назгуль1

1

1. Основные характеристики образования
1.1. Пояснительная записка

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
его гармоничного и духовного развития.
Танец развивает чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, развивает и
тренирует мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку,
равную сочетанию нескольких видов спорта.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных столь
же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой
художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие
танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа «Народный танец» направлена на обучение детей и
подростков танцам, которые способствуют гармоничному психическому,
духовному и физическому развитию; формирует художественно-эстетический
вкус, умение самовыражения чувств и эмоций, физическую культуру, а также
нравственные качества личности.
Данная образовательная программа по содержанию является художественной; по
функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной и
общекультурной; по форме организации – групповой, общедоступной.
Уровень программы – базовый уровень - углубленное изучение техник
декоративноприкладного творчества, умение их самостоятельно применять и
комбинировать при выполнении творческих заданий. Овладение специальными
(расширенными) знаниями, использование терминологии;
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: целью современного образования, в котором дополнительному образованию
отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании
ребенка,
удовлетворением
его индивидуальных потребностей,
развитие творческого потенциала, адаптации в современном обществе,
повышение занятости детей в свободное время.
- сохранение и укрепление здоровья учащихся через занятия хореографией развивается творческая инициатива учащихся, воображение, умение передать
музыку и содержание образа движением.
Новизна программы:
2

- программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных
особенностей детей;
-программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный
репертуар, но и беседы про искусство, занятия по правилам общественного поведения,
танцевального этикета, музыкальной грамоте;
- в программе предусматривается более глубокое изучение танцевального жанра,
овладение практическими умениями и навыками в танцевально-пластическом
движении и импровизации.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что изучая танцы
разных народов, познавая характер и манеру их исполнения, обучающиеся на
протяжении всего обучения углубленно изучают элементы танцев народов,
населяющих Республику Башкортостан – русского, башкирского, татарского,
украинского, молдавского, чувашского, марийского и др. танцев.
Систематическое и планомерное изучение разнохарактерных национальных танцев
расширяет диапазон творческих возможностей детей, а также заставляет учащихся и
педагогов искать новые краски актерской выразительности. В процессе обучения,
учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц,
координацию и выразительность движений.
Концепция программы основывается на следующих принципах: -общее
развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе
детей с неяркими музыкальными и танцевальными данными;
-выявление и развитие танцевальных и творческих задатков детей;
-создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения
полученных знаний;
-расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также
чтение и слушание популярной музыкальной литературы.
Педагогическая целесообразность программы. Данная программа дает
возможность
учащимся самоопределиться
через
реализацию
творческих способностей, через
создание собственного
продукта (танец,
танцевальная композиция)
Комплексный подход к организации занятий с учащимися обеспечивает
укрепление их физического и психического здоровья, положительную социализацию
ребенка.
Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности,
как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность,
ответственность за результат своей деятельности.
Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают
у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества.
Учащиеся знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными
особенностями разных народов.
3

Содержание данной программы направлено на:
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающегося
к общечеловеческим ценностям;
• интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
• создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему отечественной и
национальной культур;
• взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Адресат программы:
Программа адресована детям, участвующих в реализации дополнительной
общеразвивающей программы 7-12 лет, желающие реализовать себя в области
танцевального искусства.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие,
имеющие медицинское разрешение от врача и на основании заявления от
родителей (законных представителей).
В группу второго года обучения зачисление производится на основе
тестирования результатов обучения 1-го года (анализ форм учета результативности
программы). Учащиеся могут быть приняты сразу на второй год обучения если они
уже имели опыт занятий в аналогичных объединениях других образовательных
учреждений.
Обучение по программе рассчитано как для вновь прибывших детей, так и длядетей
освоивших стартовый уровень данной программы
Психолого-педагогические особенности возраста:
− младший школьный возраст. Все еще слабо развита детская моторика, высокая
утомляемость, эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через
красочный рассказ, яркие сравнения) – таковы особенности психического развития
детей 7-12 лет. Они нуждаются в частой смене движений. Длительное сохранение
статического положения для них утомительно, поэтому нужно чередовать движения
у станка с движениями по кругу. Прозанимавшись в школе несколько часов, дети
утомляются и на занятиях по танцу они получают эмоциональную,
психологическую разрядку. Запас двигательных навыков детей еще не велик.
Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к
плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат ребенка
недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке
упражнений. Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче
воспринимают конкретный материал, живой образ для них ближе, нежели
отвлеченные понятия. Игра в процессе занятия представляется естественной. Их
эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети
жизнерадостны и доверчивы.
4

Необходимо уделять внимание укреплению мышц спины, ног,
исправлению дефектов осанки
(если есть необходимость), развитию
выворотности, растяжки, гибкости. Для музыкального
сопровождения
используется классическая и народная музыка с четким ритмом, детские песни.
Условия формирования групп: разновозрастные группы.
Количество детей в группе: 12-15 человек.
Объем и срок исполнения программы: 288 часа (144 часа в год).
Срок освоения программы - 2 года Формы обучения:
• формы организации обучения – очная. Режим и продолжительность занятий
регулируются нормами СанПиНа
• формы (виды) учебной деятельности обучаемых – практические учебные занятия.
• формы организации текущей работы– групповые.
Состав группы разновозрастный, постоянный.
Режим занятий- 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 мин) с 10 минутным
перерывом.
Для одаренных детей (или детей с ОВЗ) предусмотрена индивидуальная
образовательная траектория обучения (работа по индивидуальному маршруту
(приложение 2), возможность индивидуальных занятий в рамках программы работы
с солистами.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - формирование общей эстетической и танцевальной культуры
обучающихся, обогащение их духовного мира, физическое развитие, раскрытие
творческих способностей детей.
Задачи обучающие:
Обучающие:
- овладение основами хореографического мастерства;
- организация постановочной работы и концертной деятельности;
- формирование у учащихся ориентации на творческие успехи и достижения.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся;
- обучение учащихся приемам самоконтроля и взаимоконтроля;
- повышение мотивации учащихся на творческую деятельность;
- развитие у учащихся трудолюбия, координации движений, пластики и т.д.
Воспитательные:
- воспитать стремление к овладению новыми навыками, знаниями;
- формировать эстетический вкус и понимание прекрасного;
- адаптация в современном обществе;
- интерес к культуре и искусству народов, их историческому прошлому.

5

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план первого года обучения. 2ч
х 2 раза в неделю (144 в год).
№ Тема
п/п

1 Организационная работа
.
Вводное занятие
2 Ритмика:
.
Музыкально-ритмическая
деятельность (хлопки,
топотушки)
Маршировка в характере и
темпе музыки
Перестроения из круга в линию
и обратно
Ритмические упражнения с
музыкальными заданиями
Музыкальные образы
Музыкальное вступление
Подвижные игры
3 Партерная гимнастика
.
4 Элементы классического
. танца:
Позиции рук, ног
Приседание (деми-плие) лицом
к станку
Батман-тандю
Батман–жете
Растяжка
5 Основные танцевальные
. движения:
Бытовой шаг
Танцевальный шаг с носка

Количество часов
Всего

2
2
20

Теория ПрактикаФормы
контроля/
аттестации
2
беседа
беседа

2

1

2

наблюдение

1

2

наблюдение

1

2

наблюдение

1

2

наблюдение

1
1

2
2
2
38

наблюдение
наблюдение
Открытый урок

2
2

опрос
наблюдение

2
2
2

конкурсы
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
2

наблюдение
наблюдение

40

2

12

2

28
2

6

Шаг на полупальцах

2

наблюдение

Прыжки по 6 позиции

2

наблюдение

Боковой приставной ход

2

наблюдение

Подскоки

4

конкурсы

Галоп

2

наблюдение

Галоп в паре

2

открытый урок

Хлопки в паре

2

открытый урок

Боковой ход с ударом ноги

4

конкурсы

Подскоки в паре

2

открытый урок

«Бегунок». Танцевальный бег.

2

наблюдение

10

конкурс

6 . Танцевальные этюды

10

7 . Постановочная работа

30

8.

2

2

28
2

Итоговое занятие
Итого

144

26

отчетный
концерт
Итоговая
диагностика

118

Содержание программы 1-го года обучения.
1.
Организационная работа.
Теория: Проведение родительского собрания. Комплектование состава группы.
2.
Вводное занятие.
Теория: Беседа о значении народного танца в жизни людей разных национальностей.
Введение в курс обучению данной программы, объяснения правил поведения и
внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей и
задач на учебный год. Требования педагога к подготовке детей к занятиям (что
приносить с собой, какую форму одевать и т.д.).
3.
Ритмика.
Теория: Правила Музыкально-пространственных упражнений на месте, вокруг себя,
по кругу. Умение двигаться соответственно двухчастной и трёхчастной форме
музыки и силе звучания (громко, тихо).
Практика: Маршировка в характере и темпе музыки (в умеренном и быстром
темпе). Ритмические упражнения с музыкальными заданиями: выразительно и
ритмично двигаться. Ритмические упражнения с хлопками. Умение слушать
7

музыкальное вступление. Умение заканчивать упражнение с окончанием
музыкальной фразы. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу
и обратно.
4.
Партерная гимнастика.
Теория:Правила - Сидя на полу: сокращение стопы и её вытягивание по 6 позиции.
Позиция ног на полу «ёлочка», «книжечка», «лягушка».
Практика: Лежа на спине: выворотное поднимание ног поочерёдно и вместе, броски
наверх поочерёдно и вместе, «велосипед». Упражнения на внимание. Лежа на
животе: «качалочка», «корзинка», движение «кольцо», прогиб корпуса назад,
«лягушка». Стоя на коленях: броски ног назад, «кошечка», «часики», «мостик».
5.Элементы классического танца.
Теория:Пояснения понятия «классический танец».
Практика: Показ основных элементарных позиций рук и ног, постановку корпуса,
головы. Понятие «красота» в применении к искусству танца. Беседа с показом
видеоматериала о балете.
Работа над постановкой корпуса. Работа над постановкой рук.
6. Основные танцевальные движения.
Теория: Понятие шагов, Бытовой шаг, танцевальный шаг с носка, шаг на
полупальцах; бег.
Практика: Отработка Бега
с выбрасыванием ноги на 45 градусов вперёд,
«бегунок», мелкий бег на полупальцах, прыжки по 6 позиции, галоп по 6 позиции,
хлопки в ладоши, удары стопой по 6 позиции; пружинка, шаг с подскоком, выброс
ноги на носок, на каблук; боковой приставной шаг.
7. Танцевальные этюды на основе пройденного материала.
Теория: Работа с детьми, опираясь на пройденный материал. Импровизация.
Практика: Постановка танцевальных этюдов, отработка элементов.
8. Постановочная работа. Теория: Детский танец.
Практика: Разучивание репертуара, постановка несложных и зрелищных детских
танцев: «Весёлая зарядка», «Полька», «Поменяй пару», «Прогулка» и т.д.

1.3.2. Учебно-тематический план второго года обучения. 2
ч х 2 раза в неделю 144 ч в год.
№
п/п
1.
2
3

Тема

Количество часов
Всего Теория Практика
Организационная работа
1
1
Вводное занятие
Партерная гимнастика

1
12

2

1
10

Формы аттестации/
контроля
беседа
наблюдение
конкурс
8

4

5

6

7

Элементы
классического танца:
Позиции рук, ног
Деми-плие
Гранд-плие
Батман-тандю
Батман-жете
Ронде-жан партер
Батман-фондю
Батман-фрапе
Девлепе
Гранд-батман
Пордебра рук
Элементы народного
танца:
Притопы, выстукивания
Прыжки по 6 позиции
Подскоки в повороте
Повороты на месте
Подскоки по диагонали
Галоп по диагонали в
повороте
Подскоки по диагонали в
повороте
Подготовка к «шене»
Простая дробь
Переменнный ход
Приставной ход
«Припадание»
Гармошка»
Шаг крестом
Дробный ход
«Бегунок»
Танцевальный этюд:
Элементы русского танца
Элементы башкирского
танца
Элементы татарского танца
Постановочная работа:
Русский народный танец

26

36

22

4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
беседа
конкурс
беседа

2
2
2
2
2
2

наблюдение
наблюдение
тестирование
наблюдение
наблюдение
открытый урок

2

наблюдение

2
2
2
2

наблюдение
тестирование
наблюдение
наблюдение

2
2
2
2

конкурс
конкурс
наблюдение
наблюдение
концерт

4

2
8
8
4

40

отчетный концерт

12
10

9

Башкирский народный
танец
Стилизованный народный
танец

10
8
беседа

Итого

134

28

134

Содержание программы занятий второго года обучения.
1.
Организационная работа.
Проведение родительского собрания. 2.
Вводное занятие.
Теория: Постановка целей и задач на следующий учебный год. Каковы планы
объединения. Инструктаж по технике безопасности.
3. Ритмика.
Теория: Повторение программы первого года обучения. Общеразвивающие
упражнения.
Практика: Музыкально-ритмическая деятельность. Счет ¾.
4. Партерная гимнастика.
Теория: Повторение программы первого года обучения.
Практика: Работа над выворотностью ног, растяжка, подготовка к классическому
станку.
5.Элементы классического танца.
Теория:Правила постановки корпуса при выворотности ног. Батман-фондю,
Демиплие, Гранд-плие и другие.
Практика: Работа над постановкой корпуса при полной выворотности ног. Экзерсис
лицом к станку.
6. Элементы народного танца.
Теория: Башкирский танец. Положение рук. Положение ног. Переменный ход.
Практика: Отработка: Дробный ход. Боковой ход. Простая дробь. «Трилистник»
Русский танец. Положение рук и ног. Переменный ход вперед. Переменный ход назад.
Припадание. Гармошка. Моталочка.
7. Танцевальные этюды.
Теория: Понятие музыкальности этюда, детские танцы.
Практика: Работа над танцевальными свзками, стилизованный народный танец.
8. Постановочная работа.
Теория: Русский, башкирский, татарский народный танец. История, костюмы.
Практика: отработка русского, башкирского, татарского народного танца. 9.
Итоговое занятие:
10

Теория: тестирование Практика: Выступление
на открытом концерте.
1.4. Планируемые результаты программы:
Личностные:
1. Смогут проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
2. Смогут проявлять положительные качества личности (самостоятельность,
доброжелательность, взаимопомощь и сопереживание) и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Предметные:
1. Получат знания, умения и навыки в области хореографического искусства и
смогут применять их в практической деятельности.
2. Овладеют искусством исполнения классических и современных танцевальных
движений.
3. Смогут самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные
движения и сюжеты.
4. Смогут двигаться активно, пластично, выразительно в характере образа и
движений. Метапредметные:
1. Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. Сформируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3. Получат умения анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
4. Смогут определить общую цель и пути ее достижения; научатся договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
6. Будут готовыми конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
7. Овладеют базовыми предметными и меж предметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В конце 1-го года обучения обучающийся будет:
− знать основы техники безопасности на учебных занятиях;
− знать позиции рук, ног;
− упражнения партерной гимнастики;
− проявлять интерес к танцу;
11

− иметь потребность в коллективной творческой деятельности;
− иметь представление о народно-сценическом танце, как хореографической
дисциплине;
− иметь навык владения простыми элементами русского народного танца (шаги, бег,
присядки, простые дроби и т.д.);
− иметь навык в постановке корпуса, рук, ног и головы;
− знать начальные термины хореографии (Рreparation, Port de bras, demi и grand plies,
battements tendus); − знать основные принципы хлопушек и основы поворотов
(вращений).
В конце 2-го года обучения обучающийся будет:
− уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
− иметь навык культуры общения и поведения в социуме;
− сформированы умения использовать полученные знания в практической
деятельности;
− сформированы начальные навыки репетиционное-концертной работы в
коллективной творческой деятельности, их практическое применение; −
иметь навык исполнения упражнения в соответствии с методикой и
музыкальным сопровождением;
− иметь навык координации движений, гибкости, работы над стопой, выносливости,
ритмичности;
− иметь навык вращения на двух и одной ноге влево, вправо;
− знать хореографические термины (в рамках учебного материала);
− уметь чётко ориентироваться на сцене и в классе;
− освоить основы исполнения дробных выстукиваний и
присядок; − знать основные рисунки танца; − иметь понятие об
этюдной работе.
Показатели танцевальной культуры.
Основным показателем танцевальной культуры и эстетической воспитанности
детей,
прошедших полный курс обучения можно считать:
- музыкальную выразительность
- благородство манеры исполнения танца
- осмысленное отношение к танцу, как к художественному произведению,
отражающему чувства и мысли человека, национальную специфику движений и
социальный характер своего времени
- понимание выразительности отдельных элементов и всего танца
- эмоциональное восприятие хореографического искусства
- культура общения детей
- коммуникативные навыки
12

- умение считаться с интересами коллектива
- социальная адаптация
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
1.1.Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень
)
1 год
обучения

Дата
начала
занятий

20
сентябр
я 2023г
2 год
01
обучения сентябр
я 2024г

Дата
окончани
я занятий

Количеств
о учебных
недель

Количеств
о учебных
дней

Количеств Режим
о учебных заняти
часов в год й

31 мая
2024г.

33

67

134 часа

31 мая
2025г.

33

67

134 часа

2 раза в
нед. по
2 час
2 раза в
нед. по
2 час

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы «Народные танцы и ритмика» помещение соответствует
следующим характеристикам:
База проведения занятий –Гимназия №48, зал соответствует требованиям ТБ,
пожарной безопасности, санитарным нормам (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
Зал оснащен:
− специальное половое покрытие (деревянный пол или линолеум);
− хореографические станки;
− зеркальные стенки;
− музыкальный центр;
− аудио-видеоаппаратура, ноутбук;
− сценические костюмы;
− сценическая обувь;
− специальная тренировочная одежда и обувь для обучающихся, девочки танцевальные купальники, лосины, народные туфли, мальчики - комбинезон, сапоги
народные (приобретается законными представителями обучающихся
самостоятельно).
13

2.2.2. Кадровое обеспечение – преподаватель, обладающий необходимым уровнем
квалификации и имеющий хореографическое образование.
2.2.3. Информационное обеспечение: Информационное
обеспечение программы:
• Наличие сети интернет;
• Видео- и фотоаппаратура. Нормативно-правовое обеспечение
программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533
«О внесении изменений в порядок организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№196;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
9.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
10. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г № 678-р);
14

11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.11.2015
09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных программ» (включая разно уровневые
программы);
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N
652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
13. Государственная программа Республики Башкортостан «Развитие системы
образования Республики Башкортостан. Утверждена постановлением Правительства
РБ от 21 февраля 2013 г. N 54 (с изменениями от 07 июня 2022 года); 14. Нормативноправовые документы учреждения:
Устав МБОУ ДО ДТ «Юлдаш» городского округа город Уфа Республики
Башкортостан;
Положение
об
организации
деятельности
Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Дома творчества «Юлдаш» по составлению, согласованию и утверждению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
1. Информационные ресурсы:
1.
http://pedsovet.su/
2.
http://dopobr/68edu.ru/
3.
http://www.uchportal.ru/
4.
http://festival.1september.ru/
5.
http://www.nachalka.com/
6.
http://www.uroki.net/
7.
www.it-n.ru
8.
http://www.nachalka.com/
9.
http://talant.perm.ru/
10.
http://pochemu4ka.ru/
11.
http://pedkopilka.ru/
12.
http://www.nvobrazovanie.ru/
13.
http://www.balletmusic.ru - балетная и музыкальная музыка;
14.
http://www.horeograf.com - все для хореографии и танцоров
15.
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzh
nye-knigi-pokhoreografii-i-tantsam - сборники по хореографии и танцам
16.
http://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_pos
obie_quot_ot_ritmiki_k _tancu_quot/2011-12-08-1 - о методике партерного
экзерсисаМетодика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики к танцу».
15

17.
https://e.lanbook.com/book/102377 - Богданов, Г.Ф. Русский
народносценический танец: методика и практика создания
2.2.5. Дидактические и наглядные материалы Дидактические
материалы:
1.Фонотека:
-диски с записями концертных номеров коллектива
-диски с записями музыкального материала для занятий.
2. Видеотека:
-видеозапись концертных номеров коллектив
-видеозапись конкурсных номеров народного детского танца
-видеозапись выступления ансамблей «Березка», «Мирас», Ансамбля башкирского
танца и др.
3. Фотоматериалы:
- фотографии коллектива
-фотографии ансамблей танца России и Башкортостана и города Уфы.
4. Материал для бесед с обучающимся:
- Виды русского, башкирского народного танца;
- Особенности народного танца;
-Народные костюмы для сцены; Башкирский народный костюм; Знаменитые ансамбли танца России.
5. Методические материалы
- игровые технологии (папка)
- наглядные пособия и методические разработки, специальная литература.

2.3. Формы аттестации
Оценка качества реализации программы «Народные танцы» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: открытых уроках,
мастер-классах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится на занятиях в течение
полугодия.
Промежуточная аттестация проводится в форме открытых уроков, выступлений
на концертах.
Итоговая аттестация проводится в форме отчетного концерта.
- Промежуточная аттестация:
1
полугодие -диагностика динамики
развития обучающихся.

индивидуального

хореографического
16

2
полугодие -диагностика уровня хореографической подготовки учащихся,
диагностика динамики индивидуального хореографического развития обучающихся.
2.4. Оценочные материалы
Диагностика результатов обучения
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся
основана на методе сравнительного анализа с прежними результатами учащегося
Для выявления результативности усвоения образовательной программы, два раза в
год (декабрь, май) проводится диагностика уровня владения навыками. Общие
параметры оценивания включают: физические данные, музыкальноритмические
способности, сценическая культура.
Приложение 3 (Диагностическая карта оценивания уровня хореографической
подготовки учащихся)
Приложение 4 (Уровни развития параметров, определяющих эффективность
хореографической подготовки)
Результаты контроля заполняются в сводную таблицу учета уровня танцевальной
подготовки учащихся
Сводная таблица учета уровня хореографической подготовки учащихся
Разделы
у Критерии
1 год
2 год
Комментарии
программы р
обуч.
обуч.
педагога
по годам
о
1п 2
1п 2 по
обучения
в
ол по ол луг
н
и
уг луг уг +/+/- +/- +/-

Уровни и критерии качества образования, учащихся по хореографии по
окончании курса данной программы
Высокий
Виды упражнений
Средний
Низкий
и движений
(7-4 баллов)
(3-1 баллов)
(8-10 баллов)

17

1.
Эмоциональнотворческое развитие

Обладает
хорошими
навыками
образной игры.
Знает
и
хорошо
исполняет
пластические
этюды.
2.Танцевальноритмическая Хорошо развит
гимнастика
музыкальный
слух.
Хорошо
знает и исполняет
элементы
танцевальноритмической
гимнастики.
3.Азбука хореографии

4.Постоновачная работа

5.
концертная
деятельность

Обладает
хорошим
апломбом.
Хорошо знает и
умеет
выполнять
позиции рук, ног.
Знает, умеет и
обладает
навыками
исполнения
экзерсиса на
середине,
диагональ.
Очень
хорошо
знает и умеет
артистично
исполнять
программный
танец.
Постоянно
участвует
в
концертной
деятельности
коллектива.

Обладает
навыками
образной игры.
Умеет
исполнять
пластические
этюды.

Слабо проявляет
навыки образной
игры. Слабо знает
и
исполняет
пластические
этюды.

Развит
музыкальный
слух. Обладает
навыками
исполнения
танцевальноритмической
гимнастики.

Слабо
развит
музыкальный
слух. Слабо знает
и
исполняет
элементы
танцевально
ритмической
гимнастики.

Обладает
апломбом.
Обладает
навыками
исполнения
экзерсиса на
середине,
диагональ.

Обладает слабым
апломбом. Плохо
знает и выполняет
позиции рук, ног.
Слабо
знает
и исполняет
экзерсис на
середине,
диагональ.

Хорошо знает и
умеет исполнять
программный
танец.

Знает, но слабо
исполняет
программный
танец.

Участвует
концертной
деятельности
коллектива.

всегда
в Не
участвует в
концертной
деятельности
коллектива.
18

6.
Личностные
качества

Организованный,
самостоятельный.
Доводит начатое
дело до конца.
Обладает силой
воли, понимает
значение
результатов
своего
творчества.

Организованный,
но не
самостоятельный.
Проявляет
творческую
активность.
Пытается
доводить начатое
дело до конца.

Не
организованный,
не
самостоятельный.
Слабо проявляет
творческую
активность,
не
доводит начатое
дело до конца.

Диагностика результативности освоения программы
ФИ Терм
О инология

Прав
ила
повед
ения

Умен Танц Музык
евал
а
ие
слуш ьные льност
ь
ать данн
ые

Выраз
и
тельно
сть

Пра
в.
Исп.
дв.

Умен
ие
Работ
ать в
колве

Трудолюбие,
выносливость

Результативность освоения программного материала осуществляется в течение всего
периода обучения на занятиях.
Определение уровня освоения программного материала:
Высокий уровень (3 балла) –точное знание терминологии и правил исполнения
движений в соответствии с годом обучения. Точность, музыкальность и
выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов. Умение работать в
коллективе и владение навыками исполнения танцевальных фрагментов.
Средний уровень (2 балла) – неполное владение теоретическими знаниями по
танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения. Недостаточно точное
исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и
музыкальности. Умение работать в коллективе.
Низкий уровень (1 балл) – слабое усвоение теоретического программного материала
соответствующего года обучения. Неточное исполнение танцевальных комбинаций.
Недостаточная форсированность навыков работы в коллективе. Приложение 5
(Промежуточная аттестация. Контрольный тест для проверки знаний
терминологии).
Приложение 6 (2 год обучения. Результаты тестирования (знание терминологии по
народным танцам)
19

2.5. Методическое обеспечение
Учитывая, что в хореографическое объединение часто принимаются дети без
специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов
осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и
неполную выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни
снаружи, ни внутри.
Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности
танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к
совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Ученики, проведшие определенный курс по данной программе, должны получить
также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях. Весь
процесс обучения строиться на сознательном усвоении движений, элементов фигур
танцевальной композиции.
Целостный процесс обучения проводится в последовательности:
- вводное слово педагога (необходимо сообщить некоторые сведения о танце)
- прослушивание и анализ музыки (характер, темп, ритмический рисунок)
- разучивание элементов танца, танцевальных движений (педагог показывает, дети
повторяют). Разучивание движений сопровождается музыкой или ведется под счет
педагога. Комбинации собираются в фигуры, фигуры в целый танец, который
неоднократно повторяется и запоминается.
Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию
соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, а также
отвечают современным требованиям к технологии построения и проведения учебных
занятий.
Ведущие методы и приемы
Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и
психологической нагрузкой. Учащимся необходимо осмыслить указания педагога,
слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные
движения.
Педагог должен регламентировать умственную и физическую нагрузку,
устанавливать обоснованные объемы занятости различными упражнениями на
занятиях, и даже определить наиболее благоприятный для развития учащихся
распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают
правильно решать вопросы системы и расписания занятий и распределения учебного
материала на каждом занятии. Они обуславливают также выбор форм и методов
учебно-воспитательной работы.
Основной принцип обучения – принцип многократного повторения изучаемых
движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное
изучение и проработка
небольшого количества движений дает возможность
20

прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного
процесса.
Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что
является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой
исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения
основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на
репетициях коллектива.
Для того чтобы облегчить учащимся усвоение тем образовательной программы,
занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть – включает построение учащихся на середине зала и
настрой на занятие (поклон), вспомогательные упражнения для подготовки мышц,
суставов и связок к нагрузке.
Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования осанки,
выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие
гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.
Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития
танцевальноритмической координации и выразительности. Они также направлены на
то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус
учащихся. В этой части разучиваются и повторяются танцевальные этюды,
композиции
и
номера.
Ведущими
методами
обучения
учащихся
хореографическому искусству являются:
- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ)
- объяснение методики исполнения движений;
- демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).
- сравнение;
- контраст;
- повторение;
- контроль и самоконтроль.
Учащиеся должны знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на
занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно
отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их
способность воспринимать словесную информацию.
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет
начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.
Технологии:
Технология развивающего обучения
Личностно-ориентированный подход
Технологии сотрудничества
Проблемное обучение
Информационно-коммуникативные
Организационные формы обучения:
21

Фронтальные.
Групповые.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд,
познание, учение, общение, творчество.
Дополнительными формами занятий являются:
- просмотр видеозаписей выступлений профессиональных исполнителей;
-посещение концертных залов, музеев, театров с последующими тематическими
беседами с воспитанниками;
-творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими
коллективами;
-концертные выступления и конкурсные поездки. Принципы
реализации программы.
При реализации программы предполагается опора на следующие принципы обучения
и воспитания:
• Принцип доступности обучения – обучение должно соответствовать возрастному и
интеллектуальному развитию подростка.
• Принцип наглядности – обучение связано не только с теорией, но и с практикой.
Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями
культуры – обучение должно строиться по принципу «от простого к сложному»,
должно быть непрерывным и не скачкообразным.
• Принцип целенаправленности воспитания – все занятия и дела должны отвечать
цели.
• Принцип сотрудничества – воспитание проходит в тесной связи и общении.
Принцип опоры на положительное в личности – воспитание строится на
стимулировании положительных качеств личности.
• Принцип безопасности здоровья – процесс воспитания строится с соблюдением всех
положений по безопасности жизнедеятельности детей.
• Принцип индивидуального подхода – процесс воспитания строится на работе с
каждым участником программы, учитывая его индивидуально-психологические
качества.
• Принцип индивидуально-личностной ориентации – процесс воспитания протекает
таким образом, что учащемуся помогают осуществить своё право самому выбирать
сферу для самореализации, саморазвития и самоутверждения с учётом внутреннего
развития каждой отдельной личности.
Формы основных занятий:
• Учебное занятие;
• занятие-игра;
• открытое занятие;
• класс-концерт;
• занятие-экскурсия;
• индивидуальная работа над номером;
22

демонстрация видеоматериалов с комментариями и анализом;
сбор-анализ
занятий, мероприятия; репетиция.
Организационные формы обучения
Групповая. Осуществляется с группой учащихся, состоящих из трех и более человек,
которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой.
Коллективная. Учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий свои
правила взаимодействия, традиции.
В объединение принимаются дети в возрасте 7-10 лет, желающие заниматься
народными танцами и имеющие справку о состоянии здоровья. Программа
направлена на работу с учащимися, независимо от наличия у них специальных
физических данных, а также на воспитание хореографической культуры и привитие
начальных навыков в искусстве танца. Алгоритм учебного занятия.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое
практическое занятие.
•

Каждое занятие включает в себя:
- организационную часть,
- разминку,
- экзерсис у станка,
- ритмические упражнения,
- партерный экзерсис, - подведение итогов занятия, - проветривание помещения.
Структура программы
Программа объединения
основана на
принципах природосообразности,
последовательности, наглядности, целесообразности и доступности.
Изучение каждой темы завершается практической деятельностью обучающегося и
самостоятельной работой для закрепления материала. Программа ориентирует
обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе
способов и техник при выполнении заданий.
Педагог самостоятельно планирует порядок изучения тем, исходя из индивидуальных
особенностей каждого обучающегося.
При желании ребёнка обучение может быть продолжено по углублённой
(предпрофессиональной) программе.
Темы внутри разделов выстраиваются по принципу «от простого к сложному», это
дает возможность каждому ребенку в ходе освоения раздела выбрать задание из
предложенных вариантов по своему желанию и возможностям, уровню знаний и
способностей.
Способности и возможности детей – участников объединения очень разные. Именно
это обуславливает необходимость разноуровневого подхода, сопровождения
индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Технология разно уровневого обучения предполагает создание педагогических
условий для включения, каждого обучающегося в деятельность, соответствующую
зоне его ближайшего развития. Исходные научные идеи: уровневое обучение
23

предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом,
чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные;
уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с
различными категориями детей.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является
невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание
учащихся на активность мышц лица.
Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть
разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия,
определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
Любой танец – это единое целое музыки и танца, которые не могут существовать друг
без друга. Являясь неотъемлемой частью танца, музыка пронизывает все виды
хореографической деятельности. Ее постоянное присутствие служит:
-развитие музыкальности у учащихся;
-знакомит их с разнообразием жанров, стилей, музыкальных форм;
-воспитывает вкус и манеру исполнения;
-оказывает помощь педагогу в решении его профессиональных задач, помогая в
освоении технических приемов и элементов
Методическое обеспечение программы
№ Название Форма
раздела
занятия

1. Вводное
занятие

Технологии
и
методы обучения

1-й год
Устный
Технологии:
личностноориентирован
опрос.
эвристического
практичес ные;
игровые;
кое занятие, обучения;
информационнокоммуни
конкурс
кационные;
здоровьесберегающ
ие

Дидактиче Формы подведения
ский
итогов
материал,
техническ
ое
оснащение
Компьюте
р,
мультимед
иапроекто
р, экран,
видео и
фоторяд

Диагностика,
практи
ческое
и творческие
задание

Методы:
объяснительноиллюстра тивные,
репродуктивные, творческие

24

2 Ритмика практичес
.
к
ое
занятие,
интегрир
о
в
анн
ое
занятие.
Конкурс

Технологии :
личностноориентирован ные;
эвристического обучения; игровые;
информационнокоммуни
кационные; здоровьесберегающ ие
Методы: объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие

Компьюте
р,
мультиме
д
иапроекто
р, экран,
видео и
фоторяд

Диагностика,
практическое
и
творческие
задание

3 Партерн практичес
. а
к
ое
я
занятие,
гимнасти интегрир
о
ка
в
анн
ое
занятие.

Технологии
:
личностноориентирован
ные; игровые;
информационнокоммуникационные
; здоровьесберегающ ие Методы:
словесные, метод
показа,
объяснительноиллюстра тивные,
репродуктивные, творческие

Компьюте Диагностика
р,
, практи
мультиме
ческое
д
и
иапроекто
творческие
р, экран,
задание
видео и
фоторяд

4 Классиче практичес
. ский
к
ое,
интегрир
танец
о
в
анн
ое
занятие.

Технологии
:
личностноориентирован ные;
эвристического обучения;
игровые;
информационнокоммуни
кационные; здоровьесберегающ
ие Методы:
объяснительноиллюстра тивные,
репродуктивные, творческие

Компьюте Диагностика
р,
, практи
мультиме
ческое
д
и
иапроекто
творческие
р, экран,
задание
видео и
фоторяд

5 Народны практичес
. й танец к
ое
занятие,
интегрир
о
в
анн
ое
занятие.
конкурс

Технологии
: Компьюте
личностноориентирован
ные; р,
эвристического обучения; игровые; мультиме
информационнокоммуни
д
иапроекто
кационные;
р, экран,
здоровьесберегающ
ие
видео и
фоторяд

Диагностика,
практи
ческое
и
творческие
задание

25

Методы:
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие,
игровые,
словесные, показа
6. Танцевал практичес Технологии
:
ьный
к
ое личностноориентирован
ные;
эвристического
этюд
занятие,
игровые;
интегриро обучения;
в
анное здоровьесберегающ ие
Методы:
конкурс
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие, метод
показа. игровые
7. Постанов практичес Технологии
полной
очная
к
ое загруженности,
сотрудничества; методы
работа
занятие,
словесные,
интегриро игры,
в анное
наглядные
8. Итоговое Открытое Технологии
:
личностноориентирован
занятие
занятие
ные;
эвристического
обучения;
игровые;
информационнокоммуни
кационные;
здоровьесберегающ ие
Методы:
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие
2 год обучения

Компьюте Диагностика,
р,
практи
мультимед ческое
и
иапроекто творческие задание
р, экран,
видео и
фоторяд

Музыкаль
ный ряд,
видеоряд

Диагностика,
практи
ческое
и творческие
задание

Компьюте
р,
мультимед
иапроекто
р, экран,
видео и
фоторяд

Диагностика,
практи
Ческие
и
творческие задание

26

1. Вводное
занятие

Беседа

Технологии
:
личностноориентирован
ные;
эвристического
обучения;
игровые;
информационнокоммуни
кационные;
здоровьесберегающ ие
Методы:
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие, словесные,
показа, игровые

Компьюте
р,
мультимед
иапроекто
р,
экран,
видео и
фоторяд

2. Ритмика

практичес
к
ое
занятие,
интегриро
в
анное
занятие.

Технологии
:
личностноориентирован
ные;
эвристического
обучения;
игровые;
информационнокоммуни
кационные;
здоровьесберегающ ие
Методы:
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие
3. Партерна практичес Технологии
:
я
к
ое личностноориентирован
ные;
эвристического
гимнасти занятие,
игровые;
интегриро обучения;
ка
в
анное информационнокоммуни
кационные;
занятие.
здоровьесберегающ ие
конкурс
Методы:
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие
4. Элемент практичес Технологии:
ы
к
ое личностноориентирован
ные,
классиче занятие
Методы: показа,
ского
словесные, игры.
танца

Компьюте
р,
мультимед
иапроекто
р, экран,
видео и
фоторяд

Компьюте
р,
мультимед
иапроекто
р,
экран,
видео и
фоторяд

Диагностика,
практи
Ческие
и
творческие задание

Диагностика,
практи
ческое
и
творческие задание

Звуковая
Текущий контроль
аппаратура
, видеоряд,

27

5. Народны практичес
к
ое
й танец
занятие,
интегриро
в
анное
занятие.
конкурс

Компьюте
р,
мультимед
иапроекто
р,
экран,
видео и
фоторяд

6. Танцевал
ьный
этюд

Музыкаль Практическое
и
ный центр, творческие задание
видео и
фоторяд

7. Постанов
очная
и
репетици
онная
работа

Итоговое
занятие

Технологии
:
личностноориентирован
ные; эвристического
обучения; игровые;
информационнокоммуни
кационные;
здоровьесберегающ
ие
Методы:
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие
интегриро Технологии
:
в
анное личностноориентирован
ные; игровые;
занятие.
информационнокоммуни
кационные;
здоровьесберегающ
ие
Методы:словесные,
репродуктивные,
творческие, метод показа
практичес Технологии
:
к
ое личностноориентирован
ные;
эвристического
занятие,
игровые;
интегриро обучения;
в
анное информационнокоммуни
кационные;
занятие.
здоровьесберегающ ие
Методы:
объяснительноиллюстра
тивные, репродуктивные,
творческие
Открытое Технологии
:
занятие
личностноориентирован
ные;

Компьюте
р,
мультимед
иапроекто
р,
экран,
видео и
фоторяд

Диагностика,
практи
ческое
и
творческие задание
ческое

Диагностика,
практическое
и творческие
задание

Диагностика,
практи
ческие
и
творческие задание

2.6. Воспитательная работа в объединении
Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая
организованность и дисциплина, культура поведения и общения между участниками
коллектива и их педагогом. Работа педагога осуществляется по всем правилам
формирования детского коллектива. В процессе участия в программе у детей
28

формируется положительная оценка результатов труда: собственного и
коллективного, чужого; чувство ответственности за собственные поступки, чувство
солидарности, уважение к себе и другим, адекватная самооценка. Особенности
организуемого воспитательного процесса в объединении Работа с
обучающимися нацелена на:
- формирование практических умений по организации самоуправления в
коллективе;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся
в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Введение в программу регионального компонента способствует патриотическому
воспитанию детей; приобщает к историческим духовно – нравственным корням;
развивает познавательный интерес и творческие способности; формирует любовь
к родной земле, своей «малой родине». Здесь возможно применение различных
техник исполнения танцевальных движений и др. В процессе занятий у детей
воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое
дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать
трудности. При исполнении танца у детей воспитываются умение объединяться
для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать
интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение
уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться,
помочь товарищу.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности - одно из главных
условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его
художественно-творческих способностей.
В процессе воспитательной деятельности педагог использует «принцип
тройственного союза»: дети – педагог – родители. Привлечение родителей к
решению воспитательных вопросов положительно влияет на сплоченность
коллектива и как следствие – повышается качество образовательного процесса.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
•
регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о
жизни объединения и учреждения в целом;
•
помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения;
•
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
•
привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел
(мероприятий) в объединении, в ДТ «Юлдаш».
29

Региональный компонент
Для полноценного развития личности ребенка необходимо воспитание любви к своей
Родине. Важно научить ребенка любить семью, свой родной город, дружить со
сверстниками, гордиться своей Родиной.
Постановки народных танцев (русского, башкирского, татарского, чувашского,
марийского, украинского и других) предполагает работу среди обучающихся по
изучению истории народов, их культуры и традиций, воспитывает толерантность и
эмпатийность.
В течение года проводятся беседы:
-«Культурное наследие и традиции башкирского народа»
-«Традиции в моей семье»
-«Люблю тебя мой край родной» -«Специфика
башкирского танца» Викторины:
-о символах Российской Федерации
-о символах Республики Башкортостан
-о природе родного края
-посещение концертов известных ансамблей народного танца.
Календарный план воспитательной работы
Направления
воспитательной работы

Мероприятие

«Гражданскопатриотическое «Давайте
познакомимся»
Посвящение в
кружковцы
Беседы о
культуре
поведения,
сценической
культуре.
Акция
солидарности

Задачи

Сроки
проведения

Сентябрь
Формирование
коллектива,
развитие чувства
эмпатии,
толерантности,
В процессе
доброжелательства, обучения
взаимовыручки.

Формирование
патриотизма.
толерантности,
эмпатии

Сентябрь

30

«Беседы о
главном»

Воспитание
чувства
патриотизма,
любви к своей
малой Родине.

Праздничная
программа
«Новогодняя
елка»

Формирование
концертного
выступления в
зале, укрепление
традиций
празднования
Нового года
Праздничная
Воспитывать
программа «23 уважение к папам,
февраля»
дедушкам.
Обобщить и
конкретизировать
знания детей о
Российской армии
Праздничная Развивать
программа «9 патриотические
Мая»
чувства детей,
через тематические
хореографические
постановки.
Воспитывать в
детях чувство
гордости за свой
народ, уважение к
ветеранам ВОВ.
Праздничная
Получение
программа «День практики
города»
концертных
публичных
выступлений:
приобщение к
сцене, умение
выразить себя, свое
настроение и
чувство перед
публикой

В течение
года

Декабрь

Февраль

Май

Июнь

31

Нравственное и
духовное
воспитание

Развивать чувство
благодарности,
заботы, уважения к
старшему
поколению.
Развитие
хореографического
творчества.
Праздничная
Воспитывать у
программа «День детей уважение,
Матери»
бережное
отношение и
любовь к матери.
Развивать опыт
сценических
выступлений
Праздничная
Развивать опыт
программа «8
сценических
Марта»
выступлений.
Учить детей быть
заботливыми,
ласковыми по
отношению к
близким
Городской
Популяризация
конкурс танца танцевальной
«Жемчужины
культуры среди
Башкортостана » обучающихся
города. Повышение
исполнительского
мастерства
Отчетное
Воспитание
открытое занятие сценических
навыков: умение
собраться на сцене,
донести до
слушателя все, что
было подготовлено
на занятиях
Праздничная
программа «День
пожилого
человека»

Октябрь

Ноябрь

Март

Апрель

Май

32

Международные
Всероссийские
конкурсы (в том
числе
дистанционные)

Развитие
хореографического
творчества,
усиление его роли в
эстетическом
воспитании детей
Беседа «Правила Познакомить
обучающихся с
Культура здорового безопасного
и безопасного
поведения на
правилами
образа
улицах и дорогах» дорожного
жизни и
движения
комплексная
профилактическая Проведение
Познакомить
работа
инструктажа по
обучающихся с
ТБ

Беседы о
профилактики
правонарушений

правилами
поведения на
занятиях, во ДТ, на
улице.
Формирование
здорового образа
жизни

В течение года

Сентябрь

Сентябрь
Октябрь
Декабрь Май

В течение года

Результат программы воспитания объединения «Народные танцы» отражен в сводных
картах «Уровень воспитанности обучающихся».
I. Список методической литературы
Для педагога:
1. Бочаров А.И., Ширяев А.В., Лопухов А.В., Основы характерного танца. М.-2011.
2. Баглай В. Этническая хореография народов мира. 2012.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М.2012.
4. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика. 2015.
5. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 2011.
Для детей и родителей:
6. Андреева Ю.Г. Танцетерапия. 2014.
7. Вашкевич И.Н. История хореографии. 2011.
8. Каменская Н.М. История костюма.2019.
9. Подольская Е.М. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших
дошкольников. 2013.
33

10. Уральская В.И. Рождение танца. 2011.
11. http://www.openclass.ru/node/47746
12. http://pedsovet.org/
13. www.ast.ru
14. www.uchitel-izd.ru
15. www.dilya.ru
16. https://kopilkaurokov.ru
17. https://vk.com/dancerussia
18. https://vk.com/dancederevnya

Приложение 1
КУГ 1 года обучения Календарный учебный график Объединения «Назгуль»
на 2023-2024 уч. год Группа №1 (1 год обучения)
№

Дата

Время
проведени
я занятий
1 20.09.2 18.1018.55
3
19.0519.50

Форма
занятий

2

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ

Собеседование

2 23.09.2 14.2015.05 Практическа
15.1516.00
3
я работа

2

Музыкальноритмическая
деятельность

Наблюдение

3 27.09.2 18.1018.55 Практическа
19.0519.50
3
я работа

2

Беседа
Практическа
я работа

2

Маршировка в характере
и
темпе музыки.
Упражнения с
музыкальными
заданиями
«Защита природы»

4 30.09.2
2

14.2015.05

15.1516.00

Лекция
Беседа

Количест Название темы занятия. Форма контроля
во часов

Наблюдение

Собеседование
Наблюдение

Фигурная
маршировка

34

5

04.10.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

6

07.10.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

7

14.10.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

8

18.10.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

9

21.10.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

10

25.10.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

11

28.10.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

12 01.11.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

13

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

08.11.
23

Разминка по
кругу.
Упражнения
сидя на полу
Музыкальное
вступление
Упражнения
лежа на спине
Партерная
гимнастика .

Наблюдение

Упражнения
лицом к
станку
Элементы
народного
танца
Притопы.
Партерная
гимнастика
Прыжки

Наблюдение

Упражнения
лицом к
станку.
Повороты на
месте
Партерная
гимнастика
Подскоки по
диагонали
Упражнения
лицом к
станку
Подскоки по
диагонали в
повороте
Партерная
гимнастика
Подготовка к
« шене»

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

35

14

11.11.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

«Азбука
классического
танца»
Позиции рук,
ног.
Элементы
классического
танца. Плие.
Переменный
ход
Батман тандю.
Приставной
ход на
полупальцах
Батман жете.
Простая дробь.
Выстукивания

Наблюдение

15

15.11.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

16

18.11.2
2

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

17

22.11.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

18

25.11.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Ронде-жан
партер.
«Припадание»

Наблюдение

19

29.11.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Батман фондю.
«Гармошка»

Наблюдение

20

02.12.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Батман фрапе.
Шаг крестом

Наблюдение

21

06.12.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Девлепе.
«Бегунок»

Наблюдение

22

09.12.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Гранд-батман.
Дробный ход.

Наблюдение

23 13.12.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Пордебра рук.
Прыжки.

Наблюдение

24 16.12.2
3

14.2015.05

Практическа
я работа

2

«Мой город»

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

36

25

20.12.2
3

15.1516.00
18.1018.55
19.0519.50

26

23.12.2
3

27

28

Беседа
Практическа
я работа

2

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

27.12.2
3

18.1018.55
19.0519.50

Практичес
кая работа

2

30.12.2
3

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

10.01.2
29 4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

30

13.01.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

31

17.01.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Лекция

2

32

20.01.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

«О дружбе
народов»
Подготовка к
вращениям
Партерная
гимнастика.
Русский танец

Наблюдение

Элементы
классического
танца
Русский танец
Элементы
классического
танца.
Подготовка к
вращениям
Партерная
гимнастика
Постановка
корпуса
«Башкирское
хореографичес
кое искусство»
Положение
рук в
башкирском
танце
Башкирский
танец.
Характер и
манера
исполнения.
Элементы
классического
танца.
Основные
ходы

Собеседование.
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

37

башкирского
танца

33

Практическа
я работа

24.01.2
4

18.1018.55

2

34

27.01.2
4

19.0519.50
14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

35

31.01.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

36

03.02.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

37

07.02.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

38

10.02.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

39

14.02.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Партерная
гимнастика
Притопы.
«Трелистник»
Элементы
классического
танца
Движения рук
в башкирском
танце
Партерная
гимнастика
Элементы
башкирского
танца
Элементы
классического
танца.
Элементы
башкирского
танца.
Партерная
гимнастика.
Элементы
башкирского
танца
Элементы
классического
танца.
Башкирский
танец
Партерная
гимнастика.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

38

Башкирский
танец

40

17.02.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Элементы
классического
танца

Наблюдение

41

21.02.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Наблюдение

42

24.02.2
4

14.2015.05

Практическа
я работа

2

Партерная
гимнастика.
Башкирский
танец
Элементы
классического
танца.

15.1516.00
43

28.02.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

44

02.03.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Воспитатель
ная беседа
Практическа
я работа

2

45

06.03.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

46

09.03.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

47

13.03.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Движения по
кругу.
Прыжки.
Партерная
гимнастика.
Движения по
диагонали.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Башкирский
танец.
Движения по
кругу.
Башкирский
танец.
Элементы
классического
танца. .
Элементы
классического
танца.
Башкирский
танец

Наблюдение

Наблюдение

Собеседование
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Зачет

39

48

16.03.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Танцевальная
разминка.
Подготовка к
новогоднему
утреннику.
Партерная
гимнастика.
Русский танец

Наблюдение.

49

20.03.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

50

23.03.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Элементы
классического
танца
Русский танец
Спортивные
состязания

Наблюдение

51

27.03.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Игровая
программа

2

52

30.03.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Партерная
гимнастика
Русский танец

Наблюдение

53

03.04.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Игровая
программа

2

Наблюдение

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

13.04.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Лекция.
Практическа
я работа

2

17.04.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Игровая
программа
«Музыкальная
змейка»
Партерная
гимнастика
Упражнения
лицом к
станку.
Русский танец.
Положение рук
в русском
танце
Элементы
классического
танца.
Основные
ходы русского
танца .

54

06.04.2
4

55

56

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Собеседование
Наблюдение

Наблюдение

40

57

20.04.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

Партерная
гимнастика
Элементы
русского танца.

Наблюдение

58

24.04.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Наблюдение

59

27.04.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

60

04.05.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

61

08.05.2
4

Практическа
я работа

2

62

11.05.2
4

18.1018.55
19.0519.50
14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

63 15.05.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

64

18.05.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Практическа
я работа

2

65

22.05.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

Элементы
классического
танца.
Дробные
выстукивания
Партерная
гимнастика.
Элементы
русского танца
Элементы
классического
танца.
Подготовка к
вращениям
Партерная
гимнастика.
Элементы
русского танца
Элементы
классического
танца
Элементы
русского танца
Партерная
гимнастика.
Движения по
диагонали
Элементы
классического
танца.
Русский танец
Ходы и
движения по
кругу.
Русский танец

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

41

66

25.05.2
4

14.2015.05
15.1516.00

Беседа
Практическа
я работа

2

67

29.05.2
4

18.1018.55
19.0519.50

Практическа
я работа

2

«Поговорим о
любви»
Движения в
паре
Упражнения на
середине
Повторение
пройденного
материала

Собеседование
Наблюдение

Наблюдение

42

43

44

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».