«Волшебная палитра»
Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако педагогическая наука рассматривает проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающее красоту объективных законов природы, и отношения людей, и быт, и семья и многое другое.
Современный и актуальный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Важнейшими задачами эстетического воспитания обучающихся являются: научить понимать прекрасное и возвышенное, развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде и искусстве, создавать красоту в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие
Знакомство. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. С чего нужно учиться рисовать. Техника безопасности в объединении. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.Раздел
Раздел 2. Живопись
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов Особенности различных красок. прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью,гуаши. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с гуашью «внабрызг», акварелью (снятие краски губкой, использование соли. Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий.
Праздник тёплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Утренняя зорька», «Воздушное облако», «Ледяная сосулька», "Пшеничное поле«.
Твоё настроение. Утренний туман. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Хоровод лесных растений Работа с акварелью, гуашью. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сосновый лес», "Шелковая травка"
Раздел 3. Рисунок
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическое занятие. Выполнение заданий: "Радужная линия«,
Композиция Выделение композиционного центра. Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.
Создаём красивые узоры из точек Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Создание изображения при помощи одних лишь точек. Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Поющая птичка», "Бабочка«.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», "Образ доброго и злого сказочного героя".
Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практическое занятие.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Аппликация. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги..Папье-маше.Городецкая роспись.Ватная игрушка.Витраж
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Общая цель: содействие развитию творческой и успешной личности в условиях изо деятельности с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
Цель первого года обучения: содействие развитию у юного художника деятельностной компетенции через погружение в работу и знакомство с основами изобразительного искусства.
Цель второго года обучения: создание условий для развития у юного художника коммуникативной компетенции посредством расширения знаний об искусстве и создание ситуации успеха в роли начинающего художника
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
В результате изучения программы дополнительного образования должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.