логопедические игры1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для
обучающегося, так и для его родителей.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Обычно обучающийся, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно
развиты память и внимание, связная речь.
Чтобы научить малыша правильно говорить, необходимо не только тренировать
его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику
кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного
мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, от
чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Дополнительная общеразвивающая программа «Логопедические игры» направленность программы - социально-гуманитарная. Она ориентирована на
развитие у обучающихся правильно и красиво выражать свои мысли, выговаривать
правильно все звуки русского языка.
Уровень сложности программы – базовый. По форме организации содержания
программа комплексная, так как включает в себя не только основы развития речи,
постановки и автоматизации речи, но и общим развитием обучающих.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативно-правовыми

документами:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об

образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
3

2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации»;
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020

N

28

"Об

утверждении

«Санитарноэпидемиологические

санитарных

требования

к

правил

организациям

СП

2.4.3648-20

воспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6.

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на

заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №

467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
4

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими

образовательную

общеобразовательным

программам,

деятельность

образовательным

по

программам

основным
среднего

профессионального образования, 10 основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образ
- Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ, включая разноуровневые Письмо Минобрнауки России
№ 09-32-42 от 18.11.2015
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
образовательных

программ,

способствующих

социально-психологической

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей. (Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016г,
№ВК 641-09)
Актуальность
Значимость программа

«Логопедические игры»

позволяет решать ряд

социально-значимых и образовательных задач.
Недостаточное развитие мелкой моторики, развития речи, зрительного
восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к
учёбе, тревожного состояния учащегося в школе. Поэтому важным является создание
5

условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста, для накопления учащегося двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Актуальность данного вопроса подтверждается наличием противоречия между
необходимостью организации целенаправленной систематичной работы по развитию
мелкой моторики у учащихся старшего дошкольного возраста через использование
разнообразных форм, методов и приемов и отсутствием научнообоснованных
методик

комплексного

применения

пальчиковой

гимнастики

в

учебн

о-

воспитательном процессе.
Новизна Обучение учащихся проводится с пятилетнего возраста; подобран и
систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой
моторики; разработан мониторинг определения уровня развития мелкой моторики;
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Данная программа,
составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает
тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха
в игровой деятельности.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы по развитию мелкой моторики
является то, что она помогает каждому учащемуся развить умения и навыки,
необходимые для последующего успешного обучения в школе. Занятия по данной
программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы,
всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества,
развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта.
Реализация программы проходит через игровую и продуктивную практическую
деятельность учащихся. В педагогическом процессе широко используются ИКТ.
Включение в совместную работу родителей. Использование наглядного материала.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она
доступна, поскольку, разработана для детей, желающих развивать мелкую,
артикуляционную, общую моторику; развивать внимание мышление, памяти без
6

ограничений, независимо от их способностей в условиях дополнительного
образования.
Программа «Логопедические игры» является ознакомительной дополнительной
общеразвивающей программы, которая является основой для обучения по программе
«Говорим правильно», реализуемой в МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», что позволяет
обеспечить принцип непрерывности и преемственности в накоплении знаний и
развитии умений обучающихся.
Программа

предполагает

возможность

вариативного

содержания

-

в

зависимости от особенностей мотивации и творческого развития учащихся педагог
может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять практические
задания новыми изделиями, а также предложить на выбор темп, форму обучения.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей (открытые
занятия,

обучающие

занятия-практикумы,

подгрупповые

и

индивидуальные

консультации, праздники, родительские собрания и т.д.);
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики обучающегося,
систематические занятия дома по закреплению изучаемого на занятиях материала, по
автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на занятия, формирование
интереса учащегося к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
При

изучении основных разделов программы

легко

осуществляются

Межпредметные связи
Развитие речи.
Развитие фонематического слуха и формирования фонематического восприятия
на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности различные
дидактические, подвижные игры для развития речи. Расширение и активизация
словарного запаса учащихся. Проведение повседневного наблюдения за состоянием
речевой

деятельности

учащихся,

осуществляется
7

контроль

за

правильным

использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях
грамматических форм по коррекциям в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов в ходе занятия, экскурсий, игр, а также
свободной деятельности.
Музыка.
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений,
мелких мышц руки, активизация внимания, воспитания чувства музыкального ритма,
ориентировки в пространстве, развитие «мышечного тонуса», развитие слухового
внимания, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкальнодидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на
различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех
звуков, которые изучаются на занятиях, этюды на развитие выразительности мимики,
жестов, игры-драматизации.
Обучение грамоте.
Обучение грамоте заключается в правильной выработке и закреплении навыков
работы с карандашом и ручкой. Выработка правильной осанки, наклонного
расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме.
Развитие умения употреблять в письменной речи правильную грамматическую форму
слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие; формировать навыка
словообразования; развитие умение грамматически правильно строить предложения.
Обучение правильному произнесению сложных грамматических форм слов;
совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
Литература.
Рассказывание и чтение преподавателем и учащимися художественной
литературы, рассматривание учащимися картин и беседы по вопросам. Заучивание
программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при

8

составлении рассказов – описаний, рассказов по картине, пересказов знакомых
сказок.
Математика.
Развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с
возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных
понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство неравенство, целое - часть, величина), а также некоторых умений и навыков (счет,
измерение, классификация).
Окружающий мир
Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают учащиеся, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;

формирование

психологической

культуры

и

компетенции

для

обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации
созданные условия, используемые формы, приемы и методы являются важными
компонентами, которые способствуют развитию графомоторных навыков, тонкой
моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования,
письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии
Обучающиеся с нарушениями мелкой моторики рассматривают как группу
педагогического риска, потому что их физиологические и психологические
особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного
преодоления нарушений речи. Учащиеся с моторными нарушениями нуждаются в
особой организации, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны
возможностям и индивидуальным особенностям обучающихся.

9

Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5-7 лет.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.
Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий,
составленных с учетом уровня развития обучающихся, их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год. Общее
количество 144 часа.
Формы обучения. Форма обучения – очная и возможен дистанционный формат
обучения.
Режим занятий. Расписание составлено с учетом пожеланий детей и
родителей (законных представителей). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
занятия с 10 минутным перерывом между занятиями, продолжительность занятия 30
минут.
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный
процесс осуществляется на русском языке в соответствии с учебным планом и
календарным учебным графиком в объединении, сформированном в группы
обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные
группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или
всем составом объединения
Для групповых занятий объединяются обучающиеся одной возрастной группы,
имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных занятий
(комбинированное занятие, мастер-класс, занятие-путешествие, выставка, конкурс).
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых

соответствует

требованиям

развивающего

физиологических и возрастных особенностей детей.
10

обучения

с

учетом

Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с основными
понятиями, закономерностями... Подача теоретического материала сопровождается
видеоматериалом, демонстрацией плакатов, авторских работ.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в
материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы,
пользование инструментами.
Для активизации образовательной деятельности используются методы
-

проблемное обучение – стимулирование детей к самостоятельному поиску

знаний, необходимых для решения конкретной дизайнерской проблемы;
-

контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний путем

выявления связей между конкретным знанием и его применением;
-

обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности

учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
-

межпредметное обучение – использование знаний из разных областей, их

группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
-

индивидуализация

обучения–использование

внутригрупповой

дифференциации по уровням познавательного интереса и художественных
способностей.
Дистанционное обучение. Программа может быть реализована с применением
дистанционных форм обучения с учетом Положения об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий при реализации
дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ»,

утвержденным педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционной форме используются
социальная

сеть

«В

контакте»,

чаты

в

социальной

сети:

«Телеграмм»,

образовательная платформа «Сферум», электронная почта.
Дистанционное
телекоммуникаций,

обучение,
имеет

осуществляемое

следующие

формы

с

помощью

занятий:

компьютерных

чат

–

занятия,

форумзанятия — дистанционные занятия, конференции, семинары, практикумы и
11

др., а также вебинар-сессии (аудио-визуальные сеансы), ориентированные на
достижение образовательных задач.
В программе предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и итоговой
аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации обучающихся
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и периодичность
проведения аттестации обучающихся.
Программа может быть адаптирована для обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья,

детей-инвалидов с

учетом

особенностей

их психофизического развития. Обучение может быть организовано как внутри
объединения, индивидуально, так и по месту жительства.
2. Цель и задачи
Цель программы: развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики,
внимания, мышления, памяти.
Задачи программы:
Личностные
•

воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;

•

формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;

•

воспитывать самостоятельность;
Метапредметные

•

формировать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру
Предметные

•

Развитие и коррекция моторной сферы (мелкой и общей моторики)
3. Содержание программы Учебный
(тематический) план

№

Название темы

Количество
часов

Теория

практика

Форма
аттестации(кон
троля)

1

Вводное занятие. Инструктаж
по Т.Б.

2

1

1

Беседа

2

Профилактика
ДДТ
травматизма. «Уважайте
правила движения».

2

1

1

Беседа

3
4

Введение в программу.
Вводная диагностика.

2
2

1
1

1
1

Беседа
Беседа

12

5
6
7
8

Овощи.
Фрукты.
Грибы и ягоды.
Профилактика правонарушения
«Предупреждения насилия и
жестокости среди учащихся».

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Птицы осенью
Труд людей осенью.
Орудия труда.
Одежда и обувь.
Мебель. Посуда.
Город.
Транспорт.
Дикие животные зимой
Новый год!
Домашние животные
Птицы зимой
Зимний лес
Семья
Профессии
Продукты питания
Мамин день
Весна
Домашние животные весной
Дикие животные весной
Игрушки
Птицы встречают весну
Весна. Цветы. Деревья
Мы подросли и повзрослели
День победы.
Итоговая диагностика
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
ИТОГО

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

Игра
Беседа
Опрос
Игра

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
144

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Опрос
Беседа
Наблюден
Опрос
Опрос
Игра
Беседа
Беседа
Опрос
Игра
Беседа
Беседа
Беседа
Опрос
Беседа
Беседа
Опрос
Беседа
Игра
Беседа,
Наблюден
Беседа

4.Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б (4ч.)
Теория (2часа).

Организационные вопросы. Цели и задачи объединения.

Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика (2часа). Закрепление знания учащихся о правилах дорожного
движения и профилактика детского дорожного травматизма среди обучающихся.

13

Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности,
создание атмосферы взаимовыручки. Входной контроль.
2. Профилактика ДДТ травматизма «Уважайте правила движения». (4 час)
Теория (2часа).

Способствовать развитию мышления, скорости реакции,

познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Практика (2часа). Закрепление знания учащихся о правилах дорожного
движения и профилактика детского дорожного травматизма среди обучающихся.
3. Введение в программу. (4 часа)
Теория (2часа). Организационные вопросы. Цели и задачи объединения.
Обсуждение плана работы.
Практика (2часа). Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие
внимания и памяти, развитие мышления и речи (активизация и обогащение
словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной
речи), развитие общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных
навыков, воспитание доброжелательного отношения к окружающим
4. Вводная диагностика. (4 часа)
Теория (2часа). Организационные вопросы.
Практика (2часа.Диагностико - прогностический этап: анализ имеющегося
программно-методического обеспечения; анализ предметно-развивающей группы;
подбор диагностического инструментария.
5. Овощи. (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Овощи».
Практика (2 часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Овощи», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Овощи». Закрепление навыков образования относительных имён прилагательных от
существительных.
6. Фрукты. (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Фрукты».
14

Практика (2 часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Фрукты», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Фрукты». Закрепление навыков образования относительных имён прилагательных
от существительных.
7. Грибы и ягоды. (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Грибы и ягоды».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме «Грибы
и ягоды», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Грибы и ягоды». Закрепление навыков образования относительных имён
прилагательных от существительных.
8. Профилактика правонарушения «Предупреждения насилия и жестокости
среди учащихся». (4 час)
Теория (2 часа).
коммуникативной

Улучшение психологического климата; повышение уровня
культуры;

профилактика

и

коррекция

отклонений

в

эмоциональной сфере учащихся.
Практика (2часа). Снижение асоциального поведения учащихся; развитие стресс
устойчивых качеств личности учащихся.
9. Птицы осенью (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Птицы осенью».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Птицы осенью», закрепление практические навыки образования относительных
имён прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по
теме «Птицы осенью». Закрепление навыков образования относительных имён
прилагательных от существительных.
10. Труд людей осенью (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Труд людей осенью».
15

Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме «Труд
людей осенью», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Труд людей осенью». Закрепление навыков образования относительных имён
прилагательных от существительных.
11. Орудия труда (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Орудия труда».
Практика (2 часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Орудия труда», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Орудия

труда».

Закрепление

навыков

образования

относительных

имён

прилагательных от существительных.
12. Одежда и обувь (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Одежда и обувь».
Практика (2 часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Одежда и обувь», закрепление практические навыки образования относительных
имён прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по
теме «Одежда и обувь». Закрепление навыков образования относительных имён
прилагательных от существительных.
13. Мебель. Посуда (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Мебель. Посуда».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Мебель. Посуда», закрепление практические навыки образования относительных
имён прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по
теме «Мебель. Посуда». Закрепление навыков образования относительных имён
прилагательных от существительных.
14. Город (4 часа)
Теория (2часа). Изучение темы «Город».

16

Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Город», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Город». Закрепление навыков образования относительных имён прилагательных от
существительных.
15. Транспорт (4 часа)
Теория (2часа). Изучение темы «Транспорт».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Транспорт», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Транспорт».

Закрепление

навыков

образования

относительных

имён

прилагательных от существительных.
16. Дикие животные зимой (4 часа)
Теория (2часа). Изучение темы «Дикие животные зимой».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме «Дикие
животные зимой», закрепление практические навыки образования относительных
имён прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по
теме «Дикие животные зимой». Закрепление навыков образования относительных
имён прилагательных от существительных.
17. Новый год! (4 часа)
Теория (2часа). Изучение темы «Новый год!».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Новый год!», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Новый

год!».

Закрепление

навыков

образования

относительных

прилагательных от существительных.
18. Домашние животные (4 часа)
Теория (2часа). Изучение темы «Домашние животные».
17

имён

Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Домашние

животные»,

относительных

имён

закрепление

прилагательных

практические
от

навыки

образования

существительных.

активизация

номинативный словарь по теме «Домашние животные». Закрепление навыков
образования относительных имён прилагательных от существительных.
19. Птицы зимой (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Птицы зимой».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Птицы зимой», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Птицы

зимой».

Закрепление

навыков

образования

относительных

имён

прилагательных от существительных.
20. Зимний лес (4 часа)
Теория (2часа). Изучение темы «Зимний лес».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Зимний лес», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Зимний

лес».

Закрепление

навыков

образования

относительных

имён

прилагательных от существительных.
21. Профессии (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Профессии».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Профессии», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Профессии».

Закрепление

навыков

образования

прилагательных от существительных.
22. Игрушки (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Игрушки».
18

относительных

имён

Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Игрушки», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Игрушки». Закрепление навыков образования относительных имён прилагательных
от существительных.
23. Продукты питания (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Продукты питания».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Продукты питания», закрепление практические навыки образования относительных
имён прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по
теме «Продукты питания». Закрепление навыков образования относительных имён
прилагательных от существительных.
24. День Защитника Отечества (4 часа)
Теория (2 часа). Закрепление представления о российской армии и профессиях
военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Практика (2 часа). Расширение словаря по теме: “День Защитника Отечества”
(армия, Родина, профессия, пехотинец, подводник, танкист, пограничник, десантник,
летчик, моряк; защищать, охранять, беречь, служить, работать; трудный, опасный,
государственный, осторожный, нужный, развитие диалогической речи, речевого
слуха, артикуляционной и мелкой моторики, координация речи с движением.
25. Семья (4 часа)
Теория (2часа). Изучение темы «Семья».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Семья», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Семья». Закрепление навыков образования относительных имён прилагательных от
существительных.
26. Весна. 8 марта! (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Весна». Уточнение понятия «8 марта!
19

Мамин праздник!».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Весна», закрепление практические навыки образования относительных имён
прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по теме
«Весна». Закрепление навыков образования относительных имён прилагательных от
существительных. Привлечение внимания к празднику «8 Марта» и развивать у них
интерес к традиции его празднования, воспитывать уважительное, нежное и
благородное отношение к мамам, бабушкам, бережное и чуткое отношение ко всему
женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами; углубить
знания обучающихся о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию
положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника;
формировать представление о профессии мамы; воспитывать уважительное
отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь; привлечение
детей к изготовлению подарков мамами бабушкам.
27. Дикие животные весной (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Дикие животные весной».
Практика (2 часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Дикие животные весной», закрепление практические навыки образования
относительных

имён

прилагательных

от

существительных.

активизация

номинативный словарь по теме «Дикие животные весной». Закрепление навыков
образования относительных имён прилагательных от существительных.
28. Домашние животные весной (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Домашние животные весной».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Домашние животные весной», закрепление практические навыки образования
относительных

имён

прилагательных

от

существительных.

активизация

номинативный словарь по теме «Домашние животные весной». Закрепление навыков
образования относительных имён прилагательных от существительных.
29. Птицы встречают весну (4 часа)
20

Теория (2 часа). Изучение темы «Птицы встречают весну».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме
«Птицы

встречают

относительных

весну»,

имён

закрепление практические

прилагательных

от

навыки

существительных.

образования
активизация

номинативный словарь по теме «Птицы встречают весну». Закрепление навыков
образования относительных имён прилагательных от существительных.
30. Цветы. Деревья (4 часа)
Теория (2 часа). Изучение темы «Весна. Цветы. Деревья».
Практика (2часа). Развитие и активизация словаря по лексической теме «Весна.
Цветы. Деревья», закрепление практические навыки образования относительных
имён прилагательных от существительных. активизация номинативный словарь по
теме «Весна. Цветы. Деревья». Закрепление навыков образования относительных
имён прилагательных от существительных.
31. Весенняя капель (4 часа)
Теория (2 часа). Уточнение представлений учащихся об изменениях в природе
весной.
Практика (2 часа). Воспитание интереса и бережного отношения к родной
природе, учить отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями,
развивать речь, расширять знания о перелетных птицах, учить выделять из группы
слов «лишнее», не относящееся к одному общему понятию, развивать творческие
способности обучающихся.
32. РФ. Москва. РБ. Уфа. (4 часа)
Теория (2 часа).

Ознакомление с флагом, гимном и гербом Республики

Башкортостана.
Практика (2 часа).

Закрепление умения образовывать прилагательные от

существительных; развитие умения согласовывать слова в предложениях;
активизация словаря по теме, воспитывать чувство гордости за свою страну
33. День здоровья (4 часа)
Теория (2 часа). Знакомство с понятием ЗОЖ
21

Практика (2 часа). Укрепление здоровья обучающихся, разностороннее и
гармоническое развитие его организма и физических способностей, достижение
физического совершенства. Формирование двигательных умений и навыков,
необходимых в быту, в производственной и оборонной деятельности.
34. Мы подросли и повзрослели (4 часа)
Теория (2 часа). Поздравление учащихся с окончанием учебного года.
Практика (2 часа).

Обсуждение прошедшего года. проведение игровой

программы.
32. Итоговая диагностика. (4 часа)
Теория (2 часа). Подведение итогов.
Практика (2 часа). Анализ реализации программы и достигнутых результатов,
определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление
перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
33. День победы (4 часа)
Теория

(2

часа).

Уточнение представлений

учащихся

о

Великой

Отечественной войне.
Практика (2 часа). Систематизация знаний о Великой Отечественной войне.
Уточнять и

активизировать

словарь

по

теме

«Война».

Совершенствовать

грамматический строй речи и навык слогового анализа слова. Расширять знания о
представителях разных родов войск (летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы,
моряки.). Развивать связную речь, речевой слух, мышление, все виды восприятия,
творческое воображение, координацию речи с движением, артикуляционную и
тонкую моторику.
34. Подведение итогов. (6 часа)
Теория (2 часа). Подведение итогов.
Практика (4 часа). Обобщение и повторение пройденного материала за год.

22

5.Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и методы
работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс реально
осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания.
План воспитательной работы объединения на год размещен в Приложении №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других; – адекватность
восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры
(корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих
составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи,
культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок

23

приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально
пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования
решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании,
создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами
(выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к
получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа,
диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие
ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение
действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Направления:
Профориентация
24

5-7 лет: формирование у детей ценностного отношения к труду, понимание его
роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной
деятельности, основанной на практической направленности в различные ее виды, в
том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Направления и формы работы.
Профориентационная работа в организации дополнительного образования может
строиться по следующим основным направлениям:
Информационно-просветительское направление
Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий
через изучение профессиограмм — кратких описаний профессий, справочной
литературы, информационно-посиковые системы, профессиональную рекламу и
агитацию, экскурсии, встречи со специалистами, познавательные и просветительские
лекции,

профориентационные

уроки,

учебные

фильмы

и

видеофильмы,

использование СМИ, различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и
конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать
наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.
Информационно-просветительская

работа

должна

проводиться

с

использованием новейших информационных технологий. Учащиеся получают
сведения о мире профессий и рынке труда из периодических изданий и специальной
научной

литературы

с

использованием

Интернет-ресурсов

и

новейших

компьютерных технологий.
Формы- знакомстсво с Атласом профессий в форме профориентационых
уроков, ролевых игр по Атласу профессий.
Гражданско-патриотическое включает в себя следующие направления:
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
•

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими
моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм,

25

соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество,
любовь к Родине и своему народу;
•

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

•

формирование социальной активности, направленной на служение интересам
своего Отечества;

•

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному
способу достижения успеха в жизни;

•

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание
активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие
асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
-культурно-историческое направление, предполагает:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю,
её замечательным людям;
• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и
исторических памятников боевой и трудовой славы;
• формирование

чувства

национальной

гордости,

национального

самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и
религий.
Формы проведения:
1. Проведение памятных дней:
•

День Победы;

День защитников Отечества.
2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
•

•

«Папа, мама и я – спортивная семья!»;

3. Участие в акции «Вахта памяти»:
•

встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

4. Изучение родного края:
•

экскурсии в музеи;

5. Организация конкурсов:
26

•

«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого
человека;

•

конкурс чтецов;

•

конкурс рисунков «Защитники Отечества».

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Начало учебного года – первый год обучения – 01.09.2023г.
27

Окончание учебного года -30.05.24г.
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни: 11 октября - День Республики Башкортостан; 4
ноября- День народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; 7
января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 мартаМеждународный женский день; 10 апреля - Ураза Байрам; 1 мая - Праздник Весны и
Труда; 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 144 ч.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
2.2Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором, клавиатурой
и колонками, соответствующий набор письменных принадлежностей Рабочее место
обучающегося: стол, стул Расходные материалы:
бумага А4 для рисования и распечатки;
бумага А3 для рисования;
набор цветных карандашей различной твердости
раскраски;
прописи.
шариковая ручка.
простой карандаш.
Ластик
Различный раздаточный и демонстративный материал.
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру

28

Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог должен
иметь педагогическое и профильное образование, владеть педагогическими
технологиями продуктивного, дифференцированного и дистанционного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, а также ИКТ
технологиями.
2.3 Формы контроля и аттестации
Подведение итогов и контроль освоения дополнительной общеразвивающей
программы

«Логопедические

образовательным

процессом

игры»
и

обеспечивает
выполняет

оперативное

обучающую,

управление
проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе предусмотрено
проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и итоговый, а также
различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы)
программы с целью выстраивания индивидуального подхода к обучающимся на
основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки. Оперативный
контроль проводится с целью объективной оценки результатов освоения содержания
программы, а также стимулирования работы на занятиях.
Основные формы текущего контроля: тестирование, опрос, просмотр и
выставка практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся проводится в
форме промежуточной аттестации в конце первого года обучения.
Основные формы промежуточной аттестации: викторина,

конкурс,

фестиваль, выставка, олимпиада. Лучшие творческие работы представляются на
отчётную выставку.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года обучения по
окончании образовательной программы (май) в форме: тест; открытых занятий
29

Для

фиксации

результатов

контроля

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы «Логопедические игры» используются:
- материалы анкетирования и тестирования
- диагностические карты
- грамоты и дипломы
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио учащегося.
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, открытое
занятие, конкурс.
2.4 Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной программы,
а именно: метапредметные, личностные предметные результаты.
По результатам оценивания определяется уровень освоения программы
«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической карте
(листе оценки)
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается ли цель
образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии
обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических
исследований и др.
Способы и критерии оценки личностных результатов и метапредметных
результатов: наблюдение, анкетирование, оценка результатов рефлексии,
портфолио, выставки
Качества личности

Степень проявления (уровень)
высокий

средний
Метапредметные результаты

30

низкий

Регулятивные умения самостоятельно
готовит
рабочее место и планирует
свою работу и убирает за
собой
самостоятельно;
безразличен к внешней
оценке (деятельность не
изменяется)
адекватно оценивает свою
работу;

организовывает
рабочее испытывает
серьезные
место, планирует и
затруднения при организации
организовывает работу при своего рабочего места, при
поддержке
педагога; планировании и организации
эмоционально реагирует на работы
нуждается
в
оценку взрослого (при постоянном
контроле
и
похвале – радуется, темп помощи педагога;
работы увеличивается, при безразличен
к
оценке
критике
–
сникает, взрослого;
деятельность замедляется оценка ребёнком созданного им
изображения отсутствует
или вовсе прекращается;
оценка
ребёнком
созданного им изображения
завышенная
или
заниженная.

Коммуникативные
умения

Познавательная и
творческая
активность

внимателен,
адекватно
воспринимает информацию;
самостоятельно готовит
информацию, выступая
перед аудиторией,
свободно владеет и подает
информацию;
самостоятельно участвует
в дискуссии, логически
обоснованно предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою точку
зрения.

воспринимает
учебную
информацию
при
напоминании и контроле;
готовит информацию и
выступает
перед
аудиторией при поддержке
педагога;
участвует в дискуссии,
защищает свое мнение при
поддержке педагога

Активен,
нацелен
на
процесс
и
результат
деятельности,
проявляет
самостоятельность
при
выполнении
заданий
различной
сложности,
задает
оригинальные
вопросы,
предлагает
оригинальные
решения,
добивается
высоких
результатов.

активен, проявляет интерес
к одним и пассивен к
другим заданиям; Вопросы
задает,
исходя
из
практических
потребностей;
сосредоточен в основном на
процессе и действии не
всегда самостоятелен при
выполнении
творческих
заданий.

с трудом
воспринимает

учебную

информацию;
перед
аудиторией
не
выступает, но испытывает
серьезные затруднения при
подготовке и подаче
информации;
участие в дискуссиях не
принимает, свое мнение не
защищает, либо испытывает
серьезные затруднения в
ситуации дискуссии

малоактивен,

наблюдает

за деятельностью
других, отсутствует
стремление

к

качественному выполнению
задания.
Работает

по

образцу.

Результативность низка.

Личностные результаты
Самоопределение и
смыслообразование

адекватно оценивает свои Не всегда может адекватно
оценить свои способности и
способности, мотивы
Способен делать выбор, мотивы деятельности;
большая
степень
независимо от внешнего
самостоятельности
в
«давления»,
проявляет
постоянно решении и поиске способов
учебной задачи; испытывая
инициативу,
трудности обращается за
самостоятельность,
проявляет
устойчивый помощью, задает вопросы;
проявляет
интерес к занятиям,

31

Не может адекватно оценить
свои способности и мотивы
деятельности
Выбор делает с трудом, только
с помощью взрослых. не
проявляет инициативности и
самостоятельности в процессе
занятий, утрачивает интерес к
ним
при
затруднениях,
проявляет

Нравственность,
гуманность

Эстетическая
воспитанность

Оценка

упорство и настойчивость активность и интерес к
занятиям в зависимости от
при выполнении трудной
настроения
задач

отрицательные эмоции

имеет
нравственные
убеждения
;поступкам
присуща нравственная
культуры;
аргументировано
может
обосновать поступки на
основании этических
переживаний

стремление к пониманию

неясное,
расплывчатое
понимание
необходимости
соблюдения
нравственных
норм в общении с людьми. В
деятельности и поступках
проявляется
центрированность на себе.

Систематизированные,
глубокие
знания об
эстетической об основных
эстетических
категориях,
устойчивые
проявления
эстетических
потребностей, развита
способность
к
эстетическому
мировосприятию.

недостаточная
осведомленность
об
основных
эстетических
категориях, неустойчивая
способностью
к
эстетической оценке и
рефлексии, ограниченный
диапазон эмоциональной
отзывчивости и

предметных

нравственно-этических
норм;
Недостаточно
устойчиво
реализует
нравственные нормы в
поведении. Рефлексивные
навыки
сформированы
недостаточно.

преобладают разрозненные,
несистематизированные
знания
об
эстетической
культуре,
об
основных
эстетических категориях;

эмпатического восприятия

результатов

предусматривает

выявление

уровня

достижения обучающимися планируемых результатов с учетом теоретической и
практической подготовки учащегося. Оценка достижения предметных результатов
ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а также в ходе выполнения
итоговых проверочных работ.
Критерии оценки практической подготовки учащихся:
соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;
свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;
качество выполнения практического задания, творческие навыки
Способы и критерии оценки предметных результатов: опрос, тестирование,
викторина, олимпиада, анализ продуктов деятельности
Качества личности

Степень проявления (уровень)
высокий

средний

Предметные результаты

32

низкий

Теоретическая
подготовка)

освоил весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период;
специальные термины
употребляет осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием

Практическая
подготовка
(Практические
умения и
навыки,
предусмотренные
программой,
владение
специальным
оборудованием и
оснащением;
творческие навыки)

объем усвоенных знаний не
составляет
более ½;
знает
отдельные
специальные термины,
сочетает специальную
терминологию с
бытовой

усвоил
теоретическое
содержание программы или
овладел
менее чем
½ объема
знаний,
предусмотренных
программой;
не
употребляет
специальные термины

усвоенных
овладел
практически объем
всеми умениями и
умений
и
навыков
навыками,
составляет более ½;
предусмотренными
работает
с
программой
за
оборудованием
с
конкретный период;
помощью
педагога;
работает
с видит необходимость
оборудованием
принятия
творческих
самостоятельно,
не решений,
выполняет
испытывает особых
практические задания с
трудностей выполняет элементами творчества
практические задания с с помощью педагога;
элементами творчества
самостоятельно.

овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков;
испытывает
серьезные
затруднения при работе с
оборудованием; выполняет
задания на
основе образца;

Оценка защиты (презентации) проекта
Критерии оценки

Показатели

Качество доклада

Системность, композиционная целостность
Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы
Краткость, четкость, ясность формулировок

Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота,
содержательность, но при этом краткость ответов
Аргументированность, убедительность

Личностные
кладчика

проявления

до- Уверенность, владение собой
Настойчивость в отстаивании своей точки зрения
Культура речи, поведения
Удержание внимания аудитории
Импровизационность, находчивость
Эмоциональная окрашенность речи

3. Методические материалы
В основу дополнительной общеразвивающей программы «название программы»
положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает, что учащийся
не только овладевает системой знаний по основам изобразительной деятельности,
декорирования и дизайна, но осваивает универсальные способы действий, овладевает
33

ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшей
ценностью является личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда личный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов могут
быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в программу:
Технология деятельностного

типа,

реализуемая

через

проектную деятельность.
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение, когда
практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они
взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой связи используются
такие формы обучения на занятиях как: творческие задания, работа в малых группах,
обучающие игры, экскурсии, соревнования, выставки, работа с наглядными
пособиями, видеоматериалами, «обучающийся в роли педагога «каждый учит
каждого», разрешение проблем (мозговой штурм).
Технология дифференциации обучения, основанная на различии индивидуальных
уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); в программе она
осуществляется как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей так
в форме системы уровневой дифференциации содержания обучения.
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения учебных
занятий:
отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях с
использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
поддержка альтернативности и множественности мнений;
развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и
ощущению эмоционального удовлетворения;
34

занимательность и эмоциональный тон занятия;
педагогически целесообразная дифференциация обучающихся

по

учебным

возможностям;
уважительное отношение к мнению каждого;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
включенность в

практическую

деятельность,

формирующую

около

профессиональные навыки;
Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при этом
решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем
определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос, как эту
цель можно достигнуть (выбор способов действий, технологий). И, наконец,
выбранная технология реализуется, в результате чего формируются соответствующие
умения.
На занятиях используются также традиционные педагогические методы:
Словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж)
Наглядные (демонстрация картины, видеофильмы),
Практические (упражнения, практические работы)
Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практической работы, комбинированное, изучения нового материала, обобщающее,
занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др..
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода обучения.
4.Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимы следующие
дидактические материалы: - специализированная литература;
- раздаточный материал;
- дидактические и развивающие игры, творческие задания;

35

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28

"Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
36

6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий

осуществления

осуществляющими

образовательной

образовательную

деятельности

деятельность

организациями,
по

основным

общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, 10 основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образ

37

- Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ, включая разноуровневые Письмо Минобрнауки России
№ 09-32-42 от 18.11.2015
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
образовательных

программ,

способствующих

социально-психологической

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом

их особых

образовательных потребностей. (Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016г,
№ВК 641-09)
Литература для педагога Основная литература
1.

Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2019.

2.

Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с

предметами.
Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 5 – 7 лет.
Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М.,
«АРКТИ», 2017 г.
3.

Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой

моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс, 2017.
4.

Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». –

М., 2018
5.

Зегебарт

Г.М.,

Ильичева

О.С.

Волшебные

обводилки.

Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.:
Генезис, 2020. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).
Дополнительная литература
1.

Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование

графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. - М.: Генезис, 2019. - 32 с:
ил. - (Учение без мучения).
2.

Соколова Е.В., Няньковская Н.Н. Готовимся к школе: учимся

штриховать и раскрашивать. изд. – М.: Генезис, 2020.
3.

Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для
38

малышей (в 2-х частях). изд. – М.: Генезис, 2017.
4.

Школа тетушки Совы. Развиваем моторику руки. Рабочая тетрадь для

детей 3 – 4 лет.- М., Омега, 2019.
5.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-синтез.,2017.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/100-idei-dlja-razviti-motoriki.html
2. http://www.poznayka.ru/category/hand/
3. http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-melkoj-motoriki254087/internet-resursy-38.html
4. https://sibmama.ru/stabilo.htm
5. http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-melkojmotoriki254087/internet-resursy-38.html

39

Приложение №1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (первый год обучения)
Гр. 1 вторник; четверг 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 вторник; четверг 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
№ п\ п
Дата
Время проведения занятия
проведения
1.
05.09.2023
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
07.09.2023
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
2.
12.09.2023
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
14.09.2023
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
3.
19.09.2023
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
21.09.2023
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
4.
26.09.2023
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
28.09.2023
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

03.10.2023
05.10.2023
10.10.2023
12.10.2023
17.10.2023
19.10.2023
24.10.2023
26.10.2023
31.10.2023
02.11.2023
07.11.2023
09.11.2023
14.11.2023
16.11.2023
21.11.2023
23.11.2023
28.11.2023
30.11.2023
05.12.2023
07.12.2023

Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20

Форма
занятия
Комплексная

К-во
ч.
4

Комплексная

4

Комплексная

Тема занятия

Место
проведения
« ДТ «Юлдаш»

Форма
контроля
Беседа

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

4

Профилактика ДДТ травматизма. «Уважайте правила
движения».
Введение в программу.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Вводная диагностика.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Овощи.

« ДТ «Юлдаш»

Игра

Комплексная

4

Фрукты.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Грибы и ягоды.

« ДТ «Юлдаш»

Опрос

Интегрирова
нное занятие
Комплексная

4

Игра

4

Профилактика
правонарушения
«Предупреждения « ДТ «Юлдаш»
насилия и жестокости среди учащихся».
Птицы осенью
« ДТ «Юлдаш»

Интегрирова
нное занятие
Комплексная

4

Труд людей осенью.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

4

Орудия труда.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Одежда и обувь.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Мебель. Посуда.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Интегрирова
нное занятие

4

Город.

« ДТ «Юлдаш»

Опрос

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

Беседа

15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

12.12.2023

Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00

Комплексная

4

Транспорт.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

14.12.2023

Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20

19.12.2023
21.12.2023
26.12.2023
28.12.2023
09.01.2023
11.01.2024
16.01.2024
18.01.2024
23.01.2024
25.01.2024
30.01.2024
01.02.2024
06.02.2024
08.02.2024
13.02.2024
15.02.2024
20.02.2024
22.02.2024
27.02.2024
29.02.2024
05.03.2024
07.03.2024

Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20

Деловая игра

4

Дикие животные зимой

« ДТ «Юлдаш»

Наблюден

Комплексная

4

Новый год!

« ДТ «Юлдаш»

Опрос

Интегрирова
нное занятие
Комплексная

4

Домашние животные.

« ДТ «Юлдаш»

Опрос

4

Птицы зимой.

« ДТ «Юлдаш»

Игра

Деловая игра

4

Зимний лес.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Профессии

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Деловая игра

4

Игрушки

« ДТ «Юлдаш»

Опрос

Комплексная

4

Продукты питания

« ДТ «Юлдаш»

Игра

Интегрирова
нное занятие
Комплексная

4

День Защитника Отечества

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

4

Семья.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Деловая игра

4

Весна. 8 Марта!

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

13.03.2024
14.03.2024
19.03.2024
21.03.2024
26.03.2024
28.03.2024
02.04.2024
04.04.2024

Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20

Комплексная

4

Дикие животные весной

« ДТ «Юлдаш»

Опрос

Деловая игра

4

Домашние животные весной

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Птицы встречают весну.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Интегрирова
нное занятие

4

Цветы. Деревья

« ДТ «Юлдаш»

Опрос

3

31.

09.04.2024
11.04.2024

Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20

Комплексная

4

Весенняя капель

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

32.

16.04.2024
18.04.2024
16.04.2024
18.04.2024
23.04.2024
25.04.2024
30.04.2024
02.05.2024

Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20

Комплексная

4

РФ. Москва. РБ. Уфа.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

День здоровья.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Мы подросли и повзрослели.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

Комплексная

4

Итоговая диагностика.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

07.05.2024
14.05.2024
16.05.2024
21.05.2024
23.05.2024

Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20
Гр. 1 14.50 - 15.20; 15.30 - 16.00
Гр. 2 16.10 - 16.40; 16.50 - 17.20

Комплексная

4

День победы.

« ДТ «Юлдаш»

Наблюден

Комплексная

6

Подведение итогов. Итоговое занятие.

« ДТ «Юлдаш»

Беседа

33.
34.
35.
36.
37.

4

Приложение №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Педагога Манновой Регины Ракитовны
Деятельность объединения «Логопедические игры» имеет социально-гуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения «Логопедические игры» составляет человек. Из них мальчиков___, девочек ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5 до 7 лет. Формы работы – индивидуальные и групповые.

Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, эстетически ориентированной и нравственно достойной
личности, патриотично настроенной, способной на сознательный выбор жизненной позиции средствами указать свое направление воспитания
- для обучающихся 9-11 лет целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися
социальнозначимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут, и в частности Дома творчества «Юлдаш».
Задачи: Использовать воспитательные возможности индивидуальной работы с обучающимися и разного уровня, и направленностей
мероприятий
Поддерживать активное участие детей в жизнедеятельности ДТО, традиции коллективного планирования, организации, проведения и
анализа мероприятий;
5

Использовать в воспитании учащихся возможности учебных занятий, используя интерактивные формы работы с обучающимися, связь
учебного материала с жизнью, привлекая материал исторического и культурного наследия всей страны, акцентируя учебный материал
на ценностных и нравственных аспектах, учитывая потребности, интересы, способности каждого ребёнка;
Использовать в воспитании учащихся возможности профориентационной работы
Организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал Организовать
работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную

6

План воспитательной работы объединения« Говорим правильно » на 2023-2024 учеб.год

7

.
.

Физическое воспитание и ЗОЖ

1

День здоровья.

Декабрь

Посещение ледового
городка.

Маннанова Р.Р.

2

День здоровья.

Апрель

Поход в парк.

Маннанова Р.Р.

Работа с родителями
1

Индивидуальные консультации.

В течение года

Каб 22

Маннанова Р.Р.

2

Родительские собрания.

В течение года

Каб 22

Маннанова Р.Р.

3

Открытые занятия.

В течение года

Каб 22

Маннанова Р.Р.

4

Обучающие занятия-практикумы.

В течение года

Каб 22

Маннанова Р.Р.

5

Проведение логопедического обследования по запросу В течение года
в присутствии родителей.

Каб 22

Маннанова Р.Р.

6

Заполнение индивидуальных тетрадей.

В течение года

Каб 22

Маннанова Р.Р.

7

Листовки, папки-передвижки, оформление
логопедического уголка для родителей

В течение года

Каб 22

Маннанова Р.Р.

Работа с одаренными детьми
1
Диагностика воспитательной работы
1

Руководитель объединения, педагог дополнительного образования Маннанова Регина Ракитовна

8

9

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».