1
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Творчество – это особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
Программа
«Подарок»
составлена
с
учетом
возрастных,
психологических, познавательных особенностей учащихся школьного
возраста. Школьный возраст – это период начальной социализации,
приобщение его к миру и окружающей действительности. Художественная
направленность программы предполагает художественно-эстетическое и
творческое развитие, социокультурную адаптацию учащихся, изучение
окружающего мира природы и животных, способов безопасного
взаимодействия природы и человека.
Реализация программы на стартовом уровне направлена на
формирование
и
развитие
творческих
способностей
учащихся,
удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа
жизни, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, на
организацию их свободного времени.
Занятия комплексно воздействуют на развитие учащегося, развивают
воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую
моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на
психическое здоровье, формируют умение планировать работу по реализации
замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого – изобразительная деятельность учащегося.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают
радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник
является наиболее благоприятной для творческого развития способностей.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
(принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
2
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны локальные акты, регламентирующие процесс функционирования
и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Актуальность.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации
личности учащегося, выявить и развить творческие способности, чувство
3
прекрасного, эстетический вкус. Важная роль отводится формированию
культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов
и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами,
соблюдению правил безопасной работы.
Новизна заключается в том, что программа дает возможность не только
изучить различные мастер классы, но и позволяет сориентировать и научить
работать в команде, улучшить коммуникативные навыки общения, снизить
уровень конфликтности.
Отличительная особенность данной программы в том, что она
позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями,
включает в себя различные элементы декоративно-прикладного искусства, а
также объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой
развития познавательного интереса. Программа «Подарок» дает возможность
расширить и дополнить образование учащихся в области креативного
мышления, познания окружающего мира через создание изделий.
Образовательное и воспитательное значение занятий огромно, особенно
в плане умственного и эстетического развития учащегося. Наша программа
расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к
окружающей жизни. Занятия воспитывают художественный вкус, умение
наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и видеть,
но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую
индивидуальность, представления об окружающем мире. Ведь герои и
сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в
книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь их отыскать.
«Подарок» воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и
навыки учащегося, мышцы пальцев, ловкость рук. Учит выражать свои
чувства и мысли.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная
программа способствует формированию и развитию художественноэстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира
учащихся школьного возраста, умению самостоятельно создавать творческие
работы, адекватно оценивать свои результаты в работе.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития учащихся.
Межпредметные связи.
Литература.
Сказки, стихотворения, басни – это безграничный материал для работы,
это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые
необыкновенные чудеса и превращения.
Пробудить интерес к чтению, расширить и закрепить у учащихся знания
через творчество, создание поделок, аппликаций. Игры - викторины имеют
обучающее, развивающее и воспитывающее значение.
Математика.
Поделки, сувениры, аппликации из геометрических фигур, цифр –
отличный способ увлечь учащихся полезной практикой.
4
Окружающий мир.
Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают учащиеся, к России, её природе и культуре,
истории и современной жизни; осознание учащимся ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся в возрасте
7-11лет.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год
обучения. На базе ДТ «Юлдаш» Общее количество часов в год – 144 часов.
На базе гимназии №111 – 72 часа. Приложение №1
Форма обучения – очная и возможен заочный формат обучения с
применением дистанционных технологий.
Режим занятий. На базе ДТ «Юлдаш» два раза в неделю по 2
академических часа, с перерывом на отдых 10 минут. На базе гимназии 1 раз в
неделю по 2 академических часа, с перерывом на отдых 10 минут. Расписание
составлено с учетом пожеланий детей и родителей (законных представителей).
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком в объединении,
сформированном в группы обучающихся одного возраста или разных
возрастных категорий (разновозрастные группы). Занятия в объединениях
могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
Программа включает теоретическую и практическую части,
содержание которых соответствует требованиям развивающего обучения с
учетом физиологических и возрастных особенностей учащихся.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с основными
понятиями.
Подача
теоретического
материала
сопровождается
видеоматериалом, демонстрацией плакатов, авторских работ. Практическая
часть программы строится на воплощение каждой темы в материале и
освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы,
пользование инструментами.
В программе используются различные образовательные технологии–
традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а также
различные методы и формы обучения: практические занятия с педагогом,
занятия с использованием ПК и мультимедиа, самостоятельная работа
обучающихся предполагает выполнение кейс-заданий, творческих работ и
проектов.
Для активизации образовательной деятельности используются методы
обучения:
- словесный (объяснение, пояснение, беседа, рассказ, вопросы, словесная
инструкция);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
5
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
создание
художественных впечатлений);
- проблемное обучение – стимулирование учащихся к самостоятельному
поиску знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;
- межпредметное обучение – использование знаний из разных областей,
их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
-индивидуализация обучения – использование внутригрупповой
дифференциации по уровням познавательного интереса и художественных
способностей.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач программы и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
При реализации программы могут предусматриваться как аудиторные,
так и внеаудиторные занятия (воспитательные мероприятия и праздники).
Программа может быть реализована с применением дистанционных
технологий обучения с учетом Положения об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий при реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»,
утвержденным педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». Для
организации обучения используются следующие дистанционные технологии:
социальная сеть «В контакте», приложение WhatsApp. Обучение с
применением дистанционных технологий предусматривает онлайн и офлайн
обучение в зависимости от технических возможностей обучающихся.
В программе предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и
итоговой аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и
периодичность проведения аттестации обучающихся.
Программа может быть адаптирована для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом
особенностей их психофизического развития.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – развитие творческой личности, конструктивного
мышления, воображения через изучение основ изобразительного искусства,
лепки, аппликации, знакомство с различными видами материалов: бумага,
соленое тесто, шерсть, акварель и другие.
Задачи:
образовательные
• познакомить с оборудованием и различными материалами: бумага,
клей, клей-пистолет, ножницы и другие
• познакомить с профессиональными терминами и приёмами создания
аксессуаров, подарков;
• познакомить с цветовыми сочетаниями;
6
• научить
• научить
• научить
понимать и применять профессиональные термины;
получать цветовые сочетания и применять их;
применять в своих работах приемы по созданию аксессуаров,
подарков;
• научить создавать красивые и нужные изделия, применимые в жизни.
развивающие
• развиваем творческую активность и инициативу;
• развиваем память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук;
• развиваем гибкость в поисках творческих решений и задач;
• развиваем у учащихся художественный вкус, интерес к творчеству;
• развиваем умение работать в коллективе
воспитательные
• воспитываем готовность и ответственность к саморазвитию и
самовоспитанию;
• воспитываем трудолюбие и аккуратность;
• воспитываем стремление к качеству выполняемых изделий.
3.Содержание программы.
Содержание программы «Подарок» построено с учетом возрастных
особенностей учащихся, а также с учетом особенностей развития их
пространственного мышления; включает теоретическую и практическую
части.
Теоретическая часть предполагает изучение окружающего мира
особенностей и технологических приемов, включает в себя задания по
аналитической работе в области декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и
навыков ремесла в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы:
- изучение материалов и инструментов;
- навыки работы с применением различных материалов: использование
бумаги, картона, пластилина, соленого теста и другое.
В программе учтен принцип систематического и последовательного
обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять
полученные знания и умения в изучении нового материала.
Содержание программы.
Учебный (тематический) план на базе ДТ «Юлдаш»
количество часов
практик
теория
а
№
п/п
Тема занятий
1
Введение
в
программу.
Устав.
безопасности.
Основы цветоведения и композиции.
2
7
Техника
Всего
2
2
4
1
9
10
3
Лепка из соленого теста.
4
Аппликация из цветной бумаги.
5
Декупаж.
6
Виды аксессуаров. Дизайн бижутерии.
7
Предметный дизайн. Изготовление сувениров.
8
Социальная практика.
Всего часов:
2
2
4
2
2
0
15
20
20
20
24
28
6
129
22
22
22
26
30
6
144 ч.
Содержание учебного плана программы.
Тема №1. «Введение в программу». (4 часа).
Основные вопросы. Вводное занятие. Устав Центра творчества. Правила
техники безопасности. Инструменты и приспособления. Организация
рабочего места. Тестирование на уровень творческой активности. Входящая
диагностика.
Самостоятельная работа. Загадки, тесты, викторины.
Тематика практических работ. Тестирование на уровень творческой
активности, входная диагностика, игры на знакомство и сплочение.
Тема №2. Основы цветоведения и композиции. (10 часов).
Основные вопросы. Вводное занятие по темам: Цвет, холодные и теплые
оттенки, цветовой круг. Цвет в природе, в окружающем мире. Цветовые
сочетания в косметике, одежде.
Самостоятельная работа. Работа с акварелью, бумагой, смешивание
цветов между собой, цветовой круг.
Тематика практических работ. Работа с цветовым кругом.
Практические задания «Веселая палитра», работы в технике аппликации,
работы по построению композиции.
Тема №3. Лепка из соленого теста. (22 часа).
Основные вопросы. Расширение знаний технологии лепки из соленого
теста. Рецептура соленого теста. Цветное тесто окрашивание теста, введение
дополнительного цвета. Хранение теста. Набор инструментов.
Самостоятельная работа. Выполнение упражнений по лепке с
использованием приспособлений для украшения изделий. Лепка простых
односложных изделий, лепка декоративных панно, тарелок.
Тематика практических работ. Декоративное панно «Чаепитие»,
«Матрешки», «Рыбки» и другое.
Тема№ 4. Аппликация из цветной бумаги. (22 часа).
Основные вопросы. Из истории бумаги. Новые технологии по
бумагопластике. Техника безопасности. Материалы, инструменты.
Самостоятельная работа. Изучаем плоская аппликация, сюжетная
аппликация, аппликация с элементами рисования, прорезная аппликация.
Тематика практических работ. Снегирь на ветке, Символ года,
украшаем окна к новому году и другое.
Тема №4. Декупаж. Введение в программу. (22 часа).
Основные вопросы. Знакомство и материалы для работы.
Самостоятельная работа. Подготовка для декорирования консервных
банок, Крафт пакетов, тарелок. Подбор красивых салфеток.
8
Тематика практических занятий. Декорирование: подарочный Крафт
пакет, открытка, свечи, подарок маме, коробочка.
Тема №5. Виды аксессуаров. Дизайн бижутерии. (26 часов).
Основные вопросы. История аксессуаров. Аксессуар как часть
костюма. Бижутерия и украшения. Украшения из нетрадиционных
материалов.
Самостоятельная работа. Загадки, викторины кроссворды. Рисование
эскизов украшений.
Тематика практических работ. Бижутерия из атласных лент. Из лент
и бусин. Аксессуары из нетрадиционных материалов.
Тема №7. Предметный дизайн. Изготовление сувениров. (30 часов).
Основные вопросы. Понятие «предметный дизайн», «сувениры». Виды
материалов для предметного дизайна. Декорирование бумагой. Материал
декора – фетр. Материал декора – ткань. Материал декора – нить.
Самостоятельная работа. Загадки, тесты, составление схем.
Тематика практических работ: Декорирование бумагой: изготовление
открыток, шкатулок, упаковок коробочек, рамок, цветов в различных техниках
исполнения. Материал декора – фетр: игольница «Сова», «Ежик»; цветызаколки; цветы-броши; бусы из фетра. Материал декора – нить: изготовление
сувенира «Мандала»; изготовление шаров из нитей.
Тема №8. Социальная практика (6 часов).
Основные вопросы. Заключительная диагностика. Подведение итогов.
Посещение выставок.
Самостоятельная работа. Игры: «Юный дизайнер», «Фантазер».
Тематика практических работ. Викторина «О моде», «У девочек, у
мальчиков». Подготовка и проведение итоговой выставки детских работ «Я –
юный дизайнер». Анализ работ. Подведение итогов за год. Задание на лето.
Содержание программы на базе гимназии 111.
Учебный (тематический) план на базе гимназии 111.
№
п/п
Введение
в
программу.
безопасности
2
В мире волшебных красок
3
Готовимся к празднику
4
Мои друзья
5
В каждой поделке радость
Всего часов:
1
количество часов
практик
теория
а
Тема занятий
Устав.
Техника
Всего
2
0
2
2
2
2
2
10
18
18
18
8
62
20
20
20
20
72 ч.
Содержание учебного плана программы на базе школы.
Тема №1. «Введение в программу». (2 часа).
Основные вопросы. Вводное занятие. Устав Центра творчества. Правила
техники безопасности. Инструменты и приспособления.
Тема №2. В мире волшебных красок (20 часов).
9
Основные вопросы. Изучаем основные цвета, смешивание, получение
оттенков.
Самостоятельная работа. Рисование узоров, геометрических фигур,
Тематика практических работ: рисуем солнце, краски осени, лепка на
осеннюю тематику: грибы,
Тема №3. Готовимся к празднику (20 часов).
Основные вопросы:
Самостоятельная работа:
Тематика практических работ:
Тема №4. Мои друзья (20 часов).
Основные вопросы:
Самостоятельная работа: Чтение литературных произведений по
возрасту, их обсуждение.
Тематика практических работ: Иллюстрирование литературных
произведений: «Колобок», «Три поросенка»,
Тема №5. В каждой поделке радость (10 часов).
Основные вопросы:
Самостоятельная работа:
Тематика практических работ:
Ожидаемые результаты:
По итогам реализации данной программы у обучающихся
сформированы действия:
Предметные
• знают различные виды творческой деятельности, художественные
материалы и приемы работы с ними;
• используют в работе различные технические приемы при работе с
материалами: бумага, акварель, гуашь, пластилин, соленое тесто,
шерсть;
• готовые изделия выполняются качественно, старательно;
• решают задачи по освоению навыков организации и планирования
работы.
Метапредметные
•
понимают учебную задачу, сформулированную педагогом;
•
развили память, внимание, мелкую моторику рук;
•
анализируют причины успеха или неуспеха;
•
проявляют индивидуальные творческие способности при
выполнении изделий.
Личностные
У обучающихся сформированы:
10
умеют работать в коллективе, ощущают потребность
взаимодействия со сверстниками, доброжелательно относятся друг к другу;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
У обучающихся сформированы действия:
•
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявляют
инициативу и активность;
•
обращаются за помощью;
•
предлагают помощь и сотрудничество;
•
слушают собеседника;
•
могут сформулировать собственное мнение.
•
4. Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и
методы работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс
реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Рабочая программа воспитания Приложение №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя
формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности
и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей
культуры речи, культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок
приходит на занятия, прежде всего, для того чтобы содержательно и
эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в
нем достойное место;
11
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные
возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к
постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей
работы;
– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Направления:
Профориентация- С учетом психологических и возрастных
особенностей обучающихся детских объединений можно выделить
следующие этапы профориентационной работы:
7-10 лет: формирование у учащихся ценностного отношения к труду,
понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на практической
направленности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую,
игровую, исследовательскую.
Направления и формы работы.
Профориентационная
работа
в организации
дополнительного
образования может строиться по следующим основным направлениям:
• Информационно-просветительское;
• Обучающее (формирующее).
Информационно-просветительское направление
Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром
профессий через изучение профессиограмм — кратких описаний профессий,
справочной
литературы,
информационно-поисковые
системы,
профессиональную рекламу и агитацию, экскурсии, встречи со
специалистами,
познавательные
и
просветительские
лекции,
профориентационные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование
СМИ, различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
12
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и
конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем
сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.
Информационно-просветительская работа должна проводиться с
использованием новейших информационных технологий. Учащиеся получают
сведения о мире профессий и рынке труда из периодических изданий и
специальной научной литературы с использованием Интернет-ресурсов и
новейших компьютерных технологий.
Формы- знакомство с Атласом профессий в форме профориентационных
уроков, ролевых игр по Атласу профессий.
Обучающее (или формирующее) направление:
В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд
определенных компетенций:
• умение анализировать мир профессий;
• умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации
профессионального выбора;
• владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации
и поиска работы.
Формы: деловые и ролевые игры.
Гражданско-патриотическое
включает
в
себя
следующие
направления
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей
такими моральными качествами, как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему
поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
• формирование социальной активности, направленной на служение
интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости,
главному способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и
духовное здоровье нации.
-культурно-историческое направление, предполагает:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю,
её замечательным людям;
• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и
исторических памятников боевой и трудовой славы;
• формирование
чувства национальной гордости, национального
самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Формы проведения:
1 Проведение спортивно-массовых мероприятий:
• «Веселые старты»;
13
• «Папа,
мама, я – спортивная семья!»;
• участие в конкурсах поделок «ЮИД», «Юные пожарные».
2. Участие в акции «Вахта памяти»:
• проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества,
квестов.
3. Изучение родного края:
• экскурсии в музеи;
• изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора,
связанных с природой и использованием ее богатств;
4. Организация конкурсов:
• «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню
пожилого человека.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1Календарный учебный график
Начало учебного года – 02.09.2024
Окончание учебного года –31.05.2025
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни: 11 октября -День Республики
Башкортостан; 4 ноября- День народного единства; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День
защитника Отечества; 8 марта- Международный женский день; 30 марта –
Ураза Байрам; 1 мая - Праздник Весны и Труда 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 144 ч.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
2.2Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Кабинет для занятий должен быть оснащен удобной мебелью (столы и
стулья), интерактивной доской, компьютером.
Для успешного результата в освоении программы «Подарок»
необходимы следующие учебно-методические материалы:
- наглядные методические пособия по темам,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериал,
- Интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Необходимые инструменты и материалы:
Измерительное оборудование: металлические линейки (30, 50 см), лекала,
сантиметровые ленты, ножницы, нитки.
Фигурные дыроколы, фигурные ножницы для бумажных работ.
Клеевой пистолет.
14
Отрезы тканей.
Бумага для чертежей изделий.
Отделочные материалы в виде тесьмы, атласных лент, нитки «ирис»,
шерстяные нити.
Канцтовары, в том числе цветной картон, бумага белая, бумага цветная,
гофрированная бумага, красивые салфетки, клей-карандаш, клей «Титан»,
стержни для клеевого пистолета.
Другие декоративные материалы.
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi., выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру.
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
аудиовизуальные:
слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
кинофильмы, аудиозаписи.
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог
должен иметь педагогическое и профильное образование, владеть
педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и
дистанционного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.
2.3 Формы контроля и аттестации
Подведение
итогов
и
контроль
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы «Подарок» обеспечивает оперативное
управление образовательным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы)
программы с целью выстраивания индивидуального подхода к обучающимся
на основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки результатов
освоения содержания программы, а также стимулирования работы на
занятиях.
Основные формы текущего контроля: тестирование, опрос, просмотр и
выставка практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся
проводится в форме промежуточной аттестации в конце первого полугодия
обучения.
15
Основные формы промежуточной аттестации: просмотр, викторина,
конкурс, выставка.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по окончании
образовательной программы (май) в форме: выставки творческих работ.
Для фиксации результатов контроля освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Подарок» используются:
- материалы анкетирования и тестирования;
- диагностические карты;
- грамоты и дипломы;
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио учащегося.
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка,
открытое занятие, конкурс.
2.4 Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной
программы. По результатам оценивания определяется уровень освоения
программы «высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в
диагностической карте (листе оценки)
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается
ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в
развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих
диагностических исследований и др.
Способы и критерии оценки личностных результатов и
метапредметных результатов: наблюдение, анкетирование, оценка
результатов рефлексии, портфолио, выставки.
Качества
личности
Степень проявления (уровень)
высокий
средний
Метапредметные результаты
Регулятивные
умения
самостоятельно
готовит рабочее
место и планирует
свою работу и
убирает за собой
самостоятельно;
безразличен к
внешней оценке
(деятельность не
изменяется)
адекватно оценивает
свою работу;
организовывает
рабочее место,
планирует и
организовывает
работу
при поддержке
педагога;
эмоционально
реагирует на оценку
взрослого (при
похвале – радуется,
темп работы
увеличивается, при
критике – сникает,
деятельность
замедляется или
вовсе прекращается;
оценка ребёнком
созданного им
изображения
16
Низкий
испытывает серьезные
затруднения при
организации своего
рабочего места, при
планировании и
организации работы
нуждается в постоянном
контроле и помощи
педагога;
безразличен к оценке
взрослого;
оценка ребёнком
созданного им
изображения отсутствует
Коммуникативны
е умения
Познавательная и
творческая
активность
внимателен,
адекватно
воспринимает
информацию;
самостоятельно
готовит
информацию,
выступая перед
аудиторией,
свободно владеет и
подает информацию;
самостоятельно
участвует в
дискуссии, логически
обоснованно
предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою
точку зрения.
Активен, нацелен на
процесс и результат
деятельности,
проявляет
самостоятельность
при выполнении
заданий различной
сложности, задает
оригинальные
вопросы, предлагает
оригинальные
решения, добивается
высоких результатов.
завышенная или
заниженная.
воспринимает
учебную
информацию при
напоминании и
контроле;
готовит информацию
и выступает перед
аудиторией при
поддержке педагога;
участвует в
дискуссии, защищает
свое мнение при
поддержке педагога
активен, проявляет
интерес к одним и
пассивен к другим
заданиям; Вопросы
задает, исходя из
практических
потребностей;
сосредоточен в
основном на процессе
и действии
не всегда
самостоятелен при
выполнении
творческих заданий.
с трудом
воспринимает учебную
информацию;
перед аудиторией не
выступает, но
испытывает серьезные
затруднения при
подготовке и подаче
информации;
участие в дискуссиях не
принимает, свое мнение
не защищает, либо
испытывает серьезные
затруднения в ситуации
дискуссии
малоактивен, наблюдает
за деятельностью других,
отсутствует стремление к
качественному
выполнению задания.
Работает по образцу.
Результативность низка.
Личностные результаты
Самоопределение и
смыслообразование
адекватно оценивает
свои способности,
мотивы
Способен делать
выбор, независимо от
внешнего
«давления»,
проявляет постоянно
инициативу,
самостоятельность,
проявляет
устойчивый интерес
к занятиям, упорство
и настойчивость при
выполнении трудной
задач
Не всегда может
адекватно оценить
свои способности и
мотивы
деятельности;
большая степень
самостоятельности в
решении и поиске
способов учебной
задачи; испытывая
трудности
обращается за
помощью, задает
вопросы; проявляет
активность и интерес
к занятиям в
зависимости от
настроения
17
Не может адекватно
оценить свои
способности и мотивы
деятельности
Выбор делает с трудом,
только с помощью
взрослых.
не проявляет
инициативности и
самостоятельности в
процессе занятий,
утрачивает интерес к ним
при затруднениях,
проявляет отрицательные
эмоции
Нравственность,
гуманность
имеет нравственные
убеждения
;поступкам присуща
нравственная
культуры;
аргументировано
может обосновать
поступки на
основании этических
переживаний
Эстетическая
воспитанность
Систематизированны
е, глубокие знания об
эстетической об
основных
эстетических
категориях,
устойчивые
проявления
эстетических
потребностей,
развита способность
к эстетическому
мировосприятию.
стремление к
пониманию
нравственноэтических норм;
Недостаточно
устойчиво реализует
нравственные нормы
в поведении.
Рефлексивные
навыки
сформированы
недостаточно.
недостаточная
осведомленность об
основных
эстетических
категориях,
неустойчивая
способностью к
эстетической оценке
и рефлексии,
ограниченный
диапазон
эмоциональной
отзывчивости и
эмпатического
восприятия
неясное, расплывчатое
понимание
необходимости
соблюдения
нравственных норм в
общении с людьми. В
деятельности и
поступках проявляется
центрированность на
себе.
преобладают
разрозненные,
несистематизированные
знания об эстетической
культуре, об основных
эстетических категориях;
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня
достижения обучающимися планируемых результатов с учетом теоретической
и практической подготовки учащегося. Оценка достижения предметных
результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а также в
ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Критерии оценки практической подготовки учащихся:
⎯ соответствие уровня практических умений и навыков программным
требованиям;
⎯ качество выполнения практического задания, творческие навыки
Способы и критерии оценки предметных результатов: опрос,
тестирование, викторина, олимпиада, анализ продуктов деятельности.
Качества
личности
Степень проявления (уровень)
высокий
средний
Низкий
Предметные результаты
Теоретическая
подготовка)
освоил весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период;
специальные
термины употребляет
осознанно и в
полном соответствии
с их содержанием
объем усвоенных
знаний составляет
более ½;
знает отдельные
специальные
термины, сочетает
специальную
терминологию с
бытовой
18
не усвоил теоретическое
содержание программы
или овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой;
не употребляет
специальные термины
Практическая
подготовка
(Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой,
владение
специальным
оборудованием и
оснащением;
творческие навыки)
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период;
работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
выполняет
практические
задания с элементами
творчества
самостоятельно.
объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½;
работает с
оборудованием с
помощью педагога;
видит необходимость
принятия творческих
решений, выполняет
практические задания
с элементами
творчества с
помощью педагога;
овладел менее чем ½
предусмотренных
умений и навыков;
испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием;
выполняет задания на
основе образца;
2.5. Методическое обеспечение.
В основу дополнительной общеразвивающей программы «Подарок»
положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает, что
учащийся не только овладевает системой знаний по основам изобразительной
деятельности, но осваивает универсальные способы действий, овладевает
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшей ценностью является личность учащегося, ее самобытность,
самоценность, когда личный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов
могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в
программу:
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение,
когда практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой
связи используются такие формы обучения на занятиях как: творческие
задания, работа в малых группах, обучающие игры, выставки, работа с
наглядными пособиями, видеоматериалами.
Технология дифференциации обучения, основанная на различии
индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и
другие); в программе она осуществляется как в традиционной форме учета
индивидуальных особенностей так в форме системы уровневой
дифференциации содержания обучения.
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения
учебных занятий:
- максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на
занятиях с использованием различных форм индивидуальной и групповой
работы;
- поддержка альтернативности и множественности мнений;
- развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к
действию и ощущению эмоционального удовлетворения;
19
- занимательность и эмоциональный тон занятия;
-педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по
учебным возможностям;
- уважительное отношение к мнению каждого;
- развитие навыков сотрудничества и сотворчества.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития учащихся.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. Важной составляющей творческой заинтересованности
обучающихся является приобщение к конкурсно-выставочной деятельности
(посещение художественных выставок, проведение бесед, участие в
творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы развития индивидуальных
качеств личности каждого учащегося, рекомендуется выполнять
коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский
коллектив.
Для полноценного усвоения материала учебной программой
предусмотрено ведение самостоятельной работы.
2.6. Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимы
следующие дидактические материалы:
- специализированная литература;
- раздаточный материал;
- дидактические и развивающие игры, творческие задания;
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться
сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
20
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
(принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
21
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны локальные акты, регламентирующие процесс функционирования
и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Литература для педагога:
1. Имбирева Е. Модная вышивка. Все актуальные виды и техники. М.:
Эксмо, 2019г. – 224 с.
2. Герасимова Д.С. Осенние рыбы. Первые уроки творчества. М.:
Лабиринт, 2021. – с.124.
3.
Филатова Л.П. Теория и методика обучения изобразительному
искусству. Учебное пособие. С-П.: Планета музыки, 2024. - с. 360
4.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство 1 класс. М.:
Просвещение, 2023. - с. 160
5.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Волшебный мир народного
творчества. М.: Просвещение, 2022. – с.96
Дополнительная литература:
1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Лучшие поделки из бумаги и картона
своими руками/ Дома 21 век, 2007г.- 261 с.
2.
Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ //
Молодой ученый. — 2015. — №15.
3.
Выгонов В.В. Оригами 1-4 классы / Экзамен, 2013г.- с. 96.
4.
Гусакова М.А. Аппликация. - М.: ЭКСМО, 2010. - с. 153.
5.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. - М.:
ВЛАДОС, 2012. - 321 с.
7. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе/
Учитель, 2012г. – 184 с.
8. Моргуновская Ю. Обережные народные куклы. Красиво и
просто/Эксмо, 2014г. – 33 с.
9. Петрунина М.А. Самореализация школьника в эстетической
деятельности// Вестник Оренбургского государственного педагогического
университета. Электронный научный журнал. – 2012г. - № 2 (2). С. 94-100.
10. Пейнтер Люси. Квиллинг, декупаж, папье-маше, декор и прочие
чудеса из бумаги. М.:Астрель – 2012г.- 256 с.
11. Рыжова Л.В. Методика проведений занятий познавательного цикла с
детьми старшего дошкольного возраста/ Детство-Пресс, 2017г/ - 192 c/
22
12. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов
педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.
И. Мищенко; под ред. В. А. Сластенина. – 11е изд, стер. - М.: Академия, 2012г.
- 608 с.
13. Фиона Уотт. Академия детского творчества 365 поделок из бумаги и
картона. М.: Роббинс 2013г. – 130 с.
14. Энциклопедия юного дизайнера. Пошаговые уроки. Мастер-классы.
Необычные материалы и инструменты. М.:2011г. – 96 с.
6.Интернет-ресурсы:
1.https://www.liveinternet.ru/users/nadinkanadinka/post349303511
2. https://www.liveinternet.ru/users/3888421/post325565055
3. http://filosofyfree.ru/post266772138/
4. https://ja-rastu.ru/news-all/hand/toy-paper/665-otkrytka-na-8-marta.html
5. http://folkro.ru/userfiles/application_pdf/533d48acd85e8.pdf
6. https://oblacco.com/post304475434/
23
Приложение № 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группы №1 и 2 Понедельник, среда
№ Дата
п/ провед
п ения
Время проведения
Форма
Занятия
К-во
Ч.
Гр. 1 15.00 – 15.45; 15.55 – 16.40,
Гр 2 16.50-
Лекция
2
Гр. 1 15.00 – 15.45; 15.55 – 16.40,
Гр 2
Лекция
2
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
Диагностическое
занятие
Игровое занятие
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Беседа
2
Вводное занятие. Введение в программу. ДТ Юлдаш
Устав ЦДТ, объединения. Правила техники
безопасности.
Инструменты и приспособления. Организация ДТ Юлдаш
рабочего места.
Основные понятия о дизайне.
ДТ Юлдаш
2
Модные тенденции в дизайне одежды.
Наблюдение
2
Тестирование
2
Тестирование
на
уровень
творческой ДТ Юлдаш
активности. Входная диагностика.
Посвящение в юные дизайнеры.
ДТ Юлдаш
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
2
Цвет. Цветовой круг.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Техника лепки из соленого теста. Материалы
и инструменты для лепки.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
9
Практическое
занятие
4
«Ежик». Лепка из соленого теста «Гусеница»,
«Пчелка». Композиция из соленого теста.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
1
0
Комплексное
занятие
4
Изготовление панно по выбору: «Медуза и
звезда», «Забавные рыбки».
ДТ Юлдаш
Наблюдение
1
1
Практическое
занятие
4
Лепка персонажей из сказки «Колобок». Лепка
персонажей.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
1
2
Лекция
4
Лепка животных по замыслу. Выставка лучших
работ.
ДТ Юлдаш
Беседа
1
2
3
4
5
6
7
8
01.09.24
24
ДТ Юлдаш
Беседа
Наблюдение
Викторина
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Экскурсия
4
Лепка на свободную тему.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
4
Лепка на свободную тему.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
ДТ Юлдаш
Наблюдение
ДТ Юлдаш
Наблюдение
ДТ Юлдаш
Наблюдение
ДТ Юлдаш
Наблюдение
Практическое
занятие
4
АППЛИКАЦИЯ
из
цветной
бумаги
«Елочка». Плоская аппликация.
«Снегирь на ветке рябины». Сюжетная
аппликация.
«Сказочный зимний лес» Аппликация с
элементами рисования.
«Украшаем окна в Новом году!» Прорезная
аппликация.
Змея - символ 2025г.
Объемная аппликация.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
0
Практическое
занятие
4
«Снегурочка и Дед Мороз». Коллективная
работа.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
1
Практическое
занятие
2
Декупаж. Знакомство и материалы для ДТ Юлдаш
работы.
Наблюдение
2
2
Практическое
занятие
2
Декупаж. Пакет и бирка.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
Практическое
занятие
Комплексное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
Декупаж. Открытка.
ДТ Юлдаш
Беседа
2
Декупаж. Декорирование свечи.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Декупаж. Декорирование свечи.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Декупаж. Подарок для мамы и бабушки.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Декупаж. Подарочная коробка.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
4
4
4
25
2
8
2
9
3
0
3
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комплексное
занятие
2
Декупаж. Творческая работа на выбор.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Декупаж. Творческая работа на выбор.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Декупаж. Творческая работа на выбор.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
4
Декупаж.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
3
2
Комплексное
занятие
2
Аксессуары. Украшения из нетрадиционных
материалов. Косички из трех, четырех нитей.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
3
3
Комплексное
занятие
2
Украшения из нетрадиционных материалов. ДТ Юлдаш
Бижутерия из лент. Браслеты.
Наблюдение
3
4
3
5
3
6
Комплексное
занятие
Практическое
занятие
Комплексное
занятие
2
ДТ Юлдаш
Наблюдение
ДТ Юлдаш
Наблюдение
ДТ Юлдаш
Наблюдение
3
7
Практическое
занятие
2
ДТ Юлдаш
Наблюдение
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
2
ДТ Юлдаш
Наблюдение
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Использование косичек, лент в декоре одежды
(джинсы, курточка, сумка).
Украшения из нетрадиционных материалов.
Украшения из лент и бусин.
Украшения из нетрадиционных материалов.
Украшения из лент и бусин усложненной
формы.
Украшения из нетрадиционных материалов.
Украшения из лент и бусин. Пояс из лент (4
ленты).
Украшения из нетрадиционных материалов.
Изготовление бусин из бумаги.
Украшения из нетрадиционных материалов.
Изготовление украшения из бумажных бусин.
Веер чародея.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Броши из фетра.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Броши из фетра.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
2
2
26
4
3
4
4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
Комплект украшений – бусы и браслет из ДТ Юлдаш
фетра.
Комплект украшений – бусы и браслет из ДТ Юлдаш
фетра.
Наблюдение
4
5
4
6
Игровое занятие
2
Предметный
дизайн.
Изготовление ДТ Юлдаш
сувениров
Забавные лица. Работа с гофрированным ДТ Юлдаш
картоном и цветной бумагой
Игра
Практическое
занятие
2
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
5
3
Лекция
2
Декор из бумаги. Изготовление открытки.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
Комплексное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
Авторская закладка для книги.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Совец снов.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Изготовление открытки.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Изготовление открытки.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Изготовление шкатулки из картона.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
Изготовление коробочки «Сердечко».
ДТ Юлдаш
Наблюдение
5
4
Практическое
занятие
2
Изготовление цветка «Первоцвет».
ДТ Юлдаш
Наблюдение
5
5
5
6
Лекция, беседа
2
Декор из фетра. Игольница «Сова».
ДТ Юлдаш
Наблюдение
Практическое
занятие
2
Декор из фетра. Игольница «Сова».
ДТ Юлдаш
Наблюдение
5
7
Практическое
занятие
2
Декор из нитей. Изготовление шаров.
ДТ Юлдаш
Наблюдение
2
27
Наблюдение
Наблюдение
5
8
Практическое
занятие
2
Декор из нитей.
«Мандала».
Изготовление
оберега ДТ Юлдаш
Наблюдение
5
9
Практическое
занятие
2
Декор из нитей.
«Мандала».
Изготовление
оберега ДТ Юлдаш
Наблюдение
6
0
6
1
6
2
Диагностическое
занятие
Игровая программа
2
Заключительная диагностика.
ДТ Юлдаш
Тестирование
2
Выставка детских работ «Я – юный дизайнер».
ДТ Юлдаш
Выставка
Экскурсия
2
Посещение выставочного зала «Ижад».
Выставочный
зал «Ижад».
Выставка
Итого
144
28
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(гимназия 111, лицей 52)
Дата
проведения
№ п\ п
Время проведения
занятия
Гр. 3, понедельник
10.45 – 11.30;
11.40 – 12.25
Кво
ч.
Форма занятия
2
Комплексное занятие
Тема занятия
Вводный урок. Устав, правила ТБ.
Инструменты и материалы.
Место
проведения
Форма
контроля
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Беседа
В Мире волшебных красок
1.
2.
3.
4.
5.
Гр. 3 понедельник
10.45 – 11.30;
11.40 – 12.25
Комплексное занятие
Гр. 3, понедельник
10.45 – 11.30;
11.40 – 12.25
Комплексное занятие
Гр. 3 понедельник
10.45 – 11.30;
11.40 – 12.25
Комплексное занятие
4
4
4
Гр. 3 понедельник
10.45 – 11.30;
11.40 – 12.25
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Комплексное занятие
4
Комплексное занятие
4
Рисование солнца
Лепка солнца
Аппликация «Солнышко».
Краски осени:
Рисование грибов
Лепка грибов
Аппликация «Грибы».
Дары лета:
Рисунок фрукты и овощи
Лепка фрукты, овощи
Аппликация фруктов и овощей.
Сказочные птицы
Рисование сказочных птиц на цветном
фоне
Лепка сказочной птицы
Аппликация «Сказочные птицы».
Волшебные листья и ягоды:
Роспись тарелки
Лепка посуды (круглая форма)
Аппликация «узор в круге».
20
Готовимся к празднику
6.
Гр. 3 вторник
Комплексное занятие
4
29
В гостях у сказки:
12.25-13.10; 13.20-14.05
7.
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Комплексное занятие
4
Комплексное занятие
8.
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
4
Комплексное занятие
9.
4
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Комплексное занятие
10.
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
4
Петушок золотой гребешок
иллюстрация
Лепка петушка
Аппликация «Петушок».
В гостях у сказки:
Три поросенка – иллюстрация
Лепка поросенка
Аппликация «Поросенок».
Красота зимней природы:
Рисование зимнего пейзажа
Лепка снеговика
Аппликация зимний город.
Морозные снежинки
Наряд для сказочной елки
Рисование игрушек, украшений для
елки
Лепка елочных игрушек
Елочные игрушки из бумаги.
Лепим снеговика:
Рисуем снеговика
Лепка снеговика
Аппликация «снеговик».
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Гимназия 111
Гимназия 111
20
Мои друзья
11.
12.
13.
14.
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Комплексное занятие
4
4
Комплексное занятие
Комплексное занятие
4
Комплексное занятие
4
30
Животные в жизни людей
Рисование по представлению ежика
Лепка ежика
Аппликация «Ежик».
Животные в жизни людей:
Рисование по представлению Зайчика
Лепка зайчика
Аппликация «Зайчик».
Весёлый хоровод русских матрешек
Раскрашивание готовых заготовок.
Подготовка открытки к празднику 23
февраля
Подготовка к празднику 8 марта
Рисование с натуры мимозы
Гимназия 111
Игра
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
15.
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Комплексное занятие
4
Лепка цветка
Изготовление открытки
В гостях у сказки:
«Золотая рыбка» иллюстрирование
Лепка рыбки
Аппликация «Рыбки».
Гимназия 111
Беседа
Гимназия 111
Игра
Гимназия 111
Беседа
20
16.
17.
18.
19.
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
Гр. 3 вторник
12.25-13.10; 13.20-14.05
В каждом рисунке солнце
Встреча весны красны – рисование с
Комплексное занятие 2
натуры весенней веточки.
Родная природа
Рисование с натуры весенних цветов
4
Лепка цветков
Комплексное занятие
Аппликация «Цветок».
Комплексное занятие
2
Открытка к 9 мая.
Гимназия 111
Игра
Комплексное занятие
2
Подведение итогов. Итоговое занятие.
Гимназия 111
Беседа
Итого
10
31
Приложение №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Объединения «Подарок»
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
Педагог Саляхова Алина Ирэковна
Рабочая программа воспитания объединения «Подарок» составлена в
соответствии с Воспитательной программой МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2021– 2025 гг.
Главной целью воспитательной программы МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
является: создание единого воспитательного пространства для развития,
саморазвития и самореализации личности психически и физически здоровой,
гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в
современном обществе.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у
них основ культуры и общения, умений построения межличностных
отношений;
привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование
осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
создание условий для открытого воспитательного пространства, в
котором родители принимают активное участие;
способствовать
формированию
гражданского
самосознания,
ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
способствовать развитию празднично-игровой культуры детей и
взрослых в современных социальных условиях;
использование новых художественно-педагогических форм, методы и
технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;
способствовать сохранению народных праздничных традиций своей
страны;
создание условий для творческой самореализации обучающихся.
Воспитательная работа в учреждении осуществляется по следующим
направлениям и программам:
Направления
1. Духовно-нравственное
2. Гражданско-патриотическое
3. Спортивно-оздоровительное
4. Трудовое – профориентационное
5. Экологическое
6.Общеинтеллектуальное
7.Приобщение к культурному наследию
8. Семейное воспитание и работа
Деятельность
направленность.
объединения
Программы
«Дорога к человечности»
«От малой Родины до гражданина России»
«В здоровом теле-здоровый дух»
«Труд и призвание»
«Будем жить в ладу с природой»
«Ученье-свет»
«Истоки»
«Семья»
«Подарок»
32
имеет
художественную
Количество обучающихся объединения «___» человек.
Из них мальчиков___, девочек ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 11 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
Возраст
От 5 до 10
лет
От 11 до 13
лет
Характеристика возрастного этапа
Период научения детей определённым правилам и
нормам. В этом возрасте дети ждут чётких
указаний; определённые ограничения как бы
очерчивают для них некую зону безопасности, в
которой ребёнок чувствует себя защищённым.
Исходя
из
этого
основным
способом
осуществления культурно-досуговой деятельности
с младшими детьми является действие по образцу.
Формы реализации
воспитательной
работы
Игры
Рисование
Праздники
Конкурсы
Детям этого возраста чрезвычайно важно Игры на восприятие
чрезвычайно важно согласовывать свои действия друг друга
со сверстниками. Подросткам этого возраста
нужен как организатор, способный направить их Спортивные игры
бурную энергию в «мирное» русло, помочь
Встречи с
сделать
самостоятельные
шаги
к
интересными
самоутверждению.
Здесь
ведущий
способ
людьми
проведения досуга – организация творческой
деятельности
Праздники
План воспитательной работы на 2024-2025 уч. Год
Участие в мероприятиях «ДТ «Юлдаш»
№
Наименование мероприятия
«Дни открытых дверей»
Мероприятия в рамках празднования Дня Учителя
Мероприятия, посвящённые празднованию Дня Республики
Башкортостан (беседы, викторины)
4. Экофест «Зеленая планета»
5. Концертная программа «С Днем матери».
6. Новогодние представление для учащихся ДТ «Юлдаш» 1-7 классов
7. Конкурс «Ледяная елочная игрушка»
8. Неделя здоровья «Будь здоров!». В рамках программы «Здоровье»
9. Конкурсно-игровая программа «Аты-баты», посвящённая Дню
защитника Отечества
10. Праздничная программа, посвящённая проводам зимы «Масленица»
в рамках программы «Творчество».
11. «Весенние забавы» спортивно-оздоровительные игры на свежем
воздухе, в рамках программы «Здоровье» и «Каникулы»
12. Фестиваль «Путешествие в мир профессий»
1.
2
3.
33
Дата
проведения
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Январь
Январь
февраль
февраль –
март
март
март
13.
14.
15.
16.
Выставка творческих работ педагогов «Добрых рук мастерство».
Мероприятия в рамках Дня защиты детей
Организация и проведения выставки к празднованию Дня города.
Работа выставочного зала
март
июнь
июнь
сентябрьавгуст
Мероприятия, проводимые в объединении «Подарок 2024-2025гг.
№
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Примерный план работы
Форма
и
Наименование
по реализации Воспитательной
мероприятия
программы МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш» «НОВОЕ
ПОКОЛЕНИЕ»
Духовно-нравственное воспитание.
(программа «Дорога к человечности»).
Организация и проведение
Беседа «Берегите мам»
мероприятий, посвящённых Дню
Выставка работ «Моя мама лучше
матери и организация выставки
всех»
работ, обучающихся и родителей
Участие в новогодних
Оформление окон бумажными
мероприятиях Дома творчества
снежинками
Посещение
с
обучающимися
праздничного концерта
Дата
проведения
25.11.2024
2327.12.2024
Уроки доброты
Беседа «Тропинки добра», «Мы 23.09.2024,
добрые волшебники»
13.01.2025,
30.04.2025
Гражданско-патриотическое воспитание
(программа «От малой родины до гражданина России»)
Цикл бесед к памятным датам
«Мероприятие, приуроченное ко Сентябрь
дню
победы
в
Великой
Отечественной Войне " Тот самый
первый день войны. Я помню! Я
горжусь!"»
Участие в гражданскоАкция «Окна победы к 9 мая»
01патриотических акциях
Акция «Красная гвоздика»
07.05.2025
Проведение квестов к 23 февраля,
Квест «Семь ключей», «Защитники 21.02.2024
Дню Победы, беседа
вперед»
Спортивно-оздоровительное направление
(программа «В здоровом теле – здоровый дух»)
-контроль за санитарноКонтроль за санитарногигиеническими условиями
гигиеническими условиями
кабинета;
кабинета;
- воздушно-тепловой режим;
- воздушно-тепловой режим;
- освещённость кабинета.
- освещённость кабинета.
Своевременное проведение
Проведение
инструктажа
по
инструктажа по технике
технике
безопасности
безопасности обучающихся.
обучающихся
Проводы зимы – Масленица
Игры на улице, чаепитие,
викторина
34
Сентябрьмай
Сентябрьмай
Март
4
1
1
2
3
6
7
2
1
2
3
1
2
3
Организация оздоровительных
режимных моментов в
организации на занятиях (зарядка,
физкультминутки) и проведение
подвижных игр на переменах для
обучающихся.
Проведение оздоровительных
режимных моментов в
организации на занятиях (зарядка,
физкультминутки) и проведение
подвижных игр на переменах для
обучающихся.
Трудовое-профориентационное направление
(программа «Труд и призвание»)
Фестиваль «Путешествие в мир
Профессии моих родителей.
профессий»
Экологическое направление
(программа «Будем жить в ладу с природой»)
Конкурс рисунков, плакатов и
Эко фестиваль «Зеленая планета».
памяток на экологическую тему.
Участие в экологических акциях
«Добрые крышечки», «Чистый
двор».
Участие в экологических
«В защиту природу Башкирии»,
конкурсах
Всероссийский
и
Международный экологический
конкурс для детей и взрослых
"Экология глазами детей" .
Викторины на экологическую тему «Сделай мир добрей и краше».
Акции «Скворечник»,
Акции
«Скворечник»,
«Кормушки»
«Кормушки».
Общеинтеллектуальное направление
(программа «Ученье – свет»)
Экскурсии в музеи, галереи,
Галерея «Ижад» Выставки, мастер
посещение выставок
классы
Приобщение к культурному наследию
(программа «Истоки»)
Творческие мастерские «Ремесло –
всегда добро»
Выставка работ педагогов
«Добрых рук мастерство»
Конкурсы районные, городские,
республиканские по пропаганде
обычаев, традиций народов РБ
Семейное воспитание и работа с родителями
(программа «Семья»)
Родительские собрания
«Ваш ребенок пришел в творческое
объединение»
«Успех каждого ребенка»
Индивидуальные консультации
для родителей
Оформление «Уголка для
родителей
Оформление текущей
информацией
35
В течение
года
Март
Октябрь
В течение
года
Декабрь
31.10.2024
Декабрьянварь
28.10.2024
Октябрь
2024, март
2025
Май 2025
В течение
года
16.09.2024,
23.05.2025
По мере
необходим
ости
ноябрь
4
5
6
1
2
3
4
День Семьи и совместные
праздники
Конкурс на лучшую семейную
фотографию «Это я, это я, это –
вся моя семья!»
Родительский лекторий
Профессии моих родителей
сентябрь
Подготовка материала к конкурсу
Февральмарт
Правила поведения родителей в ноябрь«ДТ «Юлдаш»
апрель
Подготовка ребенка к обучению в
объединении «Подарок»
Охрана здоровья ребенка.
Диагностика воспитательной работы
Наблюдение
В течение
года
Стартовая диагностика таблица «Уровень воспитанности Октябрь
тестирование
учащегося»
Рубежная диагностика
таблица «Уровень воспитанности Февраль
учащегося»
Итоговая диагностика
таблица «Итоговый уровень
Май
воспитанности учащегося»
5
Участие в конкурсах
6
Итоговая работа. Анализ работы за
год, планирование работы на
следующий год.
Отчет
воспитательной
объединении»
36
В течение
года
«Самоанализ Май
работы
в
37