Занимательное черчение Миловзорова М.В.

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы.
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации
24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;

14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны
локальные
акты,
регламентирующие
процесс
функционирования и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Направленность программы: техническая
Актуальность программы.
Актуальность программы «Занимательное черчение» состоит в том, что
для поступления в высшие и средние учебные заведения по профилю
изобразительного искусства и архитектуры требуются знания основ
черчения. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения
черчения на данной ступени образования. В ней также заложены
возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся
общеобразовательных знаний и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Отличительные особенности. Принципы отбора основного и
дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на 3 различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри
предметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся.
Новизна. Разработанные материалы подготовлены таким образом и
нацелены, в первую очередь, на то, чтобы максимально развивать интеллект
учащихся, их индивидуальные способности. Каждый обучаемый найдет в
«распечатках» задачи по своим психологическим и интеллектуальным
запросам, по уровню своего развития. С этой целью материал
(предполагается выпустить сборник практических и творческих идей)
содержит задания с широким диапазоном тематики и содержания, а также
конкретные задачи с различной степенью сложности. Тем самым создаются
условия и возможности каждому обучаемому получить подготовку по
черчению от минимального до весьма высокого уровня. Поэтому
разработанные
материалы
могут
быть
использованы
как
в
общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, так и в специальных
учебных заведениях.
Важнейшим качеством «распечаток» является то, что исходные
графические данные представлены в готовом виде. Тем самым обучаемый не

занимается механическим перечерчиванием графического условия задания,
освобождается от неинтересной, рутинной работы, отнимающей много
времени, а сразу включается в производительный труд, в творческую,
поисковую работу. К тому же, готовые на листах графическое условие,
выполненное продуманно, с высокой аккуратностью и точностью, приводит
к более точному и красивому графическому результату, что сравнительно
реже происходит при перечерчивании условия самим учащимся.
Межпредметные связи черчения включают следующие примеры:
1. Черчение и математика. Эти два предмета в школьном курсе
занимаются изучением пространственных форм и пространственных
отношений материального мира.
2. Черчение и технология. На уроках черчения учащиеся могут
выполнить чертежи, а на уроках технического труда по чертежам
изготовить различные предметы.
3. Черчение и изобразительное искусство. Уроки ИЗО и черчения имеют
много общих задач, таких как обучение умению анализировать форму
и конструкцию предметов, различать их положение в пространстве,
величину и пропорции.
4. Черчение и физика. На уроках физики особое место занимают
составление и чтение различных графиков и решение задач
графическим способом.
5. Черчение и информатика. Использование компьютера в структуре
урока черчения позволяет образно и динамично моделировать
построение на экране.
Адресат программы: обучающиеся 12-13 лет. Выбор данной
возрастной категории для освоения программы обуславливается
психологическими особенностями учащихся в восприятии материала,
мотивации к учебной деятельности, коммуникативной и аналитической
деятельности, формированию мировоззрения.
Объем программы: 72 часа.
Сроки освоения: Программа реализуется в течении 1учебного года.
Продолжительность учебных занятий составляет 37 недель в год.
Формы обучения: очная, с использованием электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Формы занятий: групповая, мелкогрупповая и индивидуальные
занятия. При реализации программы с использованием электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий возможны
следующие формы проведения занятий:
-Видеоконференция - обеспечивает двухстороннюю аудио и видеосвязь
между педагогом и обучающимися. Преимуществом такой формы
виртуального общения является визуальный контакт в режиме реального
времени. Охватывает большое количество участников образовательного
процесса.

-Чат–занятия - это занятия, которые проводятся с использованием чатов
-электронной системы общения, проводится синхронно, то есть все
участники имеют доступ к чату в режиме онлайн.
-Онлайн–консультации
это наиболее эффективная
форма
взаимодействия между педагогом и обучающимися. Преимущество таких
консультаций в том, что, как при аудио и тем более видео контакте, создается
максимально приближённая к реальности атмосфера живого общения. К
наиболее приемлемым для дополнительного образования можно отнести,
также, такие формы как мастер классы, дистанционные конкурсы, фестивали,
выставки, электронные экскурсии.
Вид занятий: Учебные занятия по черчению проводятся в форме
аудиторных занятий,
самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций в виде лекций,
практических занятий.
Режим занятий: Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа.
Рекомендуемая продолжительность занятия – 45минут.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется на русском языке в
соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком в
объединении, сформированном в группы обучающихся одного возраста или
разных возрастных категорий (разновозрастные группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально
или всем составом объединения.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных
занятий (комбинированное занятие, мастер-класс, занятие-путешествие,
конкурс), а также современные формы такие как занятие-квест,
образовательный челендж (социальная акция, флешмоб, марафон).
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом
физиологических и возрастных особенностей учащихся.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с
основными, понятиями, закономерностями и принципами. Подача
теоретического материала сопровождается видеоматериалом, демонстрацией
плакатов.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в
выполнении графических и практической работ.
Особенности организации образовательного процесса по черчению
включают следующие аспекты:
1. Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке.
2. Основная функция домашнего задания — закрепление знаний и
умений, полученных на уроке.
3. С целью предупреждения перегрузки учащихся при выполнении
домашнего задания необходимо строго следить за его объёмом.
4. Творческие задания могут быть предложены для самостоятельного
выполнения дома только по желанию учащихся.

5. Графические и практические работы по черчению предполагают
совершенствование и проверку усвоения учащимися учебного
материала определённой темы. Они являются средством тематического
контроля.
В программе используются различные образовательные технологии–
традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а также
различные методы и формы обучения: практические занятия с педагогом,
лекции с использованием ПК и мультимедиа, семинарские занятия (чтение
докладов,
демонстрация
презентаций);
самостоятельная
работа
обучающихся, предполагает выполнение кейс-заданий, творческих работ и
проектов.
Для активизации образовательной деятельности используются методы:
- проблемное обучение – стимулирование учащихся к самостоятельному
поиску знаний, необходимых для решения конкретной творческой задачи;
- контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний
путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
- обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности
учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
- межпредметное обучение – использование знаний из разных областей,
их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
индивидуализация
обучения–использование
внутригрупповой
дифференциации по уровням познавательного интереса и конструкторских
способностей.
При реализации программы могут предусматриваться как аудиторные,
так и внеаудиторные занятия (экскурсии на выставки, встречи с людьми
технических профессий, воспитательные мероприятия и праздники).
Программа может быть реализована с применением дистанционных
технологий обучения с учетом Положения об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий при реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»,
утвержденным педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш».
Для организации обучения используются дистанционные технологии
обучения: платформа ZOOM, социальная сеть «В контакте», приложение
WatsApp, электронная почта. Обучение в дистанционном формате
предусматривает онлай и оффлайн обучение в зависимости от технических
возможностей обучающихся.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат – занятия,
форум-занятия — дистанционные занятия, а также вебинар-сессии (аудиовизуальные сеансы), ориентированные на достижение образовательных
задач.
В дистанционном обучении используется кейс–технология и
телекоммуникационная технология (учебно-методические материалы из
телекоммуникационной библиотеки). В программе предусмотрено
проведение стартовой, промежуточной и итоговой аттестации в соответствии

с Положением о проведении аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш», где определены формы, порядок и периодичность проведения
аттестации обучающихся.
Программа может быть адаптирована для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом
особенностей их психофизического развития.
1.2 Цель и задачи программы
Цель - приобщение обучающихся к графической культуре, а также
формирование и развитие мышления и творческого потенциала личности,
через обучение основам черчения.
Задачи:
Образовательные:
• формируют знания об основах прямоугольного проецирования на одну,
две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на
чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной
изометрической проекции, фронтальной диметрической проекции и
технических рисунков.
• учат обучающихся читать и выполнять несложные чертежи, эскизы,
аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного
назначения;
Развивающие:
• развивают статические и динамические пространственные
представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных
образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию;
• развивают умение, определять адекватные способы решения учебной
задачи на основе заданных алгоритмов;
• формируют творческое решение учебных и практических задач:
умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные
решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие
в проектной деятельности.
Воспитательные:
• формируют умения самостоятельно пользоваться учебными
материалами;
воспитывают
трудолюбие,
бережливость,
аккуратность,
целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты
своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий
и результатам их труда;
2. Содержание программы
2.1 Учебный(тематический) план.
Учебный (тематический) план дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы «Занимательное черчение» составлен в
соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным

общеразвивающим программам и методическим рекомендациям по их
применению.
№

1.

2

Учебный (тематический) план
Название раздела, темы
Количество часов

Вводное занятие Виды
чертежных инструментов,
материалов и
принадлежностей.
Раздел 1Техника
выполнения чертежей и
правила их оформления

Всего Теория Практика
2
1
1
Тестирование
Беседа

14

7

7

3

Раздел 2. Геометрические
построения

10

5

5

4

Раздел 3. Проецирование.
Расположение видов на
чертеже, наглядные
изображения
Раздел 4. Сечения и
разрезы

30

15

15

6

3

3

6

Раздел 5. Сборочные
чертежи

4

2

2

7

Раздел 6. Строительные
чертежи

4

2

2

8

Итоговое занятие

2

Итого:

72

5

Формы
аттестации
/контроля

2
36

36

Практическая
работа. Решение
занимательных
задач
Практическая
работа. Решение
занимательных
задач
Практическая
работа. Решение
занимательных
задач
Практическая
работа. Решение
занимательных
задач
Практическая
работа. Решение
занимательных
задач
Практическая
работа.
Творческий
проект.
Выставка

Содержание учебного (тематического) плана
Содержание учебного плана: Программа содержит следующие разделы,
отражающие основные характеристики учебного процесса:
Вводное занятие (2 ч.)
Теория. 2 часа. Инструктаж по ТБ. Виды чертежных инструментов,
материалов и принадлежностей.
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
14час.
Основные теоретические сведения. Углубление сведений о графических
изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике.
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и
об общечеловеческом общении.
Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные
инструменты.
Применение компьютерных технологий для выполнения чертежей и
создания 3D-моделей.
Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов
ЕСКД: форматы, основная надпись, шрифты чертежные, линии чертежа,
нанесение размеров, масштабы.
Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической
документации; подготовка чертежных инструментов, организация рабочего
места; проведение различных линий; выполнение надписей чертежным
шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза «плоской» детали.
Раздел 2. Геометрические построения 10час.
Основные теоретические сведения. Проекции элементов фигур на
чертежах: изображения на чертеже вершин, ребер и граней предмета как
носителей графической информации.
Прямоугольные проекции и технические рисунки многогранников и тел
вращения. Выявление объема предмета на техническом рисунке. Развертки
поверхностей некоторых тел.
Проекции точек на поверхностях геометрических тел и предметов.
Анализ геометрической формы предмета.
Построение чертежей предметов на основе анализа их геометрической
формы. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета,
использование условных знаков.
Графическое отображение и чтение геометрической информации о
предмете. Анализ графического состава изображений.
Графические (геометрические) построения: деление отрезка, угла и
окружности на равные части; построение сопряжений.
Чтение
чертежей
и
других
графических
изображений.
Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа формы и их
пространственного расположения.
Эскизы деталей, последовательность их выполнения.
Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций
точек, прямых и плоских фигур; построение чертежей, аксонометрических

проекций и технических рисунков основных геометрических тел;
нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ
геометрической формы предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию;
анализ содержания информации, представленной на графических
изображениях.
Деление отрезков и окружности на равные части; построение
сопряжений;
выполнение чертежей
деталей
с
геометрическими
построениями; построение орнаментов и др.
Сравнение изображений; нахождение элементов деталей на чертеже и на
наглядном изображении; анализ геометрической формы деталей; устное чтение чертежа по вопросам и по заданному плану.
Раздел 3. Проецирование. Расположение видов на чертеже,
наглядные изображения 30 час.
Основные теоретические сведения. Проецирование как средство
графического отображения формы предмета. Центральное и параллельное
проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно
расположенных
относительно
плоскостей
проекций.
Получение
аксонометрических проекций.
Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное
проецирование на одну, две и три плоскости проекций. Сравнительный
анализ проекционных изображений.
Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные
виды, необходимое количество видов на чертеже.
Аксонометрическая проекция. Технический рисунок.
Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей
предметов по их наглядным изображениям); указание направлений
проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно
выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование)
деталей и предметов по чертежу.
Раздел 4. Сечения и разрезы 6 час.
Основные теоретические сведения. Сечения. Назначение сечений.
Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже.
Графические обозначения материалов в сечениях.
Разрезы. Назначение разрезов как средства получения информации о
внутренней форме и устройстве детали и изделия. Название и обозначение
разрезов. Местные разрезы.
Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части
разреза. Соединение половины вида и половины разреза.
Некоторые особые случаи применения разрезов: изображение тонких
стенок и спиц на разрезах.

Условности, упрощения и обозначения на чертежах деталей. Выбор
главного изображения. Неполные изображения. Дополнительные виды.
Текстовая и знаковая информация на чертежах.
Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с
использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с
применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы;
Нанесение на чертежах проекций точек, расположен расположенных на
поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих
разрезы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов;
построение отсутствующих видов детали с применением необходимых
разрезов.
Чтение чертежей с условностями, упрощениями и другой графической
информацией о предмете.
Раздел 5. Сборочные чертежи 4 час.
Основные теоретические сведения. Графическое отображение и чтение
технической информации о соединении деталей и сборочных единицах.
Виды соединений деталей. Изображение болтовых, шпилечных, винтовых и
других соединений.
Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Углубление сведений о
сборочных чертежах, назначении и содержании чертежей сборочных единиц.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Практические задания. Изучение чертежей различных соединений
деталей; выполнение эскиза одного из резьбовых соединений деталей; чтение
чертежей, содержащих изображения сборочных единиц; выполнение эскизов
или чертежей деталей по заданному сборочному чертежу (деталирование).
Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на наружной и внутренней
поверхностях; выполнение эскизов простейших деталей с изображением
резьбы, обозначение резьбы.
Раздел 6. Строительные чертежи 4 час.
Основные теоретические сведения. Назначение строительных чертежей.
Изображения на строительных чертежах: фасад, план, разрез. Масштабы
строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах. Условные
изображения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы,
лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое
оборудование. Порядок чтения строительных чертежей.
Практические задания. Изучение строительных чертежей. Чтение
строительных чертежей с условными изображениями. Чтение масштабов на
строительных чертежах.
Итоговое занятие 2час.
Теория. 2часа. Выставка. Подведение итогов учебного года.
Ожидаемые результаты.
Знать и понимать: -технологические понятия: графическая
документация, чертеж, эскиз, технический рисунок, стандартизация;

Уметь: -выбирать способы графического отображения объекта или
процесса; выполнять чертежи и эскизы, соблюдать требования к оформлению
эскизов и чертежей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
- выполнение графических работ с использованием инструментов,
приспособлений и компьютерной техники; чтение и выполнения чертежей,
эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
- организация рабочего места для выполнения графических работ.
- использование условно-графических символов и обозначений для
отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах,
чертежах. - понятие о системах конструкторской, технологической
документации и ГОСТах, видах документации.
- выполнение чертежных и графических работ от руки, с
использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств
компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической
документации.
- применение компьютерных технологий выполнения графических
работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование
графических
объектов:
выделение,
объединение,
геометрические
преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка.
5. Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы
и методы работы, принципы и функции деятельности, воспитательный
процесс реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Рабочая программа воспитания Приложение №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя
формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей
деятельности и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса
развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей
культуры речи, культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся
является обязательным условием успешности образовательного процесса:
ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того чтобы
содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять
в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные
возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к
постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей
работы;
– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Направления:
Профориентационная работа ведется с учетом психологических и
возрастных особенностей обучающихся объединения.
11-16 лет: развитие у подростков личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование
образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах
социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,
сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение
учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои

индивидуальные
возможности
с
требованиями,
профессиональной деятельностью к человеку.

предъявляемыми

Воспитательный потенциал предмета «Черчение» обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- развитие ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.
- развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда.
- воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами
общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование
эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
- воспитание отношения к черчению как части общечеловеческой
культуры, понимание значимости черчения для научно - технического
прогресса
- воспитание активности, ответственности, трудолюбия, культуры
общения, нравственности.
Правильная постановка воспитательной работы с учащимися при
проведении уроков черчения в аспекте здоровье сбережения обучающихся
требует учета их возрастных особенностей.
На уроках черчения для поддержания познавательного интереса
используются следующие методы:
1.
Проблемное обучение. Учитель формулирует вопрос или тему
для общего обсуждения.
2.
Дифференцированные задания. Каждый учащийся может
продемонстрировать собственные знания, умения и навыки.
3.
Игровые элементы. Например, игра «Чертежное лото» позволяет
выразить положительное отношение к процессу познания и поддержать
желание узнавать новое.
Также на уроках черчения можно использовать занимательные задачи,
головоломки, кроссворды и задания по моделированию.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график (КУГ).
Календарный учебный график разработан в соответствии с
действующими законодательными и нормативными актами Российской
Федерации, уставом образовательного учреждения и содержанию учебного
плана в части соблюдения продолжительности аудиторной нагрузки,
самостоятельной работы, каникулярного времени. Календарный учебный
график учитывает в полном объеме возрастные, психофизические
особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и
здоровья.
№
1

Дата реализации
программы
02.09.2024

Дата
окончания Количеств
программы
учебных дней
31.05.2025
36

Объем
часов
72

ак. Режим
работы
1
раз
в
неделю по 2
ак.час

2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
Учебная аудитория оснащена соответствующей мебелью: рабочими
столами, стульями, столом для руководителя, планшетами, натурным фондом
с выставочным 12 пространством и специальными рабочими инструментами,
и материалами для реализации программы в художественной
направленности.
Оборудование: - Набор чертежных инструментов для работы на
школьной доске. - Доска большая универсальная (с возможностью
магнитного крепления и зажима для плакатов) - Стеллажи для хранения
детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения: проектор, компьютер.
Видеоматериалы: Презентации уроков по Черчению.
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру.
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог
должен иметь педагогическое и профильное образование, владеть
педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и
дистанционного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.
2.3 Формы контроля и аттестации
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.

Основные формы контроля:
 Вводный (контроль проводится перед изучением нового курса или
нового раздела курса с целью определения знаний учащихся материала
предыдущего учебного года, полугодия. Предыдущая проверка сочетается с
так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением,
направленным на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях учеников.)
 Текущая (тестирование, самостоятельная работа, просмотр работ.)
 Итоговый (контроль проводится в конце изучения большой темы или в
конце года. Это контрольная работа «Проецирование предмета на три
плоскости» с наглядного изображения. Деталирование детали со сборочного
чертежа». Итоговые и тематические работы учащиеся выполняют на
чертежной бумаге формат А4.)
2.4. Оценочные материалы.
Критерии результатов:
• Правильность выполнения;
• Самостоятельность
• Четкость выполнения, композиция.
Способы определения результатов: В образовательном процессе для
диагностики успешности освоения учебной программы используются:
• метод наблюдения;
•
метод
анализа
продуктов
образовательной
деятельности
обучающегося; Создание «правильных» моделей, т.е. моделей в которых
соблюдены принципы параметричности, ассоциативности и для которых
выполним различного рода анализ.
Оценка формирования команды по следующим критериям:
- сплоченность команды;
- согласованность индивидуальных целей членов команды;
- эффективности работы в команде в сравнении с эффективностью
работы над индивидуальными проектами.
Виды контроля:
• Графические работы
• Тестирование
• Решение занимательных задач.
Критерии оценок:
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
«5» (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном
объеме, при этом чертеж верен, выразителен, подход к работе творческий;
умеет завершать свою работу самостоятельно.
«4» (хорошо) – ставится при способности учащегося выполнять задание
по черчению, но делает незначительные ошибки.
«3» (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять
задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к
выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок.

2.5. Методическое обеспечение:
Реализация
программы
основывается
на
принципах
учета
индивидуальных способностей обучающегося, его возможностей, уровня
подготовки.
Основным методом общения педагога с обучающимся является
диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком
направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают
активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов
формирования нравственнооценочных критериев у обучающегося. Основное
время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа
знакомит обучающихся с различными материалами и техниками, что
способствует стимулированию интереса и творческой активности
обучающихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности
обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять
полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание
программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных
возможностей учащихся. Формирование у обучающихся умений и навыков
происходит постепенно: от знакомства со свойствами чертежных материалов,
изучения основ графического изображения, до самостоятельного составления
и решения работы.
На занятиях используются также традиционные педагогические методы:
⎯ Словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж)
⎯Наглядные (демонстрация схем, чертежей, натуральных объектов,
рисунков; видеофильмы, презентации)
⎯ Практические (упражнения, практические работы)
Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практической работы, комбинированное, изучения нового материала,
обобщающее, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др.
Применение различных форм и методов в организации занятий
позволяет сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего
периода обучения.
Группа учеников состоит из 15 человек. К работе в учебном кабинете
обучающиеся
приступают
после
проведения
преподавателем
соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы,
объявлением темы занятия, плана работы.
2.6. Дидактическое обеспечение
Для реализации программы предмета черчение, учреждение имеет
библиотечный фонд по черчению, так же для обучения предоставляются
работы выпускников, наглядные пособия по черчению, плакаты, учебные
работы из методического фонда учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации
24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");

15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны
локальные
акты,
регламентирующие
процесс
функционирования и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Литература для педагога
а) основная литература:
1. О преподавании учебного предмета «Черчение и графика» в условиях
введения Федерального компонента государственного стандарта общего
образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте
www.ed.gov.ru.
2. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. –М.:
Гуманит. 1998 г. в Москва, издательсто «ВЛАДОС».
3. Годик Е.И., Хаскин А.М. Справочное руководство по черчению
Издание
четвертое,
переработанное
и
дополненное
МОСКВА
„МАШИНОСТРОЕНИЕ11 1974
б) дополнительная литература
1. Джонс Дж. К. Методы проектирования, — М.: Мир, 1986.
2. Жукова Е. Т. Реконструкция изображений при изучении сборочных
чертежей // Повышение эффективности и качества преподавания черчения.
— М.: Просвещение, 1981.
3. Карху А. А. Стадии проектирования промышленных изделий / Под
ред. проф. Н. Быкова. — М.: МВПХУ, 1964.
4. Колудрович Кирил. Техническое черчение в картинках. — Белград:
Научная книга, 1985. 14
5. Линькова Н. П. Способности к техническому конструированию //
Вопросы психологии. — 1971. — № 3.
6. Сурин Е. Л. Роль пространственного воображения в практике
конструкторской работы и в преподавании графических дисциплин во втузах
// Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. —
М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
7. Тосунова М. И. Архитектурное проектирование. — М.: Высшая
школа, 1978.
8. Шабалов СМ. Политехническое обучение. — М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1956.
9. Швецов О. П. Некоторые особенности конструкторскотехнологической деятельности школьников VII—VIII классов: Тезисы

доклада на И съезде психологов. — Вып. II. — М.: Изд-во АПН РСФСР,
1968.
10. Яровой И. Н., Малюта Н. Т., Рыбенцев В. Н. Сборник задач по
техническому труду: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1976.
Литература для учащихся
1.Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: учеб. Для
студентов ВУЗов – М.: Владос, 1999г.
2.Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии - М.: Высш.
шк.,2001г.
3.Фролов С.А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.:
машиностроение, 1980 г.
4.Вышнепольский И.С. Техническое черчение. М., Высшая школа 1985
5. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. 2007 г.
Альянс
6. Учебник Черчение под редакцией В.В. Степаковой, рекомендовано
МОРФМ.: Просвещение, 2006г

Приложение 1
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Объединение «Занимательное черчение»
Учебные группы № 1, 2, 3, 4 Расписание занятий:
Группа№ 1 суббота 08.00-08.45;08.55-09.40
Группа № 2 суббота 09.50-10.35;10.45-11.30
Группа № 3 суббота 11.40-12.25;12.35-13.20
Группа № 4 суббота 13.30-14.15; 14.25-15.10

№ п\ Дата
Форма занятия
п
проведения
1. 07.09.24
Беседа

2.

14.09.24

Комплексная

Кол-во Тема занятия
часов
2
Вводное
занятие
Виды
чертежных
инструментов,
материалов
и
принадлежностей.
14
Раздел
1.
Техника
выполнения чертежей и
правила их оформления
2
Краткая история графического
общения человека. Значение
графической подготовки в
современной
жизни
и
профессиональной
деятельности
человека.
Области применения графики
и ее виды

Место
проведения
СОШ №118

Форма
контроля
Тестирование
Беседа

СОШ №118

Практическая
работа

3.

21.09.24

Комплексная

2

4.

28.09.24

Комплексная

2

5.

05.10.24

Комплексная

2

6.

12.10.24

Комплексная

2

7.

19.10.24

Комплексная

2

8.

26.10.24

Комплексная

2
10

02.11.24

Комплексная

2

10. 09.11.24

Комплексная

2

11. 16.11.24

Комплексная

2

12. 23.11.24

Комплексная

2

9.

Основные виды графических СОШ №118
изображений: эскиз, чертеж,
технический
рисунок,
техническая
иллюстрация,
схема
Понятие
о
стандартах. СОШ №118
Правила
оформления
чертежей. Форматы, масштаб.
Оформление чертежей.
Линии чертежа
СОШ №118
Шрифт
чертежный.
Прописные буквы Строчные
буквы. Цифры
Масштабы. Чертеж не сложной
детали в указанном масштабе.
Нанесения размеров. Общие
сведения. Карточки-задания
Раздел 2. Геометрические
построения
Простейшие геометрические
построения Деление отрезка и
окружности на равные части.
Построение и деление углов.
Построение касательных
Построение овала.

СОШ №118
СОШ №118
СОШ №118

СОШ №118
СОШ №118
СОШ №118

Сопряжения. Центр и точки СОШ №118
сопряжений. Сопряжение 2

Решение
занимательных
задач.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Карточкизадания.
Решение
занимательных
задач.
Практическая
работа
Практическая
работа
Решение
занимательных

13. 30.11.24

Комплексная

2

30

прямых, сопряжение прямой и
окружности.
Сопряжения.
Сопряжения
окружностей дугой заданного
радиуса. Карточки-задания.
Раздел 3. Проецирование.
Расположение
видов
на
чертеже,
наглядные
изображения
Основные
теоретические
сведения.
Метод
проецирования.
Центральное прямоугольное
проецирование. Расположение
видов на чертеже.
Дополнительные виды.

задач.
СОШ №118

Решение
занимательных
задач.

СОШ №118

Практическая
работа

СОШ №118

Практическая
работа

СОШ №118

Практическая
работа
Практическая
работа

14. 07.12.24

Комплексная

2

15. 14.12.24

Комплексная

2

16. 21.12.24

Комплексная

2

17. 28.12.24

Комплексная

2

04.01.25
18. 11.01.25

Комплексная

2

19. 18.01.25

Комплексная

2

Образование
поверхностей СОШ №118
простых геометрических тел.
Чертежи геометрических тел.
Праздничный день
Развертки
поверхностей СОШ №118
геометрических тел.
Многогранники
СОШ №118

20. 25.01.25

Комплексная

2

Тела вращения

21. 01.02.25

Комплексная

2

Параллельное проецирование СОШ №118
и
аксонометрические

СОШ №118

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

проекции.
Аксонометрические проекции СОШ №118
плоских и объемных фигур.
'Прямоугольная
изометрическая проекция.
Особенности
технического СОШ №118
рисунка.

22. 08.02.25

Комплексная

2

23. 15.02.25

Комплексная

2

24. 22.02.25

Комплексная

2

Эскизы, их назначение
правила выполнения

25. 01.03.25

Комплексная

2

26. 08.03.25

Комплексная

2

27. 15.03.25

Комплексная

2

Построение изометрической СОШ №118
проекции
и
фронтальной
диметрии
по
чертежу.
Нанесение размеров
Построение
чертежа
по СОШ №118
наглядному
изображению.
Нанесение размеров.
Комплексный чертеж детали. СОШ №118
Нанесение размеров.

28. 22.03.25

Комплексная

2

Комплексная

6
2

29. 29.03.25

и СОШ №118

Выполнение чертежа модели с СОШ №118
натуры.
Построение
наглядного
изображения.
Нанесение размеров
Раздел 4. Сечения и разрезы
Основные
теоретические СОШ №118
сведения
о
сечениях.
Наложенные и вынесенные

Практическая
работа
Решение
занимательных
задач.
Решение
занимательных
задач
Решение
занимательных
задач
Практическая
работа
Решение
занимательных
задач
Практическая
работа

Практическая
работа

30. 05.04.25

Комплексная

2

31. 12.04.25

Комплексная

2

4
32. 19.04.25

Комплексная

2

33. 26.04.25

Комплексная

2

4
34. 03.05.25

Комплексная

2

35. 10.05.25

Практическое
занятие
Беседа
Итого:
Практическое
занятие
Беседа
Всего:

2

36. 17.05.25
37. 24.05.25
38. 31.05.25

2
74
2
2
78

сечения.
Обозначение
материалов в сечениях.
Простые
разрезы,
их
обозначения.
Сложные
разрезы. Местные разрезы
Соединение вида и разреза.
Разрезы в аксонометрических
проекциях
Раздел
5.
Сборочные
чертежи
Основные
сведения
о
сборочных чертежах изделий
Способы представления на
чертежах различных видов
соединений деталей
Раздел 6. Строительные
чертежи
Основные
сведения
о
строительных чертежах. План
и фасад здания.
Творческий проект. Коттедж.
Дом моей мечты
Итоговое занятие

СОШ №118

Практическая
работа

СОШ №118

Практическая
работа

СОШ №118

Практическая
работа
Практическая
работа

СОШ №118

СОШ №118

Практическая
работа

СОШ №118

Творческий
проект
Выставка

СОШ №118

Закрепление
пройденного
материала
Экскурсия в ДТ «Юлдаш»
СОШ №118

Практическая
работа
Наблюдение

Приложение2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Объединения «Занимательное черчение»
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
Педагог Миловзорова М. В.
Рабочая программа воспитания объединения «Занимательное черчение»
составлена в соответствии с Воспитательной программой МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш» «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2021– 2025 гг.
Главной целью воспитательной программы МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш» является: создание единого воспитательного пространства для
развития, саморазвития и самореализации личности психически и физически
здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной,
востребованной в современном обществе.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
 приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование
у них основ культуры и общения, умений построения межличностных
отношений;
 привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование
осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
 создание условий для открытого воспитательного пространства, в
котором родители принимают активное участие;
 способствовать
формированию
гражданского
самосознания,
ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
 способствовать развитию празднично-игровой культуры детей и
взрослых в современных социальных условиях;
 использование новых художественно-педагогических форм, методы и
технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;
 способствовать сохранению народных праздничных традиций своей
страны;
 создание условий для творческой самореализации обучающихся.
Воспитательная работа в учреждении осуществляется по следующим
направлениям и программам:
Направления
1. Духовно-нравственное
2. Гражданско-патриотическое
3. Спортивно-оздоровительное
4. Трудовое – профориентационное
5. Экологическое
6.Общеинтеллектуальное
7.Приобщение к культурному наследию
8. Семейное воспитание и работа

Программы
«Дорога к человечности»
«От малой Родины до гражданина России
«В здоровом теле-здоровый дух»
«Труд и призвание»
«Будем жить в ладу с природой»
«Ученье-свет»
«Истоки»
«Семья»

Деятельность
объединения
техническую направленность.

«Занимательное

черчение»

имеет

Количество обучающихся объединения «_60__» человек.
Из них мальчиков___, девочек ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 12__ до 13_ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
Возраст

От 11 до 13
лет

Характеристика возрастного этапа

Формы реализации
воспитательной
работы

Детям этого возраста чрезвычайно важно Игры на восприятие
чрезвычайно важно согласовывать свои действия друг друга
со сверстниками. Подросткам этого возраста Спортивные игры
нужен как организатор, способный направить их Вечеринки
бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать Встречи с
самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь интересными
ведущий способ проведения досуга – организация людьми Праздники
творческой деятельности

План воспитательной работы на 2024-2025 уч. Год
Мероприятия проводимые в объединении

№

Примерный план работы
по реализации Воспитательной
программы МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш» «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Духовно-нравственное воспитание.
(программа «Дорога к человечности»).
1
Организация и проведение
мероприятий, посвящённых Дню
матери и организация выставки
работ, обучающихся и родителей
2
Участие в новогодних мероприятиях
Дома творчества
3
Уроки доброты

Форма и Наименование мероприятия

Дата
проведения

Беседа «Берегите мам»

ноябрь

Декабрь
Этот мир одинаков для всех
Самый счастливый человек.

В течение года
Даты
Осенние и
весенние
каникулы
Даты
Февраль, май
Даты
В течение года
Даты

4

Неделя доброты

Правила вежливости и хороших
манер
Поздравления и пожелания
С чего начинается дружба и т.д.

5

Неделя вежливости

Беседа «Правила вежливости и
хороших манер»

6

Акции милосердия

Гражданско-патриотическое воспитание
(программа «От малой родины до гражданина России»)

1

Цикл бесед к памятным датам

2

Участие в гражданскопатриотических акциях
Проведение квестов к 23 февраля,
Дню Победы
Проведение цикла бесед «Уфа-город
трудовой и боевой славы»; цикла
бесед» Улицы Черниковки»

3
4

Беседа «В
подвигам»

жизни

есть

место

«День защитника Отечества»,
«Салют Победы»

Улицы Черниковки:
Первомайская, Черниковская,
Свобода

Спортивно-оздоровительное направление
(программа «В здоровом теле – здоровый дух»)
1
-контроль за санитарноКонтроль за санитарногигиеническими условиями
гигиеническими условиями
кабинета;
кабинета;
- воздушно-тепловой режим;
- воздушно-тепловой режим;
- освещённость кабинета.
- освещённость кабинета.
2
Своевременное проведение
Проведение инструктажа по технике
инструктажа по технике
безопасности обучающихся
безопасности обучающихся.
3
Пропаганда здорового образа жизни
через проведение мероприятий при
активном участии детей и родителей.
4
Проведение «Дня здоровья для
Здоровое питание-отличное
обучающихся».
настроение
Режим дня - основа жизни.
Здоровым быть модно.
5
Участие обучающихся в спортивных
соревнованиях, спартакиадах:
школьных, районных, региональных.
6
Организация оздоровительных
Проведение оздоровительных
режимных моментов в организации
режимных моментов в организации
на занятиях (зарядка,
на занятиях (зарядка,
физкультминутки) и проведение
физкультминутки) и проведение
подвижных игр на переменах для
подвижных игр на переменах для
обучающихся.
обучающихся.
Трудовое-профориентационное направление
(программа «Труд и призвание»)
1
Профессиональные уроки
«Профессия Инженер».
2

Профессиональные пробы

Фестиваль «Путешествие в мир
профессий»
Экологическое направление
(программа «Будем жить в ладу с природой»)
1
Конкурс рисунков, плакатов и
памяток на экологическую тему. Эко
фестиваль «Зеленая планета»
2
Участие в экологических акциях
3

3

Участие в экологических конкурсах

4
5

Дни экологической безопасности
Участие в районных, областных
конкурсах проектноисследовательских работ по

Сентябрь-май
Даты
Сентябрь-май
Даты
Февраль, май
Даты
Сентябрьапрель Даты

Сентябрь-май

Сентябрь-май
Даты
Сентябрь-май
Даты
1 раз в квартал
Даты
В течение года
Даты
В течение года

В процессе
реализации РП
В процессе
реализации РП
Март Даты

Октябрь Дата
В течение года
Дата
В течение года
Дата
Осень, весна
В течение года

экологии
6
Викторины на экологическую тему
7
Акции «Скворечник», «Кормушки»
Общеинтеллектуальное направление
(программа «Ученье – свет»)
1
Интеллектуальные бои, викторины,
научно-исследовательские
конференции
2
Экскурсии в музеи, галереи,
посещение выставок
3
Интеллектуальный марафон
Приобщение к культурному наследию
(программа «Истоки»)
1
Творческие мастерские «Ремесло –
всегда добро»

Акции «Скворечник», «Кормушки»

Осень, весна
Зима, весна
в течение года
в течение года
в течение года

Выставка работ педагогов «Добрых
рук мастерство»
3
Конкурсы районные, городские,
республиканские по пропаганде
обычаев, традиций народов РБ
Семейное воспитание и работа с родителями
(программа «Семья»)
1
Родительские собрания
«Ваш
ребенок
пришел
в
объединение
«Занимательное
черчение»
«Успех каждого ребенка»
2
Индивидуальные консультации для
родителей
3
Оформление «Уголка для родителей
4
День Семьи и совместные праздники
5
Конкурс на лучшую семейную
фотографию «Это я, это я, это – вся
моя семья!»
6
Родительский лекторий
Правила поведения родителей в
2

Весенние и
осенние
каникулы
март
В течение года

Сентябрь, май

По мере
необходимости
ноябрь
сентябрь
Февраль-март
ноябрь-апрель

образовательном учреждении.
Подготовка ребенка к обучению в
объединении
«Занимательное
черчение»
Охрана здоровья ребенка.
Диагностика воспитательной работы
1
Наблюдение
2
Стартовая диагностика тестирование
3
Рубежная диагностика
4

Итоговая диагностика

5
6

Участие в конкурсах
Итоговая работа. Анализ работы за
год, планирование работы на
следующий год.

таблица «Уровень воспитанности
учащегося»
таблица «Уровень воспитанности
учащегося»
таблица «Итоговый уровень
воспитанности учащегося»
Отчет «Самоанализ
воспитательной работы в
объединении»

В течение года
Октябрь
Февраль
Май
В течение года
Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».