юные биологи1

РАЗДЕЛ 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа естественнонаучной направленности нацелена на то,
чтобы заинтересовать, привлечь внимание всех учащихся, а не только детей,
обладающих определёнными способностями. Для этого необходимо показать им
науку во всей её многогранности, акцентируя внимание на интересных,
занимательных темах.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
биолог» базового уровня рассчитана на 1года для учащихся14-16лет и имеет
естественно-научную направленность. Уровень сложности программы -базовый.
Программа ориентирована формирование у учащихся умения поставить цель и
организовать её достижение, а также креативных качеств–гибкость ума, терпимость
к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
.По форме организации содержания программа комплексная, так каквключает в себя
не только теоретическую основу, но экспериментальную, рассчитанную на
практическое освоение мира.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря
2018 г., протокол № 3);

2

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, 10 основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ.
Актуальность данной программы состоит в том,Общебиологические знания
необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к.
только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок,
ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы,
заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического
кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения
понимание жизни как величайшей ценности. В процессе обучения учащиеся
приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии,
которые позволяют:
− лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора
устойчивости живых систем и биосферы в целом;

3

− глубже изучить особенности морфологии, физиологии и воспроизведения
представителей основных царств живых организмов, понимать механизмы роста,
морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;
− познакомиться с принципом системной организации, дифференциации и интеграции
функций организма;
− на базе современного учения о клетке сформировать представление об
единстве и многообразии клеточных типов, основных чертах строения, метаболизма,
закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения,
развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений;
− лучше понять проявления фундаментальных свойств организма —
наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого
(молекулярном, клеточном, организменном и популяционном), углубить
представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа,
мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;
− более глубоко понимать психофизиологические и биологические основы
жизнедеятельности человека, иметь представление о биологических основах
интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к
среде обитания и условиях сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и
биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли;
− иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической
организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;
− формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;
− понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать
основные теории эволюции, концепции видообразования, понимать современный
эволюционный подход к изучению биологических процессов.
Наряду с основной задачей – углубленного изучения отдельных тем – программа
дополнительного
образования
позволяет
систематизировать
знания
старшеклассников по основным разделам биологии, что, в свою очередь, делает ее
полезной при подготовке выпускников школы к вступительным экзаменам по
биологии в ВУЗы. Контрольные задания составлены в тестовой форме различных
типов, которая используется как при государственном тестировании, так и в
контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Значимость
социальнозначимых

программа«Юный

биолог»позволяет

и

задач:Достижение

образовательных

решать
цели

ряд

обеспечено

посредством решения следующих задач:
1.Сформировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве
и многообразии мира.
4

2.Научить систематизировать биологические знания и выделять главные
аспекты.
3.Адекватно оценивать взаимосвязь природы и человека.
4.Воспитывать бережное отношение к природе
5.Развивать умения самостоятельно работать с научной литературой.
Новизна программысостоит новизна программы состоит в организации
учебного процесса с использованием компетентностного подхода, в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологических
знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе
экологических, особенностей. Занятие в кружке позволит школьникам, с одной
стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой–
продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися
школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий.
В комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера
выработки умений и навыков работы с информацией. Программой предусмотрено
проведение практических занятий, как с натуральными объектами, так и с
гербариями, коллекциями, влажными препаратами. Программа позволяет развивать
индивидуальные навыки, научиться анализировать и понимать, работать с
дополнительной литературой и средствами массовой информации.
Программа предполагает возможность вариативного содержания- в
зависимости от особенностей мотивации и творческого развития учащихся педагог
может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять практические
задания новыми изделиями, а также предложить на выбор темп, форму обучения,
тему дизайн-проекта и материал для выполнения работы.
При

изучении

основных

разделов

программы

легко

осуществляются

межпредметные связи биологии с такими предметами как физика, география и химия.
Программа построена таким образом, что данная программа включает в себя два
этапа: основной обучающерепродуктивный и этап творческой самостоятельной или
групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные
разработки детей. Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание
школьниками собственного проекта.

5

Практико-ориентированность данной программы направлена на то, чтобы
обучающиесяиспользовали приобретенные знания и умения в практической
деятельности для:
соблюдения мер по профилактике заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
Данная

программа

включает

в

себя

два

этапа:

основной

обучающерепродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой
работы.
Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей.
Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками
собственного проекта. Адресат программы.Программа ориентирована на детей в
возрасте-14-16лет. Старший подростковый возраст часто называют отроческим,
переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным
периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от
ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной),
физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).Переход от
детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех
сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного,
социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем
закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных
и социальных установок личности. Данная

программа учитывает возрастные

индивидуальные возможности подростков, описанные выше, и создает условия для
успешности каждого ребенка.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на1 год. Общее
количество 144 часа
6

Формы обучения.Форма обучения – очная и возможен дистанционный формат
обучения.
Режим занятий Учебный год длиться с 01 сентября по 31 мая. Групповые
занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
Каждое занятие состоит из 1 академического часа, который равен по времени
45 минутам активного обучения обучающихся.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом пожеланий родителей
(законных представителей), возрастных особенностей детей, установленных
санитарно-гигиенических норм.
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс
осуществляется на русском языке в соответствии с учебным планом и календарным
учебным графиком в объединении, сформированном в группы обучающихся одного
возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или
всем составом объединения.
С целью организации обучения в дистанционной форме используются
социальная

сеть

«В

контакте»,

чаты

в

социальной

сети:

«Телеграмм»,

образовательная платформа «Сферум», электронная почта.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных
занятий(комбинированное занятие, мастер-класс, занятие-путешествие, выставка,
конкурс), атакже современные формы такие как занятие-квест, образовательный
челендж (социальная акция, хакатон, флешмоб, марафон).
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых

соответствует

требованиям

развивающего

обучения

с

учетом

физиологических и возрастных особенностей детей.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с основными
понятиями, закономерностями.
Подача

теоретического

материала

демонстрацией плакатов, авторских работ.
7

сопровождается

видеоматериалом,

Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в
материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы,
пользование инструментами.
Для активизации образовательной деятельности используются методы:
проблемное обучение – стимулирование детей к самостоятельному поиску

-

знаний, необходимых для решения конкретной дизайнерской проблемы;
-контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний путем
выявления связей между конкретным знанием и его применением;
-обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности
учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
межпредметное обучение – использование знаний из разных областей, их

-

группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
Дистанционное обучение.Программа может быть реализована с применением
дистанционных форм обучения с учетом Положения об электронном обучении и
использовании

дистанционныхобразовательных

дополнительных

общеобразовательных

технологий

при

реализации

общеразвивающих

программ»,

утвержденным педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционном формате используются
платформа ZOOM, Яндекс-телеграмм, приложение WatsApp.Обучение в
дистанционном формате предусматриваетонлайн и оффлайн обучение в зависимости
от технических возможностей обучающихся.
Дистанционное
телекоммуникаций,

обучение,
имеет

осуществляемое

следующие

формы

с

помощью

занятий:

компьютерных

чат

–

занятия,

форумзанятия — дистанционные занятия, конференции, семинары, практикумы и др.
В

дистанционном

обучении

телекоммуникационная технология.

8

используется

кейс–технологияи

В программе предусмотрено проведение стартовой,промежуточной и итоговой
аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации обучающихся
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и периодичность
проведения аттестации обучающихся.

1.2. Цель и задачи
Целью программы:является развитие у школьников экологической культуры
поведения, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как
важному естественно-научному и культурному опыту человечества.
Изучение построено с учетом развития основных биологических поня-тий в
каждом курсе. Лабораторные работы и экскурсии включены в программу. Однако
их тематика и выбор объектов изучения даны ориен-тировочно и могут быть
изменены по желанию педагога в связи с особенностями местных условий

Задачи: Метапредметные
• Расширять кругозор, что является необходимым для любого
культурногочеловека.
• Способствоватьпопуляризацииуучащихсябиологическихиэкологичес
ких знаний.
• Ознакомлениесвидовымсоставомфлорыифауныокрестностей;средки
мииисчезающимирастениямии животными местности; с правилами поведения
в природе;
• Знакомить с биологическими специальностями. Предметные
• Развитиенавыковприсоставленииисистематизациибиологическихкол
лекций и гербариев ,а также навыки работы с микроскопом.
• Развитиенавыковобщенияикоммуникации.
Развитиетворческихспособностейребенка.
• Формированиеэкологическойкультурыичувстваответственностизасос
тояниеокружающей средысучетомрегиональныхособенностей.
• Формирование приемов, умений и навыков по организации
•

9

поисковой
иисследовательскойдеятельности,самостоятельнойпознавательнойдеятельности,про
веденияопытов.
• Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Личностные
•
•
•
•
•

Воспитать у учащихся чувство коллективизма
Воспитывать бережное отношение к природе
Формировать коммуникативные свойства личности
Воспитывать заботливое отношение к животным
Воспитывать бережное отношение к здоровью человека
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план

№/
месяц

Темы

Количество занятий
Общее

10

том
В том числе В
теоретических практических

числе

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Теория (4 час) Знакомство с содержанием программы «Юный биолог». Роль
учащихся в области защиты, восстановления Природы родного края. Права и
обязанности воспитанников. Инструктаж по техники безопасности.

2. Природа под микроскопом.
Теория(10)Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры
первой помощи. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с
микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Самые маленькие организмы.
Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Бактерии в жизни
человека. «Суд над бактерией» Простейшие организмы. Клетки растений и животных
Что показал нам микроскоп.
Практика (6) Лабораторные работы. Входной контроль. Разработка творческих
проектов. Презентация и обсуждение полученных работ.

3. Осенние явления в природе.
Теория (8)Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений
и животных. Осенние пейзажи. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая
охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.
Подготовка выставки и презентации мини-проектов. О чем нам осень рассказала.
Практика (6) Презентация и обсуждение полученных работ.
4. Зеленый мир. Теория (8)Мир растений. Особенности и многообразие растений.
Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений
и их функции. Кто такие? Где живут? Определение растений. Определение
растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».
Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.
Практика (8)Работа с гербариями съедобных, ядовитых и лекарственных растений
Башкортостана.
11

5. Мир животных. Теория (8) Особенности и многообразие животных. Тайны жизни
одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир
беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. В мире позвоночных
животных. Теплокровные животные. Праздничная зоо-викторина.
Презентация новой игры
Практика (8) Работа с микроскопами(рассматривание одноклеточных животных) 6.
Организм человека.
Теория (6) Человек - особенный. Как появился человек. Выявление доказательств
эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека.
Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Особенности
ВНД человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.
Практика (6)
7. Эволюция природы
Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало
эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево
(аппликация). Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки
современных теплокровных. Эволюция сегодня и завтра.

8. Весна в природе
Признаки весны. Весна в жизни растений. Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги РБ. Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.
Способы вегетативного размножения растений. Весна в жизни животных. Весенние
пейзажи .Секреты перелетных птиц.

9. Природа под охраной.

Красная книга, история ее возникновения. Красная книга Республики Башкортостан,
России .Представители флоры и фауны нашего края, занесенные в Красную книгу.
Причины исчезновения некоторых видов флоры и фауны. Пути и сохранения и
восстановления. Представители флоры и фауны нашего края занесенные в Красную
книгу, места их обитания, пути их сохранения от исчезновения. Экологические
проблемы. Экологические организации. Состояние природы в районе нашего села.
12

Исследования

состояния

природы.

ПДК.

Методы

охраны

природы.

Природоохранные территории .Экологическая тропа. Экологические проекты.
10. Здоровье человека и окружающая среда.
Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда
жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека.
Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека. ЗОЖ. Культура
питания.
Анализ состава пищевых продуктов. Акция: «Если хочешь быть здоров…» Итоговое
отчетное занятие.
1.5.Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и методы
работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс реально
осуществляется в двух направлениях: – основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
План воспитательной работы объединения на год размещен в Приложении №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее
результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры
(корпоративная ответственность).

13

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих
составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи,
культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок
приходит на занятия, прежде всего для того, чтобы содержательно и эмоционально
пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования
решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;

14

– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании,
создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами
(выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к
получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создает условия для развития творческих способностей обучающегося. Методы
воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа,
диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие
ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение
действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Направления:
Профориентация- С учетом психологических и возрастных особенностей
обучающихся детских объединений можно выделить следующие этапы
профориентационной работы:
11-14 лет: развитие у подростков личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа
“Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах
социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском

15

хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися
профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные
возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к
человеку.
15-16 лет: уточнение образовательного запроса; групповое и индивидуальное
консультирование педагога-психолога с целью выявления и формирования
адекватного принятия решения о выборе профессии; формирование
образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям,
ценностным ориентациям.
Направления и формы работы.
Профориентационная работа в организации дополнительного образования может
строиться по следующим основным направлениям:
•

Консультационное;

•

Обучающее (формирующее).

Консультационное направление - подразумевает содействие выбору школьника.
Консультация по профессиональной ориентации подразумевает наличие запроса
школьника.
Можно выделить 3 этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному
выбору профессии, ведется она в течение всего периода обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в
соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями
ученика.

Эту

консультацию

в

9-11

классах

профессионально

специалистыпрофконсультанты совместно с педагогами.

16

проводят

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки образовальной
организации и осуществляется в организациях СПО, ВПО на предприятиях и т.п.
Обучающее (или формирующее) направление:
В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд определенных
компетенций:
•

умение анализировать мир профессий;

•

умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации
профессионального выбора;

•

владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации и
поиска работы.

Формы:деловые и ролевые игры.
Гражданско-патриотическое включает в себя следующие направления:
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
•

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими
моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм,
соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество,
любовь к Родине и своему народу;

•

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

•

формирование социальной активности, направленной на служение интересам
своего Отечества;

•

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному
способу достижения успеха в жизни;

•

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание
активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие
асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

-культурно-историческое направление, предполагает:
17

•

воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её
замечательным людям;

•

вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических
памятников боевой и трудовой славы;

•

формирование чувства национальной гордости, национального самосознания,
способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Формы проведения:
1. Проведение памятных дней:
•

День Победы;

•

День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:
•

«Солдатские письма»;

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
•

«А ну-ка, парни!»;

•

«Веселые старты»;

•

смотр строя и песни.

4. Участие в акции «Вахта памяти»:
•

встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

•

проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, квестов.

5. Изучение родного края:
•

экскурсии в музеи;

•

изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с
природой и использованием ее богатств; уход за памятником.

конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Результат воспитания:
Обучающийся 15-16 лет приобретает опыт:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, ДТО
18

трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в социуме
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения
опыт

самопознания

и

самоанализа,

опыт

социально

приемлемого

самовыражения и самореализации

РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график Начало
учебного года –первый год обучения – 01.09.2021г.
Окончание учебного года -31.06.2022 г.
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни:11 октября -День Республики Башкортостан 4 ноябряДень народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы 7 января -

19

Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 мартаМеждународный женский день 1 мая - Праздник Весны и Труда 9 мая - День
Победы 13 мая-Ураза Байрам.
Количество часов в год:144 ч.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2021-2020 учебный год.
2.2Условия реализации программы Для
успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором,
клавиатурой (или ноутбук) и колонками,флипчарт с комплектом листов/маркерная
доска, соответствующий набор письменных принадлежностей Рабочее место
обучающегося: стол, стул Расходные материалы:
бумага А4 для распечатки;
тетрадь общая 48 листов;
пособие по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся;
таблица Менделеева.
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог должен
иметь педагогическое и профильное образование, владеть педагогическими
технологиями продуктивного, дифференцированного и дистанционного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, а также ИКТ
технологиями.
2.3Формы контроля и аттестации
Подведение итогов и контроль освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Юные биологи» обеспечивает оперативное управление образовательным

20

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную

и

корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе предусмотрено
проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и итоговый, а также
различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы)
программы с целью выстраивания индивидуального подхода к обучающимся на
основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки. Оперативный
контроль проводится с целью объективной оценки результатов освоения содержания
программы, а также стимулирования работы на занятиях.
Основные формы текущего контроля: тестирование, опрос, просмотр и
выставка практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся проводится в
форме промежуточной аттестации в конце первого года обучения.
Основные формы промежуточной аттестации: защита рефератов, викторина,
конкурс, олимпиада. Лучшие творческие работы представляются на отчётную
выставку.
Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения по
окончании

образовательной

программы

(май)

в

форме:

защита

индивидуальногопроекта.
Для

фиксации

результатов

контроля

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы «Юные биологи» используются:
- материалы анкетирования и тестирования
- диагностические карты
- грамоты и дипломы
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио учащегося.
21

Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, защита
творческих проектов, открытое занятие, конкурс, фестиваль.
2.4Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной программы,
а именно: метапредметные, личностные предметные результаты.
По результатам оценивания определяетсяуровень освоения программы
«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической карте
(листе оценки)
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается ли цель
образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии
обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических
исследований и др.
Способы и критерии оценки личностных результатов и метапредметных
результатов: наблюдение, анкетирование, оценка результатов рефлексии,
портфолио, выставки
Качества
личности

Степень проявления (уровень)
высокий

средний

Метапредметные результаты

22

низкий

Регулятивные
умения

самостоятельно
готовит

рабочее

место и планирует
свою
убирает

работу
за

и

собой

самостоятельно;
безразличен
внешней

к
оценке

(деятельность

не

изменяется)
адекватно оценивает
свою работу;

организовывает
рабочее
место,
планирует
и
организовывает
работу
при
поддержке педагога
;
эмоционально
реагирует на оценку
взрослого
(при
похвале – радуется,
темп
работы
увеличивается, при
критике – сникает,
деятельность
замедляется
или
вовсе прекращается;
оценка
ребёнком
созданного
им
изображения

завышенная или
заниженная.

23

испытывает серьезные
затруднения при
организации своего
рабочего места, при
планировании и
организации работы
нуждается в постоянном
контроле и помощи
педагога;
безразличен к оценке
взрослого; оценка
ребёнком созданного им
изображения
отсутствует

Коммуникативны
е умения

внимателен,
адекватно
воспринимает
информацию;
самостоятельно
готовит информацию,
выступая перед
аудиторией, свободно
владеет и подает
информацию;
самостоятельно
участвует в
дискуссии, логически
обоснованно
предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою
точку зрения.

воспринимает

с трудом

учебную

воспринимает учебную
информацию; перед

информацию

при

напоминании

и

аудиторией не

готовит

выступает, но

контроле;
информацию
выступает

и
перед

аудиторией

при

испытывает серьезные
затруднения при
подготовке и подаче

поддержке педагога;

информации; участие в

участвует

дискуссиях не

в

дискуссии, защищает

принимает, свое мнение

свое

не защищает, либо

мнение

при

поддержке педагога

испытывает серьезные
затруднения в ситуации
дискуссии

Познавательная и
творческая
активность

Активен, нацелен на
процесс и результат
деятельности,
проявляет
самостоятельность
при выполнении
заданий различной
сложности, задает
оригинальные
вопросы, предлагает
оригинальные
решения, добивается
высоких результатов.

активен, проявляет
интерес к одним и
пассивен к другим
заданиям; Вопросы
задает, исходя из
практических
потребностей;
сосредоточен в
основном на процессе
и действии не всегда
самостоятелен при
выполнении
творческих заданий.

Личностные результаты

24

малоактивен, наблюдает
за деятельностью других,
Отсутствует стремление
к

качественному

выполнению задания.
Работает по образцу.
Результативность низка.

Самоопределение и
смыслообразование

адекватно оценивает Не
свои

может Не

всегда

способности, адекватно

оценить оценить

свои

свои способности и способности и мотивы

мотивы
Способен

может адекватно

делать мотивы деятельности;

деятельности

выбор, независимо от большая
внешнего

степень Выбор делает с трудом,
самостоятельности в только с
помощью

«давления»,

решении

и

проявляет постоянно способов

поиске
учебной

инициативу,

задачи;

испытывая

самостоятельность,

трудности

проявляет

обращается

за

взрослых.
не

проявляет

инициативности

и

самостоятельности

в

процессе
занятий,
задает
устойчивый интерес к помощью,
утрачивает интерес к ним
занятиям, упорство и вопросы; проявляет
при
затруднениях,
настойчивость
при активность и интерес
проявляет отрицательные
занятиям
в
выполнении трудной к
эмоции
зависимости
от
задач
настроения

Нравственность,
гуманность

имеет нравственные
убеждения
;поступкам присуща
нравственная
культуры;
аргументировано
может обосновать
поступки на
основании этических
переживаний

стремление к

неясное, расплывчатое
понимание
пониманию
необходимости
нравственноэтических соблюдения
нравственных норм в
норм;. Недостаточно
общении с людьми. В
устойчиво реализует
деятельности и
нравственные нормы поступках проявляется
центрированность на
в поведении.
себе.
Рефлексивные навыки
сформированы
недостаточно.

Эстетическая
воспитанность

Систематизированны
е, глубокие знания об
эстетической об
основных
эстетических
категориях,

недостаточная
осведомленность об
основных
эстетических
категориях,
неустойчивая

25

преобладают
разрозненные,
несистематизированные
знания об эстетической
культуре, об основных
эстетических категориях;

устойчивые

способностью к

проявления

эстетической оценке

эстетических

и рефлексии,

потребностей,

ограниченный

развита способность

диапазон

к эстетическому

эмоциональной

мировосприятию.

отзывчивости и
эмпатического
восприятия

Оценка

предметных

результатов

предусматривает

выявление

уровня

достижения обучающимися планируемых результатов с учетом теоретической и
практической подготовки учащегося. Оценка достижения предметных результатов
ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а также в ходе выполнения
итоговых проверочных работ.
Критерии оценки практической подготовки учащихся:
соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;
свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;
качество выполнения практического задания, творческие навыки
Способы и критерии оценки предметных результатов: опрос, тестирование,
викторина, олимпиада.
Качества личности

Степень проявления (уровень)
высокий

средний
Предметные результаты

26

низкий

Теоретическая
подготовка)

освоил весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период;
специальные
термины употребляет
осознанно и в полном
соответствии

объем усвоенных
знаний составляет
более ½; знает
отдельные
специальные
термины, сочетает
специальную
терминологию с
бытовой

не усвоил теоретическое
содержание программы
или овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой; не
употребляет
специальные термины

объем усвоенных

овладел менее чем ½
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
серьезные затруднения
при работе с
оборудованием;
выполняет задания на
основе образца;

с их содержанием

Практическая
подготовка
(Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой,
владение
специальным
оборудованием и
оснащением;
творческие навыки)

овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период;
работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
выполняет
практические задания
с элементами
творчества
самостоятельно.

умений и навыков
составляет более ½;
работает с
оборудованием с
помощью педагога;
видит необходимость
принятия творческих
решений, выполняет
практические задания
с элементами
творчества с
помощью педагога;

3.Методические материалы
В основу дополнительной общеразвивающей программы «название программы»
положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает, что учащийся
не только овладевает системой знаний по основам изобразительной деятельности,
декорирования и дизайна, но осваивает универсальные способы действий, овладевает
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшей

27

ценностью является личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда личный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов могут
быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в программу:
Технология деятельностного

типа,

реализуемая

через

проектную деятельность.
Интерактивное

обучение,

организуемое

через

диалоговое

общение,

когдапрактически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания,
они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой связи используются
такие формы обучения на занятиях как: творческие задания, работа в малых группах,
обучающие игры, экскурсии, соревнования, выставки, работа с наглядными
пособиями, видеоматериалами, «обучающийся в роли педагога «каждый учит
каждого», разрешение проблем (мозговой штурм).
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения учебных
занятий:
отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях с
использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
поддержка альтернативности и множественности мнений;
развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и
ощущению эмоционального удовлетворения;
занимательность и эмоциональный тон занятия;
педагогически целесообразная дифференциация обучающихся
возможностям;
уважительное отношение к мнению каждого;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
28

по

учебным

включенность в

практическую

деятельность,

формирующую

около

профессиональные навыки;
Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при этом
решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем
определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос, как эту
цель можно достигнуть (выбор способов действий, технологий). И, наконец,
выбранная технология реализуется, в результате чего формируются соответствующие
умения.
На занятиях используются также традиционные педагогические методы:
Словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж)
Наглядные (демонстрация картины, репродукции, таблицы, схемы, карты,
видеофильмы, презентации, модели, макеты, диаграммы, натуральные объекты,
рисунок (художественный, технический, эскиз)

Практические (упражнения,

практические работы)
Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практической работы, комбинированное, изучения нового материала, обобщающее,
занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др..
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода обучения.
4.Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимы следующие
дидактические материалы:
•

Биология. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание

•

Экология. Учебное электронное издание

•

Экология. Электронный мультимедийный курс

•

Биология. Красная книга Республики Башкортостан

29

•

Электронный учебник «Кирилла и Мефодия», мультиме-дийные пособия,
электронные энциклопедии «Зоология», «Ботаника», «Открытая биология»
Физикон и др.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об

образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации»;
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020

N

28

"Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6.

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на

заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря
2018 г., протокол № 3);
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
30

8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №

467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими

образовательную

общеобразовательным

программам,

деятельность

образовательным

по

основным

программам

среднего

профессионального образования, 10 основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ

Литература для педагога
1. Пасечник В.В.Биология.
класс..М.:Дрофа,2017.

Основная:
Многообразие покрытосеменных

растений.

2. ЛатюшинВ.В. Шапкин В.А. Биология.Животные.7 класс.М.:Дрофа, 2017.

31

6

3. Арбузова, Е. Н. Визуализация образовательного процесса по биологии
средствами инфографики / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. 2017.
4. Пасечник В.В.Методическое пособие.Биология.Бактерии,грибы,растения.5
класс. М.:Дрофа,2016.
5. Якушкина Е.А., ПоповаТ.Г. ТрахинаЕ.В. Биология. Проектная деятельность
учащихся 5-9 класс. Волгоград, изд-во "Учитель", 2017.
6. ИшкинаИ.Ф.Биология. Поурочные планы(часть1-2) Волгоград, изд-во "Учитель
-АСТ.",2017.
Дополнительная: 1. Бауэр Э.С.
Теоретическая биология / Э.С. Бауэр; Сост. и прим. Ю.П. Голикова;
Вступ. ст. М.Э. Бауэр. — СПб.: Росток, 2017. — 352 с.
2. Горохова С.С. Основы биологии: Учебное пособие / С.С. Горохова, Н.А.
Прокопенко, Н.В. Косолапова. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 64 c.
3. Горчаков Э.В. Основы биологической химии. Учебное пособие, 2-е изд., стер.
— М.: Лань, 2019. — 208 c 4. Дондуа А. К. Биология развития. Учебник. —
М.: Издательство СПбГУ, 2018. — 812 c.
5. Захваткин Ю. А. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2021. — 392 c.
6. Константинов В.М. Общая биология: Учебник / В.М. Константинов. — М.:
Академия, 2019. — 304 c. Интернет-ресурсы:
1.https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.ebio.ru%2Findex-1.html.
2.https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fbiologylib.ru%2Fcatalog%2F.
3.https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fbiologylib.ru%2Fcatalog%2F
4.https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.cellbiol.ru%2F.
5.https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Ffaunaflora.ru%2F39%2F

32

Приложение №1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа 1 (четв. 1800-1940, субб.1555-1735) Группа
2 (среда 18.00-19.40, субб. 14.00-15.40)
№ п\ п

1.

Дата
Время
прове
проведения
дения
занятия
01.09 Гр.1
Гр.2

Форма занятия

К-во
ч.

Комплексная

2

Вводное занятие

МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

наблюдение

Введение. Методы
исследования природы.
Правила безопасности и
меры первой помощи.
Исследования природы
с помощью микроскопа.
Правила работы с
микроскопом.
Приготовление
микропрепаратов.

МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

наблюдение и
анализ
практических
умений
наблюдение и
анализ
практических
умений

2.

04.09

Гр.1
Гр.2

Лабораторная
работа

2

3.

8.09

Гр.1
Гр.2

Лабораторная
работа

2

33

Тема занятия

Место
проведения

МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

Форма контроля

4.

11.09

Гр.1
1500-1640

Лабораторная
работа

2

Самые маленькие
организмы.
Особенности и
разнообразие бактерий.

МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

наблюдение и
анализ
практических
умений

Лабораторная
работа

2

Бактерии в жизни
человека.

МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

наблюдение и
анализ
практических
умений

Беседа

2

Бактерии в
человека.

Беседа

2

«Суд над бактерией»

МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

опрос

Лабораторная
работа

2

Простейшие организмы. МБОУ ДО
«ДТ
Клетки
растений
и животных.
«Юлдаш»

опрос

Гр.2
5.

15.09

16.50-18.30
Гр.1
1500-1640
Гр.2

6.

7.

8.

18.09

22.09

25.09

16.50-18.30
Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30
Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30
Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

9.

Что показал
микроскоп.

29.09

34

жизни МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

нам

МБОУ ДО
«ДТ
«Юлдаш»

наблюдение

10.

02.10

Гр.1
1500-1640

Лабораторная
работа

2

Введение. Сезонность в викторина
природе.
Фотопериодизм.

Беседа

2

Осень в жизни растений опрос
и животных.

Беседа

2

Осенние пейзажи.

Лабораторная
работа

2

Грибное царство. Что наблюдение и
мы знаем о грибах.
анализ
практических
умений

Гр.2
16.50-18.30
11.

06.10

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

12.

9.10

Гр.1

опрос

1500-1640
Гр.2
16.50-18.30
13.

14.10

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

35

14.

16.10

Гр.1
1500-1640

Лабораторная
работа

2

«Тихая охота». Правила
сбора и переработки
грибов. Первая помощь
при отравлении.

Беседа

2

Подготовка выставки и викторина

Гр.2
16.50-18.30
15.

25.09

Гр.1

презентации
минипроектов.

1500-1640
Гр.2
16.50-18.30
16.

26.09

Гр.1

наблюдение и
анализ
практических
умений

Беседа

2

О
чем нам осень
рассказала.

Семинар

2

Мир
растений. викторина
Особенности
и
многообразие растений.

1500-1640

наблюдение

Гр.2
16.50-18.30
17.

01.11

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

36

18.

02.11

Гр.1
1500-1640

Лекция

2

Тайны жизни растений. наблюдение
Строение растений и
жизнедеятельность.
Органы растений и их
функции.

Беседа

2

Кто такие? Где живут? тестирование
Определение растений.

Беседа

2

Определение растений.
Подготовка
внеклассного

Гр.2
16.50-18.30
19.

08.11

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

20.

09.11

Гр.1
1500-1640
Гр.2

мероприятия «Что ты
знаешь о растениях?».
Роль
растений
в
природе
и
жизни
человека.

16.50-18.30

21.

15.11

Гр.1
1500-1640

опрос

Беседа

2

Гр.2
16.50-18.30

37

Съедобные и ядовитые
растения.
Лекарственные
растения.

опрос

22.

16.11

Гр.1
1500-1640

Беседа

2

Мир
животных. наблюдение
Особенности
и
многообразие
животных.

Беседа

2

Тайны
жизни тестирование
одноклеточных
животных.
Выращивание культуры
инфузории-туфельки.

Семинар

2

Мир беспозвоночных
животных.

викторина

Семинар

2

Определение
членистоногих

опрос

Гр.2
16.50-18.30
23.

22.11

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

24.

23.11

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

25.

29.11

Гр.1
1500-1640

рисункам и коллекции.

Гр.2
26.

30.11

16.50-18.30
Гр.1

по

Беседа

2

1500-1640
Гр.2
16.50-18.30
38

В мире позвоночных
животных.
Холоднокровные
животные.

27.

06.12

Гр.1

Беседа

2

В мире позвоночных
животных.
Теплокровные
животные.

Игра

2

Праздничная
наблюдение
зоовикторина.
Презентация
новой
игры

Лекция

2

Человек - особенный.

Семинар

2

Как появился человек.
наблюдение
Выявление
доказательств эволюции
человека.

1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

28.

07.12

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

29.

13.12

Гр.1
1500-1640

наблюдение

наблюдение

Гр.2
16.50-18.30
30.

14.12

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

39

31.

20.12

Гр.1
1500-1640

Лабораторная
работа

2

Особенности устройства опрос
и
работы
систем
органов
человека.

Беседа

2

Функциональные
пробы и исследования
работы
организма
человека.

наблюдение

Беседа

2

Особенности
человека.

наблюдение

Лекция

2

Факторы
здоровья опрос
человека.
Влияние
вредных привычек на
здоровье.

Семинар

2

Теория эволюции.
От
Дарвина
Опарина.

Гр.2
16.50-18.30
32.

21.12

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

33.

27.12

Гр.1
1500-1640

ВНД

Гр.2
16.50-18.30

34.

28.12

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

35.

10.01

Гр.1
1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

40

опрос
до

36.

11.01

Гр.1
1500-1640

Лабораторная
работа

2

Доказательства
эволюции.

Комплексная

2

Начало
эволюции. викторина
Рождение Земли.

Беседа

2

Первые
«живые» в наблюдение
океане.
Эволюционное дерево
(аппликация).

Деловая игра

2

Завоевание суши.

наблюдение

Интегрированное
занятие

2

История динозавров.

опрос

Гр.2
16.50-18.30
37.

17.01

Гр.1
15.00-16.40

наблюдение и
анализ
практических
умений

Гр.2
16.50-18.30
38.

18.01

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

39.

24.01

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

40.

25.01

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

41

41.

31.01

Гр.1

Комплексная

2

Необыкновенные
опрос
предки
современных
теплокровных.

Беседа

2

Эволюция
завтра

Деловая игра

2

Признаки весны.

Интегрированное
занятие

2

Весна
в
растений.

1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

42.

07.02

Гр.1
1500-1640

сегодня

и викторина

Гр.2
16.50-18.30

43.

08.02

Гр.1

наблюдение

1500-1640
Гр.2
16.50-18.30

44.

14.02

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

42

жизни наблюдение

45.

15.02

Гр.1
15.00-16.40

Беседа

2

Первоцветы
под
викторина
охраной.
По страницам красной
книги РБ.

2

Вырастить
растение своими
руками.

Гр.2
16.50-18.30
46.

21.02
Гр.1

Лекция

Основы
растениеводства.
Выращивание рассады
овощных и комнатных
растений.

15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30
47.

22.02

Гр.1

наблюдение

Деловая игра

2

Способы вегетативного викторина
размножения растений.

Интегрированное
занятие

2

Весна
в
животных.

15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30
48.

28.02

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

43

жизни наблюдение и
анализ
практических
умений

49.

07.03

Гр.1
15.00-16.40

Комплексная

2

Весенние пейзажи

наблюдение

Интегрированное
занятие

2

Секреты
птиц.

викторина

Беседа

2

Красная книга, история наблюдение и
ее возникновения
анализ

Гр.2
16.50-18.30
50.

14.03

Гр.1
15.00-16.40

перелетных

Гр.2
16.50-18.30
51.

15.03

Гр.1
15.00-16.40

практических
умений

Гр.2
16.50-18.30
52.

21.03

Гр.1
15.00-16.40

Деловая игра

2

Гр.2
16.50-18.30

44

Красная
книга наблюдение и
Республики
анализ
практических
Башкортостан, России
умений

53.

22.03

Гр.1
15.00-16.40

Интегрированное
занятие

2

Представители флоры и тестирование
фауны нашего края,
занесенные в Красную
книгу

Комплексная

2

Причины исчезновения наблюдение
некоторых видов флоры
и фауны. Пути и
сохранения
и
восстановления.

Беседа

2

Представители флоры и викторина
фауны нашего края,
занесенные в Красную
книгу,
места
их
обитания,
пути
их
сохранения
от
исчезновения.

Лекция

2

Экологические
проблемы.
Экологические

Гр.2
16.50-18.30
54.

28.03

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

55.

29.03

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

56.

04. 04

Гр.1
15.00-16.40

организации.

Гр.2
16.50-18.30

45

наблюдение

57.

05.04

Гр.1
15.00-16.40

Лабораторная
работа

2

Состояние природы в
районе нашего села.
Исследования
состояния природы.
ПДК.

наблюдение и
анализ
практических
умений

Интегрированное
занятие

2

Методы
природы.

наблюдение

Комплексная

2

Природоохранные
территории

опрос

Беседа

2

Экологическая тропа.

наблюдение и
анализ
практических
умений

Лекция

2

Экологические проекты. наблюдение

Гр.2
16.50-18.30
58.

11.04

Гр.1
15.00-16.40

охраны

Гр.2
16.50-18.30
59.

12.04

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

60.

18.04

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

61.

19.04

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

46

62.

25.04

Гр.1
15.00-16.40

Интегрированное
занятие

2

Здоровье и факторы опрос
риска болезни.

Комплексная

2

Здоровье и
наследственность.

тестирование

Беседа

2

Здоровье и
среда
жизнедеятельности
человека.

наблюдение

Деловая игра

2

Анализ
уровня
викторина
загрязненности среды
жизнедеятельности
человека.

Интегрированное
занятие

2

ЗОЖ.Культура питания. наблюдение
Анализ состава
пищевых
продуктов.
Акция: «Если хочешь
быть здоров…»

Гр.2
16.50-18.30
63.

26.04

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

64.

02.05

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

65.

03.05

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

66.

10.05

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

47

67.

11.05

Гр.1

Комплексная

2

15.00-16.40

человека.

Гр.2
16.50-18.30
68.

16.05

Гр.1
15.00-16.40

Интегрированное
занятие

2

Влияние загрязнений опрос
среды
на
здоровье человека.

Семинар

2

Организация
наблюдение
рационального питания.

Беседа

2

Что такое ГМО: Угроза
здоровью или будущее
планеты.

Гр.2
16.50-18.30
69.

17.05

Гр.1

Влияние
загрязнений опрос
среды на здоровье

15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30
70.

23.05

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

48

опрос

71.

24.05

Гр.1
15.00-16.40

Лабораторная
работа

2

Вредные добавки в
продуктах питания.

лабораторная
работа

Проектная
деятельность

2

Итоговое занятие

защита проектов

Проектная
деятельность

2

Итоговое занятие

защита проектов

Гр.2
16.50-18.30
72.

30.05

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

73.

31.05

Гр.1
15.00-16.40
Гр.2
16.50-18.30

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Педагога Сулимовой Эльвиры
Фаилевны
Деятельность объединения «Юные биологи» имеет социально-гуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения «Юные биологи»составляет _30_ человек. Из них мальчиков_5__,
девочек _25__ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 14__ до _16_ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.

49

Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, эстетически ориентированной и
нравственно достойной личности, патриотично настроенной, способной на сознательный выбор жизненной позиции.
для обучающихся 13-16 лет - создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
самоопределения и осуществления социально-значимых дел
Задачи: использовать воспитательные возможности индивидуальной работы с обучающимися и разного уровня и
направленностей мероприятий
Поддерживать активное участие детей в жизнедеятельности ДТО, традиции коллективного планирования,
организации, проведения и анализа мероприятий;
Использовать в воспитании учащихся возможности учебных занятий, используя интерактивные формы работы с
обучающимися, связь учебного материала с жизнью, привлекая материал исторического и культурного наследия
всей страны, акцентируя учебный материал на ценностных и нравственных аспектах, учитывая потребности,
интересы, способности каждого ребёнка;
Использовать в воспитании учащихся возможности профориентационной работы

№

Организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал
Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на
совместное решение проблем личностного развития детей
Наименование мероприятия
Дата
Форма проведения
Примечания
проведения
Участие в мероприятях Юлдаша

1.

День знания

сентябрь

Игровая программа

3.

День учителя

октябрь

Марафон поздравлений

50

План работы
оргмас.отдела

4.
5.
6.
7.

День Республики
День матери
Новый год
День защитника Отечества

октябрь
ноябрь
декабрь
февраль

викторина
Конкурс рисунков,стихов
Представление
Конкурс стихов,рисунков

8
9
11
12

8 марта
Масленица
9 мая
День защиты детей

март
март
май
июнь

Конкурс стихов,рисунков
Игровая программа
Конкурс стихов,рисунков
Игровая программа

Гражданско-патриотическое воспитание
1.

« Гора самоцветов» к Дню Республики

октябрь

2.

Улицы Черниковки:
-Первомайская
-Черниковская
-Свобода

В течение
года

51

Просмотр баш.сказок.Беседа
о традициях
Цикл бесед

См. Насе-Док-ты
МОвоспитат.работа
ПДО

3

4
5

1.
2
3

Уфа-город боевой и трудовой славы

Осенние и Пешие эскурсии по памятным
и историческим местам
весенние
каникулы
В жизни есть место подвигам
Беседа,просмотр видеофильма
февраль
Знакомство с
В течение
историей,обычаями,традициями,природой
Викторина. просмотр
года
видео,беседа
родного края
Духовно-нравственное воспитание
Самый счастливый человек
Правила вежливости и хороших манер
Поздравления и пожелания

ноябрь
март
апрель

Уроки доброты

Художественно-эстетическое воспитание1.

1.

Просмотр и обсуждение современного
1раз в год
мультфильма
Профориентационно воспитание
Путешествие в мир профессий

беседа

Профориентационные уроки
В
каникулыосен.весен.
в форме игры,викторины

52

См. Насе-Док-ты
МОвоспитат.работа
ПДО

Зож , безопасность,пдд
1.

2.

Всероссийский

урок
безопасностидействия при ЧС

сентябрь

Беседа,викторина,квест

октябрь

Беседа,викторина,квест

май

Беседа,викторина,квест

Путешествие в страну здоровья.

ноябрь

Здоровое питание-отличное настроение

февраль

Урок здоровья в форме
викторины
Урок здоровья в форме
беседы
Урок здоровья в форме
викторины

Всероссийский урок безопасностигражданская оборона

3. Всероссийский урок-действия при пожаре

4.

О привычках полезных и вредных

См. Насе-Докты
МОвоспитат.работа
ПДО

См. Насе-Док-ты
МОвоспитат.работа
ПДО

Работа с родителями

2

« Ваш ребенок пришел в творческое
объединение»;
« Успех каждого ребенка»

3

Индивидуальная работа

1

сентябрь

Родительское собрание

май

Родительское собрание

В течение

53

Вести учет в

года

4

Совместные мероприятия

1 раза в год

Индивидуальные беседы

журнале–отмечая
тему,
оценивать
результативность

(походы
в кино,на
выставку,участие в
выставках,совместных
концертах,акциях)

Работа с одаренными детьми

Составление портфолио

1
2.

Электронный
В течение
распечатанный вариант
года
Диагностика воспитательной работы
Уровень воспитанности учащегося
таблица
октябрь
Уровень воспитанности
таблица
май

и

Самоанализ воспитательной работы в
отчет
май
объединении
Руководитель объединения, педагог дополнительного образования____________________Сулимова Э.Ф.
3.

54

55

56

57


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».