РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся
важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной
деятельности. Цель этой работы – обеспечение всестороннего и
гармонического развития учащихся. Важнейшей задачей внеурочной работы с
учащимися по предмету является усиление их интереса к биологической
науке, развитие познавательного интереса, углубление основных вопросов
содержания школьного курса. В ходе данной работы учащиеся активно
обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся
отстаивать свою точку зрения. Для жизни в современном обществе важным
является формирование естественно -научного мышления, проявляющегося в
определенных навыках.
Дополнительная общеразвивающая программа «Жизнь вокруг нас» программа естественнонаучного направления. Она ориентирована на
гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и
поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение
практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение
окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Уровень сложности
программы – базовый. По форме организации содержания программа
комплексная, так как включает в себя не только теоретическую основу, но
экспериментальную, рассчитанную на практическое освоение мира.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
(принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
2
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны локальные акты, регламентирующие процесс функционирования
и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Актуальность данной программы состоит в том, что в процессе
прохождения программы организуется самостоятельная познавательная
деятельность, развиваются навыки исследователя живой природы,
самоорганизации,
приобщающим
ученика
к
самостоятельности,
формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и
использованию разнообразных источников информации образовательной
среды, в чем особенно и нуждаются современные дети в постоянно
меняющихся условиях жизни.
Значимость программа «Жизнь вокруг нас» позволяет решать ряд
социально-значимых и образовательных задач: Достижение цели обеспечено
посредством решения следующих задач:
3
1.
Показать разнообразие мира растений
2.
Познакомить со строением растений
3.
Расширить представления учащихся о значении растений
4.
Воспитать у учащихся чувство коллективизма
5.
Воспитывать бережное отношение к природе
6.
Развивать умения самостоятельно работать с научной
литературой.
Новизна программы состоит на принципиально новой основе —
компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он
предполагает осуществлять связь обучения учащихся с жизнью в современных
условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной
программы является то, что она охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе
общеобразовательной школы. Также данная программа направлена на
гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и
поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение
практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение
окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Программа предполагает возможность вариативного содержания - в
зависимости от особенностей мотивации и творческого развития учащихся
педагог может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять
практические задания новыми изделиями, а также предложить на выбор темп,
форму обучения, тему дизайн-проекта и материал для выполнения работы.
При изучении основных разделов программы легко осуществляются
межпредметные связи биологии с такими предметами как физика, география
и химия.
Программа построена таким образом, что данная программа включает в
себя два этапа: основной обучающе - репродуктивный и этап творческой
самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе
должны стать самостоятельные разработки учащихся. Таким образом,
итоговая конечная точка программы – создание обучающимися собственного
проекта.
Практико-ориентированность данной программы направлена на то,
чтобы обучающиеся использовали приобретенные знания и умения в
практической деятельности для:
• соблюдения мер по профилактике заболеваний, травматизма, стрессов,
ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего.
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся в возрасте
13-14 лет. Старший подростковый возраст часто называют отроческим,
4
переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным
периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход
от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной),
физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и
специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического,
умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста
определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие
направления формирования моральных и социальных установок личности.
Данная программа учитывает возрастные индивидуальные возможности
подростков, описанные выше, и создает условия для успешности каждого
учащегося.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год.
Общее количество часов -144.
Формы обучения. Форма обучения – очная и возможен дистанционный
формат обучения.
Режим занятий. 1 группа в пятницу 14.00-15.40, в субботу 9.00-10.40, 2
группа в пятницу 15.50-17.30, в субботу 10.50-12.30.
Расписание составлено с учетом пожеланий детей и родителей (законных
представителей).
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется на русском языке в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком в объединении,
сформированном в группы обучающихся одного возраста или разных
возрастных категорий (разновозрастные группы).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам,
индивидуально или всем составом объединения.
Программой предусмотрены традиционные формы проведения учебных
занятий (комбинированное занятие, мастер-класс, занятие-путешествие,
выставка, конкурс).
Программа включает теоретическую и практическую части,
содержание которых соответствует требованиям развивающего обучения с
учетом физиологических и возрастных особенностей учащихся.
Теоретическая часть программы – это знакомство обучающихся с
основными понятиями, закономерностями.
Подача теоретического материала сопровождается видеоматериалом,
демонстрацией плакатов.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы
в материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов
работы, пользование инструментами.
Для активизации образовательной деятельности используются методы:
- проблемное обучение – стимулирование учащихся к самостоятельному
поиску знаний, необходимых для решения конкретной дизайнерской
проблемы;
5
- контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний
путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
- обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности
учащихся за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
- межпредметное обучение – использование знаний из разных областей,
их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
Дистанционное обучение. Программа может быть реализована с
применением дистанционных форм обучения с учетом Положения об
электронном обучении и использовании дистанционных образовательных
технологий при реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ», утвержденным педагогическим советом МБОУ
ДО «ДТ «Юлдаш».
С целью организации обучения в дистанционном формате используются
платформа ZOOM, приложение WatsApp. Обучение в дистанционном формате
предусматривает онлайн и оффлайн обучение в зависимости от технических
возможностей обучающихся.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат – занятия, форумзанятия — дистанционные занятия, конференции, семинары, практикумы и др.
В дистанционном обучении используется кейс–технология и
телекоммуникационная технология.
В программе предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и
итоговой аттестации в соответствии с Положением о проведении аттестации
обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», где определены формы, порядок и
периодичность проведения аттестации обучающихся.
1.2. Цель и задачи
Целью программы: является развитие у учащихся экологической
культуры поведения, понимания ценности жизни, уважения к предмету
«Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту
человечества через углублённое изучение основных вопросов содержания
школьного курса биологии.
Изучение построено с учетом развития основных биологических понятий
в каждом курсе. Лабораторные работы и экскурсии включены в программу.
Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут
быть изменены по желанию педагога в связи с особенностями местных
условий.
Задачи программы:
Личностные
-Воспитать у учащихся чувство коллективизма
-Воспитывать бережное отношение к природе
-Формировать коммуникативные свойства личности
-Воспитывать заботливое отношение к животным
-Воспитывать бережное отношение к здоровью человека
6
Предметные:
-Познакомить с животным миром, его значением
-Знать эволюцию животного мира
-Изучить строение человека, его органов
-Изучить происхождение человека
-Познакомить с физиологией человека
Метапредметные:
-Развивать творческие способности
-Развивать познавательный интерес
-Развитие интеллектуальных умений
-Развивать умения самостоятельно работать с научной литературой
№
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план.
Количество часов
Название раздела, темы
Всего Теория
Практика
2
1
1
2.
Вводное занятие. Беседа по
ТБ.
Многообразие растений
8
6
2
3.
Бактерии, грибы, лишайники 4
2
2
4.
Где и как живут организмы
10
10
1
5
Зоология-часть биологии
6
2
2
6.
Строение животного
организма
10
9
1
7.
Подцарство Одноклеточные
животные
4
3
1
8.
Многоклеточные животные
18
15
3
9
Человек-представитель
живой природы
2
2
-
1.
7
Формы
аттестации
/контроля
Тестирование
Беседа
Беседа,
самостоятель
ная работа
Беседа,
лабораторные
работы
Беседа,
наблюдение,
викторина
Беседа,
лабораторные
работы
Беседа,
наблюдение,
викторина
Беседа,
лабораторные
работы
Беседа,
лабораторные
работы
Беседа,
наблюдение
10
Строение тела человека
10
10
-
11
Процессы
жизнедеятельности
организма
Человек и окружающая
среда
10
7
3
18
14
4
Живой организм как
открытая биологическая
система.
Органы и систем органов
живых организмов
6
6
-
8
2
6
14
14
-
2
2
-
144
106
38
12
13
14
15. Жизнедеятельность
организма
16 Итоговое занятие
Итого
Беседа,
наблюдение
Беседа,
лабораторные
работы
Беседа,
лабораторные
работы
Беседа,
наблюдение
Беседа,
лабораторные
работы,
Беседа,
наблюдение
Защита
творческих
проектов
4. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Беседа по ТБ. (2ч.)
Теория: что изучает биология, общие сведения о многообразии живых
организмов на планете, царство растения.
2. Многообразие растений(8ч.)
Теория: строение растений, цветок и соцветия, плод и типы плодов,
семена и условия прорастания семян, видоизменения побегов и корней,
клеточное строение растений, рост и развитие растений, питание растений,
дыхание и испарение у растений, размножение растений, условия жизни
растений на Земле.
Практика: изучение гербария, проращивание семян фасоли, тыквы,
вегетативное размножение комнатных растений.
3. Бактерии, грибы, лишайники (4ч.)
Теория: многообразие бактерий и их роль в природном сообществе,
грибы, их строение и жизнедеятельность, многообразие грибов и их значение,
лишайники, их строение и значение в природе.
Практика: изучение макетов грибов, изучение лишайников парка
Первомайский.
4. Где и как живут организмы (10ч.)
8
Теория: жизнь организмов в сообществе, взаимосвязи организмов в
сообществе, смена природного сообщества.
Практика: составление цепей питания и экологических пирамид.
5.
Зоология-часть биологии(6ч.)
Теория: история зоологии, методы исследований в зоологии, среды
жизни и места обитания животных.
Практика: посещение Национального музея Республики Башкортостан.
6.
Строение животного организма (10ч.)
Теория: строение животной клетки, покровы тела животных, системы
органов животных: дыхательная, пищеварительная, половая, выделительная
кровеносная, нервная, типы индивидуального развития.
Практика: рассматривание готовых микропрепаратов тканей животных.
7.
Подцарство Одноклеточные животные (4ч.)
Теория: характеристика простейших, особенности строения, питания,
размножения, роль простейших в природе.
Практика: работа с микроскопом по изучению образцов простейших
организмов.
8. Многоклеточные животные (18ч.)
Теория: сходства и различия хордовых и позвоночных, Тип
Кишечнополостные, Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые
черви, Тип Моллюски, Тип Членистоногие, Тип Хордовые, общая
характеристика, образ жизни, особенности строения.
Практика: изучение коллекций животных, просмотр чучел и образцов в
формалине.
9.
Человек-представитель живой природы(2ч.)
Теория: значение знаний об организме человека, науки о человеке,
происхождение и историческое развитие человека разумного.
Практика: изучение макетов развития человека, составление описания
рас человека.
10.
Строение тела человека (10ч.)
Теория: клеточное строение организма человека, изучение систем
органов человека: опорно-двигательная система, покровы тела, кровеносная и
лимфатическая системы, дыхательная система, пищеварительная система,
эндокринная система, мочеполовая система, высшая нервная деятельность,
психология и поведение человека.
Практика: изучение тканей человека под микроскопом, составление
описания систем органов, выявление своего темперамента.
11.
Процессы жизнедеятельности организма (10ч.)
9
Теория: изучение механизма вдоха и выдоха, замер жизненной емкости
легких, исследование перистальтики кишечника.
Практика: подсчет пульса в состоянии покоя и после физической
нагрузки.
12.
Человек и окружающая среда (18ч.)
Теория: понятие о среде жизни человека, адаптации человека, среда и
здоровье человека, здоровый образ жизни.
13.
Живой организм как открытая биологическая система. (6ч.)
Теория: химический состав клетки, разновидности клеток, ткани
растительные и животные.
Практика: работа с микроскопом по изучение образцов тканей растений
и животных с помощью микропрепаратов.
14.
Органы и систем органов живых организмов (8ч.)
Теория: органы растений: корень, побег, почка, стебель, лист, цветок,
плод и их особенности.
Практика: изучение частей цветка на комнатных растениях.
15.
Жизнедеятельность организма (14ч.)
Теория: процессы жизнедеятельности: опора и движение, дыхание,
транспорт веществ, питание и пищеварение, выделение, размножение, рост и
развитие.
16.
Итоговое занятие. (2ч.)
Теория. Тестирование. Подведение итогов обучения
Ожидаемые результаты
Будут знать:
- животный мир, его значение
-эволюцию животного мира
-строение человека, его органов
-историю происхождения человека
- физиологию человека
Будут уметь:
- самостоятельно работать с научной литературой
- работать с микроскопом
- составлять описание рас человека
- производить подсчет пульса в состоянии покоя и после физической
нагрузки
- работать в коллективе
- бережно относиться к природе и животным
10
1.5. Воспитательная работа
В системе дополнительного образования, через его содержание, формы и
методы работы, принципы и функции деятельности, воспитательный процесс
реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Рабочая программа воспитания Приложение №2.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности
и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития
культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей
культуры речи, культуры внешнего вида).
Индивидуальная воспитательная работа в детском объединении.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок
приходит на занятия, прежде всего для того, чтобы содержательно и
эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в
нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные
возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к
постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
11
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей
работы;
– создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
Методы воспитания
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Направления:
Профориентация- С учетом психологических и возрастных особенностей
обучающихся детских объединений можно выделить следующие этапы
профориентационной работы:
11-14 лет: развитие у подростков личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование
образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах
социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,
сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение
учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные
возможности
с
требованиями,
предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
15-16 лет: уточнение образовательного запроса; групповое и
индивидуальное консультирование педагога-психолога с целью выявления и
формирования адекватного принятия решения о выборе профессии;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и
способностям, ценностным ориентациям.
Направления и формы работы.
Профориентационная
работа
в организации
дополнительного
образования может строиться по следующим основным направлениям:
Консультационное;
Обучающее (формирующее).
Консультационное направление - подразумевает содействие выбору
школьника. Консультация по профессиональной ориентации подразумевает
наличие запроса школьника.
Можно выделить 3 этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к
осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода
обучения.
12
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе
профессии
в
соответствие
с
интересами,
склонностями
и
психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 9-11
классах
профессионально
проводят
специалисты-профконсультанты
совместно с педагогами.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки
образовальной организации и осуществляется в организациях СПО, ВПО на
предприятиях и т.п.
Обучающее (или формирующее) направление:
В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд
определенных компетенций:
умение анализировать мир профессий;
умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации
профессионального выбора;
владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации и
поиска работы.
Формы: деловые и ролевые игры.
Гражданско-патриотическое включает в себя следующие направления:
-духовно-нравственное направление, включающее в себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей
такими моральными качествами, как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему
поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение
интересам своего Отечества;
воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости,
главному способу достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и
духовное здоровье нации.
-культурно-историческое направление, предполагает:
воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её
замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и
исторических памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального
самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Формы проведения:
1. Проведение памятных дней:
День Победы;
День защитников Отечества.
2. Участие в акциях:
13
«Солдатские письма»;
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
«А ну-ка, парни!»;
«Веселые старты»;
смотр строя и песни.
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, квестов.
5. Изучение родного края:
экскурсии в музеи;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора,
связанных с природой и использованием ее богатств;
уход за памятником.
конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Результат воспитания:
Обучающийся 13-14 лет приобретает опыт:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, ДТО
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в социуме
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года – первый год обучения – 01.09.2024г.
Окончание учебного года -31.05.2025 г.
Количество часов в неделю: 2 раза по 2 часа.
Сроки каникул для учащихся: не предусмотрены.
Праздничные и выходные дни:11 октября -День Республики
Башкортостан 4 ноября- День народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января Новогодние каникулы 7 января - Рождество Христово 23 февраля - День
14
защитника Отечества, 8 марта- Международный женский день, 30 марта Ураза Байрам, 1 мая - Праздник Весны и Труда, 9 мая - День Победы.
Количество часов в год: 144 ч.
Приложение 1: Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение.
Рабочее место педагога: стол, стул, доска, компьютер с монитором,
клавиатурой (или ноутбук) и колонками.
Рабочее место обучающегося: стол, стул
Расходные материалы:
бумага А4 для распечатки;
тетрадь общая 48 листов;
пособие по подготовке к ОГЭ.
набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся;
таблица Менделеева.
Информационное обеспечение: выход в интернет, презентационное
оборудование с возможностью подключения к компьютеру
Кадровые условия: для качественной реализации программы педагог
должен иметь педагогическое и профильное образование, владеть
педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного и
дистанционного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения, а также ИКТ технологиями.
2.3. Формы контроля и аттестации
Подведение
итогов
и
контроль
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы «Жизнь вокруг нас» обеспечивает оперативное
управление образовательным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В соответствии с Положением о текущем контроле и проведении
аттестации обучающихся МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш», в данной программе
предусмотрено проведение трех видов контроля: текущий, промежуточный и
итоговый, а также различные формы проведения.
Текущий контроль обучающихся проводится в двух видах: входной и
оперативный. Входной контроль проводится в начале изучения раздела (темы)
программы с целью выстраивания индивидуального подхода к обучающимся
на основе контроля их уровня теоретической и практической подготовки.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки результатов
освоения содержания программы, а также стимулирования работы на
занятиях.
Основные формы текущего контроля: тестирование, опрос, просмотр и
выставка практических работ.
Промежуточный контроль освоения программы обучающихся
проводится в форме промежуточной аттестации в конце первого года
обучения.
15
Основные формы промежуточной аттестации: защита рефератов,
викторина, конкурс, олимпиада. Лучшие творческие работы представляются
на отчётную выставку.
Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения по
окончании образовательной программы (май) в форме: защита
индивидуального проекта.
Для фиксации результатов контроля освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Жизнь вокруг нас» используются:
- материалы анкетирования и тестирования
- диагностические карты
- грамоты и дипломы
- фото готовых практических и творческих работ, портфолио учащегося.
Формы демонстрации образовательных результатов: выставка, защита
творческих проектов, открытое занятие, конкурс, фестиваль.
2.4. Оценочные материалы
В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения
обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной
программы, а именно: метапредметные, личностные предметные результаты.
По результатам оценивания определяется уровень освоения программы
«высокий», «средний», «низкий». Результаты фиксируются в диагностической
карте (листе оценки)
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается
ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в
развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих
диагностических исследований и др.
Способы и критерии оценки личностных результатов и
метапредметных результатов: наблюдение, анкетирование, оценка
результатов рефлексии, портфолио, выставки
Качества
личности
Степень проявления (уровень)
высокий
средний
низкий
Метапредметные результаты
Регулятивные
умения
самостоятельно
готовит рабочее
место и планирует
свою работу и
убирает за собой
самостоятельно;
безразличен к
внешней оценке
(деятельность не
изменяется)
адекватно оценивает
свою работу;
организовывает
рабочее место,
планирует и
организовывает
работу
при поддержке
педагога ;
эмоционально
реагирует на оценку
взрослого (при
похвале – радуется,
темп работы
увеличивается, при
критике – сникает,
деятельность
замедляется или
вовсе прекращается;
16
испытывает серьезные
затруднения при
организации своего
рабочего места, при
планировании и
организации работы
нуждается в постоянном
контроле и помощи
педагога;
безразличен к оценке
взрослого;
оценка ребёнком
созданного им
изображения отсутствует
Коммуникативны
е умения
Познавательная и
творческая
активность
внимателен,
адекватно
воспринимает
информацию;
самостоятельно
готовит
информацию,
выступая перед
аудиторией,
свободно владеет и
подает информацию;
самостоятельно
участвует в
дискуссии, логически
обоснованно
предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою
точку зрения.
Активен, нацелен на
процесс и результат
деятельности,
проявляет
самостоятельность
при выполнении
заданий различной
сложности, задает
оригинальные
вопросы, предлагает
оригинальные
решения, добивается
высоких результатов.
оценка ребёнком
созданного им
изображения
завышенная или
заниженная.
воспринимает
учебную
информацию при
напоминании и
контроле;
готовит информацию
и выступает перед
аудиторией при
поддержке педагога;
участвует в
дискуссии, защищает
свое мнение при
поддержке педагога
активен, проявляет
интерес к одним и
пассивен к другим
заданиям; Вопросы
задает, исходя из
практических
потребностей;
сосредоточен в
основном на процессе
и действии
не всегда
самостоятелен при
выполнении
творческих заданий.
с трудом
воспринимает учебную
информацию;
перед аудиторией не
выступает, но
испытывает серьезные
затруднения при
подготовке и подаче
информации;
участие в дискуссиях не
принимает, свое мнение
не защищает, либо
испытывает серьезные
затруднения в ситуации
дискуссии
малоактивен, наблюдает
за деятельностью других,
Отсутствует стремление
к качественному
выполнению задания.
Работает по образцу.
Результативность низка.
Личностные результаты
Самоопределение и
смыслообразование
адекватно оценивает
свои
способности,
мотивы
Способен
делать
выбор, независимо от
внешнего
«давления»,
проявляет постоянно
инициативу,
самостоятельность,
проявляет
устойчивый интерес
к занятиям, упорство
и настойчивость при
выполнении трудной
задач
Не всегда может
адекватно
оценить
свои способности и
мотивы деятельности;
большая
степень
самостоятельности в
решении и поиске
способов
учебной
задачи;
испытывая
трудности
обращается
за
помощью,
задает
вопросы; проявляет
активность и интерес
к
занятиям
в
17
Не может адекватно
оценить
свои
способности и мотивы
деятельности
Выбор делает с трудом,
только
с
помощью
взрослых.
не
проявляет
инициативности
и
самостоятельности
в
процессе
занятий,
утрачивает интерес к ним
при
затруднениях,
проявляет отрицательные
эмоции
Нравственность,
гуманность
имеет нравственные
убеждения
;поступкам присуща
нравственная
культуры;
аргументировано
может обосновать
поступки на
основании этических
переживаний
Эстетическая
воспитанность
Систематизированны
е, глубокие знания об
эстетической об
основных
эстетических
категориях,
устойчивые
проявления
эстетических
потребностей,
развита способность
к эстетическому
мировосприятию.
зависимости
от
настроения
стремление к
пониманию
нравственноэтических норм;.
Недостаточно
устойчиво реализует
нравственные нормы
в поведении.
Рефлексивные
навыки
сформированы
недостаточно.
недостаточная
осведомленность об
основных
эстетических
категориях,
неустойчивая
способностью к
эстетической оценке
и рефлексии,
ограниченный
диапазон
эмоциональной
отзывчивости и
эмпатического
восприятия
неясное, расплывчатое
понимание
необходимости
соблюдения
нравственных норм в
общении с людьми. В
деятельности и
поступках проявляется
центрированность на
себе.
преобладают
разрозненные,
несистематизированные
знания об эстетической
культуре, об основных
эстетических категориях;
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня
достижения обучающимися планируемых результатов с учетом теоретической
и практической подготовки учащегося. Оценка достижения предметных
результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а также в
ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Критерии оценки практической подготовки учащихся:
⎯
соответствие уровня практических умений и навыков
программным требованиям;
⎯
свобода владения специальным инструментом, оборудованием и
оснащением;
⎯
качество выполнения практического задания, творческие навыки
Способы и критерии оценки предметных результатов: опрос,
тестирование, викторина, олимпиада.
Качества
личности
Степень проявления (уровень)
высокий
средний
низкий
Предметные результаты
Теоретическая
подготовка)
освоил весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период;
объем усвоенных
знаний составляет
более ½;
знает отдельные
специальные
18
не усвоил теоретическое
содержание программы
или овладел менее чем ½
объема знаний,
Практическая
подготовка
(Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой,
владение
специальным
оборудованием и
оснащением;
творческие навыки)
специальные
термины употребляет
осознанно и в
полном соответствии
с их содержанием
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период;
работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
выполняет
практические
задания с элементами
творчества
самостоятельно.
термины, сочетает
специальную
терминологию с
бытовой
предусмотренных
программой;
не употребляет
специальные термины
объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½;
работает с
оборудованием с
помощью педагога;
видит необходимость
принятия творческих
решений, выполняет
практические задания
с элементами
творчества с
помощью педагога;
овладел менее чем ½
предусмотренных
умений и навыков;
испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием;
выполняет задания на
основе образца;
2.5. Методические материалы
В основу дополнительной общеразвивающей программы «Жизнь вокруг
нас» положены метапредметный и личностный подходы. Это предполагает,
что учащийся не только овладевает системой знаний по основам разделам
биологии и экологии, но осваивает универсальные способы действий,
овладевает ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться. Важнейшей ценностью является личность ребенка, ее самобытность,
самоценность, когда личный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования.
Инструментами достижения метапредметных и личностных результатов
могут быть образовательные технологии и формы обучения, включенные в
программу:
- Технология деятельностного типа, реализуемая через выполнение
лабораторных работ.
- Интерактивное обучение, организуемое через диалоговое общение, когда
практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они взаимодействуют как с педагогом, так и друг с другом. В этой
связи используются такие формы обучения на занятиях как: творческие
задания, работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии, соревнования,
выставки,
работа
с
наглядными
пособиями,
видеоматериалами,
«обучающийся в роли педагога «каждый учит каждого», разрешение проблем
(мозговой штурм).
В программе осуществляется опора на следующие принципы проведения
учебных занятий:
⎯ отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его
проведении;
19
⎯ максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятиях
с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
⎯ поддержка альтернативности и множественности мнений;
⎯ развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и
ощущению эмоционального удовлетворения;
⎯ занимательность и эмоциональный тон занятия;
⎯ педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным
возможностям;
⎯ уважительное отношение к мнению каждого;
⎯ развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
⎯ включенность в практическую деятельность, формирующую около
профессиональные навыки;
Процесс обучения на занятии начинается с мотивации. Обучающийся при
этом решает вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем
определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос,
как эту цель можно достигнуть (выбор способов действий, технологий). И,
наконец, выбранная технология реализуется, в результате чего формируются
соответствующие умения.
На занятиях используются также традиционные педагогические
методы:
⎯
Словесные (рассказа, беседа, объяснение, инструктаж)
⎯
Наглядные (макеты, натуральные объекты, коллекции, гербарии)
⎯
Практические (лабораторные и практические работы)
Применяются различные типы учебных занятий: вводное, контрольное,
практической работы, комбинированное, изучения нового материала,
обобщающее, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-встреча и др.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода
обучения.
2.6. Дидактическое обеспечение
Для успешного результата в освоении программы необходимы
следующие дидактические материалы:
•
Биология. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание
•
Экология. Учебное электронное издание
•
Экология. Электронный мультимедийный курс
•
Биология. Красная книга Республики Башкортостан
•
Электронный учебник «Кирилла и Мефодия», мультиме-дийные
пособия, электронные энциклопедии «Зоология», «Ботаника».
20
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
(принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г.);
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» 24.07.1998 N 124-ФЗ;
6. Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 г.№ 44-з «Об основных
гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»;
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025г.;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г №678-р);
9. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 22.09.2021 г. № 652н);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
11.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования".
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. №3;
14. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями от 04 июня 2020
года N 272-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об
образовании в Республике Башкортостан");
21
15. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
16. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
17. Устав МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш». В МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
разработаны локальные акты, регламентирующие процесс функционирования
и развития Учреждения;
18. Программа развития учреждения на 2024-2028 гг.
Литература для педагога.
1.Пасечник В. В. Методическое пособие. Биология. Бактерии, грибы,
растения. 5 класс. 2023
2.Якушкина Е. А., Попова Т. Г., Трахина Е. В. Биология. Проектная
деятельность учащихся 5–9 класс. 2022
3. Анциферов А. В. Комнатные растения в школе: наблюдения и
эксперименты. 2021
4. В. С. Рохлов. ОГЭ-2024. Биология: типовые экзаменационные варианты 30
вариантов. ФИПИ.
5. И. Ю Павлов, Д, В. Вахненко, Д. В. Москвичев. Биология. Пособиерепетитор для поступающих в вузы. Минск — Ростов н/Д,2022.
6. Н. Ф. Реймерс. Основные биологические понятия и термины. М., 2020.
7. Задания ОГЭ последних лет.
8. КИМ последних лет
22
Приложение №1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Группа 1 (пятница) 14.00-14.45, 14.55-15.40; (суббота) 9.00-9.45, 9.55-10.40.
Группа 2 (пятница)15.50-16.35, 16.45-17.30; (суббота) 10.50-11.35.11-45-12.30.
№
п\ п
1.
Дата
провед
ения
06.09
2.
07.09
3.
13.09
4.
14.09
5.
20.09
6.
21.09
7.
27.09
8.
28.09
9.
04.10
10.
05.10
11.
12.10
12.
18.10
Время
проведения
занятия
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Форма
занятия
К-во
ч.
Тема занятия
Комплексная
2
Вводное занятие. Беседа по ТБ.
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Беседа
2
Беседа
2
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Беседа
2
Беседа
2
Лабораторная
работа
2
2
2
2
2
2
2
Место
проведения
МАОУ Школа
№118
Строение растения.
МАОУ Школа
№118
Плод и типы плодов.
МАОУ Школа
№118
Видоизменения побегов и корней. МАОУ Школа
№118
Побег и его функциональные
МАОУ Школа
части
№118
Клеточное строение растения.
МАОУ Школа
№118
Питание и дыхание растений.
МАОУ Школа
№118
Водоросли и споровые растения. МАОУ Школа
№118
Семенные и цветковые растения. МАОУ Школа
№118
Семейства цветковых растений.
МАОУ Школа
№118
Культурные растения.
МАОУ Школа
№118
Многообразие грибов и
МАОУ Школа
бактерий.
№118
23
Форма контроля
наблюдение
наблюдение и анализ
практических умений
наблюдение и анализ
практических умений
наблюдение и анализ
практических умений
наблюдение и анализ
практических умений
наблюдение
опрос
опрос
викторина
опрос
опрос
наблюдение и анализ
практических умений
13.
19.10
14.
25.09
15.
26.09
16.
01.11
17.
02.11
18.
08.11
19.
09.11
20.
15.11
21.
16.11
22.
22.11
23.
23.11
24.
29.11
25.
30.11
26.
06.12
27.
07.12
28.
13.12
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Лабораторная
работа
Беседа
2
Беседа
2
Семинар
2
Лекция
2
Многообразие лишайников и их
роль в природе.
Взаимосвязи организмов
в природном сообществе.
Многообразие природных
сообществ.
Взаимосвязь природных
сообществ.
Смена природного сообщества.
Беседа
2
Охрана природных сообществ.
Беседа
2
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Беседа
2
Беседа
2
Наука о животном мире —
зоология. Краткая история
зоологии.
Основные систематические
группы.
Покровы тела животных
Беседа
2
Семинар
2
Семинар
2
Дыхательная и пищеварительная
система.
Выделительная и кровеносная
система.
Нервная система
Беседа
2
Рост и развитие животных
Беседа
2
Беседа
2
Рост и развитие животных. Класс
млекопитающие
Характеристика простейших.
Лекция
2
Тип Плоские черви.
2
24
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
наблюдение и анализ
практических умений
викторина
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
опрос
наблюдение
викторина
наблюдение
тестирование
опрос
наблюдение
тестирование
викторина
опрос
опрос
наблюдение
наблюдение
наблюдение
29.
14.12
30.
20.12
31.
21.12
32.
27.12
33.
28.12
34.
10.01
35.
11.01
36.
17.01
37.
18.01
38.
24.01
39.
25.01
40.
31.01
41.
01.02
42.
07.02
43.
08.02
44.
14.02
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Семинар
2
Тип Круглые и кольчатые черви
Лабораторная
работа
Беседа
2
Тип Моллюски.
2
Тип хордовые. Надкласс Рыбы.
Беседа
2
Лекция
2
Класс Земноводные и
пресмыкающиеся.
Класс птицы и млекопитающие.
Семинар
2
Науки о человеке
Лабораторная
работа
Комплексная
2
Клеточное строение организма
человека.
Опорно-двигательная система.
Беседа
2
Деловая игра
2
Интегрированн
ое занятие
Комплексная
2
Лекция
2
Беседа
2
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Деловая игра
2
Интегрированн
ое занятие
2
2
2
Пищеварительная и
выделительная
Кровеносная и лимфатическая
системы.
Дыхательная и нервная система.
Обмен веществ и превращение
энергии.
Строение кровеносной системы
Дыхание — главный процесс
газообмена в организме
человека.
Транспортировка веществ
в организме.
Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности.
25
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
наблюдение
опрос
наблюдение
наблюдение
опрос
опрос
наблюдение и анализ
практических умений
викторина
наблюдение
наблюдение
опрос
опрос
наблюдение
викторина
МАОУ Школа наблюдение
№118
МАОУ Школа наблюдение
№118
45.
15.02
46.
21.02
47.
22.02
48.
28.02
49.
01.03
50.
14.03
51.
15.03
52.
21.03
53.
22.03
54.
28.03
55.
29.03
56.
04. 04
57.
05.04
58.
11.04
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Беседа
2
Лекция
2
Деловая игра
2
Интегрированн
ое занятие
Комплексная
2
Интегрированн
ое занятие
2
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Беседа
2
Деловая игра
2
Интегрированн
ое занятие
Комплексная
2
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Беседа
2
Лекция
2
Лабораторная
работа
2
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Интегрированн
ое занятие
2
2
2
Высшая нервная деятельность
человека.
Среда жизни человека.
Зависимость человека от условий
окружающей среды.
Адаптации человека.
Зависимость человека от условий
окружающей среды.
Примеры адаптации
человеческого организма
в экстремальных условиях.
Факторы здоровья и факторы
риска.
Здоровье и здоровый образ
жизни.
Здоровье и наследственность.
Здоровье и среда
жизнедеятельности человека.
Влияние загрязнений среды на
здоровье человека.
Здоровье и факторы риска
болезни.
Клетка -элементарная единица
всего живого.
Взаимосвязь животной и
растительной клетки между
собой.
Классификация тканей.
26
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
викторина
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
наблюдение и анализ
практических умений
наблюдение и анализ
практических умений
тестирование
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
викторина
наблюдение
викторина
наблюдение и анализ
практических умений
наблюдение
викторина
наблюдение
наблюдение
наблюдение и анализ
практических умений
МАОУ Школа наблюдение
№118
59.
12.04
60.
18.04
61.
19.04
62.
25.04
63.
26.04
64.
02.05
65.
03.05
66.
08.05
67.
10.05
68.
16.05
69.
17.05
70.
23.05
71.
24.05
72.
30.05
73.
31.05
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Гр.1 1400-1540
Гр.2 15.50-17.30
Гр.1 900-1040
Гр.2 10.50-12.30
Комплексная
2
Беседа
2
Стебель, его внешнее и
внутренне строение.
Внутреннее строение листьев.
Лекция
2
Строение семени.
Интегрированн
ое занятие
Комплексная
2
Органы животных.
2
Беседа
2
Деловая игра
2
Интегрированн
ое занятие
Комплексная
2
Интегрированн
ое занятие
Семинар
2
Беседа
2
Лабораторная
работа
Проектная
деятельность
Проектная
деятельность
Итого:
2
2
Роль кислорода в расщеплении
органических веществ
Транспорт веществ в живых
организмах
Перенос веществ в организме и
его значение.
Передвижение веществ в
растениях.
Питание и пищеварения.
Значение фотосинтеза.
Питание и пищеварение.
Значение фотосинтеза
Органы выделения у животных
их типы.
Питание и пищеварения.
Значение фотосинтеза.
Здоровье и факторы риска
болезни.
Итоговое занятие
2
Итоговое занятие
2
2
146
27
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
МАОУ Школа
№118
опрос
наблюдение и анализ
практических умений
наблюдение
опрос
тестирование
наблюдение
викторина
наблюдение
опрос
опрос
наблюдение
опрос
лабораторная работа
защита проектов
защита проектов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Объединения «Жизнь вокруг нас»
МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
Педагог Салиева Надежда Александровна.
Рабочая программа воспитания объединения «Жизнь вокруг нас»
составлена в соответствии с Воспитательной программой МБОУ ДО «ДТ
«Юлдаш» «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2021– 2025 гг.
Главной целью воспитательной программы МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
является: создание единого воспитательного пространства для развития,
саморазвития и самореализации личности психически и физически здоровой,
гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в
современном обществе.
• Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
• приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у
них основ культуры и общения, умений построения межличностных
отношений;
• привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование
осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
• создание условий для открытого воспитательного пространства, в
котором родители принимают активное участие;
• способствовать
формированию
гражданского
самосознания,
ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
• способствовать развитию празднично-игровой культуры детей и
взрослых в современных социальных условиях;
• использование новых художественно-педагогических форм, методы и
технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;
• способствовать сохранению народных праздничных традиций своей
страны;
• создание условий для творческой самореализации обучающихся.
• Воспитательная работа в учреждении осуществляется по следующим
направлениям и программам:
Направления
1. Духовно-нравственное
2. Гражданско-патриотическое
3. Спортивно-оздоровительное
4. Трудовое – профориентационное
5. Экологическое
6.Общеинтеллектуальное
7.Приобщение к культурному наследию
8. Семейное воспитание и работа
Программы
«Дорога к человечности»
«От малой Родины до гражданина России
«В здоровом теле-здоровый дух»
«Труд и призвание»
«Будем жить в ладу с природой»
«Ученье-свет»
«Истоки»
«Семья»
Деятельность объединения «Жизнь вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность.
Количество обучающихся объединения «_30__» человек.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 13__ до 14_ лет.
28
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
Возраст
От 11 до 13
лет
От 14 до 18
лет
Характеристика возрастного этапа
Детям этого возраста чрезвычайно важно
чрезвычайно важно согласовывать свои действия
со сверстниками. Подросткам этого возраста
нужен как организатор, способный направить их
бурную энергию в «мирное» русло, помочь
сделать самостоятельные шаги к
самоутверждению. Здесь ведущий способ
проведения досуга – организация творческой
деятельности
В этом возрасте подростки проходят период
формирования чувства идентичности, «самости»,
осознания собственной индивидуальности,
стремятся выразить себя. На данном этапе
формируются жизненные цели личности,
складывается мировоззрение, осваиваются навыки
взаимодействия с противоположным полом.
Подросткам интересен взрослый, способный
выступить в роли консультанта, советчика,
старшего и более опытного товарища. Учитывая
эти особенности, старшим подросткам, как и в
предыдущем случае, целесообразнее всего
предлагать различные варианты коллективной,
творческой деятельности, но с учётом их запросов
и интересов.
Формы
реализации
воспитательной
работы
Игры на восприятие
друг друга
Спортивные игры
Вечеринки
Встречи с
интересными
людьми Праздники
Вечера отдыха
Дискотеки
Спортивные игры
Дискуссии
Тренинги
Формы
общественнополезной
деятельности
(благотворительные
акции,
экологические
исследования и
экспедиции,
трудовые дела)
План воспитательной работы на 2024-2025 уч. Год
Мероприятия проводимые в объединении
№
1
2
3
Примерный план работы
Форма и Наименование мероприятия
по реализации Воспитательной
программы МБОУ ДО «ДТ «Юлдаш»
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Духовно-нравственное воспитание.
(программа «Дорога к человечности»).
Организация и проведение
мероприятий, посвящённых Дню
-Беседа «Мама в жизни человека»
матери и организация выставки работ,
обучающихся и родителей
Участие в новогодних мероприятиях
Беседа «Новый год в разных странах»
Дома творчества
Уроки доброты
Беседа «Мы в ответе за тех кого
приручили»
29
Дата
проведения
ноябрь
21.11.24
Декабрь
21-26.12.24
В течение
года
21.09.24
14.12.24
19.04.25
4
Неделя доброты
5
Неделя вежливости
6
Акции милосердия
1
Гражданско-патриотическое воспитание
(программа «От малой родины до гражданина России»)
Цикл бесед к памятным датам
Беседа «450 лет городу Уфе»
Беседа «Будь вежлив»
2
Участие в гражданскопатриотических акциях
Акция «Окна Победы»
3
Проведение квестов к 23 февраля,
Дню Победы
История в лицах
4
Проведение цикла бесед «Уфа-город
Моя малая родина город Уфа
трудовой и боевой славы»; цикла
бесед» Улицы Черниковки»
Спортивно-оздоровительное направление
(программа «В здоровом теле – здоровый дух»)
-контроль за санитарноКонтроль за санитарногигиеническими условиями кабинета; гигиеническими условиями кабинета;
- воздушно-тепловой режим;
- воздушно-тепловой режим;
- освещённость кабинета.
- освещённость кабинета.
Своевременное проведение
Проведение инструктажа по технике
инструктажа по технике безопасности безопасности обучающихся
обучающихся.
Пропаганда здорового образа жизни
Беседа «В здоровом теле – здоровый
через проведение мероприятий при
дух»
активном участии детей и родителей.
Проведение «Дня здоровья для
Беседа «Здоровье человека»
обучающихся».
1
2
3
4
5
6
1
Участие обучающихся в спортивных
Осенний кросс «Золотая осень»
соревнованиях, спартакиадах:
школьных, районных, региональных.
Организация оздоровительных
Проведение оздоровительных
режимных моментов в организации на режимных моментов в организации на
занятиях (зарядка, физкультминутки)
занятиях (зарядка, физкультминутки)
и проведение подвижных игр на
и проведение подвижных игр на
переменах для обучающихся.
переменах для обучающихся.
Трудовое-профориентационное направление
(программа «Труд и призвание»)
Профессиональные уроки
30
Осенние и
весенние
каникулы
2.11.24
05.04.25
Февраль,
май
22.02.25
17.05.25
В течение
года
Сентябрьмай
28.09.24
Сентябрьмай
15.02.25
10.05.25
Февраль,
май
15.02.25
10.05.25
Сентябрьапрель
07.12.24
Сентябрьмай
Сентябрьмай
06.09.24
Сентябрьмай
05.04.25
1 раз в
квартал
16.11.24
В течение
года
21.09.24
В течение
года
В процессе
реализации
РП
2
Профессиональные пробы
3
2
Фестиваль «Путешествие в мир
профессий»
Экологическое направление
(программа «Будем жить в ладу с природой»)
Конкурс рисунков, плакатов и
«Мы делаем мир чище»
памяток на экологическую тему. Эко
фестиваль «Зеленая планета»
Участие в экологических акциях
Посади дерево
3
Участие в экологических конкурсах
Эколята
4
5
Беседа «Экология планеты»
6
Дни экологической безопасности
Участие в районных, областных
конкурсах проектноисследовательских работ по экологии
Викторины на экологическую тему
7
Акции «Скворечник», «Кормушки»
Акции «Скворечник», «Кормушки»
1
1
2
3
1
2
3
1
2
3
4
«Экология и мы»
Общеинтеллектуальное направление
(программа «Ученье – свет»)
Интеллектуальные бои, викторины,
Игра «Учиться всегда пригодится»
научно-исследовательские
конференции
Экскурсии в музеи, галереи,
Экскурсия в музей Леса
посещение выставок
Интеллектуальный марафон
«Хочу все знать»
Приобщение к культурному наследию
(программа «Истоки»)
Творческие мастерские «Ремесло –
всегда добро»
Выставка работ педагогов «Добрых
рук мастерство»
Конкурсы районные, городские,
республиканские по пропаганде
обычаев, традиций народов РБ
Семейное воспитание и работа с родителями
(программа «Семья»)
Родительские собрания
«Ваш ребенок пришел в естественнонаучное объединение»
«Успех каждого ребенка»
Индивидуальные консультации для
родителей
Оформление «Уголка для родителей
День Семьи и совместные праздники
31
В процессе
реализации
РП
Март
15.03.25
Октябрь
19.10.24
В течение
года
04.10.24
В течение
года
28.09.24
Осень, весна
В течение
года
Осень, весна
26.10.24
29.03.25
Зима, весна
22.03.25
в
течение
года
11.01.25
в
течение
года
15.03.25
в
течение
года
12.04.25
Весенние и
осенние
каникулы
март
В течение
года
Сентябрь,
май
По мере
необходимо
сти
ноябрь
сентябрь
5
6
1
2
Конкурс на лучшую семейную
фотографию «Это я, это я, это – вся
моя семья!»
Родительский лекторий
Февральмарт
Правила поведения родителей в «ДТ ноябрь«Юлдаш»
апрель
Подготовка ребенка к обучению в
объединении «Жизнь вокруг нас»
Охрана здоровья ребенка.
Диагностика воспитательной работы
Наблюдение
В течение
года
Стартовая диагностика -тестирование таблица «Уровень воспитанности Октябрь
3
Рубежная диагностика
4
Итоговая диагностика
5
Участие в конкурсах
6
Итоговая работа. Анализ работы за
год, планирование работы на
следующий год.
учащегося»
таблица «Уровень воспитанности Февраль
учащегося»
Май
таблица «Итоговый уровень
воспитанности учащегося»
Отчет
воспитательной
объединении»
32
В течение
года
«Самоанализ Май
работы
в
33