лицо1

1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Модифицированная,

разноуровневая,

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Актёрское мастерство» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации»;
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N

28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2

«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6.

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании

проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол
№ 3);
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об

утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (далее- Целевая модель);
2

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.

9.

№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
10.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от

05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
11.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об

утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления

образовательной

образовательную

деятельность

деятельности
по

основным

организациями,

осуществляющими

общеобразовательным

программам,

образовательным программам среднего профессионального образования, 10 основным
программам

профессионального

обучения,

дополнительным

общеобразовательным

программам»;
12.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства

просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, включая разноуровневые Письмо Минобрнауки России № 09-32-42 от 18.11.2015 Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных

образовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо
Минобрнауки России от 29 марта 2016г, №ВК 641-09)

Направленность программы - художественная.
Актуальность программы обусловлена тем, что искусство театра представляет собой
органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства. Занятия
3

театральным искусством активизируют у учащихся мышление и познавательный интерес,
пробуждают фантазию и воображение, любовь к родному слову, учат сочувствию и
сопереживанию.
Отличительные особенности программы:
программа реализуется с применением методики театрализованной деятельности
младших школьников Эльвиры Геннадьевны Чуриловой, занятия строятся на основе
развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов, направленных
на развитие психомоторных и эстетических и творческих способностей детей. Осваивая
программу, учащиеся отправляются в «тур», «путешествие» по различным мирам, каждый из
которых раздвигает границы знаний о мире театра. Программа включает разделы: «Мир игры
и театрального творчества», «Мир культуры речи», «Мир лицедейства», «Мир пластики и
движения», «Мир масок, гримасок и красок» и др. В программе предусмотрены часы на
проведение занятий по безопасности и формированию здорового образа жизни (раздел «Мир
без опасностей») заключается в том, что в будущем поможет детям быть более успешными в
школе).
Условия реализации программы. Особенности организации образовательного
процесса. Актёрский тренинг как форма организации педагогического процесса в
объединении, при которой педагог в течении определённого времени руководит
коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом
особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие
благоприятные

условия

для

развития

актёрских

качеств.

Формы

организации

образовательного процесса: Основной формой организации образовательного процесса
является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других
форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и
театральные выступления.
Срок освоения программы: 3 года.
Объем программы:
-

1 год - 144 учебных часа;

-

2 год – 216 часов; - 3 год – 72 часа.
4

Возраст учащихся – 7 - 15 лет.
Условия формирования групп: в группы набираются учащиеся разного возраста,
допускается дополнительный набор учащихся на второй, третий годы обучения.
Режим занятий: согласно СанПиНу 2.4.4.3172-14
-проведение занятий 2 раза в неделю с продолжительностью 45*2 минут, с 10минутным
перерывом;
-

проведение занятий 2 раза в неделю с продолжительностью 45*3 с 10-

минутным перерывом;
-

проведение занятий 2 раза в неделю с продолжительностью занятия 45 минут.

1 группа - среда, пятница: 13.45 -14.30; 14.40- 15.25
2 группа - среда, пятница: 15.35Формы обучения и виды занятий: Занятие включает в себя организационные
моменты, теоретическую и практические части, динамические паузы, перерывы.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия,
индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории,
соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты,
экзаменационные показы.
В зависимости от поставленной цели, используются различные формы работы на
занятиях:

Обучение

Беседы

Этюды

Сюжетноролевые
игры

Репетиции

Воспитание

Воспитательные беседы

Упражнения на
коллективное
взаимодействие

Тренинги

5

Развитие

Экскурсии,
заочные
путешествия

В

Игрыимпровизации

учебно-воспитательный

Конкурсы,
викторины

процесс

включены

воспитательные

мероприятия,

психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских
театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них
умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному
нравственному суждению.

II.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – раскрытие творческих способностей, развития психических,
физических и нравственных качества учащихся, повышение уровня общей культуры и
эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания,
пластики движений методами театральной деятельности
Личностные
-

создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного,

общительного учащегося, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего
партнера во взаимодействии;
-

воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание,

воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства
пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом
ребенке.
6

Метапредметные
-

знакомство с историей и развитием театрального искусства;
развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах

театрального искусства;
-

совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через

постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций,
упражнений актерского тренинга.

№ п/п

Предметные

Название
раздела,

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Анкетирование,
беседа

Темы

1.

Вводное
занятие

2.

История театра. 25
Театр как вид
искусства

13

12

Блиц-опрос,
самостоятельные
импровизации

3.

Основы
театральной
культуры

16

22

Анализ практической
деятельности, анализ
работы своей и
товарищей

38

7

Сценическая
речь

4.

-

Исполнение каждым
воспитанником работ
из своего чтецкого
репертуара, анализ
выполненной работы
совершенствование грамматического строя речи учащегося, его звуковой культуры,
25

7

18

монологической, диалогической формы речи,
-

обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи,

эффективному общению и речевой выразительности.

III.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план 1-го года обучения

№ п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

Формы аттестации,
контроля

Всего
3

Теория
1

Практика
2

1.

Вводное занятие

2.

История театра.
Театр как вид
искусства

20

8

12

3.

Основы
театральной
культуры

38

14

24

4.

Сценическая речь

26

8

18

8

Анкетирование, беседа
блиц-опрос,
самостоятельные
импровизации,
творческие задания
Анализ практической
деятельности

Исполнение каждым
воспитанником работ
чтецкого репертуара

5.

6.
5.

Ритмопластика

19

Работа над пьесой 25
Ритмопластика 22

5

14

9
8

16
14

6.

Работа над
пьесой

22

8

14

7.

Итоговое
занятие

2

1

1

8.

Организационн 8
8
ые
мероприятия
Итого
144
62
Учебный план 2-го года обучения

Этюды, показ
разученной
композиции
Анализ пьесы,
Танцевальная
композиция на
предложенную тему,
этюды
Анализ пьесы,
составление эскизов,
Показ спектакля
Экзамен, самоанализ
деятельности

-

82
Учебный план 3-го года обучения

9

/п

Название раздела,
темы

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

3

1

2

История театра. Театр 8
как вид искусства

2

6

Основы театральной
культуры

8

2

6

Сценическая речь

10

2

8

Ритмопластика

14

4

10

10

Формы аттестации/
контроля
Анкетирование,
беседа
Блиц-опрос,
создание папки
накопителя «Гении
русской сцены»
Анализ
практической
деятельности
Исполнение текста,
демонстрирующего
владение «лепкой»
фразы
Этюды, показ
самостоятельно
придуманной
композиции

Работа над пьесой

29

4

Мероприятия и
психологические
практикумы
Итоговое занятие

7.

8.

Итого

25

12

-

12

1

-

1

144

45

99

.
Анализ
проделанной работы,
.
показ спектакля,
обсуждение
творческие
работы.
Показ спектакля
.
Совместное
обсуждение и оценка
проделанного
.
Экзамен, самоанализ
деятельности
.

показанного
Итого

72

15

.

57

№

IV.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Вводное занятие 3ч
Теория 1ч: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с
театром как видом искусства. Инструктаж по технике безопасности.
Практика 2ч: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
2. История театра. Театр как вид искусства 25ч.
11

Теория 8ч: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место
театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства.
Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на
Руси, их популярность в народе. Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды
кукольного

театра. Знакомство

с современным кукольным театром. Особенности

выразительного языка театра кукол. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль –
результат коллективного творчества. Кто есть, кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практика 17ч: Использование имеющегося художественного опыта учащихся,
творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде
искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра им. Щепкина г.
Белгород. Игры «Театр в твоей жизни», «Театр в твоем доме», «Театр на улице», «Школьный
театр». Профессиональный театр для детей.
Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятиетренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». Проигрывание игр, обрядов
Белгородской области, Валуйской земли, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова»,
«Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на
придуманные или взятые из литературных источников сюжеты.
Кукольный скомороший театр. Просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление
кукол-петрушек или других кукол. Творческие задания на ознакомление с элементами
театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
3. Основы театральной культуры 38ч.
Теория 12ч: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом,
музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское
искусство актера. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Развитие требований к органичности
поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность
речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных
действий.
12

Практика 26ч: Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много
ниточек, или Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий,
воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного
предмета с помощью действий во что-то другое. Выполнение этюдов, упражнений тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения,
поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с
минимальным использованием текста.
4. Сценическая речь 25ч.
Теория 7ч: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы
практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата.
Литературное произношение. Основы сценической «лепки» фразы. Понятие о фразе.
Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы.
Пояснения на басах и верхах. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст
литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину.
Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практика 18ч: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речеголосовым аппаратом. Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни»,
«Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым
аппаратом. Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы»,
«Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или
литературных

анекдотов.

Упражнения

на

«распро-ультра-натуральное

действие»:

превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое; упражнения для
голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
5. Ритмопластика 22ч
Теория 8ч: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие
психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами.
Техника безопасности. Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об

13

Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс
Дружбы», «Фигурный вальс».
Практика 14ч: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг»,
«Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру,
кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический
танец. Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов
народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка.
«Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных
элементов. Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Позиции в паре. Основные элементы бального танца.
6. Работа над пьесой 22 ч.
Теория 8ч: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и
внеречевое поведение. Монолог и диалог. Отражение сценического образа при помощи грима.
Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный,
абстрактный. Способы накладывания грима. Костюм – один из основных элементов,
влияющих на представление об образе и характере. Костюм
«конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практика 14ч: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение
главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение
жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля. Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и
сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ
текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и
14

движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Приемы накладывания грима.
Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками
друг другу. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. Соединение сцен, эпизодов;
репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с
музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех
выразительных средств. Генеральная репетиция.
7. Итоговое занятие 2 ч
Теория 1ч: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практика 1ч: Экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность;
превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание
заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами;
упражнения по курсу «Художественное слово».
Второй год обучения
Вводное занятие 3 ч.
Теория 1ч: Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого
роста на 2-ом году обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика 2ч.: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей».
2. История театра. Театр как вид искусства. 20 ч.
Теория 7ч: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в храмах
Древнего Востока. Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Особенности
древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство
воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей.
Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии. Опера, балет, оперетта,
мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Работа композитора.
Либретто. Значение сценографии. Взаимосвязь театра с другими видами искусства.
Практика 13ч: Драматургический анализ мифа об Осирисе: Реконструкция мистерии
«Песнь семи Хатхор». Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик».
Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением
сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по современному
15

театральному

зданию.

Просмотр

спектакля

(телеспектакля)

музыкального

театра.

Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось». Просмотр театральных постановок
драматического театра им. Щепкина г. Белгород. Закрепление представлений и зрительского
опыта воспитанников в рассказах, сочинениях, рисунках. Практическая работа по
составлению произведений различных видов искусства (воплощение одного сюжета
художественными

средствами

разных

искусств).

Упражнения

«Вихрь»,

«Выбор»

(литературный этюд).
3. Основы театральной культуры 38ч
Теория 10 ч: Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий
персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном
отрывке. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих
преодолеть статичность исполнения (или «купание в чувствах» по К.С. Станиславскому).
Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого воспитанника как
средство активизации овладения техникой действий. Этюдное оправдание заданной цепочки
словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда
(парного).
Практика 28ч: Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной
ролью всех студийцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах.
Определение различий в характере действия или «Большое зеркало». Упражнения на
коллективную согласованность действий. Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду
играть один...». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое.
Упражнения на коллективную согласованность действий. Воспитывающие ситуации «Что
будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во
что-то другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок»,
«Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений
- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …». Этюды на пословицы, крылатые выражения,
поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с
минимальным использованием текста.
4. Сценическая речь 26ч.
16

Теория 8ч: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные
воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе. Возможность звучащим
голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного
произведения. Особенности исполнения лирики. Их классификация. Текст и подтекст
литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину.
Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практика 18ч: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».
Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла»,
«Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы. Понятие
о фразе. Естественное построение фразы. Самостоятельная подготовка произведения к
исполнению. Упражнения на «распро-ультра - натуральное действие»: превращение
заданного предмета с помощью действий во что-то другое. Работа над художественным
произведением. Подготовка чтецкого репертуара.
5. Ритмопластика 19 ч.
Теория 8ч: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника
безопасности. Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение танцу
и искусству танцевальной импровизации.
Практика 11ч: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса: «Ветряная
мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг «Тележка», «Собачка»,
«Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Сценические падения: падения вперед согнувшись,
падение назад на спину. Учебно-тренировочная работа: универсальная разминка, тренировка
суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на
вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная мельница»,
«Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Основные элементы бального танца
«Венский вальс»: вальс – простая перемена, левый и правый поворот, фигура перемена
направлений. Кружева. Волчок. Приблизительная схема танца на 8 тактов.
17

6. Работа над пьесой 25ч.
Теория 7 ч: Особенности композиционного построения пьесы. Время в пьесе.
Персонажи - действующие лица спектакля. Повествовательный и драматический текст.
Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения
выразительности. Способы накладывания грима. Костюм – один из основных элементов,
влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и
«универсальный». Цвет, фактура.
Практика 18ч: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение
главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение
жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля. Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и
сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ
текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Приемы накладывания грима.
Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками
друг другу. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. Соединение сцен, эпизодов;
репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с
музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех
выразительных средств. Генеральная репетиция.
7. Мероприятия и психологические практикумы 12 ч
Теория 4ч: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практика 8ч: Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения.
Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
8. Итоговое занятие 1ч.
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
18

Практика 1 ч.: Упражнения на коллективную согласованность; этюды на оправдание
заданных словесных действий; чтецкие работы по курсу «Художественное слово».
Третий год обучения
1. Вводное занятие 3ч.
Теория 1ч.: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Практика 2ч: Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го
года обучения.
2. История театра. Театр как вид искусства 8 ч.
Теория 2ч: Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового
театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей». Символика и
условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой
литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового
театра в современных театрализованных празднествах. Знакомство с жизнью и творчеством
М. Щепкина, П. Мочалова, В. Каратыгина. Знакомство с жизнью и творчеством Н.
Островского и других драматургов.
Практика 6ч: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и
слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в
духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр».
Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами. Знакомство по иллюстрациям и
фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки русских
театров. Заочная экскурсия по современным театрам. Самостоятельная подготовка
воспитанниками рефератов на тему. Самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов
на тему.
3. Основы театральной культуры 8ч.
Теория 2ч: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
Расширение

сферы

знаний

о

закономерностях

действий.

Знакомство

с

логикой

межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической
выразительности. Проявление основных характерологических особенностей человека в
особенностях логики построения взаимодействий с партнером. Значение постоянной работы
19

над совершенствованием техники в творчестве актера. Роль импровизации, взаимосвязь
импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля.
Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
Практика 6ч: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение
путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что
…». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью всех
студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий. Воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один...». Превращения заданного предмета с
помощью действий во что-то другое. Упражнения на коллективную согласованность
действий. Этюды на выразительность подачи одного из параметров межличностного
общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения
делом, или «Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений - тренингов. Анализ работы
своей и товарищей.
4. Сценическая речь 10ч.
Теория 2ч: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в
концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».
Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр», «Синяя блуза»,
«Агитбригада», капустник.
Практика 8 ч: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речеголосовым аппаратом. Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни»,
«Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы
сценической «лепки» фразы. Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Создание
композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев.
Соединение различных по содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных
произведений.
5. Ритмопластика 14 ч.
Теория 4ч: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника
безопасности. Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
20

некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение танцу
и искусству танцевальной импровизации.
Практика 10ч: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Сценические
падения. Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание
основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию.
Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Самба, «Ча-чача»
Основы европейского бального танца «Медленный вальс». Танцевальные композиции. 6.
Работа над пьесой 29 ч
Теория 7ч: Особенности композиционного построения пьесы. Время в пьесе.
Персонажи - действующие лица спектакля. Повествовательный и драматический текст.
Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения
выразительности. Способы накладывания грима. Костюм – один из основных элементов,
влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и
«универсальный». Цвет, фактура.
Практика 22ч: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение
главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение
жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля. Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и
сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ
текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Приемы накладывания грима.
Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками
друг другу. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. Соединение сцен, эпизодов;
репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с
музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех
выразительных средств. Генеральная репетиция. Показ.
21

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
Системный подход.
Личностный подход.
Деятельностный подход.
Культурологический подход.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца,
исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С. Станиславским,
где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
В программе применяются активные и интерактивные формы обучения. К ним
относятся:
-

занятие-моделирование, носящие творческий характер; - ролевые, деловые

-

занятия с применением информационно-коммуникационных технологий (в

игры;

более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса,
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи).
Инновационные методы обучения и виды деятельности, представленные в программе,
способствуют развитию познавательного интереса у обучающихся, учат систематизировать и
обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать: - методы обучения: проблемный,
частично-поисковый, исследовательский; - ведущий вид деятельности: продуктивный,
творческий, проблемный, в основном практическая работа, при которой позиция
обучающегося принимает активный характер, наличие мотива к самосовершенствованию,
наличие интереса к деятельности. Программа максимально персонализирована. В данном
случае

это

реализация

индивидуального

образовательного

маршрута

конкретного

обучающегося с учётом его особенностей и потребностей или малой группы, где
обучающийся может сам выбирать чему именно он будет обучаться, как будет организован
22

процесс обучения и как составлено расписание. Индивидуальная форма работы,
предложенная в программе, предполагает: - деятельность обучающегося по выполнению
общих для свей группы заданий без контакта с другими обучающимися, но в едином темпе
(например: работа с текстом или этюдом); цикл репетиций, целью которых является
оттачивание деталей и совершенствование исполнительского мастерства обучающегося; дистанционное формы обучения с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и
инновационные технологии:
репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе
показ видеофильмов);

проблемный (педагог помогает в

решении проблемы);
поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы
развивающего обучения, метод взаимообучение, метод временных ограничений, метод
полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих
одно из других упражнений),

метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает

постепенное увеличение
нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи),
метод игрового содержания, метод импровизации.
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы:
теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также
показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические
обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и
передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются
практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства,
культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во
23

время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все
участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Этапы обучения
Образовательный процесс построен как последовательный переход учащегося от одной
ступени мастерства к другой:
3-я ступень - допрофессиональная

2-я ступень - расширенная

«Тропинками творчества»
1-я ступень - начальная

«Первые шаги»

«Мастерство

+ Вдохновение»
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается
особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств
обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени –
выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к
актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные
знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие)
как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного
представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе
являются театральные игры и упражнения - импровизации.
2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель –
углубленное

изучение

и

овладение

актерским

мастерством

с

ориентацией

на

исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и
расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться
выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы тренинги, репетиции.
3-й год обучения - допрофессиональная ступень «Мастерство+Вдохновение» – цель
ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная
24

самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий
год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на
исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является
постановка спектаклей и репетиции.
Построение программы по крупным блокам тем - «Основы театральной культуры»,
«Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Ритмопластика», «Обучение танцу и
искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать
работу с детьми.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование
воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля,
тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена.
Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих заданий
для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм
проведения итогового контроля.
Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить
общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
- пользования
«событие»,

театральными

понятиями

и

терминами: «этюд», «действие»,

«конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
-

использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом

героя – гримом, костюмом, прической;
-

использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с

партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать
внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
-

владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической

-

активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим

речи;

делом – оформлении декораций, изготовление реквизита, костюма.
25

А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению
своего культурного кругозора.

Распределение форм и методов по годам и темам программы:
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий,
повышает интерес учащихся к учебному процессу.
Педагогическая диагностика результатов освоения программы
Эффективность проводимой работы с учащимися в рамках деятельности театрального
кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как
психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной

аздел
История театра.

Формы проведения
Групповые занятия по
усвоению новых знаний,
групповые занятия,
практические занятия,
творческая лаборатория.
Основы театральной беседы, игровые формы,
ультуры
занятие-зачёт
Сценическая речь
Групповые, игровые,
занятие-зачёт.

итмопластика

абота над пьесой

Мероприятия и
сихологические
рактикумы
деятельности.

Приёмы и методы
Метод игрового содержания, наглядный,
объяснительно-иллюстративный, метод
импровизации, репродуктивный.

Метод полных нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Метод ступенчатого повышения нагрузок,
метод игрового содержания, метод
импровизации
Групповые
Метод ступенчатого повышения нагрузок,
метод плотных нагрузок, метод
взаимообучения
Практические,
Метод ступенчатого повышения нагрузок,
творческие
метод игрового содержания, метод
лаборатории, репетиции. импровизации, эвристический, проблемный,
объяснительно-иллюстративный, метод
импровизации, метод полных нагрузок.
Праздники, конкурсы,
Эвристический, метод полных нагрузок
практикумы.

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
26

-

знание театральных терминов;

-

речевая культура;

-

эмоционально-образное развитие;

-

основы изобразительно – оформительских деятельности; - основы коллективной

творческой деятельности.
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной
деятельности:
-

поведенческая активность;

-

коммуникативно - речевые навыки;

-

отношения с взрослыми;

-

любознательность;

-

стремление к общению в больших группах детей;

-

желание стать лидером в группе; - конфликтность, агрессивность.

Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности
основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет
выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать
дальнейшие

планы,

наметить

перспективу

работы

всей группы

и

проведение индивидуальных занятий.
Механизм оценки получаемых результатов в форме диагностической карты
1.Знание театральных терминов.
Высокий уровень

(3

балла):

проявляет устойчивый

интерес

к

театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды
театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театральной деятельностью; использует свои
знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура
27

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения,
поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев;
творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает
словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может
охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень (1 балл): понимает произведение, различает главных и второстепенных
героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью
педагога.
3. Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания
о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства
выразительности.
Средний уровень (2 балла): владеет знания о различных эмоциональных состояниях и
может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния, но использует различные
средства выразительности с помощью воспитателя.
4.Основы изобразительно – оформительских деятельности
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям
спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет
изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям
для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий
спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из
различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основных действиях спектакля;
затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.
5. Основы коллективной творческой деятельности
28

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над
спектаклем.

VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По результатам первого года обучения, учащиеся будут знать:
особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах
театрального искусства; народные истоки театрального искусства;
художественное чтение как вид исполнительского искусства;
об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Уметь: активизировать свою
фантазию;
«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время,
ситуацию; видеть
же

возможность

разного

поведения в

одних

и

тех

предлагаемых

обстоятельствах; коллективно выполнять задания; культуру
суждений о себе и о других; выполнять элементы разных
по стилю танцевальных форм.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память
физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего
владение «лепкой» фразы.
По результатам второго года обучения, учащиеся будут знать:
историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра; о видах
театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства.
Уметь:
пользоваться

словесными

воздействиями,
29

размещать

тело

в

сценическом

пространстве; сознательно управлять речеголосовым
аппаратом;
логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного
текста; взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над
ролью; сочинять, подготавливать и выполнять этюды; анализировать
работу свою и товарищей; выполнять основные элементы вальса.
Содержание

занятия-зачета:

спектакль

или

открытое

занятие,

включающее:

упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ
из своего чтецкого репертуара.
По результатам освоения программы, учащиеся будут знать: о
конфликте в драматическом произведении;
о характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими
лицами; о средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных
театрализованных празднествах.
Уметь:
использовать

и

совершенствовать

приобретенные

умения

при

решении

исполнительских задач; точно соблюдать текст
при исполнении; культурно воспринимать
реакцию зрителей;
самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли
от спектакля к спектаклю; выполнять основные элементы
латиноамериканских танцев.
VIII. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий; промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы,
проводимые в

30

центре детского творчества; итоговый - открытые
занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными
этапами контроля за развитием каждого учащегося, раскрытием его творческих и духовных
устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной
из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим
контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное
представление. При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися
рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного
материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням: максимальный
– программный материал усвоен обучающимся полностью,
воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских,
областных конкурсов, района и т.д.); средний – усвоение программы в полном объеме, при
наличии несущественных
ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне цента детского творчества, села.
минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в
теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

IX. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностическая база в программе «Актёрское мастерство» включает следующие
диагностические материалы результативности и сформированности УУД учащихся: критерии
оценки творческих выступлений на праздниках; критерии оценки контрольных уроков;
психологические тесты; анкеты; творческий рейтинг. Для контроля знаний и практических
умений учащихся разработаны следующие контрольно-измерительные материалы:
1. Опрос «Выразительные средства актёра» (КИМ для определения уровня владения
учащимися знаний по теме «Действия с воображаемыми предметами» на первом году
обучения).
31

2. Кроссворд «Театральная терминология – 1» (КИМ для определения уровня владения
учащимися специальной терминологией на первом году обучения).
3. Контрольное практическое задание «Жесты» (КИМ для определения уровня
освоения учащимися практических умений по теме «Пойми меня» на первом году обучения).
4. Тест «Скороговорки» (КИМ для определения уровня владения учащимися знаний по
теме «Мир сложных скороговорок» на втором году обучения).
5. Задание «Театральная терминология – 2» (КИМ для определения уровня владения
учащимися специальной терминологией на втором году обучения).
6. Викторина «Как мы звучим» (КИМ для определения уровня владения учащимися
знаний и практических умений по теме «Звучим мягко и свободно» на третьем году обучения).
8. Контрольные практические задания «Актёрское мастерство» (КИМ для контроля
практических умений учащихся по разделу программы «Актёрское мастерство» третьего года
обучения).

X. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫДля успешной реализации программы разработаны и применяются следующие
дидактические материалы:
-

иллюстративный и демонстрационный материал:

-

иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;

-

иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

-

иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим»,

«Сценография».
-

таблицы, схемы «Изготовление декораций».
раздаточный материал:

-

карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;

-

карточки с заданиями к разделу «История театра»;

таблицы.
-

материалы для проверки освоения программы:

32

- вспомогательные

-

карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам

программы;
-

творческие задания;

-

тесты по разделу «История театра».

XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-

актовый зал;

-

звуковая аппаратура, микрофоны;

-

ноутбук, флэш-носитель;

-мультимедийная установка, экран;
-

декорации;

-

театральные костюмы.
XII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:

1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации»;
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N

28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2

«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
33

обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6.

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании

проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол
№ 3);
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об

утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (далее- Целевая модель);
9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.

№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
10.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от

05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
11.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об

утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления

образовательной

образовательную

деятельность

деятельности
по

основным

организациями,

осуществляющими

общеобразовательным

программам,

образовательным программам среднего профессионального образования, 10 основным
программам

профессионального

обучения,

дополнительным

общеобразовательным

программам»;
12.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства

просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ
34

Основная литература:
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.
Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 2018. - 626 с.
3. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2011 г.-270 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб, пособие для студентов пед.
интов./под ред. проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 2013 г.
5. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии,
Белгород, 2011 г.
6. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. /
Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. -Кн.»: Психология образования.
- 608 с.
7. Панфилов А.Ю., Букатов В.М. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство
образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2015 г.
8. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками:
Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 2016 г.
-222с.
9. Театр, где играют дети: Учеб. - метод. пособие для руководителей детских
театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2011. – 288 с.: ил..

Дополнительная литература:
1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок
последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014 г.-220 с.

35

2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс»,
2014 г.-333 с.
3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем»
2004, 2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного
возраста. М., 2015г. 3. Выпуски журнала «Педсовет»
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М.,
2013 г.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД,
2014 г. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития
речевого голоса. М.: «Искусство», 2015 г. – 175 с.
8. Школьный театр. Классные шоу-программы» / серия «Здравствуй школа» - Ростов
н/Д: Феникс, 2015. – 320 с.

Интернет-ресурсы:
1. http://littlehuman.ru/393/
2. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

36

Приложен

Согласо

Заместитель директора по
_____________Е.М.Иль
я
«____»______________20

Календарный учебный график
Группа№1 (2 год обучения)
Театральное объединение «Лицо»
среда-пятница

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Кол
-во
час
ов

37

Тема занятия

Место
проведени
я

Форма контроля

сентябрь

октябрь

02

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

07

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

09

13.45-14.30
14.40-15.25

Консультация

14

13.45-14.30
14.40-15.25

16

Вводное занятие
Инструктаж по ТБ

8
кабинет

-

Театр как вид
искусства

8
кабинет

Анкетирование,
беседа

2

Театр как вид
искусства

8
кабинет

Анкетирование,
беседа

Консультация

2

Народные истоки
театрального
искусства

8
кабинет

Анкетирование,
беседа

13.45-14.30
14.40-15.25

Консультация

2

8
кабинет

Анкетирование,
беседа

21

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Народные истоки
театрального
искусства
Театральные деятели

8
кабинет

Беседа Театригра

23

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Театральные деятели

8
кабинет

28

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Театральные
де

30

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Первый театр

05

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Рождение
кукол

07

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Спектакль
результат
коллективного
творчества

12

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

14

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

19

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

21

13.45-14.30
14.40-15.25

26

13.45-14.30
14.40-15.25

2

2

8
кабинет

Тренинг

8
кабинет

Тренинг

театра

8
кабинет

Этюд

–

8
кабинет

Импровизация

Спектакль
–
результат
коллективного
творчества
Актер – «главное

8
кабинет

Тренинг

Этюд

чудо театра»

8
кабинет

2

Игры «Театр в твоей
жизни»

8
кабинет

Этюд

Лекция/
практическая
работа

2

«Театр в твоем доме»

Лекция/
практическая
работа

2

«Как себя вести в
театре»

8
кабинет

Этюд

38

ятели

Этюд

28

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

Основы театральной

2

культуры
Знакомство

39

с

8
кабинет

Тренинг

драматургией
ноябрь

декабрь

02

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Декорации,
костюм, грим

8
кабинет

Этюд

09

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Декорации,
костюм, грим

8
кабинет

Этюд

11

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Исполнительское
искусство актера

8
кабинет

Импровизация

16

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Исполнительское
искусство актера

8
кабинет

Импровизация

18

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Исполнительское
искусство актера

8
кабинет

Тренинг

23

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Психофизическая
выразительность речи

8
кабинет

Импровизация

25

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Упражнения
коллективную
согласованность
действий

на

8
кабинет

Импровизация

30

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Упражнения
коллективную
согласованность
действий

на

8
кабинет

Импровизация

02

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Упражнения
коллективную
согласованность
действий

на

8

Тренинг

07

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Сценическая речь
Основы сценической
«лепки» фразы

8
кабинет

Этюд

09

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Основы сценической
«лепки» фразы

8
кабинет

Тренинг

14

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

8
кабинет

Этюд

16

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Отработка
навыка
правильного дыхания
при чтении
Отработка
навыка
правильного дыхания

8
кабинет

Этюд

21

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

8
кабинет

Тренинг

23

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

8
кабинет

Тренинг

при чтении
Отработка
навыка
правильного дыхания
при чтении
Артикуляционная
гимнастика

40

кабинет

28

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Артикуляционная
гимнастика

8
кабинет

Этюд

30

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая

2

Артикуляционная
гимнастика

8
кабинет

Этюд

41

работа
январь

февраль

март

11

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Ритмопластика
Ритмопластика

8
кабинет

Импровизация

13

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Ритмопластика

8
кабинет

Импровизация

18

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Особенности
композиционного
построения пьесы

8
кабинет

Этюд

20

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Особенности
композиционного
построения пьесы

8
кабинет

Тренинг

25

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Работа
над
выбранной
пьесой,
осмысление сюжета

8
кабинет

Тренинг

27

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Работа
над
выбранной
пьесой,
осмысление сюжета

8
кабинет

Этюд

01

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Работа
над
выбранной
пьесой,
осмысление сюжета

8
кабинет

Импровизация

03

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

8
кабинет

Импровизация

08

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Основная
этюднопостановочная работа
по ролям
Основная
этюднопостановочная работа
по ролям

8
кабинет

Этюд

10

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Основная
этюднопостановочная работа
по ролям

8
кабинет

Этюд

15

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Создание
эскизов
костюмов для

8
кабинет

Этюд

17

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

выбранной пьесы
Создание
эскизов
костюмов для

8
кабинет

Этюд

8
кабинет

Тренинг

8
кабинет

Тренинг

эпизодов
Работа над пьесой
Соединение
сцен,
эпизодов

8
кабинет

Импровизация

Соединение
эпизодов

8
кабинет

Тренинг

22

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

24

13.45-14.30 14.4015.25

Лекция/
практическая
работа

2

01

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

03

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

выбранной пьесы
Создание
эскизов
костюмов для
выбранной пьесы
Работа над пьесой
Соединение сцен,

42

сцен,

10

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

Речевое и внеречевое
поведение

2

43

8
кабинет

Парные этюды

апрель

май

15

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Речевое и внеречевое
поведение

8
кабинет

Чтение монолога

17

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Монолог и диалог

8
кабинет

Чтение диалога

22

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Монолог и диалог

24

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Монолог и диалог

29

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
декорациях

31

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

05

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

07

13.45-14.30
14.40-15.25

12

8
кабинет

Этюд

8
кабинет

Зачет

в

8
кабинет

Зачет

Репетиции
декорациях

в

8
кабинет

Зачет

2

Репетиции
декорациях

в

8
кабинет

Тренинг

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
декорациях

в

8
кабинет

Импровизация

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
костюмах,
реквизитом
бутафорией

в
с
и

8
кабинет

Импровизация

14

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
костюмах,
реквизитом
бутафорией

в
с
и

8
кабинет

Зачет

19

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
костюмах,
реквизитом
бутафорией

в
с
и

8
кабинет

Импровизация

26

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
музыкальным
световым
оформлением

с
и

8
кабинет

Этюд

28

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
музыкальным
световым
оформлением

с
и

8
кабинет

Импровизация

03

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Сводные репетиции

8
кабинет

Импровизация

05

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Сводные репетиции

8
кабинет

Импровизация

44

10

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

Репетиции
с
объединением всех
выразительных
средств

2

45

8
кабинет

Этюд

Итого

12

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
с
объединением всех
выразительных
средств

8
кабинет

Этюд

17

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции
с
объединением всех
выразительных
средств

8
кабинет

Тренинг

19

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Репетиции с
объединением всех
выразительных
средств

8
кабинет

Сцена

24

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Генеральная
репетиции

8
кабинет

Сцена

26

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Генеральная
репетиции

8
кабинет

Сцена

31

13.45-14.30
14.40-15.25

Лекция/
практическая
работа

2

Итоговое занятие

8
кабинет

Сцена

146
ч.

46

Календарный учебный график
Группа №2 (2 год обучения)
Театральное объединение «Лицо»

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______________ Е.М. Ильясова
«____»______________2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ПДО Казанцева Н.П.
Деятельность театрального объединения «Лицо» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся составляет 69 человека. Из них мальчиков 23, девочек 46
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 15 лет. Формы работы – групповые.
Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, эстетически
ориентированной и нравственно достойной личности, патриотично настроенной, способной
на сознательный выбор жизненной позиции средствами танцевального искусства.
- для обучающихся 7-15 лет целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций
общества, в котором они живут, и в частности, Дома творчества «Юлдаш». Задачи:

48

Использовать воспитательные возможности работы с обучающимися разного уровня и
направленностей мероприятий

Поддерживать активное участие детей в жизнедеятельности ДТО, традиции коллективного
планирования, организации, проведения и анализа мероприятий;
Использовать в воспитании учащихся возможности учебных занятий, используя
интерактивные формы работы с обучающимися, связь учебного материала с жизнью,
привлекая материал исторического и культурного наследия всей страны, акцентируя
учебный материал на ценностных и нравственных аспектах, учитывая потребности,
интересы, способности каждого ребёнка;

№

Наименование мероприятия

Дата и время
проведения

Место
проведения

Ответственны
проведение

Организационно - массовая деятельность
1.
2.
3.
4.
5.

Дни открытых дверей.

01.09.2207.09.22
Родительское собрание – планирование 02.09.2022
работы на год
Индивидуальная консультация с
В течение
родителями
месяца
Посвящение в театралы
15 октября
Беседы, по ТБ, погодные условия, ПДД В течение года

ДТ «Юлдаш»

Казанцева Н.

Онлайн

Казанцева Н.

ДТ «Юлдаш»

Казанцева Н.

Актовый зал
Актовый зал

Казанцева Н.
Казанцева Н.

Гражданско-патриотическое воспитание
1.

2.
3.

Поэтическая гостинная «С чего
08.10.2022
начинается Родина?», посвящённая Дню
Республики Башкортостан
Марафон, посвященный ко Дню
05.11.2022
народного единства.

Актовый зал

Казанцева Н.П

Актовый зал

Казанцева Н.П

Спортивный батл

Актовый зал

Казанцева Н.П

Февраль 2022
49

4.

Патриотический марафон ко Дню
Май 2022
Актовый зал
Казанцева Н.П
Победы.
Организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал
Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.

План воспитательной работы театрального объединения «Лицо» на 2022-2023 уч.год

50

Духовно-нравственное воспитание
1.
2.
3.

Видео экскурсия «Я вхожу в мир
театра»
Беседа «Посеешь привычку, пожнешь
характер»
Театральная вечеринка

Октябрь

Актовый зал

Казанцева Н.П

Ноябрь

Актовый зал

Казанцева Н.П

Декабрь

Актовый зал

Казанцева Н.П

Художественно-эстетическое воспитание
1.

Экскурсия в Театр кукол.

В течение года Театр кукол

Казанцева Н.П

2.

Казанцева Н.П

3.

Подготовка и участие в мероприятиях и В течение года Актовый зал
конкурсах.
Театральная завалинка «Театр + ЭМ»
Март
Актовый зал

4.

Проведение открытых уроков

Декабрь, май

Актовый зал

Казанцева Н.П

5.

Проведение отчётного спектакля

Май

Актовый зал

Казанцева Н.П

Казанцева Н.П

Трудовое и профориентационное воспитание
1.

Семейная гостинная профессий.

Январь

Актовый зал

Казанцева Н.П

2.

Познавательный квест «Кем стать?»

Январь

Актовый зал

Казанцева Н.П

Физическое воспитание и ЗОЖ
1.

Физкультминутка

Актовый зал

Казанцева

2.

Техника безопасности при поездках и В течение года
Актовый зал
экскурсиях
Беседы о личной гигиене, здоровом
В течение года
Актовый зал
питании;
Беседы о технике безопасности на
В течение года
Актовый зал
занятиях;
Работа с родителями

Казанцева

3.
4.

1.
2.

Дни открытых дверей
Родительское собрание

В течение года

Сентябрь
Сентябрь
51

Актовый зал
Актовый зал

Казанцева

Казанцева

Казанцева
Казанцева

3.
4.
5.
6.

Индивидуальные встречи с родителями
Концертная программа
Открытые уроки для родителей
Индивидуальные консультации для
родителей (по мере обращения
родителей к педагогу).

В течение года
В течение года
Декабрь
В течение года

52

Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал

Казанцева
Казанцева
Казанцева
Казанцева

Диагностика воспитательной работы
1
2
3
4
5

6

Наблюдение
Стартовая диагностика -тестирование
Рубежная диагностика
Итоговая диагностика
Выступление на родительском
собрании. Анализ работы за год,
планирование работы на следующий
год.
Награждение

В течение года
Октябрь
Февраль
Май
Май

ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»
ДТ «Юлдаш»

Казанцева
Казанцева
Казанцева
Казанцева
Казанцева

Май

ДТ «Юлдаш»

Казанцева

Руководитель объединения, педагог
дополнительного образования Казанцева
Н.П.

53

54

55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».