Росинка Ахметова А.Р

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Творчество — это всегда процесс разработки новых идей, концепций,
убеждений и решений. Люди рождаются с врожденным стремлением к
творческому самовыражению, это желание заложено в нейронах на
генетическом уровне. Искусство развивает чувство самоидентификации,
которое так сильно необходимо в сегодняшнем быстроразвивающемся мире.
Cегодня - искусство это мощное выражение общества и его проблем. Оно
отражает ценности времени, документирует культурную самобытность и
формирует основу для новой эстетики и тенденций. Современное искусство
— не только сохраняет культуру, но и предопределяет ее, заглядывая вперед.
Дополнительная общеразвивающая программа «Росинка» программа
художественная направленности. Программа создана с целью развития
творческих способностей детей, формирования навыков рисования,
восприятия и эстетического вкуса у детей. С помощью разных материалов и
техник они смогут создавать свои собственные картины.
Уровень сложности программы: стартовый.
. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
(принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
3

2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны локальные акты, регламентирующие процесс функционирования
и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Актуальность.
Значимость программы «Росинка» позволяет решать ряд социальнозначимых и образовательных задач. Уже в самой сути маленького человека
заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства.
Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем
целенаправленнее у учащихся развивается абстрактное, логическое и
эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. В
этом и отражается актуальность данной программы.
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся в возрасте 710 лет.
Особенности поведения учащихся младшей группы (7-8 лет):
• высокий уровень активности;
• стремление к общению вне семьи;
• стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
• понимание различий пола;
• стремление получить время на самостоятельные занятия;
4

учащийся может быть, как целеустремленным, так и самоуверенным,
агрессивным.
Особенности поведения учащихся средней группы (9-10 лет):
• энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
• часты беспокойные состояния, обучающиеся нуждаются в постоянной
деятельности;
• стремятся к большой мускульной активности;
• любят коллективные игры;
• шумны, спорят;
• влюбчивы;
• боятся поражения, чувствительны к критике;
• интересы постоянно меняются;
• мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству;
• начинают осознавать нравственные нормы;
• пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг.
Объем и сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год:
- первый год обучения – 72,144 часа;
Формы обучения.
Форма обучения – очная и возможен формат обучения с применением
дистанционных технологий.
Режим занятий.
Занятия в группе первого года проходят 1-2 раза в неделю по 2
академических часа, с обязательным 10-ти минутным перерывом для отдыха
учащихся и проветривания помещения (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Расписание составлено с учетом пожеланий учащихся и их родителей
(законных представителей).
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком в объединении,
сформированном в группы обучающихся одного возраста или разных
возрастных категорий (разновозрастные группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально
или всем составом объединения.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных
занятий (комбинированное занятие, мастер-класс, занятие-путешествие,
выставка, конкурс), а также современные формы, такие как занятие - квест,
образовательный челлендж (социальная акция, марафон).
Программа включает теоретическую и практическую части, содержание
которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом
физиологических и возрастных особенностей учащихся.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с
основными понятиями, закономерностями изобразительного искусства.
•

5

Подача теоретического материала сопровождается видеоматериалом,
демонстрацией плакатов, авторских работ.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в
материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов
работы, пользование инструментами.
В программе используются различные образовательные технологии–
традиционные и инновационные, активные и интерактивные, а также
различные методы и формы обучения: практические занятия с педагогом,
лекции с использованием ПК и мультимедиа, семинарские занятия (чтение
докладов, демонстрация презентаций); самостоятельная работа обучающихся,
предполагает выполнение кейс-заданий, творческих работ и проектов.
Для активизации образовательной деятельности используются методы:
- проблемное обучение – стимулирование учащихся к самостоятельному
поиску знаний, необходимых для решения конкретной творческой проблемы;
- обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности
учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
- межпредметное обучение – использование знаний из разных областей,
их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
- индивидуализация обучения – использование внутригрупповой
дифференциации по уровням познавательного интереса и художественных
способностей.
Программа может быть реализована с применением дистанционных
технологий обучения с учетом Положения об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий при реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»,
утвержденным педагогическим советом МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционном формате
используются, социальная сеть «В контакте», приложение WatsApp,
электронная почта. Обучение в дистанционном формате предусматривает
онлайн и офлайн обучение в зависимости от технических возможностей
обучающихся.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат – занятия.
В дистанционном обучении используется кейс–технология и
телекоммуникационная технология (учебно-методические материалы из
телекоммуникационной библиотеки).
В программе предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и
итоговой аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и
периодичность проведения аттестации обучающихся.
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные
способности, заложенные в учащемся, через формирование эстетического
отношения к окружающему миру средствами изобразительного и
декоративно-прикладного искусства. Знакомство детей с основными
6

техниками, приемами и стилями в изобразительном искусстве. Улучшение
мелкой моторики и координации движений через практическую работу с
различными материалами и инструментами.
Задачи программы:
Личностные:
-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
-поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени;
-помогать учащимся в их желании сделать свои работы общественно
значимыми.
- Предметные:
-знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Метапредметные:
-формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- прививать навыки работы в группе;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение;
-обогащать визуальный опыт учащихся через посещение выставок,
выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
1.1.

Содержание программы

Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование разделов
и тем занятий

Всего
часов

Теория

Практик
а

I

8

2,5

5,5

II

Знакомство с основами
изобразительной грамоты
Рисуем природу.

16

4,5

11,5

III

Времена года.

15

3

12

IV

Изображение людей

9

3

6

V

Рисуем сказку

7

2,5

4,5

7

Формы
аттестации/
контроля
устный опрос
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа

VI

Животные и птицы

6

1,5

4,5

VII

Все что мне дорого

10

1,5

8,5

VIII

Заключительное занятие.
Итоговая диагностика.

1

-

1

Итого

72

18,5

53,5

Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Творческая
работа,
выставка

Содержание изучаемых тем
Тема 1. Знакомство с основами изобразительной грамоты
Теория: Знакомство с блоками обучения. Знакомство с техникой безопасности.
С основными приемами изображения. В этом разделе учащиеся получат:
Начальные знания о точке, линии, тоне. Практические применения в рисунке
(карандаш, бумага, ластик). Изучение художественных материалов (краски:
акварель, гуашь; простые карандаши, цветные мелки, уголь). Знакомство с
приемами рисования различными материалами.
Практика: Стартовая диагностика Упражнения, выполняемые акварелью в
технике, по сырому или же мазками (бумага, акварель, кисть беличья)
-растяжка холодных цветов;
-растяжка теплых цветов (кроме желтых);
-смешение цветов
Упражнения, выполняемые гуашью (плотное мазковое письмо).
Тема 2. Рисуем природу.
Теория: Беседы по искусству. Основы композиции, цветоведения,
формообразования. Рисование цветов, листьев, веток, растений. Умение
передавать в форме главное. Передача в рисунке пропорции. Гармоничное
сочетание цветов, холодная и теплая цветовая гамма.
Радуга на небе
Практика: Силуэт дерева. Зимний лес. Зимняя елка. Ветка березы.
Натюрморт. Декоративный натюрморт. Натюрморт. «Сирень». Зарисовки.
Зеленая планета. Рисуем маки. Космические дали.
Тема 3. Времена года.
Теория: Тоновые и цветовые отношения. Свет и цвет. Цветовой контраст
теплого и холодного цвета. Передача настроения через цветовые созвучия.
Умение располагать предметы на листе, верно выбирать точку зрения.
Ценность восприятия цветов в изображаемом объекте. Смешение гуаши,
послойное наложение красок. Развитие чувства цвета. Передача цветовых
отношений, настроения через цвет.
Практика: Освоение приемов работы акварелью. Первые навыки работы с
гуашью. Осенний листок. Осень. Натюрморт. «Яблоки». Зима. Деревья зимой.
8

Рябина зимой. Натюрморт из трех предметов. Зимние дома. Зимний
натюрморт. Весна. Весенний пейзаж. Весна в городе. Работа на формате.
Цветущий май».
Тема 4. Изображение людей
Теория: Умение составлять эскиз в рисунке, цвете. Выявление главного
композиционного центра. Передача наиболее характерных черт главных
героев картины
Практика: Зарисовки людей. Портрет мамы. Профессия моих родителей.
Портрет-шутка. Мой современник. Портрет бабушки. «День победы».
Тема 5. Рисуем сказку
Теория: Башкирские сказки. Эпос. Тема в эскизе, необходимый материал и
выполнение композиции.
Практика: Сказочные кони. Моя любимая сказка. САБАНТУЙ. «Царевна
лебедь».
Тема 6. Животные и птицы
Теория: Проведение прямых линий, окружностей или эллипса. Штрихование
плоскостей. Штрихование выпуклых и выгнутых поверхностей. Выявление
композиции листа, формы, конструкции. Геометрические обобщения формы
кошки. Реалистическое изображение
Практика: Зарисовки с натуры и по представлению птиц, животных. Рисуем
животных. Рисование птиц. Скачущая лошадь. Любимые животные.
Подводный мир.
Тема 7. Все что мне дорого
Теория: Линейно-конструктивный рисунок с тоновой проработкой.
Перспективное сокращение форм на плоскости листа. Линейно-воздушная
перспектива. Понятие о гармоническом соотношении формы и размеров, о
композиционном равновесии. Линейно конструированный рисунок кувшина с
легкой проработкой светотени. Правила, приемы, средства композиции,
пропорции.
Практика: Составление самостоятельной композиции. Любимый уголок моей
комнаты. Моя улица. Дом, в котором я живу. Любимая игрушка. Мой сад.
Рисуем по памяти и воображению.
Тема 8. Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов учебного курса. Проверка уровня теоретической и
практической подготовки.
Практика: Выполнение практической работы.

9

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
знать:
- организацию рабочего места;
- основы цветоведения, декоративной живописи, понятие «орнамент»,
условность подбора красок в декоративной живописи;
- пропорции человеческого лица;
- основы композиции;
-как пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью,
палитрой, карандашом, ножницами;
- навыками рисования разнообразных видов линий;
- основными навыками работы с различными материалами: акварелью,
гуашью;
-использовать всю площадь листа, вертикальные или горизонтальные
расположения листа по замыслу;
-подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом рисунка;
уметь:
- организовывать рабочее место;
- использовать в работах основы цветоведения и декоративной живописи;
- использовать в работах пропорции человеческого лица;
- использовать в работах основы композиции;
-как пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью,
палитрой, карандашом, ножницами;
- пользоваться навыками рисования разнообразных видов линий;
- пользоваться основными навыками работы с различными материалами:
акварелью, гуашью;
-использовать всю площадь листа, вертикальные или горизонтальные
расположения листа по замыслу;
-подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом рисунка;
владеть:
- организацией рабочего места;
- основами цветоведения;
- основами декоративной живописи, понятие «орнамент», условность
подбора красок в декоративной живописи;
- основами пропорций человеческого лица;
- основами композиции;
-как пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью,
палитрой, карандашом, ножницами;
- навыками рисования разнообразных видов линий;
- основными навыками работы с различными материалами: акварелью,
гуашью;
- навыком использовать всю площадь листа, вертикальные или
горизонтальные расположения листа по замыслу;
- навыком подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом
рисунка;
10

1.3. Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и
методы работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс
реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Рабочая программа воспитания объединения на год - Приложение №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя
формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности
и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития
культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей
культуры речи, культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок
приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и
эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в
нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные
возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к
постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
11

– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей
работы;
– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Направления:
Профориентация. С учетом психологических и возрастных
особенностей обучающихся детских объединений можно выделить
следующие этапы профориентационной работы:
7-10 лет: формирование у детей ценностного отношения к труду,
понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на практической
направленности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую,
игровую, исследовательскую.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Начало учебного года – Первый год обучения – 17.09.2024
Окончание учебного года – 31.05.2025.
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа и 1 раз по 2 часа.
Первый год – 2-4 часа в неделю.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни:11 октября -День Республики Башкортостан 4
ноября- День народного единства; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние
каникулы 7 января - Рождество Христово 23 февраля - День защитника
Отечества, 8 марта- Международный женский день, 30 марта - Ураза Байрам,
1 мая - Праздник Весны и Труда, 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 144 ч.-1 год обучения.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
12

Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором,
клавиатурой (или ноутбук) и колонками, флипчарт с комплектом
листов/маркерная
доска,
соответствующий
набор
письменных
принадлежностей
Рабочее место обучающегося: стол, стул
Расходные материалы:
- бумага А4 для рисования и распечатки;
⎯ бумага А3 для рисования;
⎯ набор простых карандашей различной твердости (Т, ТН, М, 2Т, 2М);
⎯ набор цветных карандашей;
⎯ цветная бумага различной фактуры, картон;
⎯ гуашь, акварельные краски;
⎯ гелиевая черная ручка;
⎯ кисточки беличьи №1,2,3,6,7;
⎯ клей-карандаш, ножницы.
⎯ масляная пастель.
Информационное обеспечение: единая сеть Wi-Fi, выход в интернет,
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог
должен иметь педагогическое и профильное образование, владеть
педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и
дистанционного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.
2.3 Формы контроля и аттестации
Подведение
итогов
и
контроль
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы «Росинка» обеспечивает оперативное
управление образовательным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы)
программы с целью выстраивания индивидуального подхода к обучающимся
на основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки результатов
освоения содержания программы, а также стимулирования работы на
занятиях.
Основные формы текущего контроля: просмотр и выставка
практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся
проводится в форме промежуточной аттестации в конце первого года
обучения.
13

Основные формы промежуточной аттестации: выставка.
Итоговая аттестация проводится в конце третьего года обучения по
окончании образовательной программы (май) в форме: выставки
аттестационных творческих работ.
Для фиксации результатов контроля освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Росинка» используются:
- грамоты;
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, мастеркласс, открытое занятие, конкурс.
2.4 Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной
программы, а именно: метапредметные, личностные и предметные
результаты.
По результатам оценивания определяется уровень освоения программы
«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической
карте (листе оценки).
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается
ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в
развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих
диагностических исследований и др.
Способы и критерии оценки личностных результатов и
метапредметных результатов: наблюдение, оценка результатов рефлексии,
выставки.
2.5. Методическое обеспечение
В основу дополнительной общеразвивающей программы «Росинка»
положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает, что
учащийся не только овладевает системой знаний по основам изобразительной
деятельности, декорирования, но осваивает универсальные способы действий,
овладевает ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться. Важнейшей ценностью является личность ребенка, ее самобытность,
самоценность, когда личный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов
могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в
программу:
⎯
Технология интегрированного обучения, реализуемая через артинтеграцию, объединяющая различные вида искусства и освоение различных
видов художественной деятельности, художественных материалов и техник, а
также широкое использование межпредметных связей (история, математика,
символика, экология, эстетика, этикет и др.), что позволяет создавать у
обучающегося целостное представление о изобразительном искусстве,
находить общие платформы сближения знаний из различных содержательных
областей.
14

⎯
Технология деятельностного типа, реализуемая через творческую
деятельность.
⎯
Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое
общение, когда практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в
процесс познания, они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом.
В этой связи используются такие формы обучения на занятиях как: творческие
задания, работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии, выставки,
работа с наглядными пособиями, видеоматериалами, «обучающийся в роли
педагога «каждый учит каждого», разрешение проблем (мозговой штурм).
⎯
Технология дифференциации обучения, основанная на различии
индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и
другие); в программе она осуществляется как в традиционной форме учета
индивидуальных особенностей так в форме системы уровневой
дифференциации содержания обучения.
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения
учебных занятий:
⎯ отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его
проведении;
⎯ максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на
занятиях с использованием различных форм индивидуальной и групповой
работы;
⎯ поддержка альтернативности и множественности мнений;
⎯ развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к
действию и ощущению эмоционального удовлетворения;
⎯ занимательность и эмоциональный тон занятия;
⎯ педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по
учебным возможностям;
⎯ уважительное отношение к мнению каждого;
⎯ развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
⎯ включенность в практическую деятельность, формирующую около
профессиональные навыки;
Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при
этом решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем
определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос,
как эту цель можно достигнуть (выбор способов действий, технологий). И,
наконец, выбранная технология реализуется, в результате чего формируются
соответствующие умения.
На занятиях используются также традиционные педагогические методы:
• Словесные (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж)
• Наглядные (демонстрация картины, репродукции, таблицы, схемы,
видеофильмы, презентации, модели, макеты, натуральные объекты, рисунок
(художественный, технический, эскиз)
• Практические (упражнения, практические работы)
15

Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практическая работа, комбинированное, изучения нового материала,
обобщающее, занятие-игра.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода
обучения.
2.6.
Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимы
следующие дидактические материалы:
- специализированная литература;
- дидактические разработки занятий для начинающих «Основы
рисования»;
- дидактические и развивающие игры, творческие задания;
- таблица по цветоведению;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным работам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
- таблицы, иллюстрирующие основы живописи;

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
(принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
17

15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны локальные акты, регламентирующие процесс функционирования
и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Список литературы для педагога.
1. Ашиков В.И. Семицветик. М., 2020.
2. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному
искусству. М., 2020.
3. Доронова Т.Н. Природа. Искусство и изобразительная деятельность
детей. М., 2019.
4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников. М., 2019.
5. Дрезина М.Г. Каждый ребенок – художник. М., 2021.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. С-П., 2020.
7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2021.
8. Копцева Т.А. Природа и художник. М., 2019.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. 5 тонов. М., 2020.
10. Угаров Б.С., Буйнов А.Н. Школа изобразительного искусства. 3 тома.
М., 2020.
Дополнительная литература:
1. Бачурина В. «Развивающие игры» - Москва, 2012
2. «Беседы о живописи» - библиотека школьника, Уфа, 1999
3. Беспятова Н.К. «Программа педагога дополнительного образования» Москва, 2013
4. Иванченко В.И. «Взаимодействие общего и дополнительного
образования детей» новые подходы - Ростов-на-Дону, 2010
5. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе» - М., Просвещение, 1990
6.«Основы изобразительного искусства и методики руководства
изобразительной деятельностью детей», М., «Просвещение», 1981
7. Робертсон Брюс «Пейзаж» - Тула, Эксмо, 2001
8. Серия книг «Школа рисования для малышей» - Ярославль, Росмэн,
2002
9. Гализо М.В «Возрастная и педагогическая психология», М.,
«Просвещение»,1984
10. Горичева В.С., Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо
и цветок», Ярославль, Академия развития, 2000
11. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» М., ТЦ Сфера,
2009
18

Список литературы для детей и родителей.
1. Серия книг «Волшебный карандаш» - М., Сталкер, 2010
2. Серия книг «Начинающему художнику» - Астрель, М., 2010
3. Серия книг «Учитесь рисовать…» - Минск, Попурри, 2012
4. Серия книг «Шаг за шагом» - Минск, Попурри, 2010
Интернет-ресурсы:
1.Симметрия в искусстве http://irinmorozova.narod.ru/
2.Творчество детей в школе. Рисунки учащихся Московских школ
http://schools.keldysh.ru/kaleydoskop/
3.http://school-collection.edu.ru/
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных ресурсов для учреждений общего и начального
профессионального образования. Методические материалы, тематические
коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и
организации учебного процесса.
4.http://fcior.edu.ru/ Проект федерального центра информационнообразовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение
электронных образовательных ресурсов и сервисов .
5.http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для
учителя ИЗО
6.http://www.rusedu.ru/member17917.html
7.http://www.mtdesign.ru/archives/category/uroki-risovaniya-guashyu

;

19

Приложение №1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п\
п
1

Дата
проведения
03.09.24

2

05.09.24

3

10.09.24

4

12.09.24

5

17.09.24

6

19.09.24

7

24.09.24.

8

26.09.24

9

01.10.24

10

03.10.24

Время
проведения
занятия
14.00-14.45
14.55-15.40

Группа 1 (2 раза в неделю по 2 часа) Вторник, четверг
Форма
К-во ч.
Тема занятия
занятия

Место
проведения

Форма контроля

Беседа.
Практическая
работа

2

«ДТ
Стартовая диагностика.
Вводное занятие. Инструктаж «Юлдаш»
по ТБ и ПДД.

Беседа, наблюдение

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

Беседа, наблюдение

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Что могут краски. Знакомство «ДТ
с красками. Рисуем гуашью, «Юлдаш»
акварелью.
«ДТ
Изображать можно пятном.

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа

2

Волшебная линия

2

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

Силуэт
дерева.
дальше».
Осень. Пейзаж.

2
2
2
2

«Юлдаш»
Радуга на небе. Изучаем цвета. «ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
Холодная и теплая палитра.
«Юлдаш»
«ДТ
Линия горизонта.
«Юлдаш»
Осенний листок.
Делаем «ДТ
«Юлдаш»
растяжку цвета.

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
«Ближе- «ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа

20

11

08.10.24

12

10.10.24

13

15.10.24

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2
2
2

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
Башкирские сказки.
«Юлдаш»
Автопортрет. Изучаем основы «ДТ
построения
человеческого «Юлдаш»

Натюрморт. «Яблоки»

лица.
Профессия моих родителей. «ДТ
Изучаем
человеческую «Юлдаш»
фигуру.
«ДТ
Мои друзья.

14

17.10.24

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

15

22.10.24
24.10.24

Практическая
работа
Практическая
работа

2

16

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

17

29.10.24
31.10.24

2

Рисунок кувшина.

19

05.11.24

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

18

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Изучение
фигур.
Старинный замок.

2

Натюрморт из трех
предметов.

20

07.11.24

Моя любимая сказка.

12.11.24

2

Дом в котором я живу.

22

14.11.24

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

21

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

2

23

19.11.24

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

24

21.11.24

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

Любимый
уголок
комнаты.
Рисуем животных (по памяти «ДТ
«Юлдаш»
и воображению).
«ДТ
Натюрморт с грушей.

2

Беседа, наблюдение,
практическая работа

«Юлдаш»
геометрических «ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
моей «ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«Юлдаш»

21

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
викторина,
практическая работа

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

25

26.11.24

26

28.11.24

27

03.12.24

28

05.12.24

29

10.12.24

30

12.12.24

31

17.12.24

32

19.12.24

33

24.12.24

34

26.12.24

35

31.12.24

36

09.01.25

37

14.01.25

38

16.01.25

39

21.01.25

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа

2

Эпос.

2

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Мой любимый
герой.
Ветка рябины зимой.

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа

2

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

«ДТ
«Юлдаш»
сказочный «ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
Зима. Узоры на окне.
«Юлдаш»
«ДТ
Зимний натюрморт.
«Юлдаш»
«ДТ
Деревья зимой.
«Юлдаш»
«ДТ
Зимние дома.
«Юлдаш»
«ДТ
Декоративный натюрморт.
«Юлдаш»
«ДТ
«Царевна лебедь».
«Юлдаш»
«ДТ
Зимняя новогодняя елка.
«Юлдаш»
«ДТ
Новогодний персонаж.
«Юлдаш»
Рисуем
по
памяти
и «ДТ
воображению. «Как я провел «Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа

свои зимние каникулы».
Любимая игрушка.
Любимый
комнаты.
Орнаменты.

22

уголок

«ДТ
«Юлдаш»
моей «ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение,
практическая работа

40

23.01.25

41

28.01.25

42

30.01.25

43

04.02.25

44

06.02.25

45

11.02.25

46

13.02.25

47

18.02.25

48

20.02.25

49

25.02.25

50

27.02.25

51

04.03.25

52

06.03.25

53

11.03.25

54

13.03.25

55

18.03.25

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Портрет Зимы.

2

Сказочные животные.

2

Моя будущая профессия.

2

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Зарисовки
природы
памяти.
Мой домашний питомец.

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Рисование птиц.

2

Ветка березы.

2

Портрет бабушки.

2

Портрет мамы.

2

Весенний пейзаж.

2

Сказочные кони.

2

Весна в городе.

2
2
2
2

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
по «ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
Зеленая планета.
«Юлдаш»
«ДТ
Натюрморт вазы с цветами.
«Юлдаш»
«ДТ
Дикие животные
«Юлдаш»
День защитника отечества. «ДТ
«Юлдаш»
Портрет.

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа

23

56

20.03.25

57

25.03.25

58

27.03.25

59

01.04.25

60

03.04.25

61

08.04.25

62

10.04.25

63

15.04.25

64

17.04.25

65

22.04.25

66

24.04.25

67

29.04.25

68

06.05.25

69

08.05.25

70

13.05.25

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа

2

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40
14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Подводный мир.

2

«Цветущий май»

2

«День победы».

2

Краски лета.

2
2

2

2
2
2
2
2

Портрет Весны.

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
Натюрморт. «Сирень»
«Юлдаш»
Моя улица. (рисуем по памяти «ДТ
«Юлдаш»
и воображению

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
Рисуем природу по памяти и «ДТ
«Юлдаш»
представлению.
«ДТ
Поляна цветов.
«Юлдаш»
«ДТ
Космос.
«Юлдаш»
«ДТ
Космический корабль.
«Юлдаш»
«ДТ
Утреннее небо.
«Юлдаш»
«ДТ
Мой сад.
«Юлдаш»
САБАНТУЙ.
(работа
по «ДТ
«Юлдаш»
памяти и воображению)

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»
«ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

Рисуем маки.

24

Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

71

15.05.25

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

Зарисовки на свободную
тему.

«ДТ
«Юлдаш»

Беседа, наблюдение
практическая работа

72

20.05.25

14.00-14.45
14.55-15.40

Практическая
работа

2

Работа
на
формате. «ДТ
Заключительная работа на «Юлдаш»
свободную тему. Итоговая
диагностика.

Беседа, наблюдение,
практическая работа

Итого

144

25

Приложение 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Объединения «Росинка»
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
Педагог Ахметова А.Р
Рабочая программа воспитания объединения «Росинка» составлена в
соответствии с Воспитательной программой МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2021– 2025 гг.
Главной целью воспитательной программы МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
является: создание единого воспитательного пространства для развития,
саморазвития и самореализации личности психически и физически здоровой,
гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в
современном обществе.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
 приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у
них основ культуры и общения, умений построения межличностных
отношений;
 привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование
осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
 создание условий для открытого воспитательного пространства, в
котором родители принимают активное участие;
 способствовать
формированию
гражданского
самосознания,
ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
 способствовать развитию празднично-игровой культуры детей и
взрослых в современных социальных условиях;
 использование новых художественно-педагогических форм, методы и
технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;
 способствовать сохранению народных праздничных традиций своей
страны;
 создание условий для творческой самореализации обучающихся.
Воспитательная работа в учреждении осуществляется по следующим
направлениям и программам:
Направления
1. Духовно-нравственное
2. Гражданско-патриотическое
3. Спортивно-оздоровительное
4. Трудовое – профориентационное
5. Экологическое
6.Общеинтеллектуальное
7.Приобщение к культурному наследию
8. Семейное воспитание и работа

Программы
«Дорога к человечности»
«От малой Родины до гражданина России
«В здоровом теле-здоровый дух»
«Труд и призвание»
«Будем жить в ладу с природой»
«Ученье-свет»
«Истоки»
«Семья»
26

Деятельность
объединения
«Росинка»
имеет
художественная
направленность.
Количество обучающихся объединения «_60__» человек.
Из них мальчиков___, девочек ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7__ до 14_ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
Возраст
От 5 до 10
лет

Характеристика возрастного этапа
Период научения детей определённым правилам и
нормам. В этом возрасте дети ждут чётких
указаний; определённые ограничения как бы
очерчивают для них некую зону безопасности, в
которой ребёнок чувствует себя защищённым.
Исходя
из
этого
основным
способом
осуществления культурно-досуговой деятельности
с младшими детьми является действие по образцу.

Формы реализации
воспитательной
работы
Игры
Рисование
Праздники
Конкурсы

План воспитательной работы на 2024-2025 уч. Год
Участие в мероприятиях «ДТ «Юлдаш»
№

Наименование мероприятия

1.
2.
3.
4.

«Дни открытых дверей»
Мероприятия, посвященные Дню пожилого человека
Мероприятия в рамках празднования Дня Учителя
Мероприятия, посвящённые празднованию Дня Республики
Башкортостан (беседы, викторины)
Участие в городском детском фестивале национальных культур
«Соцветие дружбы»
Экофест «Зеленая планета»
Фестиваль - конкурс детского творчества «Созвездие» - 1,2,3 этап
Выставка «Творческие родители - талантливые дети»
«Осенние забавы» спортивно-оздоровительные игры на свежем воздухе,
в рамках программы «Здоровье» и «Каникулы»
Новогодние представление для учащихся ДТ «Юлдаш» 1-7 классов
«Зимние забавы» спортивно-оздоровительные игры на свежем воздухе, в
рамках программы «Здоровье» и «Каникулы»
Конкурс «Ледяная елочная игрушка»
Неделя здоровья «Будь здоров!». В рамках программы «Здоровье»
Конкурсно-игровая программа «Аты-баты», посвящённая Дню
защитника Отечества
Праздничная программа, посвящённая проводам зимы «Масленица» в
рамках программы «Творчество».
«Весенние забавы» спортивно-оздоровительные игры на свежем
воздухе, в рамках программы «Здоровье» и «Каникулы»
Фестиваль «Путешествие в мир профессий»
Выставка творческих работ педагогов «Добрых рук мастерство».
Мероприятия в рамках Дня защиты детей
Работа выставочного зала

5.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

27

Дата
проведения
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
январь-апрель
ноябрь
ноябрь
декабрь
Январь
Январь
Январь
февраль
февраль –март
март
март
март
июнь
сентябрьавгуст

Мероприятия проводимые в объединении
№

1

2

3

4

5
6

1

2
3

4

1

2

3

Примерный план работы
Форма и Наименование мероприятия
по реализации Воспитательной
программы МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Духовно-нравственное воспитание.
(программа «Дорога к человечности»).
Организация и проведение
-Беседа «Наши мамы-наша гордость»
мероприятий, посвящённых Дню
-выставка работ «Портрет для мамы»
матери и организация выставки работ,
обучающихся и родителей
Участие в новогодних мероприятиях
Подготовка к выставке «Зимние
Дома творчества
забавы»
Уроки доброты

Дата
проведения

ноябрь
22.11.24
Декабрь
13-27.12.24

Чувство отзывчивости к пожилым В течение
людям
года
27.09.24
Неделя доброты
Беседа: Что такое доброта?
Осенние и
Беседа: Добрый человек не оставит в
весенние
беде.
каникулы
31.10.24
27.03.25
Неделя вежливости
Беседа: Будь вежлив с окружающими! Февраль,
май 23.05.25
Акции милосердия
«Накормите птиц!»
В течение
года
14.01.25
Гражданско-патриотическое воспитание
(программа «От малой родины до гражданина России»)
Цикл бесед к памятным датам
Беседа
«День
Республики СентябрьБашкортостан»
май
Беседа «День Победы», «,День 08.10.24
защитников Отечества».
06.05.25
Участие в гражданскоАкция «Георгиевская лента»
Сентябрьпатриотических акциях
май 29.04.25
Проведение квестов к 23 февраля,
Беседа: Защитники Отечества
Февраль,
Дню Победы
Беседа: «Свет подвига»
май
21.02.25
08.05.25
Проведение цикла бесед «Уфа-город
Улицы Черниковки:
Сентябрьтрудовой и боевой славы»; цикла
-Первомайская
апрель
бесед» Улицы Черниковки»
-Кольцевая
-Площадь Серго Орджоникидзе.
-Свобода
Спортивно-оздоровительное направление
(программа «В здоровом теле – здоровый дух»)
-контроль за санитарноКонтроль за санитарноСентябрьгигиеническими условиями кабинета; гигиеническими условиями кабинета; май
- воздушно-тепловой режим;
- воздушно-тепловой режим;
- освещённость кабинета.
- освещённость кабинета.
Своевременное проведение
Проведение инструктажа по технике Сентябрьинструктажа по технике безопасности безопасности обучающихся
май 02.09.24
обучающихся.
09-10.01.24
Пропаганда здорового образа жизни
Спортивно-игровая программа
Сентябрьчерез проведение мероприятий при
«Широкая Масленица»
май 14.03.25
28

4

5

1

активном участии детей и родителей.
Проведение «Дня здоровья для
обучающихся».

Осенняя спортивная игровая
программа «Время быть первым»

Организация оздоровительных
режимных моментов в организации на
занятиях (зарядка, физкультминутки)
и проведение подвижных игр на
переменах для обучающихся.

Проведение оздоровительных
режимных моментов в организации на
занятиях (зарядка, физкультминутки)
и проведение подвижных игр на
переменах для обучающихся

Трудовое-профориентационное направление
(программа «Труд и призвание»)
Профессиональные уроки
Знакомство с профессией художник
росписи

2

Профессиональные пробы

3

2

Фестиваль «Путешествие в мир
профессий»
Экологическое направление
(программа «Будем жить в ладу с природой»)
Конкурс рисунков, плакатов и
Конкурс рисунков, плакатов «Берегите
памяток на экологическую тему. Эко
планету»
фестиваль «Зеленая планета»
Участие в экологических акциях
Сбор крышек и батареек

3

Участие в экологических конкурсах

Конкурс «Экожизнь»

4

Дни экологической безопасности

Беседы «Береги живое от пожара»
«Наше будущее в наших руках»

5

6

Участие в районных, областных
конкурсах проектноисследовательских работ по экологии
Викторины на экологическую тему

Берегите планету

7

Акции «Скворечник», «Кормушки»

Акция «Кормушки»

1

1

2

3

1

2
3

Роспись жостовских подносов

В процессе
реализации
РП март
В процессе
реализации
РП март
Март

Октябрь
октябрьноябрь
В течение
года октябрь
В течение
года октябрь
Осень, весна
В течение
года

Общеинтеллектуальное направление
(программа «Ученье – свет»)
Интеллектуальные бои, викторины,
научно-исследовательские
конференции
Экскурсии в музеи, галереи,
Экскурсии в выставочный зал «Ижад»,
посещение выставок
библиотеку №31
Интеллектуальный марафон
Приобщение к культурному наследию
(программа «Истоки»)
Творческие мастерские «Ремесло –
Роспись Сувениров
всегда добро»
Выставка работ педагогов «Добрых
рук мастерство»
Конкурсы районные, городские,

1 раз в
квартал
29.10.24
В течение
года

Подготовка работ к выставке

Осень, весна
апрель
Зима, весна
декабрь
в
течение
года
в
течение
года осень,
весна
в
течение
года
Весенние и
осенние
каникулы
март

Городской конкурс «Родной край – В
29

течение

1

2

республиканские по пропаганде
Башкортостан»
обычаев, традиций народов РБ
Семейное воспитание и работа с родителями
(программа «Семья»)
Родительские собрания
«Ваш ребенок пришел в творческое
объединение»
«Успех каждого ребенка»
Индивидуальные консультации для
Индивидуальная работа по
родителей
текущим вопросам обучения

3

Оформление «Уголка для родителей

4
5

6

День Семьи и совместные праздники
Конкурс на лучшую семейную
фотографию «Это я, это я, это – вся
моя семья!»
Родительский лекторий

1

Наблюдение

2

Стартовая диагностика -тестирование

3
4

Рубежная диагностика
Итоговая диагностика

5

Участие в конкурсах

6

Итоговая работа. Анализ работы за
год, планирование работы на
следующий год.

Тематические
информационные
бюллетени.
Беседа.
Подготовка работ на конкурс.

Беседы с родителями: о правилах
поведения
в
образовательном
учреждении; о подготовке детей к
занятиям; о сохранении здоровья.
Диагностика воспитательной работы

таблица «Уровень воспитанности
учащегося»
таблица
Уровень воспитанности
отчет
Самоанализ
воспитательной
работы в объединении

30

года

Сентябрь,
май
По мере
необходимо
сти
ноябрь
сентябрь
Февральмарт
ноябрьапрель

В течение
года
Октябрь
Февраль
Май
В течение
года
Май

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».