Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Пластическое моделирование» составлена с учетом
возрастных, психологических, познавательных особенностей детей
дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из
наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном
этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная
деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же
действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием
нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого
развития способностей детей.
Программа
художественной
направленности
«Пластическое
моделирование» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации
24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации
2
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны
локальные
акты,
регламентирующие
процесс
функционирования и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Программа «Пластическое моделирование» дает возможность
расширить и дополнить образование обучающихся в области
изобразительного искусства.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в
плане умственного и эстетического развития обучающихся. Лепка расширяет
кругозор, способствует формированию творческого отношения к
окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус
обучающихся, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не
только смотреть и видеть, но и на создание оригинальных произведений,
отражающих творческую индивидуальность, представления учащихся об
окружающем мире. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с
нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только
помочь ребёнку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки
обучающихся, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать
свои чувства и мысли. Чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал,
занимался рукоделием, нужно дать ему в руки пластичные материалы.
Лепить можно из пластилина, воска, полимерной глины.
В начале прошлого века в Аргентине придумали особую смесь из
кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая стала
3
использоваться для художественной лепки. Эта смесь получила название —
«холодный фарфор». «Холодный фарфор» на сегодняшний день является
абсолютно безвредным, удобным и весьма дешевым материалом для лепки.
Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он
очень удобен в использовании. Еще одним плюсом «холодного фарфора»
является то, что работать с ним могут не только взрослые, но и даже дети.
При застывании «холодный фарфор» приобретает твердость, что отличает
его от пластилина. Этот замечательный материал дает неограниченные
возможности для творчества, из него можно слепить всё что угодно.
Актуальность программы.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации
личности ребёнка, выявить и развить творческие способности чувство
прекрасного, эстетический вкус. Важная роль отводится формированию
культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии
материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с
инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Новизна заключается в том, что программа дает возможность не только
изучить различные техники лепки, но и применить их в изготовлении
нужных для жизни предметов (игрушки, бижутерия и т.д.), позволяет
сориентировать и научить работать в команде, улучшить коммуникативные
навыки общения, снизить уровень конфликтности.
Программа содержит разделы, включающие в себя как процесс
изготовления изделий, так и процесс изготовления самого материала для
лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять,
заменять на появляющиеся новинки.
Отличительная особенность данной программы в том, что она
позволяет подобрать обучающимся задание в соответствии с его
возможностями, включает в себя различные элементы декоративноприкладного искусства, а также объединяет знания, систематизирует,
расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная
программа способствует формированию и развитию художественноэстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира
обучающимся дошкольного возраста, умению самостоятельно создавать
творческие работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. Кроме
того, программа призвана развивать толерантное поведение, терпимость в
детях.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития обучающихся.
Адресат программы. Программа ориентирована на обучающихся в
возрасте 5-7 лет.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1
год обучения. Общее количество в год - 72 часа.
4
Форма обучения – очная и возможен заочный формат обучения с
применением дистанционных технологий.
Режим занятий. Один раз в неделю по 2 академических часа (для детей
5-7 лет по 30 минут) с перерывом на отдых 10 минут. Расписание составлено
с учетом пожеланий детей и родителей (законных представителей).
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком в объединении,
сформированном в группы обучающихся одного возраста или разных
возрастных категорий (разновозрастные группы). Занятия в объединениях
могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом
физиологических и возрастных особенностей обучающихся. Теоретическая
часть программы – это знакомство обучающихся с основными понятиями,
закономерностями и принципами пластического моделирования. Подача
теоретического материала сопровождается видеоматериалом, демонстрацией
плакатов, авторских работ. Практическая часть программы строится на
воплощение каждой темы в материале и освоении соответствующей ему
технике обработки, приемов работы, пользование инструментами.
В программе используются различные образовательные технологии –
традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а также
различные методы и формы обучения: практические занятия с педагогом,
занятия с использованием ПК и мультимедиа, самостоятельная работа
обучающихся предполагает выполнение кейс-заданий, творческих работ и
проектов.
Для активизации образовательной деятельности используются методы
обучения:
- словесный (объяснение, пояснение, беседа, рассказ, вопросы, словесная
инструкция);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
-эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
создание
художественных впечатлений);
- проблемное обучение – стимулирование детей обучающихся к
самостоятельному поиску знаний, необходимых для решения конкретной
проблемы;
- межпредметное обучение – использование знаний из разных областей,
их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
-индивидуализация обучения – использование внутригрупповой
дифференциации по уровням познавательного интереса и художественных
способностей.
5
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач программы и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
При реализации программы могут предусматриваться как аудиторные,
так и внеаудиторные занятия (воспитательные мероприятия и праздники).
Программа может быть реализована с применением дистанционных
технологий обучения с учетом Положения об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий при реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»,
утвержденным педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». Для
организации обучения используются следующие дистанционные технологии:
социальная сеть «ВКонтакте», приложение «Телеграмм», образовательная
платформа «Сферум». Обучение с применением дистанционных технологий
предусматривает онлайн и офлайн обучение в зависимости от технических
возможностей обучающихся. В программе предусмотрено проведение
стартовой, промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с
Положением о проведении аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш», где определены формы, порядок и периодичность проведения
аттестации обучающихся.
Программа может быть адаптирована для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом
особенностей их психофизического развития.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы «Пластическое моделирование»: формирование у
обучающихся комплекса начальных знаний, умений и навыков в области
художественного
творчества,
раскрытие
широких
возможностей
социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков,
развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и
эстетического вкуса через обучение основам работы с пластическим
материалом.
Задачи
Личностные
. - формирование внутренней позиции личности обучающегося по
отношению к обучению и развитие мотивации к освоению основ
художественной деятельности;
- развитие художественного вкуса и системы ценностных ориентаций;
- воспитание аккуратности и дисциплинированности при выполнении
работы;
- воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, целенаправленности.
Метапредметные
6
- развитие аналитических способностей, памяти, внимания, воли,
глазомера, пространственного воображения, мелкой моторики рук,
сенсомоторику, образного и логического мышления, художественного вкуса;
-формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер
предметов»,
«плоскость»,
«декоративность»,
«рельеф»,
композиция».
Предметные
– научить лепке развивая не только художественные способности, но и
абстрактное и логическое мышление, воображение;
- научить конструктивному и пластическому способам лепки;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы
в первоначальный замысел;
- знакомство с оборудованием и различными пластическими
материалами: стеки, ножи, фактурные поверхности, пластика - масса.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Пластическое моделирование» построено с
учетом возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом
особенностей развития их пространственного мышления; включает
теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися истории
лепки и инструмента, региональных особенностей и технологических
приемов лепки, включает в себя задания по аналитической работе в области
декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и
навыков ремесла в учебном и творческом опыте.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой
атмосферы могут использоваться записи музыки, что способствует
эмоциональному развитию детей.
Содержание программы включает следующие разделы:
- изучение материалов и инструментов;
- привитие навыков работы с полимерной глиной;
- плоскостная лепка;
- рельефная лепка;
- объемные изделия.
В программе учтен принцип систематического и последовательного
обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять
полученные знания и умения в изучении нового материала.
7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Название темы
Общее
количество
часов
1.Инструменты и материалы
Вводное
1. занятие.
1
Инструменты и материалы.
Беседа по ТБ.
2
Основы композиции. Цветоведение.
3
Знакомство
с
техникой
«торцевание
пластилином». Пластическая живопись.
2.Привитие навыков работы с пластическими массами
4
Виды
пластилинов.
Инструменты
и
материалы. Общие правила работы с
классическим и воздушным пластилинами.
Знакомство с техникой лепки. Выполнение
простейших форм
5
Технология
изготовления
морских
обитателей.
3.Плоскостная лепка.
6
Выполнение несложных изделий из простых
элементов
из
самозатвердевающего
пластилина.
7
Технология изготовления плоских панно на
осеннюю тему с отпечатками сухих
растений.
8
Технология изготовления плоских игрушекподвесок. Лепка и раскрашивание.
4. Рельефная лепка.
9
Знакомство с выполнением невысокого
рельефного изображения.
10
Закрепление умения набирать полуобъемную
массу изделия.
11
Создание сложной формы предмета с
последующим декорированием. Выполнения
композиций:
12
Выполнения тематических композиций,
сказочных героев.
5.Объемные изделия.
13
Особенности лепки объемной игрушки.
14
Закрепление навыков работы с объемными
формами. Выполнение сказочных героев.
15
Выполнение объемной композиции.
16
Знакомство с техникой «Холодный фарфор».
В том числе
теор.
практ.
2
1
1
2
4
1
1
1
3
4
1
3
4
1
3
2
1
1
4
1
3
6
1
5
2
1
1
6
2
4
6
2
4
4
1
3
2
6
1
1
1
5
10
2
2
1
8
1
4
1
3
2
-
2
72
20
52
.
17
.
18
Особенности лепки в технике «Холодный
фарфор». Практические задания.
Итоговое занятие. Выставка работ.
.
Итого:
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
ПРОГРАММЫ
1.Инструменты и материалы
1.Тема: Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о
красоте и разнообразии изделий из пластилина классического и воздушного.
Знакомство с инструментами и материалами.
Практическая работа: выполнение несложных элементов из глины:
шарик, «колбаска», жгут, и др.
2.Тема: Основы композиции. Цветоведение. 2 ч.
Понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «рапорт»,
«ритм», «колорит». Законы построения композиции. Особенности
растительных и геометрических орнаментов.
Цветовой круг «Основные и составные цвета». Теплые и холодные
цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое (колористическое)
решение. Форма и пропорция.
Самостоятельная работа: Построение растительных и геометрических
орнаментов. Смешивание пластилинов для получения нужного цвета.
3. Тема: Знакомство с техникой «торцевание пластилином».
Пластическая живопись. 4 ч.
Понятие «торцевание», «живопись».
Практическая работа: выполнение аппликации на картоне в технике
«торцевания», в технике пластической живописи выполнение осеннего листа.
2. Привитие навыков работы с полимерной глиной
4. Тема: Виды полимерной глины. Инструменты и материалы. 4 ч.
Знакомство с видами полимерной глины. Физические и химические
свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины.
Выполнение простейших форм (бусины, кольца, кубики и др.).
Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета.
Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
5. Технология изготовления морских обитателей. 4 ч.
Разнообразия морских обитателей. Приемы лепки ракушки, морских
звезд, рыбок. Выполнение морских обитателей.
3. Плоскостная лепка
6. Тема: Выполнение несложных изделий из простых элементов из
самозатвердевающего пластилина. 2 ч.
Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка»..
Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из
простых элементов.
7. Тема: Технология изготовления плоских панно.4 ч.
Дальнейшее формирование умения работать по шаблону, составление
несложной композиции на осеннюю тему с отпечатками сухих растений.
9
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных композиций из
листьев.
8. Тема: Технология изготовления плоских игрушек-подвесок. 6 ч.
Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону.
Дальнейшее формирование умения работать по шаблону, дополнение
композиции мелкими деталями.
Показ презентаций о разнообразии пород кошек и о декоративных
рыбках.
Лепка плоских игрушек-подвесок
«Чудо-рыбка»,
«Чудо-кот».
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из
простых элементов.
4. Рельефная лепка.
9. Тема: Знакомство с выполнением невысокого рельефного
изображения. 2 ч.
Формирование умения набирать массу изображения, способом
отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение –
шаблон. Использование картона, смешивание пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок крошек-осминожек,
овощей, фруктов, ягод.
10. Тема:Закрепление умения набирать полуобъемную массу изделия. 6
ч.
Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным
изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция
«Божья коровка», «Жуки», «Кит», и др. Использование картона, стеков.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
11. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим
декорированием. 6 ч.
Формирование способности добиваться выразительности образа,
развитие фантазии, воображения. Использование картона, теста, семечек,
круп, веточки елок и др.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза веселый поваренок,
снегири, новогодние игрушки.
12. Тема: Выполнение тематических композиций. 4 ч.
Работа над сложной полуобъемной композицией: создание
предварительного эскиза, поиск цветового решения, выполнение работы в
материале. «День защитника Отечества», «Подарок маме». Использование
картона.
Самостоятельная работа: выполнение тематической композиции по
образцу.
5. Объемные изделия
13. Тема: Особенности лепки объемной игрушки. 2 ч.
Технология изготовления барашка и ягнят. Знакомство с объемом,
первоначальные навыки передачи объема. Технология изготовления барашка
и ягнят.
10
Самостоятельная работа: лепка барашка и ягненка.
14. Тема: Закрепление навыков работы с объемными формами. 6 ч.
Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения.
Просмотр сказок с персонажем «Зайка». Выполнение набросков, эскизов
полюбившихся героев. Проработка отдельных элементов в сказочных
игрушках. Выполнение сказочных героев. Использование картона, бусин,
лент.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза сказочных героев.
15. Тема: Выполнение объемной композиции. 10 ч.
Формирование навыков моделирования, развитие воображения,
фантазии, способности добиваться выразительности композиции.
Просмотр сказок: «Колобок» (русская народная сказка) «Курочка Ряба»
(русская народная сказка). Выбор одной из сказок, выполнение набросков,
эскизов главных героев сказки.
Этапы выполнения работы:
Обсуждение эскизов, внесение дополнений, доработка эскизов.
Практическая работа: выполнение героев сказок:
Зайчик, волк, медведь, лиса;
«Курочка Ряба» - дедушка, бабушка, курочка, мышка;
Использование картона, природного материала.
Самостоятельная работа: просмотр видеоматериала. Создание эскизов
для творческой работы.
16. Знакомство с техникой «Холодный фарфор».2 ч.
Понятие «Холодный фарфор», история появления данной технологии.
Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: выполнение элемента простой формы (яблоко,
груша)
17. Особенности лепки в технике «Холодный фарфор».4 ч.
Демонстрация видео с порядком выполнения работы.
Практическая работа: Изготовление улитки с последующей росписью
фломастерами.
18. Тема: Итоговое занятие. Выставка работ.2 ч.
Разбор и защита итоговых работ. Организация выставки работ
обучающихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа предполагает освоение обучающимися следующих знаний,
умений, навыков:
должны знать:
- особенности пластилинов, пластики и холодного фарфора;
- приемы и способы соединения деталей в поделках;
- об использовании инструментов и приспособлений; знание цветового
круга, основных цветов и их сочетаний;
11
- приемы использования подручных средств при работе с пластилином,
пластиком, холодным фарфором;
- правила выполнения сборных конструкций;
- о критериях оценки своей работы, об исправлении ошибок в работе;
- о работе в коллективе, понятий о взаимовыручке и поддержке, знаний
о способах самоорганизации в групповой работе.
должны уметь:
- соединять детали различными способами;
- применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и
для составных конструкций, картин;
-правильно сушить, применять различные эффекты (глазирование,
подрумянивание, окрашивание) и оформлять изделие;
- анализировать готовое изделие;
- творчески подходить к выполнению работы;
- использовать инструменты и приспособления;
- применение различных красок, знание основных цветов, цветового
круга, сочетания цветов, умение работать с палитрой;
В сфере личностных учебных действий у обучающихся будут
сформированы:
- познавательный интерес к декоративно–прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение
к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
- выбирать средства художественной выразительности для создания
творческих работ,
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций;
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои
действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
В сфере познавательных учебных действий обучающиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
12
- осваивать особенности художественно – выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
- воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- аргументировать свою точку зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной
деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий лепкой у обучающихся могут быть развиты такие
качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
1.3. Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы
и методы работы, принципы и функции деятельности, воспитательный
процесс реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Рабочая программа воспитания Приложении №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя
формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей
деятельности и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса
развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей
культуры речи, культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
13
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся
является обязательным условием успешности образовательного процесса:
ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того чтобы
содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять
в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные
возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к
постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей
работы;
– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Направления:
Профориентация - С учетом психологических и возрастных
особенностей обучающихся детских объединений можно выделить
следующие этапы профориентационной работы:
5-8 лет: формирование у детей ценностного отношения к труду,
понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на практической
направленности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую,
игровую, исследовательскую.
Направления и формы работы.
Профориентационная
работа
в организации
дополнительного
образования может строиться по следующим основным направлениям:
Информационно-просветительское направление
14
Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром
профессий через изучение профессиограмм — кратких описаний профессий,
справочной
литературы,
информационно-поисковые
системы,
профессиональную рекламу и агитацию, экскурсии, встречи со
специалистами,
познавательные
и
просветительские
лекции,
профориентационные
уроки,
учебные
фильмы
и
видеофильмы,
использование СМИ, различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и
конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем
сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.
Информационно-просветительская работа должна проводиться с
использованием новейших информационных технологий. Учащиеся
получают сведения о мире профессий и рынке труда из периодических
изданий и специальной научной литературы с использованием Интернетресурсов и новейших компьютерных технологий.
Формы
знакомство
с
Атласом
профессий
в
форме
профориентационных уроков, ролевых игр по Атласу профессий.
Гражданско-патриотическое
включает
в
себя
следующие
направления:
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
• формирование
нравственно
устойчивой
цельной
личности,
обладающей такими моральными качествами, как добросовестность,
честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к
старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
• формирование социальной активности, направленной на служение
интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости,
главному способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и
духовное здоровье нации.
-культурно-историческое направление, предполагает:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю,
её замечательным людям;
• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и
исторических памятников боевой и трудовой славы;
• формирование
чувства национальной гордости, национального
самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и
религий.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Формы проведения:
1. Проведение памятных дней:
15
• День
Победы;
• День защитников Отечества.
2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
• «Веселые старты»;
• «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
3. Участие в акции «Вахта памяти»:
уроков памяти, уроков мужества;
4. Изучение родного края:
• изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора,
связанных с природой и использованием ее богатств (викторина, беседа)
5. Участие в конкурсах:
• «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню
пожилого человека;
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года – первый год обучения – 01.09.2024г.
Окончание учебного года -30.05.2025г.
Количество часов в неделю: 1 раз по 2 часа.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни: 11 октября - День Республики
Башкортостан; 4 ноября- День народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День
защитника Отечества; 8 марта- Международный женский день; 30 марта Ураза Байрам; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 72 ч.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий лепкой должен быть оснащен удобной мебелью
(столы и стулья), интерактивной доской, компьютером.
- материальные: учебная аудитория, специально оборудованная
наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;
- демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели,
натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
аудиовизуальные:
слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
кинофильмы, аудиозаписи.
16
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться
сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру.
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог
должен иметь педагогическое и профильное образование, владеть
педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и
дистанционного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.
2.3. Формы контроля и аттестации
Подведение
итогов
и
контроль
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Пластическое
моделирование» обеспечивает оперативное управление образовательным
процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела
(темы) программы с целью выстраивания индивидуального подхода к
обучающимся на основе контроля их уровня теоретической и практической
подготовки. Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки
результатов освоения содержания программы, а также стимулирования
работы на занятиях.
Основные формы текущего контроля: наблюдение, опрос, просмотр и
выставка практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся
проводится в форме промежуточной аттестации в конце первого полугодия
обучения.
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка,
открытое занятие, конкурс.
2.4 Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной
программы. По результатам оценивания определяется уровень освоения
программы «высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в
диагностической карте (листе оценки)
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается
ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика
в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих
диагностических исследований и др.
17
Способы и критерии оценки личностных результатов и
метапредметных результатов: наблюдение, анкетирование, оценка
результатов рефлексии, портфолио, выставки.
2.5. Методическое обеспечение программы
В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Пластическое моделирование» положены метапредметный и
личностный подходы. Это предполагает, что учащийся не только овладевает
системой знаний по основам изобразительной деятельности, но осваивает
универсальные способы действий, овладевает ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. Важнейшей ценностью является
личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда личный опыт
каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов
могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в
программу:
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение,
когда практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой
связи используются такие формы обучения на занятиях как: творческие
задания, работа в малых группах, обучающие игры, выставки, работа с
наглядными пособиями, видеоматериалами.
Технология дифференциации обучения, основанная на различии
индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и
другие); в программе она осуществляется как в традиционной форме учета
индивидуальных особенностей так в форме системы уровневой
дифференциации содержания обучения.
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения
учебных занятий:
- максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на
занятиях с использованием различных форм индивидуальной и групповой
работы;
- поддержка альтернативности и множественности мнений;
- развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к
действию и ощущению эмоционального удовлетворения;
- занимательность и эмоциональный тон занятия;
- педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по
учебным возможностям;
- уважительное отношение к мнению каждого;
- развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
18
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. Важной составляющей творческой заинтересованности
обучающихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной
деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед,
участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы развития индивидуальных
качеств личности каждого ребенка, рекомендуется выполнять коллективные
творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.
Для полноценного усвоения материала учебной программой
предусмотрено ведение самостоятельной работы.
2.6. Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы «Пластическое
моделирование» необходимы следующие учебно-методические материалы:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериалы,
- интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Техническое оснащение:
- набор стеков (пластмассовые и деревянные);
- алюминиевая фольга (на куске фольги формируется и собирается
изделие и потом переносится для сушки);
- лопаточка с тонким краем (нужна для того чтобы подцепить и
перенести отдельные детали изделия);
- пинцет (для манипуляций с мелкими деталями);
- расческа с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек;
- зубочистки (служат для нанесения орнамента и насечек, в объемные
изделия так же могут выполнять роль каркаса, например, соединяют голову и
туловище);
- деревянная палочка для суши.
- коврик для занятий лепкой.
Дополнительное оборудование
- бисер и бусины (служат для украшения: из них можно выложить
надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее)
- набор насадок для кондитерского шприца (для нанесения отпечатков и
орнамента, разные насадки дают разный эффект);
- маленькая скалка из детского набора для лепки;
- набор фигурок и вырезок (можно использовать фигурки для печенья
или фигурки из наборов для лепки);
- проволока (нужна для изготовления каркаса изделия);
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации
24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
20
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны
локальные
акты,
регламентирующие
процесс
функционирования и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Список литературы для педагога
1. Марунич Е. «Украшения и аксессуары из полимерной глины своими
руками» Издательство «Азбука-Аттикус», 2019г.
2. Почуева-Прибельская А. «Реалистичные цветы из полимерных глин»
Издательство «Контэнт», 2019г.
Дополнительная литература:
1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
2. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.
3. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.
4. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. –
156с., ил.
5. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. — М.:
Профиздат 2002. — 80 с.
6. Сокольников Н.М. История изобразительного искусства. М.:
Издательский центр «Академия», 2007.
Электронные образовательные ресурсы:
Изделия из холодного фарфора
http://happymodern.ru/izdeliya-iz-xolodnogo-farfora-40-foto-chudesa-svoimirukami/
Новые записи в технике холодный фарфор
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1629
Холодный фарфор и все о нем
http://www.arubon.ru/index.php/home/lepka/kholodnyj-farfor/44-kholodnyjfarfor-i-vse-o-nem
Цветы из холодного фарфора
http://urokilepki.ru/2012/06/udivitelnye-cvety
21
Приложение №1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДООП «ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Группа 1 (пятница 17.00-17.30, 17.40-18.10)
№ п/п
Дата
Время
Форма
проведения проведения
занятия
занятия
1
06.09.24
17.00-18.10
Комплексная
К-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма контроля
2
Вводное занятие. Беседа по ТБ.
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
беседа, наблюдение
2
13.09.24
17.00-18.10
Комплексная
2
«Солнечная осень»
3-4
20.09.24
14.09.24
17.00-18.10
Комплексная
4
«Волшебное лукошко» «Букет «ДТ «Юлдаш»
цветов бабушкам и дедушкам»
Каб.№ 17
5-6
27.09.24
04.10.24
17.00-18.10
Комплексная
4
«Учителю почет и слава»
«Осень золотая в моем дворе».
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
7-8
18.10.24
25.10.24
17.00-18.10
Комплексная
4
«Морские жители»
«Кораблики».
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
9
01.11.24
17.00-18.10
Комплексная
2
«Птицы зимой»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
10-11
08.11.24
15.11.24
17.00-18.10
Комплексная
4
«Лесные звери»
«Домашние животные»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
12-14
22.11.24
29.11.24
06.12.24
13.12.24
17.00-18.10
Комплексная
6
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
17.00-18.10
Комплексная
2
«Медаль маме»
«Ёлочка нарядная»
«Символ нового года»
«Новогодние игрушки»,
15
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
17.00-18.10
Комплексная
6
17.00-18.10
Комплексная
6
17.00-18.10
Комплексная
4
24
15.02.25
17.00-18.10
Комплексная
2
«Медаль
Отечества»,
25-27
22.02.25
07.03.25
14.03.25
21.03.25
28.03.25
04.04.25
11.04.25
18.04.25
25.04.25
17.00-18.10
Комплексная
6
17.00-18.10
Комплексная
10
«ДТ «Юлдаш»
Каб.
№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
17.00-18.10
Комплексная
2
«Военная техника»
«Подарок маме»
«Лисички и зайчата»
«Петушок»
«Курочка и цыплята»
«Деревья в цвету».
«Космические приключения»
«Космос и космонавты»
«Салют Победы»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
17.00-18.10
Комплексная
4
«Птицы в нашем городе»
«Одуванчики»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
17.00-18.10
Самостоятель 2
ная
работа,
конкурс
Самостоятельная работа.
«Лето наступает»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
опрос,
анкетирование,
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
19-21
22-23
28-32
33
34-35
36
16.05.25
23.05.25
30.05.25
Итого
«Снегурочка»,
«Дед Мороз»
«Веселые поварята»
«Снегири»,
«Зимний домик»
«Зимний лес»
«Пингвины»
«Барашки»
72
23
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
20.12.24
27.12.24
10.01.25
17.01.25
24.01.25
31.01.25
01.02.25
08.02.25
16-18
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
защитнику «ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДООП «ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Группа 2 (пятница 18.20-18.50, 19.00-19.30)
№
Дата
Время
Форма
К-во
п/п
проведения проведения
занятия
часов
занятия
1
06.09.24
18.20-19.30
Комплекс 2
ная
2
13.09.24
18.20-19.30
Комплекс 2
ная
Тема занятия
Место
проведения
Форма контроля
Вводное занятие. Беседа по ТБ.
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
беседа, наблюдение
«Солнечная осень»
3-4
20.09.24
14.09.24
18.20-19.30
Комплекс
ная
4
5-6
27.09.24
04.10.24
18.20-19.30
Комплекс
ная
4
7-8
18.10.24
25.10.24
18.20-19.30
Комплекс
ная
4
«Морские жители»
«Кораблики».
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
9
01.11.24
18.20-19.30
Комплекс
ная
2
«Птицы зимой»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
1011
08.11.24
15.11.24
18.20-19.30
Комплекс
ная
4
«Лесные звери»
«Домашние животные»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
1214
22.11.24
29.11.24
06.12.24
13.12.24
18.20-19.30
Комплекс
ная
6
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
18.20-19.30
Комплекс
ная
2
«Медаль маме»
«Ёлочка нарядная»
«Символ нового года»
«Новогодние игрушки»,
15
«Волшебное лукошко»
«Букет
цветов
бабушкам
дедушкам»
«Учителю почет и слава»
«Осень золотая в моем дворе» .
24
«ДТ «Юлдаш»
и Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб № 17
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
18.20-19.30
Комплекс
ная
6
18.20-19.30
Комплекс
ная
6
2223
20.12.24
27.12.24
10.01.25
17.01.25
24.01.25
31.01.25
01.02.25
08.02.25
18.20-19.30
Комплекс
ная
4
24
15.02.25
18.20-19.30
Комплекс
ная
2527
22.02.25
07.03.25
14.03.25
21.03.25
28.03.25
04.04.25
11.04.25
18.04.25
25.04.25
18.20-19.30
1618
1921
2832
33
3435
36
16.05.25
23.05.25
30.05.25
«Снегурочка»,
«Дед Мороз»
«Веселые поварята»
«Снегири»,
«Зимний домик»
«Зимний лес»
«Пингвины»
«Барашки»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
2
«Медаль защитнику Отечества»,
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
Комплекс
ная
6
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
18.20-19.30
Комплекс
ная
10
18.20-19.30
Комплекс
ная
2
«Военная техника»
«Подарок маме»
«Лисички и зайчата»
«Петушок»
«Курочка и цыплята»
«Деревья в цвету».
«Космические приключения»
«Космос и космонавты»
«Салют Победы»
18.20-19.30
Комплекс
ная
4
«Птицы в нашем городе»
«Одуванчики»
18.20-19.30
Самостоя
тельная
работа,
конкурс
2
Самостоятельная работа.
«Лето наступает»
Итого
72
25
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.
№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.
№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.
№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.
№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
опрос,
анкетирование,
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДООП «ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
№
п/п
1
Группа 3 (суббота 14.00-14.30, 14.40-15.10)
Дата
Время
Форма занятия
проведения проведения
занятия
07.09.24
14.00-15.10
Комплексная
К-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма контроля
2
Вводное занятие. Беседа по ТБ.
«ДТ «Юлдаш»
Каб. № 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб. № 17
беседа, наблюдение
2
14.09.24
14.00-15.10
Комплексная.
2
«Солнечная осень»
3-4
21.09.24
28.09.24
14.00-15.10
Комплексная
4
«ДТ «Юлдаш»
Каб. № 17
5-6
05.10.24
12.10.24
14.00-15.10
Комплексная
4
«Волшебное лукошко»
«Букет цветов бабушкам и
дедушкам»
«Учителю почет и слава»
«Осень золотая в моем дворе».
7-8
19.10.24
26.10.24
14.00-15.10
Комплексная
4
«Морские жители»
«Кораблики».
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
9
02.11.24
14.00-15.10
Комплексная
2
«Птицы зимой»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
1011
09.11.24
16.11.24
14.00-15.10
Комплексная
4
«Лесные звери»
«Домашние животные»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
1214
14.00-15.10
Комплексная
6
14.00-15.10
Комплексная
2
«Медаль маме»
«Ёлочка нарядная»
«Символ нового года»
«Новогодние игрушки»,
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
15
23.11.24
30.11.24
07.12.24
14.12.24
16-
21.12.24
14.00-15.10
Комплексная
6
«Снегурочка»,
«ДТ «Юлдаш»
26
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
18
«Дед Мороз»
«Веселые поварята»
«Снегири»,
«Зимний домик»
«Зимний лес»
«Пингвины»
«Барашки»
Каб.№ 17
2223
28.12.24
13.01.25
11.01.25
18.01.25
25.01.25
01.02.25
08.02.25
24
15.02.25
14.00-15.10
Комплексная
2
«Медаль защитнику
Отечества»,
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
2527
14.00-15.10
Комплексная
6
14.00-15.10
Комплексная
10
14.00-15.10
Комплексная
2
«Военная техника»
«Подарок маме»
«Лисички и зайчата»
«Петушок»
«Курочка и цыплята»
«Деревья в цвету».
«Космические приключения»
«Космос и космонавты»
«Салют Победы»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
33
22.02.25
01.03.25
15.03.25
22.03.25
29.03.25
05.04.25
12.04.25
19.04.25
03.05.25
3435
10.05.25
17.05.25
14.00-15.10
Комплексная
4
«Птицы в нашем городе»
«Одуванчики»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
36
24.05.25
14.00-15.10
Комплексная
2
Самостоятельная работа.
«Лето наступает»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
37
31.05.25
14.00-15.10
Комплексная
Итоговое занятие
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
1921
2832
14.00-15.10
Комплексная
6
14.00-15.10
Комплексная
4
Итого
74
27
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
опрос, анкетирование,
наблюдение и анализ
изобразительных
умений
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДООП «ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
№
п\п
1
Группа 4 (суббота 15.20-15.50, 16.00-16.30)
Дата
Время
Форма занятия
проведения
проведения
занятия
07.09.24
15.20-16.30
Комплексная
К-во
часов
Тема занятия
2
Вводное занятие. Беседа по «ДТ «Юлдаш»
ТБ.
Каб.№ 17
«Солнечная осень»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«Волшебное
лукошко» «ДТ «Юлдаш»
«Букет цветов бабушкам и Каб.№ 17
дедушкам»
«Учителю почет и слава»
«ДТ «Юлдаш»
«Осень золотая в моем Каб.№ 17
дворе» .
«Морские жители»
«ДТ «Юлдаш»
«Кораблики».
Каб.№ 17
беседа, наблюдение
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
наблюдение и анализ
изобразительных умений
наблюдение и анализ
изобразительных умений
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
наблюдение и анализ
изобразительных умений
«ДТ «Юлдаш»
наблюдение и анализ
2
14.09.24
15.20-16.30
Комплексная
2
3-4
21.09.24
28.09.24
15.20-16.30
Комплексная
4
5-6
05.10.24
12.10.24
15.20-16.30
Комплексная
4
7-8
19.10.24
26.10.24
15.20-16.30
Комплексная
4
9
02.11.24
15.20-16.30
Комплексная
2
«Птицы зимой»
1011
1214
09.11.24
16.11.24
23.11.24
30.11.24
07.12.24
14.12.24
15.20-16.30
Комплексная.
4
15.20-16.30
Комплексная
6
15.20-16.30
Комплексная
2
«Лесные звери»
«Домашние животные»
«Медаль маме»
«Ёлочка нарядная»
«Символ нового года»
«Новогодние игрушки»,
21.12.24
28.12.24
13.01.25
11.01.25
15.20-16.30
Комплексная
6
15.20-16.30
Комплексная
6
15
1618
19-
«Снегурочка»,
«Дед Мороз»
«Веселые поварята»
«Снегири»,
28
Место
проведения
Форма контроля
наблюдение и анализ
изобразительных умений
наблюдение и анализ
изобразительных умений
наблюдение и анализ
изобразительных умений
наблюдение и анализ
изобразительных умений
21
2223
18.01.25
25.01.25
01.02.25
08.02.25
24
2527
«Зимний домик»
«Зимний лес»
«Пингвины»
«Барашки»
Каб.№ 17
изобразительных умений
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
защитнику «ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
15.20-16.30
Комплексная
4
15.02.25
15.20-16.30
Комплексная
2
«Медаль
Отечества»,
15.20-16.30
Комплексная
6
2832
22.02.25
01.03.25
15.03.25
22.03.25
29.03.25
05.04.25
12.04.25
19.04.25
15.20-16.30
Комплексная
10
33
03.05.25
15.20-16.30
Комплексная
2
«Военная техника»
«Подарок маме»
«Лисички и зайчата»
«Петушок»
«Курочка и цыплята»
«Деревья в цвету».
«Космические
приключения»
«Космос и космонавты»
«Салют Победы»
3435
10.05.25
17.05.25
15.20-16.30
Комплексная
4
36
24.05.25
15.20-16.30
Комплексная
37
31.05.25
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
«Птицы в нашем городе»
«Одуванчики»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
наблюдение и анализ
изобразительных умений
2
Самостоятельная работа.
«Лето наступает»
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
наблюдение и анализ
изобразительных умений
конкурс
2
Итоговое занятие
«ДТ «Юлдаш»
Каб.№ 17
Выставка
Итого
опрос, анкетирование,
наблюдение и анализ
изобразительных умений
74
29
Приложение №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Объединения « Пластическое моделирование »
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
Педагог Каледина Н.В.
Рабочая
программа
воспитания
объединения
«Пластическое
моделирование» составлена в соответствии с Воспитательной программой
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш» «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2021– 2025 гг.
Главной целью воспитательной программы МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш» является: создание единого воспитательного пространства для
развития, саморазвития и самореализации личности психически и физически
здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной,
востребованной в современном обществе.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у
них основ культуры и общения, умений построения межличностных
отношений;
привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование
осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
создание условий для открытого воспитательного пространства, в
котором родители принимают активное участие;
способствовать
формированию
гражданского
самосознания,
ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
способствовать развитию празднично-игровой культуры обучающиеся и
взрослых в современных социальных условиях;
использование новых художественно-педагогических форм, методы и
технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;
способствовать сохранению народных праздничных традиций своей
страны;
создание условий для творческой самореализации обучающихся.
Воспитательная работа в учреждении осуществляется по следующим
направлениям и программам:
Направления
1. Духовно-нравственное
2. Гражданско-патриотическое
3. Спортивно-оздоровительное
4.Трудовое – профориентационное
5. Экологическое
6.Общеинтеллектуальное
7.Приобщение к культурному наследию
8. Семейное воспитание и работа
Программы
«Дорога к человечности»
«От малой Родины до гражданина России
«В здоровом теле-здоровый дух»
«Труд и призвание»
«Будем жить в ладу с природой»
«Ученье-свет»
«Истоки»
«Семья»
Деятельность объединения «Пластическое
художественную направленность.
30
моделирование»
имеет
Количество обучающихся объединения «_90__» человек.
Из них мальчиков___, девочек ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5__ до 7_ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
Возраст
Характеристика возрастного этапа
Формы
реализации
воспитательной
работы
От 5 до 7 Период научения детей определённым Игры
лет
правилам и нормам. В этом возрасте Праздники
обучающиеся ждут чётких указаний; Конкурсы
определённые
ограничения
как
бы
очерчивают
для
них
некую
зону
безопасности, в которой обучающиеся
чувствует себя защищённым. Исходя из
этого основным способом осуществления
культурно-досуговой
деятельности
является действие по образцу.
План воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
1.
2.
3.
4.
5.
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
Участие в мероприятиях «ДТ «Юлдаш»
Наименование мероприятия
«Дни открытых дверей»
Мероприятия, посвященные Дню пожилого человека
Мероприятия в рамках празднования Дня Учителя
Мероприятия, посвящённые празднованию Дня Республики
Башкортостан (беседы, викторины)
Участие в городском детском фестивале национальных культур
«Соцветие дружбы»
Экофест «Зеленая планета»
Выставка «Творческие родители - талантливые дети»
«Осенние забавы» спортивно-оздоровительные игры на свежем
воздухе, в рамках программы «Здоровье» и «Каникулы»
Концертная программа «С Днем матери».
Новогодние представление для учащихся ДТ «Юлдаш» 1-7 классов
«Зимние забавы» спортивно-оздоровительные игры на свежем
воздухе, в рамках программы «Здоровье» и «Каникулы»
Конкурс «Ледяная елочная игрушка»
Неделя здоровья «Будь здоров!». В рамках программы «Здоровье»
Конкурсно-игровая программа «Аты-баты», посвящённая Дню
защитника Отечества
Праздничная программа, посвящённая проводам зимы «Масленица» в
рамках программы «Творчество».
«Весенние забавы» спортивно-оздоровительные игры на свежем
воздухе, в рамках программы «Здоровье» и «Каникулы»
31
Дата
проведения
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
Январь
Январь
Январь
февраль
февраль –
март
март
18
19
20
21
22
Фестиваль «Путешествие в мир профессий»
Выставка творческих работ педагогов «Добрых рук мастерство».
Мероприятия в рамках Дня защиты детей
Организация и проведения выставки к празднованию Дня города.
Работа выставочного зала
март
март
июнь
июнь
сентябрьавгуст
Мероприятия проводимые в объединении
№
1
2
3
Примерный план работы
Форма
и
Наименование
по реализации Воспитательной
мероприятия
программы МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш» «НОВОЕ
ПОКОЛЕНИЕ»
Духовно-нравственное воспитание.
(программа «Дорога к человечности»).
Организация и проведение
-Беседа «Берегите мам»
мероприятий, посвящённых Дню
-выставка работ «Моя мама
матери и организация выставки
лучше всех»
работ, обучающихся и родителей
Изготовление поделок и рисунков,
Участие в новогодних
подготовка их для зимней выставки
мероприятиях Дома творчества
Изготовление поделок и рисунков
Уроки доброты
ноябрь
23.11.24
01.03.25
Декабрь
Январь
подготовка их для выставки
-Бабушке и дедушке с любовью
- Подарок учителю
4
Неделя доброты
Беседа, викторина,
Изготовление поделок
-- Кормушки для птиц
5
Неделя вежливости
Беседа, викторина, квест….
- Бабушке и дедушке с любовью
6
Акции милосердия
Изготовление поделок и рисунков
подготовка их для выставки
1
Дата
проведения
-Прогулка по лесу
- Лесные звери
Гражданско-патриотическое воспитание
(программа «От малой родины до гражданина России»)
Цикл бесед к памятным датам
Беседа «Дружба народов»
Беседа «У России много лиц»
2
Участие в гражданскопатриотических акциях
3
Проведение квестов к 23 февраля,
Дню Победы
4
Проведение цикла бесед «Уфа-
28.09.24
05.10.24
Осенние и
весенние
каникулы
02.11.24
Февраль,
май
28.09.24
В течение
года
12.10.24
09.11.24
Сентябрьмай
15.02.25
03.05.25
Изготовление поделок и рисунков
Сентябрьподготовка их для выставки
май
Акция «Салют Победы »
03.05.25
Беседа-«Слава
и
медаль Февраль,
защитнику Отечества»,
май
«Военная техника»
15.02.25
22.02.25
Беседа-«Осень золотая в моем 12.10.24
32
город трудовой и боевой славы»;
цикла бесед» Улицы Черниковки»
1
2
3
5
1
2
3
дворе»
Беседа -«Птицы в нашем городе»
Спортивно-оздоровительное направление
(программа «В здоровом теле – здоровый дух»)
-контроль за санитарноКонтроль за санитарногигиеническими условиями
гигиеническими условиями
кабинета;
кабинета;
- воздушно-тепловой режим;
- воздушно-тепловой режим;
- освещённость кабинета.
- освещённость кабинета.
Своевременное проведение
Проведение инструктажа по
инструктажа по технике
технике
безопасности
безопасности обучающихся.
обучающихся
Участие в «Зимних забавах»,
Пропаганда здорового образа
«Весенних забавах» , спортивножизни через проведение
оздоровительных игр на свежем
мероприятий при активном
воздухе
участии детей и родителей.
Организация оздоровительных
режимных моментов в
организации на занятиях (зарядка,
физкультминутки) и проведение
подвижных игр на переменах для
обучающихся.
10.05.25
Сентябрьмай
07.09.24
13.01.25
Сентябрьмай
12.10.24
Беседа, викторина, квест….
Проведение физкультминуток на
уроках
На каждом
занятии
Проведение оздоровительных
режимных моментов в
организации на занятиях
(зарядка, физкультминутки) и
проведение подвижных игр на
переменах для обучающихся.
В течение
года
Трудовое-профориентационное направление
(программа «Труд и призвание»)
Профессиональные уроки В
«Кораблики».
процессе реализации РП
Профессиональные пробы В
«Домашние животные»
процессе реализации РП
«Веселые поварята»
Фестиваль «Путешествие в мир
Беседа - Ремесло – всегда добро
профессий»
26.10.24
16.11.24
13.01.25
В течение
года
на
каждом
уроке
Экологическое направление
(программа «Будем жить в ладу с природой»)
Конкурс поделок на
«Осень золотая в моем дворе»
экологическую тему. Эко
фестиваль «Зеленая планета»
Участие в экологических акциях
«Птицы зимой»
12.10.24
3
Участие в экологических
конкурсах
«Лесные звери»
«Домашние животные»
09.11.24
16.11.24
4
Дни экологической безопасности
Беседа - Волшебное лукошко
21.09.24
5
Участие в районных, областных
конкурсах проектно-
«Осень золотая в моем дворе»
В течение
года
1
2
33
02.11.24
7
2
исследовательских работ по
экологии
Акции «Скворечник»,
Акции
«Скворечник»,
«Кормушки»
«Кормушки»
Общеинтеллектуальное направление
(программа «Ученье – свет»)
Подготовка работ для Участия в
Экскурсии в музеи, галереи,
выставках в актовом зале ДТ
посещение выставок
Юлдаш
Посещение тематических выставок
в актовом зале ДТ Юлдаш
1
2
3
1
Приобщение к культурному наследию
(программа «Истоки»)
для
детей
Творческие мастерские «Ремесло – Мастер/классы
каникулы
всегда добро»
12.10.24
Зима, весна
02.11.24
в течение
года
в Весенние и
Участие в ежегодной выставке
Выставка работ педагогов
«Добрых рук мастерство»
Конкурсы районные, городские,
- «Дружба народов»
республиканские по пропаганде
- «У России много лиц»
обычаев, традиций народов РБ
-Красота башкирских узоров
Семейное воспитание и работа с родителями
(программа «Семья»)
Знакомство
Родительские собрания
Подведение итогов
осенние
каникулы
Весенние
каникулы
В течение
года
12.10.24
07.09.24
31.05.25
2
Индивидуальные консультации
для родителей
Онлайн, офлайн консультации по
вопросам обучения.
По мере
необходим
ости
3
Оформление «Уголка для
родителей
День Семьи и совместные
праздники
Родительский лекторий
Информационный стенд
ноябрь
Совместные чаепития.
Сентябрь,
май
Как защититься от вирусных
инфекций?
Как развить уверенность в детях?
ноябрьапрель
4
6
Диагностика воспитательной работы
На каждом занятии.
1
Наблюдение
2
3
Стартовая диагностика тестирование
Рубежная диагностика
4
Итоговая диагностика
5
Участие в конкурсах
6
Итоговая работа. Анализ работы за
год, планирование работы на
следующий год.
В течение
года
таблица «Уровень воспитанности Октябрь
учащегося»
таблица «Уровень воспитанности Февраль
учащегося»
таблица «Итоговый уровень
Май
воспитанности учащегося»
Районный,
городской, В течение
республиканский, всероссийский, года
международный.
Отчет
«Самоанализ Май
воспитательной
работы
в
объединении»
34
35