шашки1

1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ 1.Пояснительная записка
Модифицированная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Шашки» является программой физкультурноспортивной направленности.
Актуальность программы в том, что шашки являются спортом, искусством
и наукой одновременно. Это творчество, несущее высокую интеллектуальную
культуру, и доступное учащимся всех возрастов. Шашки являются прекрасным
средством организации содержательного досуга, не требующего дорогостоящего
спортивного инвентаря. Они являются серьезным фактором в решении
проблемы свободного времени, особенно для детей и молодежи.
Новизна программы в том, что теоретические и практические занятия,
чередуются с выступлениями в различных соревнованиях (районных, городских,
республиканских, российских, европейских и мировых). Все это способствует
всестороннему развитию личности учащегося, а также свободной адаптации его
в

коллективной

среде. Особое

внимание

на

занятиях

и

во

время

соревновательной деятельности уделяется технике безопасности учащихся,
регулярно проводятся инструктажи по правилам поведения на занятиях,
противопожарной безопасности.
Отличительная особенность программы. При отборе содержания и видов
деятельности,

учащихся

учитывались

интересы

и

потребности

самих

обучающихся, а также опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание
программы
обучающихся

отражает
от

динамику

увлеченности

становления
до

и

развития

компетентного

интересов,

социального

и

профессионального самоопределения. Межпредметные связи шашек завязаны
на таких предметах, как математика, а для обучающихся более старшего
возраста – алгебра и геометрия.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 8 до 17 лет.
2

Объем программы – программа рассчитана на 3 года обучения, охватывая
144 учебных часа.
Форма обучения- очная, с возможностью дистанционного формата
обучения.
Режим

занятий.

Занятия

проводятся

2

раза

в

неделю

с

продолжительностью 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Шашки» может реализовываться в формате дистанционного
обучения, в данном случае общение педагога с родителями и обучающимися
осуществляется с помощью мессенджеров, телефонной связи, а также
электронной почты. Формат проведения дистанционных занятий определяется
педагогом самостоятельно, это могут быть онлайн-занятия на образовательной
платформе «Сферум», в социальной сети «В контакте», чаты в социальной сети:
«Телеграмм», электронная почта., электронные кейсы для самостоятельного
выполнения учащимися заданий, а также записи занятий и мастер-классов
педагога.
2. Цель и задачи программы
Цель программы - раскрыть умственный, нравственный и волевой
потенциал личности обучающихся, развить интеллектуальные способности,
память, умение концентрировать внимание учащихся при обучении игре в
шашки, воспитать волю к победе.
Задачи программы:
Личностные:
• приучать

учащихся

к

ответственности

за

свои

поступки,

к

самостоятельности;
• воспитывать общую культуру поведения во время партий в шашки и вне
ее;
• воспитывать бойцовские качества и уважение к противнику;
3

• формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
• развивать образное мышление;
• способствовать умению формулировать собственное мнение и позицию и
аргументировать ее;
• обучить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
указав на нарушение правил игры соперником; умению сопереживать и быть
благодарным противнику при любом исходе игры.
Предметные:
• обучить основам шашечной игры;
• обучить комбинациям, теории и практике игры, изучить историю
возникновения шашек;
• обучить умению анализировать и достигать поставленной цели,
прогнозировать и корректировать игру;
• учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты
своей деятельности.
3. Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения

4

Содержание учебного плана 1-го года обучения Раздел 1. Вводное занятие (2ч.)
Теория: Техника безопасности, знакомство с обучающимися.
Практика: Сеанс одновременной игры.
Раздел 2. Игра на «заключенья в шашках» (14ч.)
Теория: «Заключение» - это один из способов достижения выигрыша
лишением оставшихся шашек противника возможности сделать очередной ход.
Иногда вместо термина «заключение» используют другой термин - «запирание».
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 3. Оппозиция (24ч.)
Теория: План игры в определенной фазе можно подвести к оппозиции, то
есть противостоянии двух шашек вертикали, где начинающая сторона
проигрывает. Достижение победы путем жертвы дамки, после чего возникает
оппозиция. Жертва дамки для поимки дамки противника и создании выгодной
оппозиции.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 4. Столбняк (8ч.)
Теория: Если вспомнить простейшие дамочные ничейные окончания, то
выигрыш в них является исключением. Это исключение - столбняк.
5

Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 5. Самоограничение. Петля. Переплёт (20ч.)
Теория: Самоограничение - это положение в русских шашках, где
«собственные» шашки мешают друг другу. Для ловли дамки в шашках строится
петля. В большинстве это осуществляется с помощью шашек, расположенных
на бортовых полях. Переплет - это ситуация в шашках, где дамка ловится в связи
с ограничениями собственных шашек.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 6. Распутье в шашках (12ч.)
Теория: Элементарные положения распутья - ситуация в шашках, где
шашка гибнет или оставаясь простой, или превратившись в дамку, куда бы не
ставилась эта шашка.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 7. Простейшие приёмы выигрыша шашки (16ч.)
Теория: В шашках существуют различные способы выигрыша. Одним из
них является получение материального преимущества, т.е. выигрыш шашки.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 8. Позиционное преимущество (8ч.)
Теория: В русских шашках существуют множество способов получения
позиционного преимущества: наличие большого количества темпов, т.е. шашки
ближе к дамкам; за счет владения важными пунктами, в то время как шашки
противника расположены на пассивных позициях; достижение преимущества
определяется связкой основных сил противника.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 9. Связка(12ч.)
Теория: Определение связки. Экономическая связка - это та связка, в
которой участвует меньшее количество шашек, чем у противника.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
6

Раздел 10. Свободный темп в шашках (8ч.)
Теория: В русских шашках, в отличие от шахмат, есть одно важное
правило: «бить обязательно». Благодаря этому правилу и возникают простейшие
комбинации. «Свободный темп» - положение в шашках, в результате чего
возникает время для создания лучшей позиции.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 11. Дебют (10 ч.)
Теория: Начальная стадия игры определяет структуру и характер борьбы за
шашечной доской. Умелое расположение шашек на доске.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 12. Итоговое занятие (2ч.)
Практика: Сеанс одновременной игры.

Учебный план 2-го года обучения
№

Тема занятия

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации/
контроля

1.
2.

Вводное занятие
История шашек

2
14

1
7

1
7

Наблюдение
Наблюдение

3.

Шедевры русских шашек

10

5

5

Конкурс решения задач

4.

Практический блок

8

4

4

Наблюдение

5.

Чемпионаты России

8

4

4

Наблюдение

6.

Международные шашки

8

4

4

Наблюдение

7.

Значений полей

30

15

15

Конкурс решения задач

8.

Правила игры по КЗОТ шашечной
федерации

4

2

2

Наблюдение

9.

Эндшпиль

22

11

11

Конкурс решения задач

10.

Усвоение
техники
шахматными часами

6

3

3

Наблюдение

11.
12.

Слабые поля
Итоговое занятие

30
2

20
1

10
1

Конкурс решения задач
Наблюдение

Итого

144

77

67

владения

7

Содержание учебного плана 2-го года обучения Раздел 1. Вводное
занятие (2ч.)

Теория: Демонстрация фотографий, журналов, таблиц участия в
соревнованиях. Беседа о шашках: исторические сведения, развитие (этапы)
шашек от первобытнообщинного общества, Древнего Египта до наших дней.
Роль шашек в мире спорта. Беседа о разных видах шашек и правил.
Практика: Турнир среди новобранцев.
Раздел 2. История шашек (14ч.)
Теория: Шашки - игра одновременно и древняя и молодая. Древняя, потому
что принадлежности для игры найдены в египетских гробницах и при раскопках
на территории Киевской Руси, да и не только там. Древняя, потому что
современные исследователи не в состоянии проследить истоки и пути
распространения шашек - они скрыты под толщей веков. И молодая, потому что
правила игры в шашки претерпевали с течением времени изменения и
стабилизировались, установились в современном виде сравнительно недавно в
средние века.

Практика: Турниры.
Раздел 3. Шедевры русских шашек (10ч.)
Теория: Демонстрация «невидимых» комбинации, ударов, очень тонких по
замыслу. Демонстрация партии из своего репертуара с ведущими
мастерами и гроссмейстерами.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 4. Практический блок (8ч.)
Теория: Подготовка к соревнованиям, работа с часами.
Практика: Соревновательная деятельность.
Раздел 5. Чемпионаты России (8ч.)
Теория: С конца XIX века начали проводиться чемпионаты России.
Чемпионом стал С. Воронцов. В 1927 году стали проводиться соревнования в
8

советской России и первым победителем стал А. Медков. Шашки быстро
завоевали авторитет в пролетарской России и не только, но и во всем СССР. Не
лишне отметить выдающихся шашистов: В.Соколов, А. Андрейко, которые
прославили нашу страну и на мировой арене.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 6. Международные шашки (8ч.)
Теория: Отличие от русских шашек - увеличение доски и небольшие
изменения в правилах игры. Легенда об изобретении в XVIII веке шашек
офицером французской армии, которому однажды во время игры для
осуществления красивого комбинационного замысла не хватило полей на
обычной шахматной доске. Из Франции шашки перекочевали в Бельгию,
Голландию и после чего постепенно завоевали популярность во всем мире.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 7. Значение полей (30ч.)
Теория: Шашки в отличие от шахмат не имеют знаковых отличий, т.е.
все шашки равноценны. Но в шашках большое значение имеет нахождение
шашки на определенных полях. И суммировав эти показатели, можно
определить в данной позиции преимущество какой - либо стороны или
равенство.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 8. Правила игры по КЗОТ шашечной федерации(4 ч.)
Теория: В мире играют в разные шашки - русские, канадские, испанские,
итальянские, английские, турецкие. И у всех видов шашек есть различия.
Впервые правила русских шашек были опубликованы в середине XIX века А.
Петровым. И с той поры эти правила взяли за основу и лишь по отдельным
вопросам слегка дополняли (судейства, жеребьевка).
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.

9

Раздел 9. Эндшпиль (22ч.)
Теория: В шашках существует регламент количества ходов в определенных
позициях. Эндшпили в шашках разделяются на классические и обыкновенные. В
классических эндшпилях признается ничья, если одна дамка на большаке против
3 дамок и сделано 5 ходов; одна дамка не на большаке против 3 дамок и сделано
15 ходов; в дамочном окончании Зх - кратное повторение позиции; в дамочном
окончании Зх - кратное повторение ходов; в любых других дамочных окончаниях
не более 32 ходов.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 10. Усвоение техники владения шахматными часами (6ч.)
Теория: В соревнованиях очень часто дается определенный контроль
времени на партию, чтобы уложиться в регламент соревнований. Любой
учащийся, не осознавая значения хода, не задумываясь как следует над
очередным ходом делает поспешные ходы, что приводит, в конце концов, к
поражению. Научить обучающегося игре, и что бы он продумывал каждый ход прямая задача каждого тренера. С часами объем этой задачи возрастает. Т.е.
игрок не только должен внимательно продумывать каждый ход, но и следить за
контролем времени. Пример: дается 30 минут на партию. Приблизительно
делается 20-25 ходов. Следовательно, надо придерживаться 1,5 минуты на ход.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 11. Слабые поля (30ч.)
Теория: Этот раздел является наиболее сложным компонентом игры. В
зависимости от движения шашек (а также, если есть - дамки) происходит
изменение позиции. И многие каноны игры в ходе поединка рушатся и очень
часто сильные элементы, в какой- то момент становятся слабостью и наоборот.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 12. Итоговое занятие (2ч.)
Теория: Подведение итогов за год.
Практика: Сеанс одновременной игры.
10

Учебный план 3-го года обучения
№

Тема занятия

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение

2.

Решетчатость позиции

22

2

20

Конкурс решения задач

3.

Комбинационные мотивы

34

14

20

Конкурс решения задач

4.

Эндшпиль

20

6

14

Конкурс решения задач

5.

Изучение этюдов

44

14

30

Конкурс решения задач

6.

Гармония в позиции - залог успеха

20

12

8

Наблюдение

7.

Итоговое занятие

2

1

1

Наблюдение

Итого

144

50

94

Содержание учебного плана 3-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие(2ч.)
Теория: Собеседование по общим вопросам, постановка целей на 3 год
обучения.
Раздел 2. Решетчатость позиций (22ч.)
Теория: Если в начале игры все шашки на доске стоят плотно друг к другу,
то в ходе игры происходит продвижение шашек. Шашка, передвинувшаяся на
следующее поле, оставляет за собой пустующую клетку, что и называется
решетом. И если во время игры, между шашками множество пустых клеток, так
называемое решето, то противник умелой игрой может воспользоваться этим и
привести партию в свою пользу (выиграть; в тяжелой позиции сделать ничью).
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 3. Комбинационные мотивы (34ч.)
Теория: Сущность комбинации состоит в том, что с помощью серии
объеденных между собой общей идеей ходов, сочетаемых, как правило, с
жертвами шашек, форсировано достигается определённая цель. Такой целью
может быть: проникновение в дамки, быстрый разгром позиции противника,
достижении победы или ничьи, получение позиционности преимущества,
выгодное изменение материального соотношения сил.
11

Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу
Раздел 4. Эндшпиль (20ч.)
Теория: К эндшпилям простым можно отнести позиции, где на доске
находятся только простые шашки без дамок. Это обуславливает и расчет
позиции, где можно до конца рассчитать порядок ходов. Пример: 1 на 1 свести к
оппозиции и выиграть или наоборот уклониться от оппозиции и достичь
наилучшего результата. К сложным эндшпилям относятся позиции, где
присутствует одна дамка или более. В данном случае простым расчетом
невозможно вести партию. Здесь чаще всего присутствует такой метод. Один из
игроков или оба игрока «подгоняют» данный эндшпиль с помощью разменов или
жертв под типичную позицию - классический эндшпиль, где известным
способом достигается нужный результат.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 5. Изучение этюдов (44ч.)
Теория: К этюдам чаще всего относятся сложные эндшпили. Все отличие в
том, что нужный результат (победа, ничья) достигается не типичным путем, аза
счете оригинальных идей. В этом и есть вся сложность этюдов, так как общий
подсчет количества идей не поддается подсчету. Но основные идеи важно взять
в расчет.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 6. Гармония в позиции - залог успеха (20ч.)
Теория: Умение создавать гармонические позиции в русских шашках, где
особую роль играет тактика, может быть даже и в позициях с отсутствием
внешней динамики, но обладающих колоссальной внутренней энергией.
Практика: Упражнения и практика по пройденному материалу.
Раздел 7. Итоговое занятие (2ч.) Теория:
Подведение итогов за год.
Практика: Сеанс одновременной игры.
12

РАЗДЕЛ

КОМПЛЕКС

2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
• учебный кабинет со столами и стульями;
• дидактический материал (сборники шашечных задач, книги и журналы на
шашечную тему);
• комплекты шашек и досок;
• магнитная доска с фигурами;
• шахматные часы;

компьютер.

Информационное обеспечение
• единая сеть Wi-Fi;
• выход в интернет;
• методические разработки занятий;
• презентации и обучающие видеоролики.
Кадровые условия
Для

качественной

реализации

программы

педагог

должен

иметь

профильное образование, спортивный разряд по шашкам, владеть современными
педагогическими технологиями, включающими дистанционное обучение.
2.2 Методическое обеспечение программы
Основой организации работы с учащимися в данной программе является
система дидактических принципов:
1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

13

2.Принцип активной включенности каждого учащегося в игровое действие,
а не пассивное созерцание со стороны.
3.Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
4.Принцип вариативности - у учащихся формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
5.Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
•

Практическая игра;

•

Решение задач, комбинаций и этюдов;

•

Дидактические

игры

и

задания,

игровые

упражнения;

Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Техника безопасности:
К занятиям по шашкам допускаются обучающиеся:
•

не

имеющие

физкультурой;

медицинских

противопоказаний

для

занятий

прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Во время занятий обучающийся обязан:
•

соблюдать настоящую инструкцию;

• неукоснительно выполнять все указания педагога, проводящего
занятия;
•

использовать спортивный инвентарь только с разрешения и под

руководством педагога, проводящего занятия;
•

обучающимся запрещается использовать спортивное оборудование

не по прямому назначению.
Планируемые результаты освоения программы
В конце первого года обучения учащиеся будут знать:
•

сильные и слабые поля, значения центральных шашек, значения

бортовых шашек;
14

•

правила игры;

•

количество ходов для достижения ничьи;

•

количество ходов для определения ничейных позиций;

технику

владения шахматными часами.
Уметь:
• разбираться в позиции, записывать партии, владеть шашечной
азбукой;
• развить гибкость и оригинальность мышления, самостоятельность
и активность.
В конце второго года обучения, учащиеся будут знать:
•

предрасположение к проведению комбинаций;

стадии шашечной

игры. Уметь:
•

проводить комбинации;

•

отыгрывать окончания;

•

создавать гармонические позиции.

В конце третьего года обучения, учащиеся будут знать:
•

типовые позиции миттельшпиля;

•

углубленное изучение дебюта;

•

выдающихся шашистов прошлого и настоящего;

•

классические позиции;

•

шашечный кодекс;

•

элементарные основы судейства. Уметь:

•

анализировать партии и позиции; составлять и применять план в

игре;
•

проводить расчет вариантов.

Личностные результаты:
•

развитие дисциплинированности, усидчивости, настойчивости,

выдержки, воли, уверенности в своих силах;

15

•

развитие чувства личной ответственности за результат, стремления

к достижению спортивных успехов;
•

развитие психических процессов: активности, памяти, мышления,

концентрация внимания, умения сосредотачиваться на проблеме;
•

совершенствование логики, умения совмещать разные знания и

применять их в любых жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
•

сформированы дружеские взаимоотношения в игре, уважение к

сопернику и судьям, строгое соблюдение спортивной этики;
•

сформированы волевые качества (умение планировать и получать

результат в соответствии с поставленной целью и условием ее реализации).
Предметные результаты:
•

сформирован интерес к занятиям шашками, потребность в

ежедневных тренировках;
•

присутствуют знания правил шашечной игры;

•

присутствуют знания основ тактики и стратегии шашечной игры,

сформирован навык проведения тактических комбинаций;
• умение записывать шашечную партию и знание дебютного
репертуара;
•

умение оценивать позицию на доске;

компетенции

обучающихся

сформированы ключевые

(коммуникативные,

интеллектуальные,

социальные).
Формы контроля реализации программы
Для отслеживания результатов образовательной деятельности по программе
«Шашки» проводятся текущий и промежуточный контроль.
Используются следующие формы и способы выявления, предъявления, и
фиксации результатов.
Формы выявления результатов:
16

•

наблюдение;

•

тестовые задания;

•

анализ;

•

устный опрос;

•

письменный опрос.

Формы предъявления результатов: соревнование, турнир; Формы
фиксации результатов:
•

карта оценки результатов освоения программы;

•

бланк анкеты;

•

грамоты, дипломы.

2.4 Оценочные материалы
Методика оценки результативности реализации образовательной
программы
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы.
Ход проведения
Проводится в конце учебного года как промежуточная диагностика. Может
проводиться в несколько этапов с использованием различных методик в
зависимости от параметров результативности реализации образовательной
программы. Каждый параметр оценивается по следующим критериям:
Критерии оценки уровня результативности
Очень слабо
1

Слабо
2

Удовлетворительно
3

Высокий уровень
Хорошо
4

Очень хорошо
5

Низкий уровень

Параметры и характеристика уровней результативности реализации
программы
Параметры
результативности
реализации программы
Опыт освоения
теоретической информации

Опыт эмоционально-ценностных отношений (вклад в формирование
личностных качеств обучающегося)

Опыт творчества
Опыт общения

Опыт практической деятельности

17

Осознание ребёнком актуальных
достижений. Фиксированный
успех и вера ребёнка в свои силы
(позитивная «Я концепция»)
Мотивация и осознание
перспективы

вии с задачами программы
Способы деятельности не освоены

Способы деятельности освоены
полностью в соответствии с
задачами программы

Отсутствует
позитивный
опыт
Приобретён
полноценный,
разноэмоционально-ценностных отно- образный, адекватный содержанию
шений (проявление элементов программы опыт эмоциональноагрессии,
защитных реакций, нега- ценностных отношений, способтивное,

неадекватное поведение) ствующий развитию личностных качеств
обучающегося Освоены элементы репродуктив- Приобретён опыт
Характеристика
уровней самостоятельной
ной,
имитационной
деятельности
творческой
результативности
деятельности Общение отсутствовало (ребёнок Приобретён опыт
низкий уровень высокий уровень взаимодействия закрыт для общения) и сотрудничества в системах «перезультативности результативности
дагог-обучающийся»
и
Информация не освоена
Информация освоена полностью в

«обучающийся- обучающийся»
Рефлексия отсутствует Актуальные достижения ребёнком осознаны и
с
сформулированы
о
о
т
Мотивация
и осознание перспекти- Стремление ребёнка к дальнейшевы
в
отсутствуют му совершенствованию в данной
е
области (у ребёнка активизированы
т
познавательные
интересы
и
с
т

потребности)

Общая оценка уровня результативности: 7-21 баллов - программа в целом
освоена на низком уровне; 28-35 баллов - программа в целом освоена на высоком
уровне.
3. Методические материалы
В процессе реализации программы используются следующие методы
обучения:
Словесные методы обучения:
• рассказ;

беседа.

Наглядные методы обучения:
• демонстрационный;

наблюдения.

Практические методы обучения:
• упражнения;
18

• задачи;
• практическая игра;
• этюды;
• соревнования.
Применяются следующие педагогические технологии:
• игровые технологии;
• технология развивающего обучения;
• здоровьесберагающие технологии,

ИКТ технологии.

4. Дидактические материалы
• диаграммы с этюдами, упражнениями и задачами;
• шашечные партии из литературы;

турнирные таблицы круговых

турниров;
• картотека комбинаций для шашистов.

5. Список литературы
Нормативно -правовое обеспечение:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» (извлечения) // Нормативнометодические
материалы

образовательной

организации

дополнительного

образования:

сборник / составители Фадеева С.А., Боровская Е.В. – Нижний Новгород, 2014.
– 79.
2.Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 №
696-з), с внесёнными изменениями от 22 июня 2018 года N 648-з npa.bashkortostan.ru/? show=1&seed=4189
3.Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09. 11. 2018 г «Об
утверждении

Порядка

деятельности

по

организации

дополнительным

и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам»
19

[интернетисточник]

ГАРАНТ.

РУ:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/#ixzz5YcbWUkGE
4.Концепция

развития

Нормативнометодические

дополнительного
материалы

образования

образовательной

детей

//

организации

дополнительного образования: сборник / составители Фадеева С.А., Боровская
Е.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей // Нормативно-методические материалы образовательной
организации дополнительного образования: сборник / составители 5. Фадеева
С.А., Боровская Е.В. – Нижний Новгород, 2014. – 79с.
6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство
российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и
ПРО, 2004 – 48 с.
7.Постановление Администрации городского округа город Уфа РБ № 1833
от 22.11.2019 г. «О внедрении системы персонифицированного финансирования.
8.Приложение №3 к Письму Управления Роспотребнадзора по РБ от
10.08.2020 «О подготовке образовательных организаций к новому 2020-2021
учебному году.
9.Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с
применением

дистанционных

образовательных

технологий

в

условиях

дополнительного образования РБ: Министерство образования и науки РБ ГАУ
ДПО ИРО РБ-Уфа,2020.
Основная литература:
1.

Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. [Текст] - М.: ФиС, 2017

2.

Абациев Н. В. помощь играющим в шашки. Часть I. Гамбит Кукуева.

Методическое пособие. - Москва, 2016
3.

Абациев Н. В. помощь играющим в шашки. Часть II. Косяк.

Методическое пособие. -Москва, 2018.
20

4.

Агафонов В. П. Курс дебютов: Международные шашки. [Текст] - М.:

ФиС, 2020.
5.

Адамович В. К. Шашки: Индивидуальный дебютный репертуар.

[Текст] -Рига: Авотс, 2018.
6.

Акимов Р.Ф. Вилочка. [Текст] - Якутск: 2018.

7.

Арустамов Ю.А. Шашечный дебют "Игра Филиппова/ Методическое

пособие/- Республиканский шахматно-шашечный клуб. [Текст] - Баку, 2017.
8.
2020.

Белоусов В.Н. Шашечный всеобуч в школе. [Текст] – Челябинск,
Дополнительная литература:

1.

Герцензон Б. М. и др. О шашках - с шуткой и всерьез. - Ростов-

наДону, 2018.
2.

Жариков В. Л. Шашки детям. - СПб, 2017.

3.

Жариков В. Л. Воспитание детей – сирот посредством влияния

интеллектуальных игр. - СПб, 2014.
4.

Куличихин А. И. История развития русских шашек. - М.: ФиС,

5.
6.

Литвинович В. С. и др. Основы позиционной игры. - М.: ФиС, 2015.
Литвинович В. С. и др. Курс шашечных дебютов. - Минск: Полымя,

2017.

2018.

Интернет-ресурсы
1. Fmjd.org - сайт Всемирной Федерации Шашек; 2.
fmsr.ru - Федерация международных шашек России;
3. shashki.ru - Федерация шашек России.

21

22

Приложение №1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(первый год обучения)
Гр. 1 понедельник 11.35-12.20
№ п\ п
Дата
Время проведения занятия
проведения

Форма занятия

К-во ч.

Тема занятия

Место

про- Форма контроля

ведения
« ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

1.

05.09.22

11.35-12.20

Комплексная

1

Вводное занятие

2.

12.09.22
19.09.22
26.09.22
03.10.22
10.10.22
17.10.22
24.10.22
31.10.22
07.11.22

11.35-12.20

Комплексная

3

История шашек

11.35-12.20

Комплексная

4

Шедевры русских шашек

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

11.35-12.20

Комплексная

2

Практический блок

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

14.11.22
21.11.22
28.11.22
05.12.22
12.12.22
19.12.22
26.12.22
09.01.23
16.01.23
23.01.23
30.01.23
06.02.23

11.35-12.20

Комплексная

2

Чемпионаты России

Наблюдение

11.35-12.20

Комплексная

4

Международные шашки

« ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

11.35-12.20

Комплексная

5

Значений полей

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

11.35-12.20

Интегрированное
занятие

1

Правила игры по КЗОТ шашечной
федерации

Наблюдение

13.02.23
20.02.23

11.35-12.20

Комплексная

4

Эндшпиль

« ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

3.

4.
5.
6.

7.

8.
9.

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Конкурс решения
задач

23

10.
11.

12.
13.

27.02.23
06.03.23
13.03.23
20.03.23
27.03.23
03.04.23
10.04.23
17.04.23
24.05.23
15.05.23
22.05.23
29.05.23

11.35-12.20

Интегрированное
занятие

2

Усвоение
техники
шахматными часами

11.35-12.20

Комплексная

7

Слабые поля

11.35-12.20

Комплексная

1

Итоговое занятие

Итого

36

владения « ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

Конкурс решения
задач

24

Приложение №1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(первый год обучения)
Гр. 2 вторник 11.35-12.20
№ п\ п Дата
проведения

Время проведения занятия

Форма занятия

К-во ч.

Тема занятия

Место
ведения
« ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

про- Форма контроля

1.

06.09.22

11.35-12.20

Комплексная

1

Вводное занятие

2.

13.09.22 20.09.22 11.35-12.20
27.09.22

Комплексная

3

История шашек

3.

04.10.22 18.10.22 11.35-12.20
25.10.22

Комплексная

3

Шедевры русских шашек

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

4.

01.11.22
08.11.22

11.35-12.20

Комплексная

2

Практический блок

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

5.

15.11.22 22.11.22 11.35-12.20

Комплексная

2

Чемпионаты России

Наблюдение

6.

29.11.22 06.12.22 11.35-12.20
13.12.22
20.12.22

Комплексная

4

Международные шашки

« ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

7.

27.12.22 10.01.23 11.35-12.20
17.01.23 24.01.23
31.01.23

Комплексная

5

Значений полей

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

8.

07.02.23

11.35-12.20

Интегрированное
занятие

1

Правила игры по КЗОТ шашечной
федерации

Наблюдение

9.

14.02.23

11.35-12.20

Комплексная

4

Эндшпиль

« ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

задач

21.02.23 28.02.23
08.03.23

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Конкурс решения

25

10.
11.

12.
13.

14.03.23
11.35-12.20
21.03.23
28.03.23 04.04.23 11.35-12.20
11.04.23 18.04.23
25.05.23 02.05.23
16.05.23

Интегрированное
занятие

2

Усвоение
техники
шахматными часами

Комплексная

7

Слабые поля

23.05.23

Комплексная

1

Итоговое занятие

Итого

36

11.35-12.20

владения « ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

Конкурс решения
задач

26

Приложение №1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(первый год обучения)
Гр. 3 вторник; четверг 18.10 – 18.55; 19.05-19.50
Дата
Время проведения занятия
№ п\
проведения
п
1. 01.09.22
18.10 – 18.55;
19.05 – 19.50
2. 06.09.22
18.10 – 18.55;
08.09.22
19.05 – 19.50
13.09.22
15.09.22
20.09.22
22.09.22
27.09.22
3. 29.09.22
18.10 – 18.55;
04.10.22
19.05 – 19.50
06.10.22
13.10.22
18.10.22
4. 20.10.22
18.10 – 18.55;
25.10.22
19.05 – 19.50
27.10.22
01.11.22
5. 03.11.22
18.10 – 18.55;
08.11.22
19.05 – 19.50
10.11.22

Форма занятия
Комплексная

К-во ч.

Тема занятия

Место

2

Вводное занятие

ведения
« ДТ «Юл-

Комплексная

14

История шашек

Комплексная

10

Шедевры русских шашек

про- Форма контроля

даш»
« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение
Наблюдение

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

Комплексная

8

Практический блок

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

Комплексная

8

Чемпионаты России

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

15.11.22

27

6.

17.11.22 22.11.22 18.10 – 18.55;
24.11.22
19.05 – 19.50
29.11.22

Комплексная

8

Международные шашки

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

7.

01.12.22 06.12.22 18.10 – 18.55;
08.12.22 18.12.22 19.05 – 19.50
15.12.22 20.12.22
22.12.22 27.12.22
29.12.22 10.01.23
12.01.23 17.01.23
19.01.23 24.01.23
26.01.23

Комплексная

30

Значений полей

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения

« ДТ «Юлдаш»
« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

владения « ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

18.10 – 18.55;
19.05 – 19.50
18.10 – 18.55;
19.05 – 19.50

Интегрированное
занятие

4

Правила игры по КЗОТ шашечной
федерации

Комплексная

22

Эндшпиль

10. 21.03.23 23.03.23 18.10 – 18.55;
19.05 – 19.50
28.03.23

Интегрированное
занятие

6

Усвоение
техники
шахматными часами

8.
9.

31.01.23
02.02.23
07.02.23 09.02.23
14.02.23 16.02.23
21.02.23 28.02.23
02.03.23 07.03.23
09.03.23 14.03.23
16.03.23

задач

Конкурс решения
задач

28

11. 30.03.23 04.04.23 18.10 – 18.55;
06.04.23 11.04.23 19.05 – 19.50
13.04.23 18.04.23
20.04.23 25.04.23
27.04.23 02.05.23
04.05.23 11.05.23
16.05.23 18.05.23
23.05.23

Комплексная

30

Слабые поля

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

18.10 – 18.55;
19.05 – 19.50

Комплексная

2

Итоговое занятие

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

Итого

144

12. 25.05.23
13.

29

Приложение №1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(первый год обучения)
Гр.4 Суббота

17.30-18.15; 18.25-19.10

Воскресенье 15.00-15.45; 15.55-16.40
№ п\ п Дата
Время проведения занятия
проведения

К-во ч.

Тема занятия

Место

Комплексная
Суббота
17.30-18.15;
18.25-19.10
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40
Комплексная
04.09.22 10.09.22 Суббота
17.30-18.15;
11.09.22 17.09.22 18.25-19.10
18.09.22 24.09.22 Воскресенье
15.00-15.45;
25.09.22
15.55-16.40

2

Вводное занятие

ведения
« ДТ «Юлдаш»

14

История шашек

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

3.

Комплексная
01.10.22 02.10.22 Суббота
17.30-18.15;
08.10.22 09.10.22 18.25-19.10
15.10.22
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40

10

Шедевры русских шашек

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

4.

16.10.22 22.10.22 Суббота
17.30-18.15;
Комплексная
29.10.22
18.25-19.10
30.10.22
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40

8

Практический блок

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

1.

2.

Форма занятия

03.09.22

про- Форма контроля
Наблюдение

30

5.

6.

Комплексная
05.11.22 06.11.22 Суббота
17.30-18.15;
18.25-19.10
12.11.22
13.11.22
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40
19.11.22 20.11.22 Суббота
17.30-18.15; 18.25- Комплексная
19.10
26.11.22
27.11.22
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40
Суббота
17.30-18.15; 18.25- Комплексная
19.10
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40

7.

03.12.22 04.12.22
10.12.22 11.12.22
17.12.22 18.12.22
24.12.22 25.12.22
31.12.22 14.01.23
15.01.23 21.01.23
22.01.23 28.01.23
29.01.23

8.

04.02.23 05.02.23 Суббота
Интегрированное
17.30-18.15;
занятие
18.25-19.10
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40
11.02.23 12.02.23 Суббота
17.30-18.15; 18.25- Комплексная
18.02.23 19.02.23 19.10
25.02.23 26.02.23 Воскресенье
15.00-15.45;
04.03.23
15.55-16.40

9.

8

Чемпионаты России

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

8

Международные шашки

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

30

Значений полей

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

4

Правила игры по КЗОТ шашечной
федерации

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

22

Эндшпиль

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

31

05.03.23 11.03.23
12.03.23
18.03.23
10.

11.

12.

13.

19.03.23 25.03.23 Суббота
17.30-18.15; 18.25- Интегрированное
занятие
26.03.23
19.10
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40
01.04.23 02.04.23 Суббота
17.30-18.15; 18.25- Комплексная
08.04.23 09.04.23 19.10
15.04.23 16.04.23 Воскресенье
15.00-15.45;
22.04.23 23.04.23 15.55-16.40
29.04.23 30.04.23
06.05.23 07.05.23
13.05.23 14.05.23
20.05.23

21.05.23

Суббота
17.30-18.15; 18.25- Комплексная
19.10
Воскресенье
15.00-15.45;
15.55-16.40

6

Усвоение
техники
шахматными часами

владения « ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

30

Слабые поля

« ДТ «Юлдаш»

Конкурс решения
задач

2

Итоговое занятие

« ДТ «Юлдаш»

Наблюдение

144

32

33

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».