейзаж.

1

16.03.24

55. Домашний цветочек

1

19.03.24

56. Домашние птицы

1

23.03.24

57. Рисунки из ладошек.

1

26.03.24

58. Веселые клоуны

1

30.03.24

59. Красота космоса

1

02.04.24

60. Ракета и космонавты

1

06.04.24

61. Курочки и петушки

1

09.04.24

62. Мир на ладошке

1

13.04.24

63. Пасхальная корзинка

1

16.04.24

64. Птицы прилетели

1

20.04.24

65. Солдаты

1

23.04.24

66. Салют Победы

1

27.04.24

67. Военная техника

1

04.02.24

68. Бабочки и пчелы

1

07.05.24

69. Деревья в цвету

1

14.05.24

70. Подведение итогов. Вручение призов

1

18.05.24

71. Конкурсы мастерства «Я так могу!»

1

21.05.24

72. «Игры Разума»

1

25.05.24

73. «Умное чаепитие»

1

28.05.24

ИТОГО

73 часа.
36

Календарный учебный график
10-12 лет
2 раза в неделю по 1 часу
2 группа
№
п/
п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1.

Полосатая страна. Штриховка

1

02.09.23

2.

Мои лучшие каникулы

1

05.09.23

3.

Дома и домики

1

09.09.23

4.

Городской осенний пейзаж

1

12.09.23

5.

Волшебное лукошко

1

16.09.23

6.

Усатые, хвостатые

1

19.09.23

7.

Ступеньки и лестницы

1

23.09.23

8.

Портрет бабушек и дедушек.

1

26.09.23

9.

Подарки в коробках

1

30.09.23

10. Букет учителю

1

03.10.23

11. Животные Красной книги

1

07.10.23

12. Портрет папы

1

10.10.23

13. Птицы

1

14.10.23

14. Перелетные птицы

1

17.10.23

15. Цилиндры и конусы

1

21.10.23

16. Роботы из геометрических фигур

1

23.10.23

17. Машины

1

28.10.23

18. Зима в окно стучится

1

31.10.23

37

Дата
фактическо
го
проведения

19. Дружба народов

1

07.11.23

20. Снежинки в полете

1

11.11.23

21. Письмо Деду Морозу

1

14.11.23

22. Букет для мамы.

1

18.11.23

23. Портрет Мамы

1

21.11.23

24. Кошка на окошке.

1

25.11.23

25. Подарки в коробках

1

28.11.23

26. Зимние узоры.

1

02.12.23

27. Елочка Нарядная.

1

05.12.23

28. Новогодняя мастерская

1

09.12.23

29. Открытка к Новому Году

1

12.12.23

30. Символ Нового года.

1

16.12.23

31. Дедушка Мороз

1

19.12.23

32. Снегурочка

1

23.12.23

33. Гирлянда на елку

1

26.12.23

34. Зимний домик в лесу.

1

30.12.23

35. Пингвины.

1

09.01.24

36. Зимний город.

1

13.01.24

37. Зима в лесу

1

16.01.24

38. Снеговики .

1

20.01.24

39. Машины на улицах города.

1

23.01.24

40. Снегири на ветке.

1

27.01.24

41. Цирк

1

30.01.24

42. Собачки большие и малые

1

03.02.24

43. Театр

1

06.02.24

44. Посуда

1

10.02.24

45. Вьюга за окном

1

13.02.24

46. Открытка для папы.

1

17.02.24

47. Портрет папы, дедушки.

1

20.02.24

48. Самолеты в небе.

1

24.02.24

49. Цветы в букете

1

27.02.24

50. Портрет мамы, бабушки

1

02.03.24

51. Открытка для мамы.

1

05.03.24

52. Жители океанов и морей

1

10.03.24

53. Фигурки из конуса.

1

12.03.24

54. Весенний пейзаж.

1

16.03.24

55. Домашний цветочек

1

19.03.24

56. Домашние птицы

1

23.03.24

57. Рисунки из ладошек.

1

26.03.24

38

58. Веселые клоуны

1

30.03.24

59. Красота космоса

1

02.04.24

60. Ракета и космонавты

1

06.04.24

61. Курочки и петушки

1

09.04.24

62. Мир на ладошке

1

13.04.24

63. Пасхальная корзинка

1

16.04.24

64. Птицы прилетели

1

20.04.24

65. Солдаты

1

23.04.24

66. Салют Победы

1

27.04.24

67. Военная техника

1

04.02.24

68. Бабочки и пчелы

1

07.05.24

69. Деревья в цвету

1

14.05.24

70. Подведение итогов. Вручение призов

1

18.05.24

71. Конкурсы мастерства «Я так могу!»

1

21.05.24

72. «Игры Разума»

1

25.05.24

73. «Умное чаепитие»

1

28.05.24

ИТОГО

73 часа.

Календарный учебный график
10-12 лет
2 раза в неделю по 1 часу
3 группа
39

№
п/
п

Название темы

Всего Дата по
часов плану

1.

Полосатая страна. Штриховка

1

02.09.23

2.

Мои лучшие каникулы

1

08.09.23

3.

Дома и домики

1

09.09.23

4.

Городской осенний пейзаж

1

15.09.23

5.

Волшебное лукошко

1

16.09.23

6.

Усатые, хвостатые

1

22.09.23

7.

Ступеньки и лестницы

1

23.09.23

8.

Портрет бабушек и дедушек.

1

29.09.23

9.

Подарки в коробках

1

30.09.23

10. Букет учителю

1

06.10.23

11. Животные Красной книги

1

07.10.23

12. Портрет папы

1

13.10.23

13. Птицы

1

14.10.23

14. Перелетные птицы

1

20.10.23

15. Цилиндры и конусы

1

21.10.23

16. Роботы из геометрических фигур

1

27.10.23

17. Машины

1

28.10.23

18. Зима в окно стучится

1

03.11.23

19. Дружба народов

1

10.11.23

20. Снежинки в полете

1

11.11.23

21. Письмо Деду Морозу

1

17.11.23

22. Букет для мамы.

1

18.11.23

23. Портрет Мамы

1

24.11.23

24. Кошка на окошке.

1

25.11.23

25. Подарки в коробках

1

01.12.23

26. Зимние узоры.

1

02.12.23

27. Елочка Нарядная.

1

08.12.23

28. Новогодняя мастерская

1

09.12.23

29. Открытка к Новому Году

1

15.12.23

30. Символ Нового года.

1

16.12.23

31. Дедушка Мороз

1

22.12.23

32. Снегурочка

1

23.12.23

33. Гирлянда на елку

1

29.12.23

34. Зимний домик в лесу.

1

30.12.23

35. Пингвины.

1

12.01.24

36. Зимний город.

1

13.01.24
40

Дата
фактическо
го
проведения

37. Зима в лесу

1

19.01.24

38. Снеговики .

1

20.01.24

39. Машины на улицах города.

1

26.01.24

40. Снегири на ветке.

1

27.01.24

41. Цирк

1

02.02.24

42. Собачки большие и малые

1

03.02.24

43. Театр

1

09.02.24

44. Посуда

1

10.02.24

45. Вьюга за окном

1

16.02.24

46. Открытка для папы.

1

17.02.24

47. Портрет папы, дедушки.

1

24.02.24

48. Самолеты в небе.

1

01.03.24

49. Цветы в букете

1

02.03.24

50. Портрет мамы, бабушки

1

09.03.24

51. Открытка для мамы.

1

15.03.24

52. Жители океанов и морей

1

16.03.24

53. Фигурки из конуса.

1

22.03.24

54. Весенний пейзаж.

1

23.03.24

55. Домашний цветочек

1

29.03.24

56. Домашние птицы

1

30.03.24

57. Рисунки из ладошек.

1

05.04.24

58. Веселые клоуны

1

06.04.24

59. Красота космоса

1

12.04.24

60. Ракета и космонавты

1

13.04.24

61. Курочки и петушки

1

19.04.24

62. Мир на ладошке

1

20.04.24

63. Пасхальная корзинка

1

26.04.24

64. Птицы прилетели

1

27.04.24

65. Солдаты

1

03.02.24

66. Салют Победы

1

04.05.24

67. Военная техника

1

17.05.24

68. Бабочки и пчелы

1

18.05.24

69. Деревья в цвету

1

24.05.24

70. Подведение итогов. Вручение
призов
71. Конкурсы мастерства «Я так
могу!»
ИТОГО 71 час.

1

25.05.24

1

31.05.24

41

Календарный учебный график
10-12 лет
1 раз в неделю по 2 часа
4 группа
№
п/
п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1.

Полосатая страна. Штриховка

2

01.09.23

2.

Мои лучшие каникулы

2

08.09.23

3.

Городской осенний пейзаж

2

15.09.23

4.

Букет осенних цветов и листьев

2

22.09.23

5.

Осенний лес

2

29.09.23

6.

Городской пейзаж

2

06.10.23

7.

Коробки и коробочки

2

13.10.23

8.

Пьедестал победителя

2

20.10.23

9.

Ступеньки и лестницы

2

27.10.23

10. Мой любимый медведь

2

03.11.23

11. Письмо Деду Морозу

2

10.11.23

12. Портрет мамы

2

17.11.23

13. Цирк

2

24.11.23

14. Символ наступающего года

2

01.12.23

42

Дата
фактическо
го
проведения

15. Подарки от Деда Мороза

2

08.12.23

16. Открытка к Новому Году

2

15.12.23

17. Дед Мороз

2

22.12.23

18. Снегурочка

2

29.12.23

19. Зимний домик в лесу

2

12.01.24

20. Снежинки в полете

2

19.01.24

21. Усатые , хвостатые

2

26.01.24

22. Вьюга за окном.

2

02.02.24

23. Самолеты в небе.

2

09.02.24

24. Портрет воина

2

16.02.24

25. Букет для мамы.

2

01.03.24

26. Птицы перелетные

2

15.03.24

27. Домашние животные

2

22.03.24

28. Домашние птицы

2

29.03.24

29. Ракета в космосе

2

05.04.24

30. Домашний цветочек

2

12.04.24

31. Насекомые

2

19.04.24

32. Мир на ладошке

2

26.04.24

33. Военный парад

2

03.05.24

34. Весенние птицы

2

17.05.24

35. Полянка

2

24.05.24

36. Подведение итогов. Вручение призов

2

31.05.24

ИТОГО

72 часа.

Календарный учебный график
7-8 лет
1 раза в неделю по 2 часа
5 группа
№
п/
п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

1.

Полосатая страна. Штриховка

2

06.09.23

2.

Мои лучшие каникулы

2

13.09.23

3.

Городской осенний пейзаж

2

20.09.23

4.

Букет осенних цветов

2

27.09.23

43

Дата
фактическо
го
проведения

5.

Осенний лес

2

04.10.23

6.

Коробочки разные, подарочные

2

18.10.23

7.

Ступеньки и лестницы

2

25.10.23

8.

Дружба народов

2

01.11.23

9.

Зима в окно стучится

2

08.11.23

10. Письмо Деду Морозу

2

15.11.23

11. Портрет мамы

2

22.11.23

12. Кошка на окошке.

2

29.11.23

13. Символ наступающего года

2

06.12.23

14. Подарки в коробках

2

13.12.23

15. Открытка к Новому Году

2

20.12.23

16. Дед Мороз и снегурочка

2

27.12.23

17. Зимний домик в лесу

2

10.01.24

18. Снежинки в полете

2

17.01.24

19. Усатые , хвостатые

2

24.01.24

20. Мой любимый медведь

2

31.01.24

21. Вьюга за окном.

2

07.02.24

22. Самолеты в небе.

2

14.02.24

23. Портрет воина

2

21.02.24

24. Машины на улицах города.

2

28.02.24

25. Букет для мамы.

2

06.03.24

26. Птицы перелетные

2

13.03.24

27. Домашние животные

2

20.03.24

28. Домашние птицы

2

27.03.24

29. Ракета в космосе

2

03.04.24

30. Домашний цветочек

2

17.04.24

31. Мир на ладошке

2

24.04.24

32. Военный парад

2

08.05.24

33. Весенние птицы

2

15.05.24

34. Полянка

2

22.05.24

35. Подведение итогов. Вручение призов

2

29.05.24

ИТОГО

70 часов

Календарный учебный график
44

10-12 лет
1 раз в неделю по 2 часа
6 группа
№
п/
п

Название темы

Всего
часов

Дата по
плану

37. Полосатая страна. Штриховка

2

01.09.23

38. Мои лучшие каникулы

2

08.09.23

39. Городской осенний пейзаж

2

15.09.23

40. Букет осенних цветов и листьев

2

22.09.23

41. Осенний лес

2

29.09.23

42. Городской пейзаж

2

06.10.23

43. Коробки и коробочки

2

13.10.23

44. Пьедестал победителя

2

20.10.23

45. Ступеньки и лестницы

2

27.10.23

46. Мой любимый медведь

2

03.11.23

47. Письмо Деду Морозу

2

10.11.23

48. Портрет мамы

2

17.11.23

49. Цирк

2

24.11.23

50. Символ наступающего года

2

01.12.23

51. Подарки от Деда Мороза

2

08.12.23

52. Открытка к Новому Году

2

15.12.23

53. Дед Мороз

2

22.12.23

54. Снегурочка

2

29.12.23

55. Зимний домик в лесу

2

12.01.24

56. Снежинки в полете

2

19.01.24

57. Усатые , хвостатые

2

26.01.24

58. Вьюга за окном.

2

02.02.24

59. Самолеты в небе.

2

09.02.24

60. Портрет воина

2

16.02.24

61. Букет для мамы.

2

01.03.24

62. Птицы перелетные

2

15.03.24

63. Домашние животные

2

22.03.24

64. Домашние птицы

2

29.03.24

65. Ракета в космосе

2

05.04.24

66. Домашний цветочек

2

12.04.24

67. Насекомые

2

19.04.24

68. Мир на ладошке

2

26.04.24

45

Дата
фактическо
го
проведения

69. Военный парад

2

03.05.24

70. Весенние птицы

2

17.05.24

71. Полянка

2

24.05.24

72. Подведение итогов. Вручение призов

2

31.05.24

ИТОГО

72 часа.

Приложение №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Педагога Каледина Н.В.
Деятельность объединения «Дизайн» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся объединения «__60__» человек. Из них мальчиков,
девочек
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7__ до 12__ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.

Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой,
эстетически ориентированной и нравственно достойной личности, патриотично
настроенной, способной на сознательный выбор жизненной позиции средствами
- для обучающихся 7-9 лет целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися социально-значимых
знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут, и в
частности Дома творчества « Юлдаш».
для обучающихся 10-14 лет -приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально- значимых отношений
обучающихся Задачи:

46

Использовать воспитательные возможности индивидуальной работы с
обучающимися и разного уровня и направленностей мероприятий
Поддерживать активное участие детей в жизнедеятельности ДТО,
традиции коллективного планирования, организации, проведения и
анализа мероприятий;
Использовать в воспитании учащихся возможности учебных занятий,
используя интерактивные формы работы с обучающимися, связь
учебного материала с жизнью, привлекая материал исторического и
культурного наследия всей страны, акцентируя учебный материал на
ценностных и нравственных аспектах, учитывая потребности, интересы,
способности каждого ребёнка;

№

Наименование мероприятия

Дата проведения Форма проведения

Участие в мероприятях Юлдаша
1.

День знания

сентябрь

Игровая программа

2.

День пожилых людей

октябрь

Урок-концерт

3.

День учителя

октябрь

Марафон поздравле

4.

День Республики

октябрь

квест

5.

День матери

ноябрь

концерт

6.

Новый год

декабрь

представление

7.

День защитника Отечества

февраль

квест

8

8 марта

март

концерт

9

Масленица

март

Игровая программа

10

День космонавтики

апрель

Интеллектуальная
программа

11

9 мая

май

концерт

47

12

День защиты детей

июнь

Игровая программа

Использовать в воспитании учащихся возможности профориентационной
работы
Организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал
Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей

48

Гражданско-патриотическое воспитание
1.

День Республики

октябрь

квест

2.

Улицы Черниковки:

В течение года Цикл бесед

-Первомайская (ноябрь)
-Черниковская (февраль)
-Свобода (апрель)
3

Уфа-город боевой и трудовой славы

Осенние и
весенние
каникулы

Пешие эскурсии по
памятным
и
историческим места

4

В жизни есть место подвигам

февраль

Просмотр видеофил

5

Знакомство
с историей, обычаями, В течение года Викторина.
традициями, природой родного края

6.

История
моей
страны-знакомство с Осенние и
весенние
героическими страницами.
каникулы

Тематические часы

Духовно-нравственное воспитание
1

Этот мир одинаков для всех

сентябрь

Урок доброты

2.

Самый счастливый человек

октябрь

Урок доброты

3

Правила вежливости и хороших манер

ноябрь

Урок доброты

4.

Поздравления и пожелания

март

Урок доброты

5.

С чего начинается дружба и тд.

апрель

Урок доброты

Художественно-эстетическое воспитание

49

1

Знакомство с художниками России,
Башкирии, г. Уфы ( Мустафин ,
Лутфуллин и др.)

Декабрь

просмотр видео

Март

,

50

Апрель

Профориентационное воспитание
1.

Путешествие в
возраст детей 5-14)

мир профессий(Если Осенние,
весенние
каникулы

Профориентационны
уроки в формате иг
викторины

Зож , безопасность,пдд

1 Всероссийский урок безопасности-действия сентябрь
. при ЧС

Беседа

3 Всероссийский урок-действия при пожаре

май

Беседа

4 Здоровое питание-отличное настроение
.
Режим дня-основа жизни

Октябрь;

Уроки здоровья в ф
беседы, викторины

Здоровым быть модно

Декабрь;
Март.

Работа с родителями
Сентябрь

Родительское собра

2 « Успех каждого ребенка»

май

Родительское собра

3 Индивидуальная работа

В течение года

1

« Ваш ребенок пришел в творческое
объединение»;

Индивидуальные бе
51

52

Руководитель объединения, педагог дополнительного образования Каледина
Надежда Владимировна _____________

53

54

55

4

Совместные мероприятия

ноябрь

(,участие в выставке
Талантливые родите

Работа с одаренными детьми

Составление портфолио(Володина
Анастасия)

В течение года

Электронный
и
распечатанный вари

Диагностика воспитательной работы
1

Уровень воспитанности учащегося

октябрь

таблица

2
.

Уровень воспитанности

май

таблица

3
.

Самоанализ воспитательной работы в
объединении

май

отчет

56


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».